|
Возможности Использования информационных технологий в процессе обучения химии возможности Использования информационных технологий
в процессе обучения химии Марыгина ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
г. Новокузнецк На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии. Необходимость внедрения информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Переход на профильное обучение также немыслим старыми методами и приемами. Информационно – коммуникативные технологии создадут хорошие условия для более эффективного использования рабочего времени на уроке, элективных курсах, курсах по выбору [1].
В процессе обучения в школе с помощью ИКТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы [2]. Обучающийся узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. На занятиях повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес, возрастает эффективность самостоятельной работы. Возникает такая ситуация, когда ИКТ становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Образование поистине интегрируется в жизнь на всем ее протяжении. И первые шаги в сферу овладения информационными технологиями позволяет сделать ученику его школьный учитель, в совершенстве владеющий ИКТ.
От учителя химии, как и от любого другого, требуется следующие компетентности в области ИКТ: освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации и др. По мнению Бухаркина М.В., уникальность уроков химии в том, что они позволяют принять широкий спектр современных информационных технологий от составления презентаций к уроку и демонстрации фрагментов учебных фильмов, выполнения тестовых заданий на ПК до создания проектных и научно-исследовательских работ [2].
Как показывает педагогическая практика, эффективность использование компьютеров возможна на всех стадиях педагогического процесса: на этапах предъявления учебной информации обучающимся, усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, при повторении и закреплении ЗУН, в промежуточном и итоговом контроле и при самоконтроле достигнутых результатов обучения, а также на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.
Заметим, что компьютер не способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным. Наиболее ярко это сотрудничество проявляется в проведении интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств [3]. Эффективнее будет усвоение учебного материала обучающимися, если лекция учителя сопровождается презентации слайдов, демонстрирующих основные выводы по уроку, таблицы. Схемы позволяют несформировавшемуся детскому воображению живо представить ход химической реакции, модели строения атомов, молекул, протекание технологического процесса. Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание обучающихся к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме, обучение становится занимательным и эмоциональным [2]. Интерактивная лекция сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. В процессе лекции преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Самостоятельная работа, связанная с составлением обучающимися графиков, логических схем, таблиц, формул может успешно проверятся с помощью ИКТ.
Уникальность информационных технологий заключается в том, что они могут с успехом применяться как самостоятельно, так и в дополнение к современным образовательным технологиям. Что касается нашей школы, то учителя с ИКТ сочетают ТРИЗ -технологию (теория решения исследовательских задач) и РКМ (развитие критического мышления). Таким образом, воспроизведя на экране скелет рыбы («фишбоун»), дети ищут причину, следствие. А привычная ромашка после манипуляции компьютерной мыши превращается в «ромашку Блума», и обучающиеся ищут ответы на простой, творческий, интерпретационный, проблемный вопросы. Например, на уроке химии по теме «Серная кислота» этот любимый всеми русскими людьми цветок помог узнать свойства, применение, получение кислоты. При этом информационные технологии помогли зримо представить информацию.
К сожалению, до сих пор недостаточное количество преподавателей решаются использовать на своих уроках компьютер и по старинке продолжают изучать школьные предметы с использованием традиционных методов: ручки, карандаша, тетради, доски и мела. Это связано с недостаточной оснащенностью и тем, что многие учителя-предметники не знакомы с методикой коммуникативных технологий на уроках, отсутствием методических пособий. Текущий момент диктует необходимость использования интерактивных методов на современных уроках.
Литература
1. Куликов В.В. Новые информационные технологии как средство повышения эффективности обучения // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики: материалы Международной научно – практической конференции, Екатеринбург, 3-4 апреля 2006: в 2 ч. Ч. 2 / Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. -2-е изд., стереотип.- М.: ИЦ «Академия», 2005. -272 с.
3. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок / Г. Селевко // Народное образование. 2005.- № 8.
Примеры использования компьютера на уроках химии
|
|
|