|
Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом Оглавление Введение………………………………………………………………….3
|
|
| Глава 1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом…………………….….………………………………………...5
1.1. Понятие «инвалид», «дети с ограниченными физическими возможностями здоровья»…………………………………………………..5
1.2. Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов……………6
1.3. Физические возможности детей-инвалидов. Вовлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск………………………………………………….7
1.4. Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов. Паралимпийское движение………………………………………………………...…10
Заключение………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………...………13
Приложение 1…………………………………………………….……..14
Приложение 2…………………………………………………….……..16
|
|
|
Введение
Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты Организации Объединенных Наций и Всемирной Организации Здравоохранения придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера - каждый десятый из них, более 120 миллионов - это дети и подростки. В нашей стране, как показывают исследования, практически все медико-биологические параметры состояния здоровья детей, подростков и молодежи ухудшились. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Ежегодно в России рождается более 30000 детей с аномалиями, 70-75% из них являются инвалидами. По данным Госкомстата России число детей-инвалидов возросло почти в пять раз и составило 426,3 тысячи человек.[3]
В настоящее время явно выявилась проблема социализации инвалидов, особенно детей – инвалидов. На мой взгляд, процесс социализации детей-инвалидов должен проходить именно через вовлечение их в спорт и через занятия физической культурой. Ещё в глубокой давности Сократ сказал: «В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить». А спорт, как известно, является тем направлением, где человек может проявить себя в полную силу, т.е. даёт возможность «светить».
Целью моего исследования является изучение физических возможностей детей-инвалидов для занятий физической культурой и спортом.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить и провести анализ научной, методической и медицинской литературы, интернет-источников о физических возможностях детей-инвалидов для занятий физической культурой и спортом. Изучить понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными физическими возможностями здоровья» и провести сравнительный анализ понятий «инвалид» и «человек с ограниченными физическими возможностями». 3. Изучить возможности для занятий спортом и физической культурой для детей-инвалидов, проживающих в ЗАТО Углегорск.
Методы исследования: Анализ научной, методической и медицинской литературы по проблеме исследования и интернет-источников. 2. Изучение статистики ЗАТО Углегорск о детях-инвалидах и анализ, полученных данных.
Глава 1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом
Понятие «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями здоровья»
Для начала я решила разобраться в понятиях, которые предстоит исследовать, это «инвалид», «инвалидность» и «человек с ограниченными возможностями здоровья». Мне понадобилось обратиться к медицинской энциклопедии, в которой даны следующие определения:
Инвалид - лицо, навсегда или на длительное время потерявшее трудоспособность (частично или полностью) в результате болезни или травмы.[12]
Инвалидность – (от лат. invalidus - слабый, немощный) состояние организма человека, возникающее в результате болезни или увечья, которое характеризуется стойкими, необратимыми функциональными нарушениями, приводящими к постоянной или длительной, полной или частичной потере трудоспособности.[14]
В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано следующее определение:
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[17]
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид".[17]
Часто мы слышим понятие «человек с ограниченным физическими возможностям здоровья». Отсутствие четкого определения понятия «человек с ограниченными возможностями здоровья» приводит к тому, что, зачастую, этот термин воспринимается как равнозначный термину «инвалиды», в то время как, согласно данным официальной статистики, в 2012 году было зарегистрировано 593 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а по прогнозам специалистов, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, намного больше – 1,6 млн. чел.[1]
Понятие "человек с ограниченными возможностями" позволяет рассматривать данную категорию лиц, как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.
Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов
Цель физкультуры и спорта - развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для ребенка-инвалида.
Роль физической культуры и спорта в жизни детей-инвалидов состоит в следующем:
терапевтическое значение: занятия оздоровительной физкультурой и спортом - естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости. Вступая в соревнование с самим собой, стремясь улучшить свою работоспособность, инвалид учится преодолевать усталость - основной симптом в ранних стадиях восстановления;
психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями - это фактор отдыха. Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выражать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;
физкультура и спорт - средство социализации инвалидов, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром.[10]
1.3. Физические возможности детей-инвалидов.
Вовлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск
Сегодня у нас в стране по статистике около 1 % детей-инвалидов с детства.[2]
Причинами инвалидности является следующие: инвалидность в следствие врожденных травм, в результате полученных аварий и травм, перинатальная патология, в следствие перенесенных болезней, врожденная.[6]
Для восстановления социального статуса детей-инвалидов и социальной адаптации необходима реабилитация.
Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация инвалидов включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально - производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально - средовой ориентации и социально - бытовой адаптации.[17]
Социальная реабилитация предполагает занятия физической культурой, адаптивной физической культурой.
Адаптивная физическая культура – физическая культура для лиц с отклонениями состояния здоровья.[5]
Существуют определённые условия, с позволения которых, данная категория детей может заниматься адаптивной физической культурой или спортом. Исходными условиями для начала занятий являются следующие:
наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний;
устойчивая мотивация, интерес и функциональные предпосылки;
стабилизация, достигнутая в результате восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий после травмы или заболевания.[10]
К регулярным занятиям физкультурой и спортом могут быть допущены инвалиды:
с поражением спинного мозга на различных уровнях (оперированные или прошедшие курс консервативного лечения). После травм легкой или средней тяжести занятия рекомендуется начинать через 6 месяцев, постепенно увеличивая физическую нагрузку, после тяжелых травм - через 1 год (за исключением повреждений шейного отдела позвоночника);
после перенесенной нейроинфекции занятия физкультурой показаны в стадии ремиссии (не ранее, чем через год).
Основные факторы, определяющие возможность занятий физкультурой и спортом инвалидов по зрению:
состояние здоровья;
характер глазной патологии;
общая физическая подготовленность;
уровень психологической подготовленности.[4]
Тренировка физическими упражнениями совершенствует организм, значительно повышает его возможности. Отличительные особенности тренированного организма в состоянии покоя:
устойчивость
сопротивляемость
переносимость
Локомоторный аппарат инвалида, занимающегося спортом, претерпевает изменения - отмечается ряд положительных сдвигов в костно-суставной и мышечной системах. Основа развития тренированности - совершенствования нервного управления всеми органами, в том числе и сердцем. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций организма. Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций. Физические упражнения в той или иной форме показаны практически всем инвалидам молодого и среднего возраста с двигательными нарушениями.[9]
Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов.
Паралимпийское движение.
В России начало преобразованию окружающего мира инвалидов с учетом их потребностей положено 2 октября 1992 года Указом Президента «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».[16]
В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Однако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры.
В России законодательно закреплены государственные обязательства по обеспечению прав инвалидов с ограниченными возможностями на занятиях физической культурой и спортом.
В Конституции РФ эти права поставлены в один ряд с основными правами человека и гражданина. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ предусмотрено обеспечение доступа инвалидов к спортивным сооружениям (ст.15), участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании и обучении детей -инвалидов (ст.18), государственная поддержка предприятий и организаций, содействующих инвалидам в занятиях физической культурой и спортом, производящих спортивные технические средства для инвалидов (ст.26), предоставление инвалидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений (ст. 31).[17]
В настоящее время работают с инвалидами три международные спортивные организации:
Международная спортивная организация для лиц с физическими недостатками (ISOD) объединяет инвалидов после ампутации конечностей и отнесенных к категории «Прочие».
Международная спортивная организация для лиц с травмами позвоночника и спинного мозга (ISMWSF).
Международная спортивная организация для спортсменов с нарушением мозговой двигательной деятельности (СР-ICRA).[10]
В настоящее время в развитии спорта среди инвалидов в России отмечается возрастание роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями, финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов, формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.
Приоритетным для Госкомспорта России является решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов-спортсменов к статусу здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев.
Первые Паралимпийские летние игры состоялись в 1960 году в Риме, а зимние игры прошли в 1976 году в шведском городе Орнсколддсвик. Но только в 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. Более 15 лет существует в России Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. [3] Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних паралимпийских играх. Информация об участии российских спортсменов в Паралимпийских играх представлена в Приложении 1.
После изучения понятия «дети-инвалиды», роли физической культуры в жизни детей-инвалидов и основ законодательства по поддержки детей-инвалидов я решила провести исследование «Условия для занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск», которое представлено в Приложении 2.
Заключение
Завершая свою работу, я пришла к выводу, что спорт для детей-инвалидов имеет колоссальную значимость в его жизни, а именно то, что спорт помогает адаптироваться в обществе, обеспечивает хорошее личностное становление, даёт почувствовать свою независимость и самостоятельность в любых ситуациях. В итоге, во взрослую жизнь входит по-настоящему сильная личность. Для этого имеются физические возможности.
Список литературы
https://aupam.narod.ru
https://doktorland.ru
https://ru.wikipedia.ru
https://rudocs.exdat.com
https://it-med.ru
https://medlinks.ru
https://ns-sport.ru
www.atexnik.ru
www.eurolab.ru
www.neinvalid.ru
www.sochi2014.com
Малая медицинская энциклопедия.-М.: Медицинская энциклопедия.-1991.
Первая медицинская помощь.-М.: Большая Российская Энциклопедия.-1994.
Энциклопедический словарь медицинских терминов.-М.: Советская энциклопедия.-1982.
Толковый словарь великорусского языка: современное написание/ В.И.Даль. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ».-2003.
Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Приложение 1
На Х Паралимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала 27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых и заняла 16-е место. Всего завоевали медали (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов России, 85 российских спортсменов показали результаты, превышающие личные достижения.
Выступление сборных команд России на XI Паралимпийских играх 2000 года в г. Сиднее (Австралия) показало некоторый прогресс в подготовке спортсменов-инвалидов к соревнованиям самого высокого ранга. Спортивная делегация России, представленная 90 спортсменами, завоевала 35 медалей, в том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых наград, выступая в 10 видах программы из 20, и заняла 14-е общекомандное место. Возрастной диапазон российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сиднее колебался от 17 до 53 лет.
На зимних Паралимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году россияне завоевали 7 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых медалей.
Паралимпийские игры 2004 года в Афинах были пятыми по счету летними Играми, в которых участвовали россияне - 113 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения по 10 видам спорта: легкая атлетика - 23 чел., плавание - 17 чел., футбол - 14 чел., дзюдо - 13 чел., волейбол (мужчины) - 14 чел., пулевая стрельба - 8 чел., пауэрлифтинг - 11 чел., настольный теннис - 6 чел., конный спорт - 6 чел., теннис – 1 чел.
В последнее время паралимпийский спорт стал очень популярен. Паралимпийцы из России делают достаточно высокие достижения, например в летних паралимпийских играх 2012 года в Лондоне русские спортсмены завоевали 36 золотых, 38 серебряных и 28 бронзовых медалей.
Также, в этом же году в Южной Корее в городе Пьёнчхан с 29 января по 5 февраля прошли Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады. Российские спортсмены наибольших успехов добились в шорт-треке (Алексей Семенчиков – три золотые и одна серебряная медали; Екатерина Зубова – золотая, две серебряные и бронзовая медали; Аннели Нийт – золотая, серебряная и бронзовая медали), горнолыжном спорте (Надежда Ерохина и Екатерина Сазонова – по три золотые медали), снегоступинге (Инна Иванникова – две золотые и серебряная медали, Вероника Балабонкина – две золотые и серебряная медали), сноуборде (Елена Сагалаева – две золотые медали; Равиль Хасанов – две золотые медали) и лыжных гонках (Станислав Черенков – золотая, серебряная и бронзовая медали; Алёна Колесник – золотая и серебряная медали).[3]
Все эти достижения показывают, что человеческие возможности безграничны. Необходимо вовлекать подрастающее поколение с ограниченными возможностями здоровья в спорт, занятия физической культурой, паралимпийский спорт.
Известно, что в 2014 году в Сочи будут проходить олимпийские, а следом и паралимпийские игры.
Соревнования Паралимпийских зимних игр в Сочи 2014 года пройдут по пяти зимним видам спорта: горные лыжи, биатлон, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках.[11]
Приложение 2
Хочу сразу отметить, что личные (персональные) данные о детях – инвалидах предоставить отдел социальной защиты населения отказался, ссылаясь на ФЗ «О защите персональных данных». По данным опроса руководителей образовательных учреждений ЗАТО Углегорск выяснила:
Статистика детей-инвалидов, проживающих на территории ЗАТО Углегорск и обучающихся в образовательных учреждениях в 2010 – 2012 гг. следующая:
Количество детей - инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях ЗАТО Углегорск, из них посещающих уроки физической культуры, занятия, спортивные кружки и секции в этом же учреждении:
ОУ
| 2010
| 2011
| 2012
| МБОУ СОШ №7
ЗАТО Углегорск
| 3/1
| 2/0
| 6/4
| МБДОУ д/c №1
ЗАТО Углегорск
| 1/1
| 1/1
| 2/2
| МБДОУ д/c №2
ЗАТО Углегорск
| -
| 2∕2
| 2/2
| МБУ ДОД
«ЦДТ «Созвездие»
ЗАТО Углегорск
| 1∕0
| 1∕0
| 2∕0
| МАОУ ДОД ДШИ
ЗАТО Углегорск
| 1∕0
| 1∕0
| -
| МБУ ДОД ДЮСШ
ЗАТО Углегорск
| -
| -
| -
|
Условия для возможности посещения учреждений:
Название образовательного учреждения
| Специальные условия для доступа в учреждение (пандусы, поручни и т.д.)
| МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск
| +
| МБДОУ д/c №1 ЗАТО Углегорск
| -
| МБДОУ д/c №2 ЗАТО Углегорск
| -
| МБУ ДОД «ЦДТ «Созвездие» ЗАТО Углегорск
| -
| МАОУ ДОД ДШИ ЗАТО Углегорск
| -
| МБУ ДОД ДЮСШ ЗАТО Углегорск
| -
|
Наличие специальных программ и обеспеченность обученными кадрами:
Название образовательного учреждения
| Наличие специалистов, имеющих образование, дающее право работать с детьми-инвалидами
| Ведется ли адаптивная физкультура∕Имеется ли специальная программа
| МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск
| +
| - ∕+
| МБДОУ д/c №1 ЗАТО Углегорск
| -
| - ∕-
| МБДОУ д/c №2 ЗАТО Углегорск
| -
| - ∕-
| МБУ ДОД «ЦДТ «Созвездие»
ЗАТО Углегорск
| +
| - ∕+
| МАОУ ДОД ДШИ ЗАТО Углегорск
| -
| - ∕-
| МБУ ДОД ДЮСШ ЗАТО Углегорск
| +
| - ∕+
|
Вывод: В ходе моего исследования выяснила, что из 3 детей-инвалидов, обучающихся в 2010 году в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск всего 1 посещал уроки физической культуры, 2 человека – обучались на дому, в 2011 году – 1 ребенок-инвалид с 9 класса ушел учиться в учебное заведение, а 2 ребенка –инвалида – обучаются на дому и не посещают уроки физической культуры. Воспитанники дошкольных учреждений - посещают спортивные занятия, но как сообщили заведующие - по облегченной программе. Дети-инвалиды также посещают учреждения дополнительного образования, но в них не занимаются в спортивных кружках и секциях.
На сегодняшний день в ЗАТО Углегорск на сегодня проживает 10 детей-инвалидов, 6 человек посещают школу, из них 2 – обучаются на дому, 4 – посещают уроки физической культуры, но занимаются на них по специальной программе, потому что по состоянию своего здоровья и по медицинским показаниям они могут это делать.
Специальные условия для доступа в учреждение имеется лишь в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск. Также в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск, а также в ЦДТ и ДЮСШ имеются обученные кадры и разработаны специальные программы для обучения детей-инвалидов, но преподавание адаптивной физической культуры как предмета не ведется ни в одном учебном учреждении. |
|
|