|
«Воспитание детей без насилия» ОГБОУ «Рязанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на родительском собрании
по теме: «Воспитание детей
без насилия»
Педагог-психолог: Савельева С.А.
2014 – 2015 учебный год Слайд №1
Тема моего выступления: «Воспитание детей без насилия». Я не хотела бы в очередной раз говорить Вам о том, что насилие по отношению к детям - это плохо; не хотела бы выяснять, какие методы воспитания детей вы используете в своей семье…Тем более, что всегда видно ребёнка, в отношении которого дома применяется разного рода насилие. Хорошо, если после нашего сегодняшнего разговора Вы захотите что-то изменить в ваших взаимоотношениях с детьми. Слайд №2
Насилие является одной из самых острых и распространенных социальных проблем.
Насильственные действия:
совершаются специально и направлены на достижение определенной цели;
наносят вред (физический, моральный, материальный) другому человеку;
нарушаются права и свободы этой особы;
делают невозможным эффективную самозащиту потерпевших от насилия (тот, кто совершает насилие, в большинстве случаев имеет преимущества)
Слайд №3
Семейное насилие – систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.
Виды насилия над детьми в семье:
пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка;
физическое насилие;
психологическое (эмоциональное) насилие;
сексуальное насилие и растление;
экономическое.
Слайд №4 - фото Слайд №5
Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность - эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Слайд №6
Причины насилия:
- материальные трудности;
- наличие в семье безработного;
- нерешенная жилищная проблема;
- алкоголизм и пьянство среди членов семьи;
- наличие наркоманов в семье;
- неполная семья;
- отчим или мачеха в семье;
- ребенок с проблемами со здоровьем;
- нежеланный ребенок;
- трудный ребенок;
- снятие многих моральных запретов;
- семейные конфликты;
- самоутверждение за счет слабых;
- культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Слайд №7
Помните!
Насилие по отношению к детям является нарушением основных прав человека.
Насильственные действия по отношению к детям не являются действенным методом воспитания; они ничему не учат ребёнка, а только унижают, оскорбляют и раздражают его.
Слайд №8
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребёнка
Конституция РФ
Гражданский кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Закон РФ «Об образовании»
За жестокое обращение с ребёнком родители могут быть лишены родительских прав, а также предусмотрено лишение свободы до нескольких лет. Слайд №9
Последствия жестокого обращения с детьми в семье:
ребенок учится насилию;
агрессивное, преступное поведение детей;
ребенок становится тревожным;
ребенок не уверен, что его в семье любят;
уход в религиозные секты, объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
После этого - демонстрация видеоролика. Слайд №10,11
При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование учащихся по проблеме. Участие приняли 53 человека 1 - 9 классов.
Результаты анкетирования:
Родители бывают со мой добрыми: часто - 83%, редко - 17%;
Родители хвалят меня: часто - 55%, редко - 42%, никогда - 4%;
Родители разговаривают со мной о моих делах: часто - 62%, редко - 34%, никогда - 4%;
Родители на меня кричат: часто - 19%, редко - 49%, никогда - 32%;
Родители могут меня шлёпнуть, ударить: часто - 8%, редко - 25%, никогда - 68%. Слайд №12
Помните, что каждому человеку, тем более ребенку, подростку необходимо так называемое эмоциональное подтверждение – ощущение, что вы его замечаете, вы им интересуетесь, он нужен вам. Если положительное поведение ребенка не вызывает у вас эмоционального отклика, он будет искать у вас эмоционального подтверждения негативным путем, через проступки, непослушание.
Способы открыть ребёнку свою любовь
Слово
Называйте ребёнка ласковыми
именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
Прикосновение
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать.
Взгляд
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите. Слайд №13
Воспитание детей без применения насилия отнюдь не означает, что родители должны поощрять вседозволенность.
Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
Правил не должно быть много, и они должны быть гибкими.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Ребенку нельзя запрещать прыгать, рисовать, шумно играть. Все это и многое другое – проявление естественных и важных для развития детей потребностей.
Взрослые должны согласовать правила между собой. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
Тон требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Объяснение должно быть коротким и повторяться 1 раз. Предложения лучше строить в безличной форме. Лучше сказать «Конфеты едят после обеда», чем «Не смей есть конфеты!».
При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
Слайд №14
Ненасильственные пути реагирования на неправильное, вредное, опасное или антиобщественное поведение:
1. Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
2. Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
3. Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
4. Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.
5. Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания.
6. Ребёнок должен понимать, что плохой не он, а тот поступок, который он совершил.
7. Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им.
8. Помните, что главный пример для детей - их родители. Слайд №15
Если ребёнок совершил недопустимый поступок, нельзя действовать сгоряча. Успокойтесь!
Советы родителям:
Выйти из комнаты и позвонить приятелю.
Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.
Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем
сделать еще 10 вздохов. находитесь в каком-нибудь приятном месте.
Если ни одна из предложенных стратегий не
помогает, обращайтесь за психологической помощью. Слайд №16
Спасибо за внимание! |
|
|