|
Вопросы воспитателя являются для детей задачами, которые они должны разрешить собственными усилиями Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и в воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Работу по формированию бережного отношения детей к природе можно проводить на занятиях, во время прогулок на участке, а также экскурсий в парк (лес). Её содержание зависит от уровня экологической культуры детей и их родителей, знаний и возможностей воспитателей, местных экологических условий. Формы работы по экологическому воспитанию разнообразны: беседы, утренники, праздники, игры, экскурсии и др.
Одна из наиболее распространённых форм работы – беседа, которая предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания. В ходе бесед у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения её красоты, богатств, воспитывается любовь к ней.
Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела детей ( например, совместной работы по подкормке птиц, расчистки участка от сорняков , ухода за растениями на клумбе и т. п. ), полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы.
Осенью на прогулке проводили беседу о птицах, отметили, что приближаются холода и перелётные птицы собираются в стаи, улетают в тёплые края. Птицы, которые остаются зимовать , перебираются ближе к человеческому жилью, потому что около человека они могут найти корм. Зимой мы с детьми насыпали в кормушку хлебные крошки, зёрна, семечки и наблюдали какие птицы прилетали, у детей появился интерес ,некоторые из детей говорили, что дома у них тоже есть кормушки, они кормят птиц.
Активная направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю.
Вопросы воспитателя являются для детей задачами, которые они должны разрешить собственными усилиями.
Беседа не должна утомлять детей. Она призвана вызывать положительный эмоциональный отклик в их душе. Поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействия, прежде всего игровую, художественную, трудовую деятельность детей.
Зимой на прогулке с детьми наблюдали за падающим снегом, брали снежинку в ладошку и она превращалась в воду, отметили, что ладошка тёплая, в тепле снег тает. Вместе с детьми с вечера наливали воду в стаканчики и на ночь выносили на веранду, утром приносили в группу и наблюдали, что вода замёрзла, превратилась в лед. Таким образом, дети знакомились со свойствами воды.
При наблюдении за таянием снега, отметили, что вода бывает мутной, значит снег грязный, потому что в городе работают заводы, ездят машины, они выбрасывают в атмосферу выхлопные газы, и это всё оседает на снег.
Такие беседы мы проводим с детьми после наблюдения на прогулке. Наблюдая за погодой, заполняем календарь, в котором дети отмечают, какая погода была в течении недели. А затем, проводя итоговую беседу, сравниваем состояние погоды за прошедшие месяцы.
В каждое время года проводим наблюдение за растениями: их ростом, развитием, происходящими изменениями. Во время беседы напоминаем детям, что деревья и кустарники ломать нельзя, нужно беречь и любить природу.
Живая природа – это удивительный , сложный, многогранный мир.
Особое место в нём отведено животным, они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это , роль их огромна.
Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного , лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. Наблюдение за лягушкой, ёжиком, кроликом, экскурсии в летний парк, к водоёму, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по данному разделу программы.
Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребёнка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки ( рвут понравившиеся им цветы, мучают – ласкают котёнка и др.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, самочувствия.
Старшие дошкольники имеют представления о том, что такое природа ( это деревья, цветы, лес, звери, птицы, это всё что растёт, это кусты, трава, животные). Как правило дети относят к природе лишь всё живое, то, что растёт, цветёт , изменяется. Значительно реже ребята принимают во внимание неживые объекты ( солнце, небо, камни, землю и др.).
Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребёнка в нравственных поступках. В нашу группу Катя принесла ежа, они ездили в лес и в лесу его нашли. Мы вместе с детьми обсудили, хорошо ли ему будет в помещении, сможем ли мы создать для животного условия похожие на естественные. И мы с детьми решили, что ежу лучше будет жить в лесу , там его дом, может быть где – то его ждут ежата.
У ребёнка надо сформировать понимание того, что животное , как и человек чувствует, болеет, страдает, радуется. Терпеливое доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь.
Человек - друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. |
|
|