МБДОУ детский сад №1 п.Радченко
Консультация для родителей “Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста”.
Подготовила воспитатель: Глебова В.П.
2012г.
Культурно – гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица тела, причёски, одежды, обуви, они продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляются уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеет следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играют важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете ,от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались .Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить ,чтобы все вещи содержались в чистоте. Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей всегда быть опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Когда мы причёсываем девочек, мы читаем стишок: Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти косынка до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся-
Маму, дочка слушайся. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связанно с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:
приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
уметь пользоваться столовыми приборами,
салфеткой;
учить тому, что чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
учить сервировать стол к чаю;
привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приёма пищи(разговаривать в полголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относится к просьбам и желаниям детей).
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях .Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий,(кто то стал значительно опрятнее и т.д.).
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали. |