Главная страница

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам «менеджмент» И«психолого-педагогический практикум»



Скачать 49.55 Kb.
НазваниеМетодическая разработка интегрированного урока по дисциплинам «менеджмент» И«психолого-педагогический практикум»
Дата13.04.2016
Размер49.55 Kb.
ТипМетодическая разработка

А.В. Потемкина, старший методист, преподаватель менеджмента

ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 «Митино» г. Москва
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНАМ «МЕНЕДЖМЕНТ» И «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих студентам педагогического колледжа «открывать» себя, раскрывать свои индивидуальные и личностные качества. Критерием успешности студента в жизнедеятельности становится не столько результативность в изучении учебных дисциплин, сколько его отношение к возможностям собственного саморазвития, познание самого себя, общение с одногруппниками и педагогами. Определенные возможности в этом плане открывает педагогический процесс с применением проектной технологии.

Анализ учебной и методической литературы показал незначительное число рассмотрений метода проектов как средства предупреждения конфликтов, что еще раз доказывает актуальность рассматриваемого вопроса. Метод проектов (в пер. с греч. «путь исследования») — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности обучающего путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Наблюдения за деятельностью студентов показывают, что они стремятся сами добывать нужные сведения для выполнения проекта. Педагог при этом превращается из лектора-рассказчика в консультанта-помощника, который, естественно, руководит творческой деятельностью студентов, но делает это ненавязчиво. Студент становится равноправным участником совместной деятельности с педагогом, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам (вначале при участии педагога) анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной. В процессе проектной деятельности у студента – будущего педагога развиваются и профессиональные компетенции.

Студентами четвертого курса специальности «Преподавание в начальных классах» в рамках дисциплин «Менеджмент» и «Психолого-педагогический практикум» был выполнен проект на тему «Управление конфликтами в педагогическом коллективе», посвященный вопросам формирования конфликтологических умений будущего педагога, предупреждения конфликтов в педагогической среде современной школы.
Актуальность проекта. Конфликты в педагогическом коллективе наиболее часто встречаются в повседневной жизни любой начальной общеобразовательной школе. Наше исследование показало, что у 95 % опрошенных учителей начальных классов московских школ периодически возникают конфликтные ситуации с коллегами.

Цель проекта: научиться предупреждать и разрешать данную разновидность конфликтов; овладеть процедурами диагностики и управления конфликтами.

Длительность проекта: четыре учебных занятия.

Выполнению проекта предшествует подготовительная работа - по выдачи студентам задания на преддипломную практику.

Подготовительный период: предварительно проводится анкетирование (или собеседование) учителей начальных классов с целью диагностики конфликтов, возникающих у них в коллективе. Анкета включает следующие вопросы.

1. Случаются ли у Вас конфликты с коллегами? (да / нет)

2. Как часто? а) каждый день; б) 1 раз в неделю; в) 1 раз в месяц; г) 1 раз в год; д) свой вариант.

3. Из-за чего происходят конфликты?

4. В каком случае Вы пойдешь на открытое столкновение?

5. Какой конфликтный способ Вы предпочитаешь использовать?

а) избежать (уйти); б) соперничать; в) приспособиться; г) сотрудничать; д) найти компромисс.

6. Какими средствами Вы разрешаешь конфликт?

а) затаиваете гнев; в) делаете вид, будто все в порядке; г) подавляете все свои негативные эмоции; д) стремитесь доказать, что коллега не прав; е) стараетесь перехитрить его; ж) ищете справедливого исхода; з) уступаете немного ради поддержания отношений; и) ищете творческих и неординарных решений; к) предлагаете свой вариант.

Методика проведения проектной работы.

Вводное занятие.

На первом занятие сообщаются тема и цель проекта, студенты инструктируются по содержанию самостоятельной работы, которая предполагает два задания.

Первое задание - самостоятельное изучение литературы из предлагаемого преподавателем списка. Особое внимание обращается на усвоение студентами материала, раскрывающего понятие конфликтов, их особенности и классификацию; причины конфликтов в педагогическом коллективе, а также пути предупреждения и разрешения таких конфликтов.

Второе задание заключается в нахождении в различных печатных изданиях примеров конфликтов между учителем начальных классов и его коллегами с целью отбора приемлемых образцов предупреждения и разрешения конфликтов.

Основные занятие.

На основе результатов предварительного тестирования определяется программа самосовершенствования конфликтогенных качеств педагога.

Задание: подобрать упражнения и задания для программы сoциальнo-психoлoгического тренинга «Конфликты и методы их преoдoления» (список приводится студентами из результатов выполнения задания выданного на вводном занятии).


Контроль в ходе проекта.

Промежуточный контроль.

Цель этапа: педагогическая поддержка. Здесь проводится консультирование студентов по выявившимся затруднениям в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы.

Итоговый контроль.

Цель этапа: обобщение и систематизация способов и приемов конфликтного взаимодействия учителя начальных классов и его коллег.

Форма отчета: проект программы сoциальнo-психoлoгического тренинга «Конфликты и методы их преoдoления».

Предполагаемые результаты. В результате данной работы у студентов должно наблюдаться повышение конфликтологической компетентности, как составляющей профессиональной компетентности педагога. То есть, они должны научиться понимать природу противоречий и конфликтов; формировать конструктивное отношение к конфликтам; обладать навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; уметь оценивать и объяснять возникающие конфликтные проблемные ситуации; приобрести навыки управления конфликтными явлениями; уметь развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; уметь предвидеть возможные последствия конфликтов; уметь конструктивно регулировать противоречия и конфликты; приобрести навыки в устранении негативных последствий конфликтов.
Список литературы

  1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2009. – 384 с.

  4. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 240 с.

  5. Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика. – Минск: Харвест, 2010. – 912с.