|
Внедрение фгос на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи «Процессом обучения в школе сегодня недовольны все задействованные в нём стороны. Недовольны ученики – им неинтересно, потому что догмы на догмах сидят и догмами погоняют. Недовольны учителя – они всё больше ворчат на своё призрачное будущее. Недовольны родители – они 10-15 лет учат ребёнка, а он потом оказывается безработным и беспомощным. Недовольно государство – оно тратит миллиарды бюджетных средств, постоянно что-то доказывая народу, но отовсюду слышит от него одни жалобы. Школа планомерно плодит неудачников». Это не мои слова. Они принадлежат Владимиру Спиваковскому, учёному, бизнесмену и писателю, автору книги «Образовательный взрыв», с которой я познакомилась 2 года назад, тогда же, когда и начала готовиться к встречи с классом, обучающимся по ФГОС.
Надеюсь, что люди, попытавшиеся внедрить ФГОС в систему образования, были обеспокоены выше озвученным и, поверив меткому выражению Стива Джобса, решили «сделать вмятину во Вселенной».
Честно говоря, работая второй год по ФГОС, при этом пытаясь многое сделать, я не могу чётко сказать: то я делаю или не то. А теперь, собственно, об алгоритме моих действий. Узнав о том, что мне предстоит работать в 5б классе, я заканчиваю курсы по ФГОС, понимаю, что ничего толком не понимаю. Размышляю: я, печатавшая свою дипломную под копирку на печатной машинке, изучавшая творчество Новалиса в читальном зале публичной библиотеки, потому что книга была в единственном экземпляре, заказывавшая материалы для курсовых в книжных хранилищах и исписавшая долгими часами, днями, неделями кучу общих тетрадей, преподаю сегодня детям, уткнувшим носы в айфоны и айпады, детям, которые могут скопировать любую информацию из Интернета за секунды. Но разве мы стоим на разных полюсах? Отнюдь. Я сегодня в состоянии привлечь Интернет во благо. Ведь обратите внимание: сфера действия детского Интернета: исключительно социальные сети и игры. Всё. Я начинаю летом заниматься самообразованием: покупаю через Интернет умные, на мой взгляд, книги, среди которых был «Образовательный взрыв» и ещё одна замечательная книжка, имеющая практическую направленность, «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка», где среди прочего материала была картотека форм, видов и приёмов учебной деятельности обучающихся». Тогда-то я и придумала интеллектуальную разминку: пятиминутное начало урока, во время которого дети решают метапредметные задачи. Затем я стала искать другие аналогичные приёмы, моя копилка пополнилась играми («Почемуметр», «Ерундопель», «Аббревиатуры», «Орфограмотей») и комплектом «Мир сказочных историй», в который входит руководство «Как сочинить историю» и 40 карт. Умение рассказывать сказки – жизненно важный инструмент в развитии воображения и краеугольный камень в становлении грамотности, а также таких коммуникативных навыков, как понимание на слух, речь. Рассказывание сказок обогащает словарный запас, помогает усвоить такие ключевые понятия, как причинно-следственные связи между событиями и их логическую последовательность, одинаково необходимые в любом возрасте. Свою копилку я пополнила и такой формой урока, как мастерская творческого письма, с ней я познакомилась прошлым летом на Международном педагогическом форуме в Санкт-Петербурге. Кроме того, в самих учебниках, разработанных с учётом ФГОС регулярно предлагались задания для формирования тех или иных УУД. А ещё я придумала вот что: некоторые традиционные формы работы, скажем так, красиво переименовала, например, банальная самостоятельная работа получила название марафон интеллектуальных способностей.
Возраст проделанной мною работе – 2 года. Для эксперимента это достаточный срок. Что же я имею на сегодняшний момент? Я провела в 5б и 6б классах анонимное анкетирование. Анкета была очень проста: построена по принципу рассказа Виктора Драгунского «Что я люблю и чего не люблю!» Из неё я узнала: мои дети любят интеллектуальные разминки, марафоны, сочинять мини-истории, обсуждать прочитанные художественные произведения и рассуждать по поводу них на жизненные темы. Они высказали свой полнейший восторг от метапредметной игры «История не любит сослагательного наклонения», которую мы провели в 5б классе которая включала в себя комплекс метапредметных задач. Не любят мои дети, как я опять же выяснила из анкет: изложения, свободные диктанты, сочинения на лингвистическую тему, все виды разборов, поиск средств выразительности в произведениях.
Собственно, с одной-то стороны, впору порадоваться, мои изобретения прижились, деток радуют, мотивация налицо. Но это ли цель? По-моему, цель у нас остаётся прежней – качество образования, которое по-прежнему, несмотря на ФГОС, равно качеству обученности, ведь в финале у меня спрашивают не Личность с большой буквы, а результаты ЕГЭ. Поэтому вынуждена констатировать горький факт: метапредметность порождает дилетантов (я знаю поверхностно всё обо всём). Мы сейчас в рамках повторения в 5б сдаём зачёты по всем разделам русского языка и терпим грандиозное фиаско. Я озвучу собственную метафору, основанную на двухлетнем опыте: классы ФГОС – это гениальные творцы на дилетантском уровне. Знаниевая парадигма трещит по швам. А это в рамках последних политических событий ужас как страшно.
Поэтому вернусь к началу своего выступления: я не могу чётко сказать: то я делаю или не то, но считаю так: педагог лишь до тех пор может соответствовать своей миссии в культуре, пока он будет верен словам Б.Пастернака:
Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца. |
|
|