|
Выбирай цель, которая опережает время… Выбирай цель, которая опережает время…
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 утвержден ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В связи с этим принципиальная смена смысловых ориентиров деятельности образовательного учреждения заключается в том, что от « подготовки для….», эффективной в условиях стабильной, отлаженной деятельности, нам необходимо переориентировать школьное образование на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности.Образование перестаёт выполнять только миссию просвещения.В условиях достижения целей образования, соответствующих новому поколению стандартов, эффективными становятся технологии, принципиально меняющие характер учебной деятельности:
Технологии универсальных учебных действий, обеспечивающие задачи «Учись учиться» в новых информационных условиях;
Технологии обучения, позволяющие на основе универсальных учебных действий развивать общие способности ребёнка, а также специальные;
Проблемные, поисковые, проектные технологии обучения, обеспечивающие развитие самостоятельности ребёнка в постановке задач, пробах действий, достижении результатов и рефлексии своей деятельности;
Технологии игровой и проектной дидактики, позволяющие конструировать учебную деятельность и повышать мотивацию к обучению;
Уже второй год я веду немецкий язык в 6а классе, который является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС нового поколения. И я действительно могу утверждать, что современный урок сегодня немыслим, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности.Поэтому на своих уроках я использую:
Проектные Технологии
Технологию критического мышления
Здоровьесберегающие технологии
Технологии игровой социальной дидактики и другие.
Практическим этапом подготовки к педагогическому совету стали открытые уроки моих коллег.Анализ этих уроков показал, что все учителя планируют результаты обучения, цели и задачи учебного процесса, выстраивают содержательные линии изучения предмета, разрабатывают педагогический сценарий, планируют и подбирают учебные ситуации, методы, организационные формы, разрабатывают учебные задачи, а также подбирают средства обучения для осуществления планируемой учебной деятельности и владеют новыми педагогическими технологиями, ориентированными на достижение планируемых образовательных результатов;
Но любая технология складывается из некоторого количества педтехник, которые в свою очередь складываются из приёмов. Выбор и применение приёмов педагогической техники соотносится с поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя. Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. По сути, овладение приёмами педагогической техники является одной из главных профессиональных задач каждого учителя. Знакомясь с описанием того или иного приема, он каждый раз «примеряет» его на себя. Разумеется, не все приёмы «лягут» в процесс повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя.Но вооружившись даже несколькими приёмами и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности, а следовательно и на всестороннее развитие личности.
На уроках мы увидели создание опыта работы с информацией, ее применение в нестандартных и непривычных жизненных ситуациях, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащихся. И , действительно, работа с текстом является одним из важных этапов на уроках изучения иностранного языка. В своей практике я очень часто применяю
Технику активно-продуктивного чтения
Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников.
Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. В большей степени Эта техника способствует развитию познавательных УУД.
Пометки на полях
Это вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления. Использование Техники активно-продуктивного чтения способствует развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Этапы работы с применением данной техники
1 этап-- вызов и актуализация знаний
Изучение темы начинается с учебно-мозгового штурма, с приёмов активизации внимания
(индивидуальная форма работы)
Учитель предлагает вспомнить, что дети знают по данной теме. Учащиеся делают пометки у себя в тетрадях. Информация может быть неточной, неполной- не страшно, ведь наша цель-актуализация знаний.
2 этап--« сброс идей в корзину»
Обсуждение в парах- обмен информацией
Обсуждение в группах по 4 человека - обмен информацией (как правило ученики первой парты поворачиваются к своим соседям)(групповая форма работы)
Каждая группа сообщает о результатах своего обсуждения. Учитель фиксирует данные на доске. Если материала много, то делает это в виде схемы или таблицы.
3 этап—осмысление
После этого каждому ученику выдаётся готовый текст по изучаемой проблеме. Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия. Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях.
Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых им было известно до его получения
+
| Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат новую для учащихся информацию
V
|
Затем ученики заполняют таблицу 4 этап –рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания)
После заполнения таблицы учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились. Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку « Хочу узнать», даёт рекомендации, задания, указание на справочные издания , где ученики могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.
Таким образом при работе с техникой активно-продуктивного чтения:
ученик формулирует вопросы, обучает и объясняет , и, в то же время, отвечает на вопросы своего товарища. Он выходит на уровень редукции знаний (редукция- от сложного к простому)
Роль учителя- экспертиза сформулированных учебных заданий, вопросов, доведённых до уровня учебных задач. Учитель- координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Применяются различные формы работы (индив.,пар., групповая)
Однако нельзя сказать, что данная техника может быть использована при работе с любым текстом и на любом уроке в любом классе. При выборе данной техники Безусловно надо учитывать
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ основы формирования УУД
-Это соответствие возрастным психологическим особенностям учеников,
а также
соответствие формирующихся свойств УУД заранее заданным требованиям
деятельностную основу формирования УУД, мотивацию обучающихся
|
|
|