|
Информация об опыте: в настоящее время неоднократно звучит мысль о том, что создание Кришталь Инна Петровна
«Психологическое сопровождение
детей 6-7 лет по подготовке к школе» Информация об опыте:
В настоящее время неоднократно звучит мысль о том, что создание
системы образования для детей старшего дошкольного возраста является
одним из основных направлений продолжения модернизации российского
образования.
Приоритетным направлением российского образования является
выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через
создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при
поступлении в школу. Структура предшкольного образования должна
представлять собой целенаправленный организованный социальный
процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста,
выполняющий функцию социального контроля за состоянием
физического, психологического, интеллектуального состояния детей
перед поступлением в школу.
Обследования поступающих в школу детей, проводившиеся психологами, педагогами, медиками, показывают сходные результаты, согласно которым около трети детей, достигших шести-семилетнего возраста, психологически не готовы к школьному обучению. Таким образом, подготовка детей к школе была и остается одной из важнейших задач учебно-воспитательных комплексов и родителей.
Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. важное значение в этих работах придается изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.
Психологическая готовность к школе включает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовность. Личностная готовность, помимо социальной позиции школьника, предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, заданному учителем. Умственная готовность включает овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.
Как отмечают отечественные и зарубежные психологи, старший дошкольник знает и может многое. У шестилетнего ребенка в достаточной мере сформирована познавательная активность. Ребенок стремится к знаниям. Он пытается оперировать знаниями, представлять ситуации и находить возможные пути для ответа на вопрос.
Важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства является возможность осуществлять систематическое обучение в школе. Об этом свидетельствуют уровень сформированности у них познавательных способностей, речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации.
Психологическая готовность к школе предполагает наличие у ребенка высокого уровня мотивации, интеллекта, и сферы произвольности, т.е. личностную и интеллектуальную готовность к школе. Для успешного обучения в школе важны оба аспекта, т.к. ребенку необходимы скорейшая адаптация к новым условиям, безболезненное вхождение в новую систему школьных отношений. Основная проблема дошкольников как раз и состоит в том, что они еще не «наигрались». Т.е. дети с удовольствием общаются друг с другом и со взрослыми, играют в школу и представляют себя за школьной партой, но реальная учебная мотивация у большинства детей не сформирована. Это связано с тем, что ведущим типом деятельности для дошкольного периода является игровая деятельность. В действительности у детей остается очень мало времени для игры - в перерыве между кружками и занятиями в детском саду - в этом и состоит основная опасность. Не реализовав в полной мере ведущий тип деятельности, детям достаточно сложно перейти на следующий этап и начать формировать истинно учебную мотивацию.
Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет отставание или искажение в развитии других.
Наиболее сложным и «уязвимым» является период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на предшествующем этапе необходимых психологических образований, так и требуемых учебных умений и навыков может привести к школьной дезадаптации.
В младшем школьном возрасте школьная дезадаптация проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой школьной успеваемости, крайних формах недисциплинированности. Психологическими причинами этого может являться низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении и др. Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, развитие произвольного внимания, произвольной памяти). Причины школьной дезадаптации у младших школьников могут также корениться в несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонетического слуха и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов.
Существенное значение имеют также низкий уровень познавательной потребности, познавательного интереса, несформированность внутренней позиции школьника. Следует отметить значительный удельный вес
недостаточной развитости произвольности. Именно это нарушение лежит за многими собственно учебными затруднениями, за плохой дисциплиной, неумением самостоятельно работать в классе и дома и т.п. Поскольку специальной работы по развитию произвольности в школе, как правило, не ведется, то отрицательные оценки и замечания учителей ведут лишь к закреплению нарушений по типу «замкнутого психологического круга».
Многочисленные данные свидетельствуют, что причины школьной тревожности в младших классах центрируются в основном вокруг «ориентации на ошибку», боязни сделать ошибку, что связано с тем, что в педагогической практике ошибка расценивается как то, что заслуживает наказания, а не как то, что неизбежно в процессе усвоения новой деятельности и, пользуясь чем, можно глубже и лучше освоить эту деятельность.
Год от года в школах повышаются требования к уровню интеллектуального развития детей, в связи с чем, многие родители делают акцент на развитии мышления ребенка, отдавая его с самых ранних лет в различные кружки и студии. Соответственно перед поступлением в школу наблюдается - мышление развито на самом высоком уровне, ребенок умеет писать и читать, но его эмоциональная и социальная сферы развиты недостаточно. Ребенок не умеет контролировать свои поступки, выполнять правила работы, не может усидеть на месте, соблюдать тишину; кроме того, он «не наигрался» и учебная мотивация не сформирована. В социальном плане у детей часто отсутствуют коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с другими людьми. То есть современные дети, опережая своих предшественников в интеллектуальном плане, не «дотягивают» до них в личностном и социальном развитии. Важная роль в развитии ребёнка и тем более в психологической готовности к школьному обучению принадлежит родителям, умеющим принимать своего ребёнка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно времени, поощрять самостоятельность и инициативу ребёнка, удовлетворять его разумные потребности. В противном случае ребёнку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребёнку испытывают только отрицательные чувства, считают ребёнка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребёнком, мало заботятся о нём.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое
значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Технология опыта:
В течение 3 лет занимаюсь с детьми по подготовке к школьному обучению. В данной работе принимали участие дети подготовительных к школе групп муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №1» города Краснодара.
Основные методы исследования:
теоретический анализ научной литературы,
наблюдение,
беседы,
тестирование:
«Лесенка» методика В.Г.Щур,
«Тест тревожности» методика Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен.
«Хочет ли ребёнок идти в школу?» тест Л.Г.Нагаева,
«Готовность к школе» по А.Керна-И.Ирасека,
диагностика «Готовность к школе» по Г.Ф. Кумариной,
анкетирование родителей.
Исходя из проведённых диагностических методик, теоретических знаний,
результатов анкетирования родителей, запросу заведующего детского сада, было разработано содержание курса занятий по психологическому сопровождению старших дошкольников по подготовке к школе и их родителей, получившей название «В стране знаний». За основу научной идеи были взяты предлагаемые развивающие игры и занятия для детей, формирующие психологическую готовность к школе К.Л. Печора. Цель: - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений
об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
- оказание психологической помощи дошкольнику и его родителям для
наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.
Задачи:
Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.
Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей.
Формирование учебных навыков: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность, планировать и контролировать свои действия.
Развитие мелкой моторики.
Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе
Содержание занятий: Занятия проводятся с детьми подготовительной к школе группы. Общее количество занятий – 28. Продолжительность занятий - 25-30 минут. Периодичность - один раз в неделю. Структура занятий:
Занятия состоят из трёх частей: вводная (ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других), основная и заключительная, строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения. Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движений, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировке глазомера. Особое внимание уделялось проблемам школьной дезадаптации у детей и для этого в занятия была включена сказкотерапия. Велика роль загадок в обучении детей. Поэтому в занятиях используются загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средство эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакций; способствует развитию речи и поэтическому слуха; расширяет знания об окружающем мире.
В заключительной части дети делятся своими впечатлениями, прощаются.
Основной составляющей в сопровождение детей по подготовке к школе является работа с родителями. Помощь в обучении направлена на повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребёнка 6-7 лет к обучению путём создания «портрета» первоклассника, которого ждут в школе.
Перед встречей с родителями подготовительных к школе групп я провожу опрос в группах, в котором предлагаю взрослым проранжировать разные стороны готовности ребёнка к школе по степени значимости - от наиболее до наименее значимых, самостоятельно регистрируя ответы в специально подготовленном бланке.
Ежегодно выступаю на родительских собраниях по данной теме.
Большое значение в мотивационной готовности детей имеет выставка фотографий: «Мои родители-ученики». Через неё дети делятся впечатлениями, учатся общаться, родители рассказывают детям о школе, о своих одноклассниках, учителях.
Осуществляется наглядная пропаганда для педагогов и родителей в уголке «Психологическая мозаика». Это позволяет знакомить родителей с вопросами подготовки к школе, дать необходимые советы и рекомендации.
Большая работа ведётся с воспитателями подготовительных к школе групп. Для них я провожу беседы, консультации. Они являются главными помощниками на занятиях. Для закрепления материала в совместной деятельности проводят аналогичные упражнения и игры. Осуществляя подготовку к школе, воспитатель вносит определённую коррекцию в организацию детской деятельности, общения и познания, с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения. Результативность опыта: Основная цель проведения мониторинга – получить достоверные
данные по выше названным направлениям, иметь достоверную
информацию о состоянии готовности ребенка к школе…….
Проведение мониторинга по школьной готовности, планируется и
проводится в два этапа:
первый (осенний) этап (сентябрь);
второй (весенний) этап (май).
Весенний и осенний этапы мониторинга предполагает проверку:
состояния пространственного восприятия;
состояние зрительного восприятия;
состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
наличие интуитивных дочисловых представлений;
умение сравнивать два множества по числу элементов;
развитие фонематического слуха и восприятия;
сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом на начало и конец обучения.
Предлагаемые детям задания максимально учитывают особенности и возможности дошкольников (5 -7 лет), обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.
По результатам диагностики составляется таблица. Посмотрим на учебные возможности будущих первоклассников: Динамика психологической готовности к школе
№ группы
| Сентябрь (2008)
| Май (2009)
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
3
|
42%
|
46%
|
12%
|
65%
|
30%
|
5%
|
8
|
25%
|
70%
|
5%
|
47%
|
53%
|
-
|
11
|
48%
|
52%
|
-
|
73%
|
27%
|
-
|
№ группы
| Сентябрь (2009)
| Май (2010)
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
7
|
12,5%
|
56,25%
|
31,25%
|
62,5%
|
37,5%
|
-
|
12
|
14,5%
|
66,5%
|
14%
|
72,4%
|
27,6%
|
-
| В результате планомерной систематической работы к концу года у детей повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный интерес. Дошкольники научились принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.). Увеличился уровень произвольного поведения, т.е. дети сознательно контролируют своё поведение, в соответствии с определённой целью. Приобрели опыт преодоления трудностей, испытывая уверенность в себе и стремление к дальнейшей активной деятельности.
По итогам контрольных срезов стала наблюдаться устойчивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам готовности детей к школе. К параметрам, определяющим готовность к школе, относится и эмоциональная зрелость дошкольника. Под эмоциональной зрелостью мы понимаем умение ребенка распознавать свои и чужие эмоции (по мимике, жестам, интонации), а также умение их регулировать. В школьной жизни ребенок будет сталкиваться с разными жизненными ситуациями, не всегда приятными (оценки, неуспех). Не принимая свои эмоции, и не умея с ними справляться, а также адекватным образом реагировать на эмоции других людей, ребенку будет достаточно сложно воспринимать неуспех и корректировать свое поведение, а также устанавливать социальные контакты. Анализируя уровни проявления таких психологических характеристик, как самооценка, тревожность, мотивация, я определила процент неуспешных детей. Результаты мониторинга за 2008-2009 учебный год
№ группы
| Самооценка
(начало/конец учебного года)
| Тревожность
(начало/конец учебного года)
| Мотивация
(начало/конец учебного года)
| низкая
| адекватная
| завышенная
| Высокий индекс
| Средний
индекс
| Низкий
индекс
| высокая
| средняя
| низкая
|
3
|
10%
|
10%
|
80%
|
12%
|
13%
|
75%
|
7%
|
66%
|
27%
|
0%
|
50%
|
50%
|
0%
|
5%
|
95%
|
88%
|
22%
|
0%
|
8
|
3%
|
7%
|
90%
|
9%
|
29%
|
62%
|
3%
|
70%
|
27%
|
0%
|
63%
|
27%
|
0%
|
4%
|
96%
|
97%
|
3%
|
0%
|
11
|
0%
|
8%
|
92%
|
17%
|
38%
|
45%
|
14%
|
79%
|
7%
|
0%
|
64%
|
26%
|
0%
|
10%
|
90%
|
99%
|
1%
|
0%
|
Результаты мониторинга за 2009-2010 учебный год
№ группы
| Самооценка
(начало/конец учебного года)
| Тревожность
(начало/конец учебного года)
| Мотивация
(начало/конец учебного года)
| низкая
| адекватная
| завышенная
| Высокий индекс
| Средний
индекс
| Низкий
индекс
| высокая
| средняя
| низкая
|
7
|
13,5%
|
14%
|
73,5%
|
11,5%
|
47,5%
|
41%
|
3%
|
54%
|
43%
|
0%
|
65%
|
35%
|
0%
|
6%
|
94%
|
97%
|
3%
|
0%
|
12
|
9%
|
5%
|
86%
|
4%
|
44,5%
|
51,5%
|
22%
|
54,5%
|
23,5%
|
0%
|
73,5%
|
25,5%
|
0%
|
3,5%
|
96,5%
|
100%
|
0%
|
0%
|
С детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере, проводится цикл занятий: «Следи за датчиком настроения». После проведённой работы у детей повысилась самооценка, уверенность в себе, снизился индекс тревожности, дошкольники научились преодолевать трудности, используя свой внутренний потенциал, контролировать своё поведение.
Мониторинг успешности адаптации и обучения выпускников детского сада за последние два года позволяет нам сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты. Количество детей с высоким уровнем обучаемости повысилось на 5,85%, с уровнем выше среднего – увеличилось на 4,05%, низкого – за последние два года составил 1,6%.
Низкий уровень психологической готовности детей к школе в 2008-2009 учебном году обусловлен пропусками детьми дошкольного учреждения (по болезни, по семейным обстоятельствам).
Учителя начальных классов отмечают высокий уровень развития эмоционально-положительного отношения к окружающей действительности, коммуникативности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности по сравнению с детьми, не посещающими ДОУ. Основные характеристики выпускников ДОУ: с положительным отношением к учению (мотивационная готовность); с высоким уровнем произвольного поведения (волевая готовность); с развитой способностью к адаптации в новых жизненных ситуациях.
Также успешность опыта подтверждается положительными отзывами родителей о занятиях по сопровождению детей к школе.
Таким образом, психологическое сопровождение детей по подготовке к
школе способствует успешной адаптации дошкольников к
систематическому обучению в школе.
Библиографический список
Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
Бабаева Т.И. «У школьного порога» - М.: Просвещение, 1993.
Безруких М.М. «Пора ли в школу?» - М.: Вентана-графф, 2003
Голубь В.Т. «Графические диктанты» - М.: ВАКО, 2006.
Ильина М.В. «Тренируем внимание и память» - М.:АРКТИ,2005.
Ильина М.Н. «Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе?» - СПб.: «Дельта»,1997.
Кирьянова Р.А. «Год до школы».- СПб.: КАРО, 2002
Ларцева Е А. «Первый экзамен» - СПб.: Акцидент, 1998
Лопатина А.А. «Начала мудрости» - М.: Амрита-Русь, 2005
Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология» - М.: Гардарики, 2001
Мастюкова Е.М. «Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению школьной дезадаптации» -М.: АРКТИ,2002
Нагаева Л.Г. «Готовимся к школе» - СПб.: Издательский Дом «Литера»,2005
Панфилова М.А. «Лесная школа» - М.: ТЦ Сфера,2002
Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников» - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004
Фопель К. «С головы до пят» подвижные игры для детей 3-6 лет – М.: Генезис,2005
Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет – М.: Генезис,2005
Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» - Ростов н/Д: Феникс,2005
Перспективный план развивающих занятий
«В стране Знаний»
Неделя Месяц
|
I-неделя
|
II-неделя
|
III-неделя
|
VI-неделя
| сентябрь
|
|
| Занятие №1
Цель: комплексная диагностика психофизиологических функций, сформированности предпосылок учебных действий.
| Занятие №2
Цель: комплексная диагностика психофизических функций, уровень развития фонематического анализа слова, особенности зрительного анализа.
| октябрь
| Занятие №3
Цель: развитие образно-логического мышления и речи, мелкой моторики руки, самоконтроля.
| Занятие №4
Цель: развитие умения классифицировать предметы по определённому признаку, мелкой моторики руки, сплоченности группы.
| Занятие №5
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, развитие речи, расширение кругозора, уточнение представлений о происходящем, умение действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого.
| Занятие №6
Цель: развитие интеллектуальных способностей, логических абстракций, скорости распределения и переключения внимания, его объема и устойчивости, формирование отношения доверия
| ноябрь
| Занятие №7
Цель: закрепление представлений об окружающем, быстроты реакций, умение делить слова на слоги, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук.
| Занятие №8
Цель: учится осознавать свои тактильные ощущения и в то же время различать геометрические фигуры, развитие мышления, речи,
| Занятие №9
Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, мелкой моторики рук, формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание, почувствовать единство с ним
| Занятие №10
Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления, развитие пространственной ориентации, воспитание интереса к школе
| декабрь
| Занятие №11
Цель: умение детей устанавливать закономерности и систематизации,
развитие внимания и зрительной памяти, развитие мелких мышц рук, повышение самооценки.
| Занятие №12
Цель: развитие сосредоточенности внимания, мелкой моторики рук, снятие школьной тревожности, формирование позитивной модели поведения.
| Занятие №13
Цель: развитие речи, слухового внимания, развитие слухового и зрительного анализаторов, мелких мышц рук, воспитание организованности и самостоятельности
| Каникулы
| январь
| Каникулы
| Каникулы
| Каникулы
| Занятие №14
Цель: развитие логического мышления, умозаключения, мелкой моторики рук, воспитывать произвольность, привычку соблюдать правила и внимание к товарищам
| февраль
| Занятие №15
Цель: развитие зрительного восприятие, памяти, мышления, слухового внимания, мелкой моторики рук, побуждать детей действовать слаженно.
| Занятие №16
Цель: развитие внимания, образного и воссоздающего вербального воображения, логики мышления, мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности, знакомство со школьными принадлежностями, воспитание бережного отношения к ним.
| Занятие №17
Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики рук, создание положительных эмоций, групповой сплочённости.
| Занятие №18
Цель: развитие способностей к фонематическому различению, мелкой моторики рук,
развитие воображения и притязания на признание
| март
| Занятие №19
Цель: упражнять детей в опосредованной памяти, развитии мышления, мелкой моторики рук, помочь детям в адаптации к школе, продолжать знакомить их со школьными правилами.
| Занятие №20
Цель: упражнять детей в долговременной памяти, развитии мышления, мелкой моторики рук, продолжать знакомить детей со школой, школьной атрибутикой.
| Занятие №21
Цель: развитие долговременной памяти, мышления, пространственной ориентации, знакомство детей со школьной жизнью, учить бережливо относиться к своим вещам.
| Занятие №22
Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, наблюдательности, воображения, групповой сплоченности.
| апрель
| Занятие №23
Цель: развитие произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук, продолжать знакомить детей со школьными правилами.
| Занятие №24
Цель: развитие внимания, речи, быстроты мышления, мелкой моторики рук,
положительного эмоционального отношения к школе.
| Занятие №25
Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, научить ориентироваться на листе бумаги, мелкой моторики рук, развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности.
| Занятие №26
Цель: развитие слухового сосредоточения, внимания, мелкой моторики рук, повышение учебной мотивации у детей.
| май
| Занятие №27
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, пространственного мышления, мелкой моторики рук, формирование группового единства, поиск позитивных моделей поведения на уроке.
| Занятие №28
Цель: овладение связной речью, установление причинно-следственных связей между событиями, развитие логического мышления, развитие мелкой моторики рук, повышение учебной мотивации у детей.
|
|
|
|
|
|