|
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №13 Анализ работы интегрированного школьного методического объединения учителей физико-математического цикла за 2012 2013 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 13 Анализ работы интегрированного школьного
методического объединения учителей
физико-математического цикла
за 2012 - 2013 учебный год. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Вот поэтому методической темой ШМО физико-математического цикла в этом учебном году стала тема «Использование ИКТ на уроках математики, физики, информатики» и соответственно поставлены задачи:
1.Изучение нормативных документов, касающихся организации учебного процесса.
2.Дальнейшее внедрение ИКТ на уроках математики, физики, информатики.
3.Работа с Единой Коллекцией Цифровых Образовательных ресурсов, создание школьной коллекции.
4.Углубление знаний учителей по вопросам педагогики, теории предмета, психологии.
5.Анализ состояния преподавания предметов, результатов подготовки учащихся и сдачи ГИА и ЕГЭ.
Но в процессе работы в связи с внедрением ФГОС ООО на обсуждение были вынесены и вопросы, касающиеся новых Стандартов.
ИШМО физико-математического цикла состоит из 6 членов: 3 учителя математики, один учитель физики и два учителя информатики (см. приложение).
Повышение квалификации в этом учебном году проходило за счёт обучения в творческих группах района, на различных курсах ПК и взаимопосещения уроков. По сравнению с прошлым годом работа по повышению квалификации проходила менее активно (см. приложение). Данная система повышения квалификации позволила повысить профессиональный уровень учителей: Кустаревой М.И, Дёминой Г.А. и Бовт Л.В.районные семинары по подготовке к ГИА и ЕГЭ помогли в подготовке к итоговой аттестации по математике и физике и в работе с хорошо успевающими детьми.
Большая работа проводилась учителями по темам самообразования: учителяКустарёва М.И., Бовт Л.В., Дёмина Г. А. и Соловей Д.И. разработали планработы по темам самообразования и пути их реализации на уроках и во внеурочной деятельности. На уроках информатики учителя Соловей Д.И. дети используют подготовленные дома материалы для выполнения лабораторных и практических работ как по одному, так и в группах. Во внеурочной деятельности по информатике дети учатся разбираться в информационных потоках и находить нужную информацию быстро. В своей работе Соловей Д.И. широко использует он-лайн тестирование с разбором
неполучившихся заданий на компьютере, просмотр он-лайн уроков.
Кустарёва М.И. закончила курсы на базе ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»,
широко применяет на уроках работу с проектором, продолжает применять в работе лекционно- семинарскую систему с применением опор, постоянно совершенствуя её. Данная система работы была представлена педагогом в рамках обмена опытом работы на муниципальном семинаре учителей математики. К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Кустарева М.И. предлагает учащимся выполнить проектные и творческие работы.
Учитель физики Дёмина Г.А. в своей работе также широко использует возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляет материальную базу информационно-коммуникативных технологий. Учащиеся с помощью интернет-ресурсов, книги «Биофизика», журнала «Наука и жизнь» готовят сообщение о жизнедеятельности учёных, интересных фактах из физики, по применению физики в животном мире, технике и медицине. Во внеурочной деятельности на элективных курсах и групповых заданиях учащиеся защищают проекты, посвящённые жизнедеятельности различных учёных.
На заседании ШМО Дёмина Г.А представила свой опыт работы по теме « Применение ИКТ при подготовке к ГИА и ЕГЭ»
Бовт Л.В. в этом учебном году успешно прошла аттестацию на 1 квлификационную категорию. Все учителя ШМО практикуют раздачу учащимся адресов информационных сайтов при подготовке домашних и контрольных работ, к ГИА и ЕГЭ, проводят обучение поиска информации по интернету, а также использования справочной литературы, работу с учебником и печатными изданиями, применяют в работе контрольные работы в новом формате в виде тестов. Огромную помощь учащимся оказывает сайт Internet.Urok.ru , на котором представлены не только видеоуроки по многим темам, но и уроки-повторения крупных тем программы и разборы демовариантов ГИА и ЕГЭ. Свою работу по темам самообразования учителя представили в виде творческого отчёта на заседаниях ШМО (см. приложение).
Одним из факторов, стимулирующих труд педагогов, является материально-техническая база кабинетов. С оснащением кабинетов физики, математики и информатики открылись новые перспективы к подходу в обучении данных дисциплин. Но это в свою очередь выдвигает новые требования к профессиональной подготовке учителя, чему уделялось особое внимание в этом году. Наглядные пособия, дидактический, раздаточный и иллюстративный материал пополняются самими учителями, а рабочие тетради и тесты приобретаются за счет родителей учащихся.
Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптималь-ных режимов применения технических средств обучения и, в том числе, ИКТ.
Учитывая то, что в кабинетах математики и физики всего одно автоматизированное рабочее место учителя, и не все ученики имеют доступ к ПЭВМ вне школы, вследствие этого, отсутствуют возможности привлече-ния к работе с ИКТ учащихся всего класса — потенциал ИКТ используется лишь частично. Все учителя ШМО принимали участие в школьном семинаре «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно – воспитательного процесса», в работе теоретического семинара «Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации», круглом столе «ФГОС ООО: требования к структуре образовательной программы», семинаре «ФГОС: цели и задачи основного общего образования. Компетентностный подход» В 2012 – 2013 уч.году было проведено 5 тематических заседаний ИШМО:
Заседание №1
1. Актуальные проблемы образования
( обсуждение нормативных документов по ФГОС).
2. Утверждение рабочих программ, элективных курсов, групповых занятий, кружков учителей методического объединения
3. Исследование оценки образовательных достижений учащихся.
4. Применение ИКТ при подготовке к ГИА и ЕГЭ
5. Итоги ЕГЭ и ГИА за 2012 год
Заседание №2
1.Утверждение плана работы ШМО учителей математики, физики, информатики на 2012 - 2013 учебный год.
2. Групповые и индивидуальные формы развивающего обучения.
3. Проведение стартового контроля и анализа адаптации учащихся 5-х классов в системе обучения и требований в основной школе.
4. Подготовка и проведение Первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и физике
5.Обсуждение и утверждение плана проведения Неделей математики и физики
Заседание №3
1. Подведение итогов обучения в 1 триместре.
2. Как на уроке математики развивать исследовательские умения.
3. Возрастные особенности одаренности.
Заседание №4
1. Организация консультаций для выпускников по итоговой аттестации.
2.Проведение среза знаний в 9, 11 классах.
3. Могут ли оценки служить показателем качества знаний работы учителя.
4. Итоги работы за 1 полугодие.
5. Семинар «Системно-деятельностный подход в изучении математики»
Заседание №5
1. Интерактивная доска на уроках информатики
2. Проведение предэкзаменационных работ.
3. Отчёты учителей ШМО по темам самообразования в 2012 – 2013 учебном году
4. Работа с Единой Коллекцией Цифровых Образовательных курсов, создание школьной коллекции. 5.Анализы диагностических и тренировочных работ Учителя Кустарёва М.И.Бовт Л.В., Максимова В.Е., Соловей Д.И. и Дёмина Г.А. в течение года, используя материалы фестиваля «Открытый урок» издательства «Первое сентября», Интернет-ресурсы и материалы других методических источников, внедряли достижения педагогической науки в практику преподавания. Для формирования творческой атмосферы в коллективе проводились различные конкурсы-смотры методических разработок, обмен опытом работы, творческие отчеты по темам самообразования.
Для привития интереса к предмету в 9 классах успешно работал математический кружок «Математические чудеса и тайны» ( учителя КустарёвА М.И., Бовт Л.В..). Индивидуально-групповые занятия в 11 классе по физике помогали глубже изучить материал. Кроме того в 5-8 классах проводились групповые занятия по математике, которые позволили дифференцировать работу с учащимися, а в 10, 11 классах – элективные курсы. В течение года были проведены по математике и физике все тренировочные и диагностические работы в системе СТАТ-ГРАД.
Педагогическими затруднениями по информатике являются отсутствие учебников и сложность в разработке и проведении лабораторных работ. По математике такими затруднениями является работа с родителями слабоуспевающих учащихся, а также снижение интереса к обучению многих ребят.
Учителями осваиваются здоровьесберегающие, мультимедийные технологии, технологии проектного обучения и информационно-коммуникативные технологии.
Большое значение для роста методического мастерства учителей-предметников имеет участие в общероссийском проекте «Школа цифрового века» Издательского дома «Первое сентября».
Для успешного осуществления всеобщего образования детей необходимо улучшить материально-техническое обеспечение кабинетов математики новыми мультимедийными и компьютерными средствами. Это позволит вывести преподавание математики на современный уровень.
С целью прослеживания уровня повышения (понижения) математической подготовки одного класса в течение учебного года в 5-х,6-х и 8-х классах по математике и в 11 классах по физике был осуществлён стартовый, промежуточный и итоговый контроль (см. Приложение).
В этом году проводилась работа с одаренными детьми. Всеми учителями использовались дополнительные задания, обеспечение дополнительной литературой этих учащихся, обмен интернет-информацией, электронными литературными научными источниками, проводилась работа по проектной деятельности, индивидуальная подготовка к олимпиадам и предметным неделям. Кроме того, многие учащиеся школы приняли участие в международном конкурсе «Кенгуру».
Улучшилась работа со слабоуспевающими учащимися. Для ликвидации пробелов в ЗУН учащихся, предупреждению ошибок и организации самостоятельной работы учащихся над ошибками учителями Кустарёвой М.И., Максимовой В.Е. и Дёминой Г.А. используются индивидуальные задания на уроках, проводятся дополнительные занятия и консультации, бригадные и парные методы работы. На заседаниях ШМО учителя постоянно обмениваются опытом работы со слабоуспевающими учащимися и вырабатывают общий подход в работе с этими детьми.
Слабыми сторонами работы ИШМО считаю пассивное отношение некоторых педагогов к совершенствованию качества преподавания, приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса, отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации обучения детей с девиантным поведением и неэффективная работа с мотивированными учащимися, а также игнорирование участия членов ИШМО в конкурсах и семинарах муниципального и регионального уровня.
В течение учебного года проводилась внеклассная работа по предметам. По математике, информатике и физике были проведены школьные олимпиады и прошли Недели математики и физики, в проведение которых были вовлечены учащиеся начальной школы.
Учебные программы по физике, математике и информатике выполнены полностью.
Отношения между членами ИШМО строятся на взаимопомощи, взаимоуважении и доброжелательности.
По итогам методической работы следует заключить, что методическая тема, по которой работало ИШМО, выполнена полностью. Уровень деятельности объединения – оптимальный.
ПРИЛОЖЕНИЯ К АНАЛИЗУ РАБОТЫ ИШМО
АНАЛИЗ КАДРОВ
Возраст
Всего
| Возраст
| до 20 лет
| 20 – 30 лет
| 30 – 40 лет
| 40 – 50 лет
| 50 лет и старше
| 5
| -
| 2
| -
| 1
| 3
|
Образование
№
п/п
| Ф.И.О.
педагога
| Преподаваем. предмет в ОУ
| Какое учебное заведение окончил
| Факультет
| Год
оконча
ния
| Квалифика
ция по
диплому
| 1
| Кустарёва М.И.
| математика
| Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской
| математики
| 1981
| математика
| 2
| Соловей Д.И.
| информатикагеография
| Московская государственная геолого-разведовательная академия им. С.Орджоникидзе
| Геолого-разведочный
| 2000
| Горный инженер
| 3
| Максимова В.Е.
| математика
| Тернопольский пед институт
| математики
| 1972
| математика
| 4
| Дёмина Г.А.
| физика
| Горьковский государственный педагогический институт им. М.А. Горького
| физико-математический
| 1967
| преподаватель физики и звание учителя средней школы
|
5
|
Бовт Л.В.
|
математика
|
Ферганский Государственный педагогический университет
|
Математика и информатика
|
1992
|
Учитель математики и ИКТ
| Педстаж
Всего
| Педстаж
| до 5 лет
| 6 – 10 лет
| 11-15 лет
| 16-20 лет
| 21-25 лет
| 26-30 лет
| более 30 лет
| 4
| 1
| 1
| -
| 1
| -
| 1
| 2
|
Квалификационная категория
Всего
|
|
|
| Категория, разряд
| высшая
|
|
| первая
| вторая
|
|
| 5
| 3
|
|
| 1
| 1
|
| -
|
Повышение квалификации
№
п/п
| Ф.И.О. педагога
| Повышение квалификации
|
|
| 2007/08 уч.год
| 2008/09 уч.год
| 2009/10 уч. год
| 2010-11 уч.год
| 2011-12 уч.год
| 2012-13
уч.год
| 1
| Кустарёва М.И.
| «Геометрия на профильном уровне», «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики»,
Дистанционные курсы при Педагогическом университете 1 сент.
| «Реализация федерального компонента Госстандарта ОО по математике в условиях профильного обучен.» ГОУ Педагогической академии
| -
| «Методика применения средств информационных технологий при обучении математике», ПАПО
|
«Решение текстовых задач в 5-9 классах (издат. 1 сентяб.)
| «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)», ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
| 2
| Соловей Д.И.
| -
| -
| -
| «Использование современных компьютерных и программных средств в образовании и воспитании учащихся», ГОУ Педагогической академии
| «Человек и общество», «Электронные образовательные ресурсы на уроке» (ПАПО)
|
| 3
| Максимова В.Е.
| «Геометрия на профильном уровне», «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики»,
Дистанционные курсы при Педагогическом университете -
| «Реализация федерального компонента Госстандарта ОО по математике в условиях профильного обучен.» ГОУ Педагогической академии
| -
| -
|
|
| 4
| Дёмина Г.А.
| «Предпрофильная подготовка и профильное обучение по физике в ОУ», Педагогическое отделение последипломного образования.
«Информационные технологии в деятельности учителя предметника», МГОУ
| -
| -
| -
|
|
| 5
| Бовт Л.В.
|
|
|
| «Методика применения средств информационных технологий при обучении математике», ПАПО
| «Актуальные проблемы при применении ФГОС в обучении математики» (ПАПО)
|
|
1.6 Аттестация
№
п/п
| Ф.И.О. педагога
| Аттестация
|
|
|
| 2008/09уч.год
| 2009-2010уч.год
| 2010-2011уч.год
| 2011- 2012 уч
| 2012-2013
| 2013-2014
|
| 1
| Кустарёва М.И.
| +
| -
|
| -
|
| +
|
| 2
| Максимова В.Е.
| +
| -
|
| -
|
| +
|
| 3
| Дёмина Г.А.
| -
| -
| +
| -
|
|
|
| 4
| Соловей Д.И.
| -
| -
| -
| -
|
|
|
| 5
| Бовт Л.В.
| -
| -
| -
| -
| +
|
|
|
|
|
|
|
2. Сведения о темах самообразования ШМО учителей физико-математического цикла (физики, математики, информатики)
на 2012-2013 учебный год
Ф.И.О. учителя
| Тема самообразования
| Цели
| Задачи
| Реализация
| Форма отчёта
| Кустарева М.И.
| Информационные и компьютерные технологии в системе личностно-ориентированного обучения
| Изучение нормативных документов, связанных с введением ФГОС второго поколения; использование системно–деятельностного подхода при формировании ЗУН и УУД на каждом этапе урока и во внеурочной деятельности;
| Разработка и ввод в учебно-воспитательный процесс системы мониторинга, оценки и самооценки знаний и сформированности УД и УУД;
изучение, систематизация и использование в своей практике приёмов формирования УУД;
разрабатывать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках темы по самообразованию
| Открытый урок для членов ШМО
| Выступление на ШМО (май)
| Бовт Л.В.
| Система подготовки к итоговой аттестации на уроках математики, реализующая разноуровневый подход и учет индивидуальных достижений учащихся.
| Подготовка учащихся к итоговой аттестации
| Разработка дифференцированной системы подготовки к аттестации
|
Открытый урок
| Выступление на ШМО (май)
| Максимова В.Е.
| Технология личностно – ориентированного обучения на уроках математики.
| Повышение качества преподаваемого предмета
| формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности
| Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
комплекта раздаточного материала по предмету
| Обмен опытом на ШМО (февраль)
| Дёмина Г.А.
| Развитие УУД на уроках физики в рамках введения ФГОС
| Разработка новых методов и форм проведения современного урока по физике в условиях ФГОС
| 1.Разделение содержания учебного материала на два уровня
2.Совершенствование проектной деятельности в рамках развития УУД
| Разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой проблеме
| Выступление на ШМО (март)
| Соловей Д.И.
| Создание и использование ЦОР на уроках информатики.
| Повышение качества преподаваемого предмета
| Создание собственной коллекции ЦОР
| Проекты
| Выступление на пед. совете.
|
СИСТЕМА РАБОТЫ ШМО
Мероприятие
| Запланировано (количество)
| Выполнено
| Причины невыполнения
| Примечания
| количество
| %
| Заседания ИШМО
| 5
| 5
| 100
|
|
| Круглые столы
| 3
| 3
| 100
|
|
| Дискуссионные клубы
| 2
| 2
| 100
|
|
| Творческие отчеты
| 5
| 5
| 100
|
|
| Презентации
| 2
| 2
| 100
|
|
| Конкурсы «Учитель – учителю»
| 2
| 2
| 100
|
|
|
Руководитель ШМО Кустарёва М.И
|
|
|