Главная страница


Власкина Наталья Николаевна высшая квалификационная категория Ульяновск 2014 г. Содержание Содержание 2 Введение Федеральный государственный образовательный стандарт



Скачать 238.74 Kb.
НазваниеВласкина Наталья Николаевна высшая квалификационная категория Ульяновск 2014 г. Содержание Содержание 2 Введение Федеральный государственный образовательный стандарт
Преподаватель ФГКОУ УГСВУ
Дата18.04.2016
Размер238.74 Kb.
ТипОбразовательный стандарт



Педагогический проект

Деятельностный подход, как средство формирования универсальных учебных действий при изучении географии.

Работу выполнил:

Преподаватель ФГКОУ УГСВУ

Власкина Наталья Николаевна

высшая квалификационная категория

Ульяновск

2014 г.

Содержание

Содержание 2



Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет как стратегически важную задачу образования овладение универсальными учебными действиями: предметными, метапредметными и личностными. Первостепенным становится обучение школьников самостоятельности, умению применять свои знания в сложном, постоянно изменяющемся современном мире в нестандартной ситуации.

В связи с необходимостью проведения уроков, нацеленных на новый образовательный результат, возникает множество вопросов о технологиях и формах работы. В проекте рассматриваются возможности формирования универсальных учебных действий учащихся в преподавании географии.

Педагогический проект отражает связь «средство-результат». Средством является деятельность учеников, учителя и других субъектов образовательного процесса; результатом данной деятельности становится ученик, умеющий самостоятельно осваивать новые знания и умения, развивать способности к саморазвитию и самовоспитанию.

Для реализации требований общества актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

Актуальность темы «Деятельностный подход, как средство формирования универсальных учебных действий при изучении географии» обнаруживается в противоречиях:

1. С одной стороны возросший уровень требований к результатам обучения, с другой стороны невозможность самореализации личности в рамках традиционной классно-урочной системы;

2. С одной стороны необходимо в условиях внедрения новых образовательных стандартов использовать системно - деятельностный подход в обучении учащихся, с другой стороны недостаточно необходимого опыта, нет чёткого представления, как это реализовать на практике.

3. С одной стороны социальный заказ, предъявляемый к школе на подготовку личности, способной к жизни в современном быстро изменяющемся мире, и с другой: сложившиеся способы организации образовательного процесса.

4. С одной стороны, необходимо проведение эффективной работы, направленной на достижение метапредметных результатов у обучающихся, а с другой - недостаточно знаний и умений у педагогического коллектива по диагностике УУД, не определены способы формирования метапредметных результатов, недостаточно разработаны соответствующие методические средства.

Цель исследования: Методическое и педагогическое обеспечение процесса формирования универсальных учебных действий через осуществление деятельностного подхода в преподавании географии.

Объект исследования: Универсальные учебные действия в преподавании географии.

Предмет исследования: Деятельностный подход, как средство формирования УУД.

Задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике; изучить психолого-педагогическую, учебно-методическую литературу по данной проблеме.

  2. Определить пути и условия активизации формирования УУД суворовцев на уроках и внеурочных занятиях по географии.

  3. Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию УУД в урочной и внеурочной деятельности.

  4. Обобщить полученные результаты, сделать выводы.

Гипотеза исследования: Способствует ли деятельностный подход развитию универсальных учебных действий при изучении географии.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: педагогический эксперимент, диагностика (наблюдение, тестирование, экспертная оценка).


Теоретическое обоснование проекта.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и других.

Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:

• учет интересов учащихся;

• учение через обучение мысли и действию;

• познание и знание - следствие преодоления трудностей;

• свободная творческая работа и сотрудничество.

Деятельностный подход сегодня это методологическая основа стандартов образования нового поколения, направленных на формирование УУД. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Идеи теории активизации учебно-познавательной деятельности Т.И. Шамовой; идеи развития индивидуальных познавательных способностей И.С.Якиманской; идеи организации творческой деятельности учащихся Г.К. Селевко являются методологической основой деятельностного подхода к обучению. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, достижение личностных и метапредметных результатов учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основной результат деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе развития универсальных учебных действий.

География - единственный школьный предмет, относящийся одновременно к естественным и гуманитарным циклам, охватывающий всю систему «природа-человек - хозяйственная деятельность». Цель его – формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющимся мире. Специфика предметной области отражается в конкретных видах универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия в широком смысле означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Выделяются личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия. Развитие УУД зависит от способов построения содержания учебных предметов. Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности обучающегося на уроке включают умения классифицировать, сравнивать, вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями, проводить эксперимент, давать определение понятиям, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Особую важность имеют личностные УУД, включающие в себя жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД направлены на формирование:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД направлены на:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД позволяют:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Деятельностный подход, как средство формирования УУД, подразумевает использование следующих технологий:

  1. проблемно-диалогическая технология;

  2. технология продуктивного чтения;

  3. коллективные способы обучения (КСО);

  4. технология развития критического мышления;

  5. информационно-коммуникационные технологии;

  6. технология проектного обучения;

  7. технология игрового обучения.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Метапредметные результаты будут только тогда достигнуты, если дети увидят, как можно использовать определенные умения, действия на уроках по разным предметам.

Чтобы на уроках проходило эффективное формирование УУД, необходимо подбирать продуктивные (творческие) задания или вопросы. На эти вопросы в тексте учебника нет ответа, а есть лишь подсказка. Ученик, выполняя такое задание или отвечая на такие вопросы, должен выйти за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий. Эти способы действий можно перенести на другой предмет и ими можно воспользоваться в любой ситуации. Именно в этом случае происходит развитие личности учащегося – познавательное, эмоциональное, нравственное.

Чтобы была возможность увидеть и оценить промежуточные результаты, предлагаются проверочные работы для диагностики метапредметных и личностных результатов в обучении географии 6, 7 и 8 классов. Они позволяют оценить эффективность проводимой работы и скорректировать деятельность учителя, направленную на достижение нового образовательного результата

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, ведущим из которых является принцип деятельности. Он заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, универсальных учебных действий. Остановлюсь на использовании проблемно-диалогической технологии, которая наиболее полно отражает суть системно-деятельностного подхода.

Цель проблемно-диалогической технологии - обучить самостоятельному решению проблем. Средство - открытие знаний вместе с детьми. Какие же универсальные учебные действия развивает проблемный диалог? Регулятивные – умение решать проблемы. Коммуникативные – вести диалог. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы. Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Деятельностный метод при формировании навыка смыслового чтения.

Рассмотрим на примере темы «Лесные зоны. Тайга»

1 этап - работа с заголовком параграфа и вопросами в начале параграфа. Фронтальная беседа, выявляющая значение слов «лесная зона», «смешанные леса», «широколиственные леса», «тайга» и ответы на вопросы (привлечение ранее изученного, применение известного в новых условиях).

II этап - работа с текстом и внетекстовыми компонентами параграфа по группам с целью изучения нового материала.

1 группа: чтение текста, извлечение главного, преобразование таблицы в диаграмму и ее анализ.

Представление работы классу, обсуждение. Навык публичного выступления.

2 группа: чтение текста «Тайга», составление плана к тексту. Представление работы классу, обсуждение. Навык публичного выступления. Сравнение работы с эталоном и ее корректировка. Создание итогового варианта работы.

3 группа: чтение дополнительных текстов по теме «Забайкальская тайга» и составление рассказа. Представление работы классу, обсуждение. Навык публичного выступления.

III этап - работа по преобразованию текста «Подведем итоги» в рассказ «Россия - великая лесная держава». Эссе, составленные учащимися на основе использования текста, сообщений одноклассников и вне текстовых компонентов.

Деятельностный метод при формировании умения давать определение понятиям

Усвоение основ науки означает, прежде всего, овладение понятийным аппаратом этой науки. Понятия определяют следующим образом:

-это обобщенное знание о действительности

- сочетание в единое целое признаков

Предлагаю несколько определений и путем рассуждений выбираем верное. Оно должно быть емким, не должно быть отрицательным (меридиан это линия с помощью которой нельзя определить широту и долготу местности), должно быть ясным и понятным.

Деятельностный метод при формировании регулятивных действий.

- Сравните южные материки. С какого действия необходимо начать сравнение? Какие источники знаний необходимы для сравнения?

- Тебе необходимо подготовить интересное сообщение о Мексике для одноклассников. Составь план своих действий по подготовке материалов.

- Используя карты атласа и учебник, составь картографическую модель Канады. Самостоятельно определи цель своей практической работы.

- Используя карты атласа, спланируй маршрут заочного путешествия по странам Центральной Азии. Сформулируй цель путешествия, проведи отбор иллюстраций и фото, отражающих особенности маршрута. Подготовься к презентации маршрута. Оцени результат своей деятельности.

Деятельностный метод при формировании познавательных умений. Проверяем умение самостоятельно пользоваться географической картой, анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать.

Задание: Выберите признаки, по которым можно сгруппировать страны Южной Америки. Объедините их в группы. Покажите на карте примеры стран каждой группы.

Задание: В чем видите достоинства и недостатки географического положения Европейского Севера?

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Системно-деятельностный подход на уроках проявляется:

а) в организации работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи - к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний;

б) в целенаправленной организации речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.

Успешность формирования УУД (универсальные учебные действия) у учащихся, на мой взгляд, зависит от правильной расстановки основных этапов:

- выделение цели формирования УУД, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся;

- определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации;

- организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия к самостоятельному;

- создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические, психологические типы, решение которых обеспечивает формирование заданных свойств УУД;

- нахождение конкретных форм УУД применительно к каждому предмету, описание свойств действия.

В деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.


Практическое обоснование проекта

На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие технологии или их элементы:

1. Технология исследовательского обучения;

2. Технология продуктивного, смыслового чтения;

3. Коллективные способы обучения (КСО);

4. Технология развития критического мышления;

5. Информационно-коммуникационные технологии;

6. Технология проектного обучения;

7. Технология игрового обучения.

В своей педагогической деятельности я часто применяю дидактические ролевые игры, включаю игровые моменты в ход урока, использую метод проектирования, технологию проблемного обучения, элементы исследовательской деятельности.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач для меня является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, стараюсь организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Технология проектного обучения

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная задача защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Пример такого проекта – работа учащихся 7В класса МБОУ СОШ №82 «Защитим первоцвет». В процессе выполнения проекта универсальные учебные действия формируются в комплексе. Личностные: осознание и проявление себя гражданином России в добрых словах и делах, освоение новых социальных ролей и правил. Познавательные: учащиеся находят в различных источниках достоверную информацию, предоставляют информацию в различных формах. Регулятивные: учащиеся планируют деятельность, излагают свое мнение, понимают позицию другого.

Одним из самых надежных и традиционно проверенных способов мотивации творческой деятельности являются познавательные задачи (задача-прогноз, задача-противоречие, задача-размышление).

Немаловажную роль играет организация деятельности учащихся, ее характер, смена видов и форм с целью усвоения основного материала на учебном занятии. Я применяю различные формы и методы организации и осуществления учебной деятельности: заочные путешествия, интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, учебные дискуссии, семинары, исследовательскую деятельность, работу с учебной литературой, экскурсии, походы.

Мыслительная, творческая деятельность во время проведения учебного исследования требует усилий, обсуждений, аналитических рассуждений, поэтому на своих уроках мной используются групповые, парные формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.

Таблицы и схемы - это «синтетический образ» изучаемой темы. Поэтому во всех классах применяю этот преобразующий вид деятельности: составление таблиц (тематических, сравнительных, обобщающих) и схем (структурно-логических, в виде графиков и диаграмм и т.д.).

Технология игрового обучения

Сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. Классификация по сущностной игровой основе: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (например, КВН). Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

• игры для изучения нового материала;

• игры для закрепления;

• игры для проверки знаний;

• обобщающие игры;

• релаксационные игры-паузы.

Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не только на уроках географии, но и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными.

Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс-конференции, исследования, путешествия и др.) уже довольно прочно вошли в работу моей системы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к природе. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседаний пресс-конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.

Урок контроля и коррекции знаний и умений в 10 классе «Путешествие по странам Зарубежной Европы», урок обобщения знаний в 7 классе по теме «Океаны», урок - конференция «Экономическое чудо Японии», итоговый урок в 8 классе «Природа Ульяновской области», интеллектуальные игры –это примеры уроков с использованием технологии игрового обучения. Географические диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью карт, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития. В качестве примера привожу несколько фрагментов уроков, позволяющих применять знания в нестандартных ситуациях.

Технология исследовательской деятельности учащихся

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание,

которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

По оценкам преподавателей, учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно доказывают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

• учатся умению самостоятельно добывать знания;

• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

• развивают навыки самоорганизации;

• формируют адекватную самооценку;

• приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают предметные и метапредметные универсальные учебные действия. Исследовательская работа «Десять лекарств Петра Ивашева» помогла суворовцам 7 класса познакомиться с природой Ульяновской области, ее историей, топонимикой.

Апробация проекта

Апробация данного педагогического проекта осуществлялась на базе МБОУ СОШ №82 города Ульяновска, в настоящее время в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище. Анкетирование показало, что у обучающихся частично сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с их возрастными особенностями. Суворовцы умеют находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме; умеют планировать работу над проектами; умеют сотрудничать друг с другом; доводить начатое дело до конца. Расширился кругозора учащихся в интересующих их областях знаний.
Практическая реализация проекта.

На протяжении многих лет в обучаемых мною классах 100 %-я успеваемость по географии. Это объясняется тем, что, обучая ребят географии, я стремлюсь оценивать знания и труд ученика, вызвать у него интерес к приобретению знаний, пробудить его к саморазвитию, применяю деятельностный подход к формированию основных компетенций. Качество обучения по предмету география также высокое. По итогам 3 четверти оно составляет от 70,6% до 95%.



У обучающихся сохраняется интерес к предмету. Ребята расширяют свой научный кругозор, приобретают навыки научно-исследовательской деятельности, выступают на конференциях, участвуют в экологических и географических олимпиадах, конкурсах. Исследовательская работа «Десять лекарств Петра Ивашева» была представлена на II открытой научно -практической конференции «Ивашевские чтения» среди обучающихся довузовских образовательных учреждений МО РФ, которая состоялась в ноябре 2013 года в городе Ульяновске. По итогам X Международной олимпиады по основам наук трое суворовцев получили Дипломы I степени в высшей лиге. Проект «Защитим Первоцвет» получил благодарность Администрации УМУП «Парк культуры и отдыха «Винновская роща». Проектно-исследовательская работа «Олимпийские символы» заняла первое место в УГСВУ и отправлена в Москву на конкурс «Олимпиада-2014», посвященному 22 зимним олимпийским играм в Сочи. О результатах своей работы над педагогическим проектом я докладывала на заседании отдельной дисциплины (история, география, обществознание) в январе 2014 года.

Заключение

Цель данного проекта методическое и педагогическое обеспечение процесса формирования универсальных учебных действий через осуществление деятельностного подхода в преподавании географии.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что существует большое количество литературы, которая раскрывает теоритические аспекты данной проблемы. Практической части гораздо меньше, так как не все регионы перешли на ФГОС. Большое количество методических разработок, конспектов уроков, рабочих программ у учителей начальных классов. Учителя географии пока работают по ФГОС только в 5 классах, и то не во всех регионах страны. В своей работе я рассказала о технологиях, методах и приёмах работы по формированию УУД в урочной и внеурочной деятельности, которые я применяю в процессе своей преподавательской деятельности. Изучив психолого-педагогическую, учебно-методическую литературу по данной проблеме я дала теоретическое обоснование проекта.

Данная работа может использоваться преподавателями географии для выступления на педагогическом совете, на уроках и во внеурочной деятельности.


Литература


  1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник- М.:Издательство МГУ, 1990-367с.

  3. Асмолов А.Г., Бурменская И.А и др. /Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова – М.: Просвещение, 2008-151 с.

  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика - Пресс, 1999 – 536 с.

  5. Гальперин П.Я. / Лекции по психологии : учебное пособие / П. Я. Гальперин –М.: КДУ, 2007– 400 с.

  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

  7. Заир-бек С. И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке/ С. И. Заир-бек, Муштавинская И.В. – М.: Просвещение, 2004 – 204 с.

  8. Караманов А.А. Ключевые компетенции //Образование. Карьера. Общество. №3 (9), 2005.

  9. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции/ Леонтьев А.Н.- М.: изд-во МГУ, 1971- 130 с.

  10. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

  11. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 203 с.

  12. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин - М.: Знание, 1974. – 64 с.

  13. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы № 3, 1995.


.