Главная страница

«Срезал ли?» (встречая героя рассказа В. М. Шукшина «Срезал»)



Скачать 37.82 Kb.
Название«Срезал ли?» (встречая героя рассказа В. М. Шукшина «Срезал»)
Дата16.04.2016
Размер37.82 Kb.
ТипПрезентация

Урок литературы 6 класс

Тема: «Срезал ли?» (встречая героя рассказа В.М. Шукшина «Срезал»)

Цель: создание мотивационной среды для дальнейшего изучения рассказа и других произведений писателя.

Задачи:

  • Учить внимательному чтению произведения;

  • Способствовать развитию умения определять авторские приемы характеристики героя;

  • Способствовать формированию системы нравственных ориентиров учащихся.

Оборудование: текст произведения; презентация ppt «Слово о В.М. Шукшине», проектор мультимедиа, аудио запись «Фрагмент рассказа В.М. Шукшина «Срезал».

Методология урока: создание коммуникативно-проблемной ситуации.

Ход урока


  1. Мотивационный этап.

- Добрый день, друзья! Я благодарю, что именно мы с вами находимся здесь и сейчас. Предлагаю осветить главное. Представьте себе, что вам встретился человек, он вас заинтересовал, но вы с ним не знакомы. Что вы сделаете?

- Сегодня наш урок предлагает нам встречу с произведением замечательного художника слова Василия Макаровича Шукшина. Давайте узнаем немного о нем. Презентация

2. Вступление к тексту:

- Ну что ж, перед нами рассказ «Срезал». Ребята, вы прочли произведение. А какие вопросы вы задали бы после прочтения автору?

3. Выход на тему.

- Рассмотрим рассказ. Какое событие встревожило жителей деревни?

- Что за герой раскрывается на фоне этого события?


(учитель на доске отмечает центр будущего кластера)

- Ребята, найдите в тексте слова, которыми автор характеризует своего героя? (выйти к доске и написать, составляется кластер)

(портрет, отношение жителей деревни)

- Зафиксируйте в тетради, но тему урока пока мы не пишем. Оставьте три строки для того, чтобы позже записать тему.

- А чего в рассказе больше: действия героя или его речи?

- Действительно, несмотря, что автор дает оценочный портрет, все же главным средством создания характера остается традиционный для Шукшина прием речевой характеристики, отражение героя в его словах.

Вот как сам автор объяснял причину использования этого приема: сл.8

3. Работа по тексту.

- Давайте пойдем вслед за автором и выберем из текста несколько фраз героя, которые, на ваш взгляд, точно раскрывают его характер.

Прочитаем вдохновенно.

4. Прослушивание аудио записи.

- А теперь послушайте фрагмент рассказа в актерском прочтении, а после этого мы ответим на главный вопрос (помните, нам с вами необходимо найти и определить главное) аудиозапись (первые 2 минуты)

5. Словарная работа.

- Почему ключевое слово для нас сегодня – срезал? Чем же срезал герой Шукшина? Почему он выделен автором среди других героев произведения?

(он отличается начитанностью, необычными, непривычными для деревни словами)

- Обратимся к его словарю: сл 9

6. Работа по образу.

- Какое настроение мы получаем от общения с Глебом Капустиным? А как чувствуют себя герои, на которых он обрушивается с обвинительной речью?

- А согласитесь ли вы с мнением о том, что этот рассказ и грустный, и смешной? Почему?

- Что является главным средством характеристики героя? – Слово. А какое отношение к слову сложилось, например в практике русского фольклора, в частности, в пословицах? Какие пословицы вы знаете о слове?

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь

- А слышали вы такое высказывание: «И счастье, и беда у человека на языке»?

7. Подведение итогов.

- Как можно соотнести эту пословицу с нашим Глебом Капустиным?

- У него все его беды на «языке»: его слово ядовито, язвительно, он жесток, вызывает интерес, но любви к нему не было, малообразован (только верхушки общеизвестных истин). Ему нужна помощь, потому что у него нет друзей, он одинок.

- Предлагаю вам два высказывания В.М. Шукшина, прочтите их и выберете одно, которое , на ваш взгляд, соответствует главной мысли рассказа «Срезал»
1. В рассказе не должно быть лжи.
2. Нам бы немножечко добрее быть...

Будьте повнимательнее друг к другу,

подобрее...
Учащимся необходимо выйти к доске и на том ватмане с высказыванием, которое оно выбрали, поставить восклицательный знак.

- А теперь вернемся к теме: если вы в заключении нашего урока согласны с тем, что герой рассказа срезал, оказался победителем в словесном «бою» с кандидатами, тогда запишите тему урока с восклицательным знаком и без частицы «ЛИ» («Срезал! (встречая героя В.М. Шукшина)»; если вы думаете, что Глебу Капустину нужна помощь друзей, что он одинок, он не победитель, тогда запишите тему со знаком вопроса и поставьте после него многоточие («Срезал ли?...).
- Я благодарю вас за работу. Но мы с вами не определились еще в одном моменте: а как вы думаете, почему Глеб Капустин такой? Вот на этот вопрос я предлагаю вам ответить на этот вопрос письменно дома.

Но давайте оценим свой путь сегодня: те ребята, которые сегодня определили, нашли то главное, что интересовало их в рассказе – прикрепите свои зеленые карточки на правом поле; те ребята, которые не определились в сегодняшнем уроке – красные карточки на левом поле.