|
«Визуализация учебной информации как средство мотивации познавательного интереса учащихся» «Визуализация учебной информации как средство мотивации познавательного интереса учащихся»
Корягин Д.А.
V курс д/о, биолого-химический факультет
Научный руководитель: к.п.н., доцент: Юзефавичус Т.А.
История педагогической науки насчитывает множество лет своего существования. Великими педагогами – классиками были сделаны открытия и обобщения, лежащие в основе современных представлений об учебно-воспитательном процессе, и на сегодняшний день являющиеся фундаментальными знаниями, необходимыми для реализации как традиционных, так и современных методов обучения, воспитания, разработки дидактического материала, развития познавательного интереса учеников. Одними из таких фундаментальных аспектов являются принципы дидактики, среди которых особое место занимает важнейший компонент, сформулированный и подтвержденный фактами, Я.А. Коменским – это принцип наглядности. Особенно, соблюдение данного принципа касается естественных наук, изучение которых начинается с самого раннего возраста. Именно наглядность в процессе обучения, во все времена являлась залогом не только высокого качества знаний, но и умений к применению их на практике.
Широкое применение современных средств ИКТ дает возможность педагогам моделировать учебный материал так, чтобы обеспечить максимальную наглядность. Существует множество способов трансформации содержания учебного материала. Одним из самых распространенных на сегодняшний день способов является создание мультимедиа презентаций, процесс, который сам по себе является творческим для каждого педагога, потому как требует не только знаний в области применения компьютерных технологий, но и умений к качественному планированию материала. Умение комбинировать классические иллюстрации с интерактивным материалом так же является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Особенно важно учитывать последний приведенный аспект для организации образовательного процесса в рамках изучения наук естественного цикла, важнейшим условием которых является чувственное восприятие, положение и взаимосвязи объектов в природе, в определенной системе.
Для того чтобы приступить к подготовке и подбору необходимого наглядного материала, необходимо задать главный вопрос – «необходимо ли его использование при изучении данной темы?». В случае если ответ на данный вопрос положительный - следует определиться с характером материала (что планируется пользовать?).
Стоит выделить основные современные средства ИКТ, с помощью которых предоставляется возможность визуализировать учебную информацию. Прежде всего, это ресурсы глобальной сети Интернет, которые предоставляют наглядный материал, необходимый для последующего конструирования так называемых визуальных модулей. Источником такого наглядного материала могут служить и иллюстрации в учебниках, для их использования необходимы умения работы с набором программ, осуществляющих редакцию изображений. Одним из редких средств, использующихся в школьной практике, при изучении естественных наук является электронный микроскоп, который позволяет значительно визуализировать материал урока. Редкость такого технического компонента определяется финансовыми возможностями образовательного учреждения, но, тем не менее, существует достаточное количество бюджетных модификаций электронных увеличительных приборов. Еще одним средством обеспечивающим наглядность и нашедшим применение в рамках изучения практически всех предметов – это интерактивная доска. Но, говоря словами ведущего педагога, ученого – методиста В.В. Пасечника – «Компьютер был и остается бездушной машиной, до тех пор, пока не подобраны определенные программы». Так и в случае с интерактивной доской основной упор делается на умение использовать программную оболочку предоставленную фирмой – производителем. Аспекты использования представляются необъятными -
Взаимосвязи учителя и ученика на протяжении многих лет определялись рядом компонентов, среди которых выделяют содержание учебного предмета, методы и средства, при взаимодействии которых образуется многоуровневая система связей в учебном процессе.[1] XXI век внес свои коррективы во все ниши педагогической науки.
В настоящее время, с самого раннего возраста ребенок приобретает умения, а не редко и навыки работы с персональным компьютером, который играет роль не только средства обеспечения досуга, но и главного источника информации и знаний. Уже в начальных классах, на своих уроках, учителя стараются применить современные средства ИКТ и комбинировать их с классическими средствами. Важность этого явления определяется тем, что благодаря использованию ИКТ, не смотря на сложность материала для учеников даже начальной школы, удается достигнуть всех целей поставленных перед учителем. У детей, в результате, формируется целостное и достаточно объемное представление об окружающем мире. Решаются все развивающие, воспитательные и образовательные задачи урока, по средствам предоставления интерактивных материалов в реальном времени, используя компьютерные технологии. Данный факт свидетельствует о том, что интерактивное образовательное пространство, используемое для решения основных педагогических задач, способно не только вызвать интерес к теме во время урока, но и, в последующем, стимулировать умственную деятельность и инициировать проявление познавательного интереса при выполнении домашнего задания. Интенсивность обучения и частая смена деятельности учеников снижает вероятность утомляемости. Таким образом, сочетание методов в различных пропорциях благоприятно сказывается на образовательном процессе, как младших, так и старших школьников, начинающих знакомиться с естествознанием и окружающим миром.[2] Одной из функций школьного естественно – научного образования является передача последующим поколениям духовных и мировоззренческих ценностей.
Как следствие – создание виртуальной среды с экологическим содержанием способствует формированию понятий экологической культуры, у детей начиная с младших классов, развивая личностные качества, помогая осознавать новые ценности и идеалы, перенимать социальный опыт, касающийся естествознания, творческой деятельности и воспитание положительного отношения к природе.
Используемая литература
1. Корягин Д.А., Проблемы информатизации процессов образования. Сборник материалов студенческой конференции. – М., 2009. 2. Пасечник В.В. Проблемы компьютеризации обучения. // Биология в школе. – М., 1990. – N 3. |
|
|