Главная страница

Вопросы воспитателя являются для детей задачами, которые они должны разрешить собственными усилиями



Скачать 37.69 Kb.
НазваниеВопросы воспитателя являются для детей задачами, которые они должны разрешить собственными усилиями
Дата14.04.2016
Размер37.69 Kb.
ТипДокументы

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и в воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Работу по формированию бережного отношения детей к природе можно проводить на занятиях, во время прогулок на участке, а также экскурсий в парк (лес). Её содержание зависит от уровня экологической культуры детей и их родителей, знаний и возможностей воспитателей, местных экологических условий. Формы работы по экологическому воспитанию разнообразны: беседы, утренники, праздники, игры, экскурсии и др.

Одна из наиболее распространённых форм работы – беседа, которая предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания. В ходе бесед у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения её красоты, богатств, воспитывается любовь к ней.

Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела детей ( например, совместной работы по подкормке птиц, расчистки участка от сорняков , ухода за растениями на клумбе и т. п. ), полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы.

Осенью на прогулке проводили беседу о птицах, отметили, что приближаются холода и перелётные птицы собираются в стаи, улетают в тёплые края. Птицы, которые остаются зимовать , перебираются ближе к человеческому жилью, потому что около человека они могут найти корм. Зимой мы с детьми насыпали в кормушку хлебные крошки, зёрна, семечки и наблюдали какие птицы прилетали, у детей появился интерес ,некоторые из детей говорили, что дома у них тоже есть кормушки, они кормят птиц.

Активная направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю.

Вопросы воспитателя являются для детей задачами, которые они должны разрешить собственными усилиями.

Беседа не должна утомлять детей. Она призвана вызывать положительный эмоциональный отклик в их душе. Поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействия, прежде всего игровую, художественную, трудовую деятельность детей.

Зимой на прогулке с детьми наблюдали за падающим снегом, брали снежинку в ладошку и она превращалась в воду, отметили, что ладошка тёплая, в тепле снег тает. Вместе с детьми с вечера наливали воду в стаканчики и на ночь выносили на веранду, утром приносили в группу и наблюдали, что вода замёрзла, превратилась в лед. Таким образом, дети знакомились со свойствами воды.

При наблюдении за таянием снега, отметили, что вода бывает мутной, значит снег грязный, потому что в городе работают заводы, ездят машины, они выбрасывают в атмосферу выхлопные газы, и это всё оседает на снег.

Такие беседы мы проводим с детьми после наблюдения на прогулке. Наблюдая за погодой, заполняем календарь, в котором дети отмечают, какая погода была в течении недели. А затем, проводя итоговую беседу, сравниваем состояние погоды за прошедшие месяцы.

В каждое время года проводим наблюдение за растениями: их ростом, развитием, происходящими изменениями. Во время беседы напоминаем детям, что деревья и кустарники ломать нельзя, нужно беречь и любить природу.

Живая природа – это удивительный , сложный, многогранный мир.

Особое место в нём отведено животным, они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это , роль их огромна.

Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного , лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. Наблюдение за лягушкой, ёжиком, кроликом, экскурсии в летний парк, к водоёму, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по данному разделу программы.

Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребёнка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки ( рвут понравившиеся им цветы, мучают – ласкают котёнка и др.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, самочувствия.

Старшие дошкольники имеют представления о том, что такое природа ( это деревья, цветы, лес, звери, птицы, это всё что растёт, это кусты, трава, животные). Как правило дети относят к природе лишь всё живое, то, что растёт, цветёт , изменяется. Значительно реже ребята принимают во внимание неживые объекты ( солнце, небо, камни, землю и др.).

Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребёнка в нравственных поступках. В нашу группу Катя принесла ежа, они ездили в лес и в лесу его нашли. Мы вместе с детьми обсудили, хорошо ли ему будет в помещении, сможем ли мы создать для животного условия похожие на естественные. И мы с детьми решили, что ежу лучше будет жить в лесу , там его дом, может быть где – то его ждут ежата.

У ребёнка надо сформировать понимание того, что животное , как и человек чувствует, болеет, страдает, радуется. Терпеливое доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь.

Человек - друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства.