Главная страница


Методическая разработка по теме «Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста» Слушателя кпк «Педагогические новации художественно- творческого развития дошкольника»



Скачать 259.62 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по теме «Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста» Слушателя кпк «Педагогические новации художественно- творческого развития дошкольника»
Дата14.04.2016
Размер259.62 Kb.
ТипМетодическая разработка

Санкт – Петербургская академия постдипломного педагогического образования

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

Центр педагогики детства

Зачетная работа (методическая разработка) по теме «Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста»


Слушателя КПК «Педагогические новации художественно- творческого развития дошкольника» Соловьевой Елены Алексеевны ДОУ № 97 Красногвардейского района

Санкт – Петербург 2013 год

Содержание
1.Введение

2.Основная часть

Цель. Задачи.

Создание условий.

Методы, используемые в работе.

Формы организации детской деятельности.

3.Заключение.

4.Приложение

Словарь терминов.

Примерный перечень дидактических игр, упражнений,

творческих работ.

5.Список используемой литературы.

«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»

(Р. Тагор)
Введение
Все начинается с детства…

Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира.

Но как понять красоту? С помощью каких средств попытаться выразить ее суть?

Научиться видеть красоту и во что-то ее претворять – важная и сложная задача. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются неразвитыми, а значит и нереализованными в дальнейшем.

Что такое красота? Где и как она может проявляться? Не всякий взрослый сможет ответить на эти вопросы. А ведь чувство красоты необходимо человеку как зрение и слух, как здоровье и умение разговаривать.

Мир вокруг нас и в нас заполнен множеством оттенков звука и цвета. Разгадать их сочетания, найти гармонию между ними, почувствовать красоту и ритм мозаики жизни – это значит усовершенствовать себя, понять смысл нашего существования, познать мир с его улыбками и слезами, тайнами и обыденностью…

Дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг, но они многого могут не замечать в силу синкретичности (слитности) восприятия, очень небольшого опыта, неразвитой пока еще способности вглядываться, вслушиваться в происходящее вокруг. Взрослый может стать для ребенка проводником в мир прекрасного, развить способность не просто смотреть, а видеть, удивляться, радоваться многообразию мира.

Окружающий нас мир поражает своим цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать у них самые разнообразные эмоции. У каждого человека и у ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают определенное настроение. Цвет является одним из самых доступных средств выразительности для ребенка дошкольного возраста.

С помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги гнев, печаль или страх, а можно создать впечатление покоя и равновесия.

Работа с цветом развивает сферу чувств (любовь, сострадание, радость, грусть и др).

Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки.

К тому моменту, когда ребенок становится способен воссоздать цвет предметов в своем воображении, он переходит на более высокий уровень ассоциативного восприятия цвета. У детей это происходит в разное время, в основном к пяти годам.

Жизненный опыт ребенка этого возраста пока невысок, он еще не способен систематизировать большое количество разнообразных цветов, которые видит. Именно в это время взрослый может помочь ребенку разобраться в цветовом многообразии.

Формирование чувства цвета может осуществляться в разные моменты жизни и деятельности детей: в игре, во время чтения художественной литературы, слушания музыки, рассматривания произведений изобразительного искусства, наблюдений в природе и т. д.

Ребенку необходимо дать возможность быть не просто наблюдателем или слушателем, а активным участником, творцом, экспериментатором.

«То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я знаю»

Основная часть
Цель: через восприятие цвета развить в детях чувство виденья и понимания Красоты (в окружающем, природе, произведениях искусства, человеческих взаимоотношениях).

Задачи:

1.Знакомство с цветовыми эталонами: расположение цветов в цветовом спектре на основе радуги.

2.Расширение представлений об основных и дополнительных цветах и их свойствах (тон, светлота, насыщенность).

3.Совершенствовоние навыков в создании новых цветовых оттенков и тонов (теплых и холодных, светлых и темных).

4.Развитие зрительного внимания.

5.Обогащение активного словаря на примере описания и характеристики разных цветов с использованием прилагательных, глаголов.

5.Развитие эмоционально – чувственного восприятия цвета, умения выразить свои эмоциональные впечатления с помощью цвета.

6.Развитие ассоциативно – образного мышления (умения анализировать, сравнивать цвета).

7.Обеспечение возможности творческого поиска, проведения экспериментов с цветом, приобщение к самостоятельной творческой деятельности.

8.Создание атмосферы радости, максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и с воспитателем.

Создание условий
Для успешного решения поставленных задач необходимо создание определенных условий, главными из которых я считаю создание развивающей среды.

«Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и урегулированию среды» (Л. С. Выготский).

Воспитание чувства прекрасного проще и легче осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно. Д. С. Лихачев сказал, что человека надо сначала посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства. Ребенок должен находиться в детском саду в эстетической обстановке (к сожалению, мы не можем обеспечить красоту в каждом доме, каждом подъезде). Его должны окружать красивые вещи, красивые в широком смысле этого слова, люди.

Мы старались создать в группе уютную и комфортную обстановку, где каждый ребенок смог бы найти себе занятие по интересам.
Задачи развивающей среды.
1.Обеспечивать интенсивную непрерывную вовлеченность детей.

2.Побуждать к активному исследованию.

3.Обеспечивать детям возможность выбора по интересам.

4.Способствовать развитию положительных наклонностей.

5.Побуждать к взаимодействию с окружающими людьми и предметами, способствовать положительным отношениям между детьми, между детьми и взрослыми.

6.Обеспечить личностно – ориентированный подход к ребенку.
Технология работ в условиях развивающей среды.
1.Моделирование развивающей среды.

2.Обеспечение возможности выбора деятельности и материалов на основе интересов и потребностей детей.

3.Организация самостоятельной деятельности детей, в том числе при поддержке воспитателя.

Пространство группы разделено на центры активности. В нашей группе созданы следующие центры:

1.Центр сюжетно – ролевой.

2.Центр театрализованной деятельности.

3.Строительный центр.

4.Центр литературы и грамоты.

5.Музыкальный центр.

6.Центр изобразительного творчества.

7.Центр настольных игр и математики.

8.Центр науки и природы.

9. Центр физической активности.
Широкие возможности для самовыражения и творчества представляет для детей центр сюжетно – ролевой игры. С раннего возраста дети воспроизводят звуки, которые слышат и действия, которые видят. В ходе игры они познают себя и окружающий мир. Игра, если ее поддерживать, перерастает в драматизацию: форму искусства – социализирующий вид деятельности и способ освоения действительности.

Ребенок может попробовать себя в роли художника, изготовить декорации, подобрать костюм для положительного или отрицательного персонажа, используя свои знания о цвете.

Строительство – важнейший фактор развития детей во многих отношениях, включая социальные. Природа конструктора такова, что дети с его помощью могут творить, усложнять вновь или менять все, что они делают, как им этого хочется. Создавая различные постройки, дети постигают значение ритма и цвета в архитектуре.

Цвет – одно из средств архитектурной выразительности. Выбор цвета здания, сооружения определяется его назначением, размером, природным окружением и т.д. С помощью цвета любую конструкцию можно сделать веселой, нарядной или строгой, лаконичной, страшной и мрачной.

Возможные темы построек: «Дворец Снежной Королевы», «Цирк», «Улица города» и др.

В центре литературы и грамоты ребенок знакомится с художественным словом, постигает красоту родного языка, знакомится с творчеством художников – иллюстраторов, имеет возможность самостоятельно сделать книгу или газету по интересующей его теме («Радуга», «Мой любимый цвет», «Краски Зимы», «Палитра Осени» и др.). Дети самостоятельно оформляют книгу, воспитатель записывает их рассказы, рассуждения.

В центре музыки ребенок получает возможность экспериментировать с различными музыкальными звуками, слушать музыкальные произведения, знакомиться с различными музыкальными инструментами, самостоятельно исполнять музыкальное произведение, петь, двигаться под музыку, импровизировать и сочинять.

Идея синтеза искусств, поиска сочетаний звука и цвета известна еще с древних времен (мистерии и культы древнего Ирана, Индии, Египта, Китая). Этими идеями пронизано творчество русского композитора А. Н. Скрябина, литовского художника М. К. Чюрлениса, Николая и Святослава Рериха.

Детям можно предложить подобрать подходящую палитру к музыкальному ладу (минор – холодные тона, мажор – теплые), определить звучание картины (громко – F, тихо – P), нарисовать музыку и др.

В центре изобразительного творчества ребенок получает возможность экспериментировать с цветом, образовывать новые цвета и оттенки, знакомиться с теплой и холодной, сближенной и контрастной гаммой цветов. Используя свои знания и ощущения цвета, создавать свои работы, знакомиться с работами мастеров (художников, архитекторов, народных мастеров).

Центр настольных игр и математики (перечень дидактических игр по знакомству с цветом смотри в приложении). Математика – абстрактное выражение наиболее общих законов мироздания. Занятия с абстрактным материалом позволяют развивать воображение детей.

Выдающийся математик нашего столетия Давид Гильберт сказал, Что Льюис Керрол был его учеником, но у него было недостаточно фантазии, чтобы стать математиком, и он стал писателем.

Давно доказано, что цвет обладает лечебным действием. Цветотерапия – один из древнейших способов оздоровления. Это мощный способ воздействия на физическое и эмоциональное состояние человека.

Красный цвет, например, стимулирует творчество, оказывает разогревающее, оживляющее действие, но в больших количествах способен принести вред. Оранжевый – пробуждает радость жизни и веселье, он помогает при депрессии, апатии, потере аппетита. Желтый – придает бодрость и т.д.

Методы, используемые в работе

(материал взят из книги Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность в д/с»)
В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. В своей работе я использую те методы, которые обеспечивают не только усвоение знаний и умений, но и развитие потенциальных способностей детей, их творческих потенциалов, эмоций, интересов. Эти методы характеризуются по характеру познавательной деятельности, в основе которой степень самостоятельности и творческой активности детей в познании.

ИНФОРМАЦИОННО – РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Воспитатель включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает факты – выводы делают дети; педагог ставит проблему – гипотезу выдвигают дети).

Эвристический или ЧАСТИЧНО ПОИСКОВЫЙ метод является предпосылкой успешного применения ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА, предполагающего самостоятельное решение целостных задач.

Выше изложенные методы, их последовательное комплексное сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию познавательной деятельности с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей.

Методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: НАГЛЯДНЫЕ, СЛОВЕСНЫЕ, ИГРОВЫЕ. Среди наглядных методов предпочтение отдается наблюдению и обследованию.

ОБСЛЕДОВАНИЕ – целенаправленное аналитик – синтетическое восприятие предмета осязательно – двигательным и зрительным путем.

Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа.

Первый – целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. Это по существу, эстетическое восприятие.

Второй – аналитическое восприятие предмета, то ест последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Третий – опять предполагает целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.

Обследование я сочетаю с художественным словом и музыкой (они создают дополнительный эмоциональный фон, который обостряет восприятие и чувства).

НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении.

Одно из требований к наблюдению – эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств, рождаемых общением с людьми, искусством, природой, рукотворным миром, не может быть искусства, не может быть любой творческой деятельности. Знания, не подкрепленные, не связанные с чувствами, не становятся достоянием ребенка, не побуждают к активному действию.

В процессе наблюдения необходимо обеспечить разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом условии процесс наблюдения будет эффективен.

Наряду с наглядными методами я использую СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ и приемы.

Одним из ведущих словесных методов обучения является БЕСЕДА. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности.

ПОЯСНЕНИЕ – это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать.

СОВЕТ – использую тогда, когда ребенок действительно в чем-то затрудняется. В противном случае совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

НАПОМИНАНИЕ – использую в виде кратких указаний. Чаще всего тогда, когда речь идет о последовательности работы.

ПООЩРЕНИЕ – данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает желание выполнить работу хорошо, создает ощущение успеха, поддерживает активность детей.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО – широко применяю в своей работе. Оно создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Словесные методы и приемы неотделимы от наглядных и игровых.

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ – занимают особое место. Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Такие психические процессы, как ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, процессы мышления, наиболее успешно протекают в игре. Игру возможно использовать «…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (Л. И. Божович).

Формы организации детской деятельности по развитию восприятия чувства цвета
Организованное обучение включает в себя:

- специально организованные занятия по ознакомлению с цветом («Путешествие в страну красок», рисование «Радуга», «Краски природы» и др.);

- как часть занятий другого вида (по музыкальному развитию, художественно – продуктивной деятельности, математическому развитию, ознакомлению с художественной литературой и др.).
Совместная деятельность воспитателя с детьми:

-игры (сюжетно – ролевые, театрализованные, дидактические, конструктивные, игры – эксперименты с цветом);

-рассматривание репродукций картин художников, фотографий архитектурных сооружений, изделий народных мастеров, слушание музыки, чтение литературных произведений (с последующим обсуждением), презентации для детей;

-художественно – продуктивная деятельность;

-посещение выставок, музеев;

-экскурсии по городу, в природу, прогулки;

-экспериментальная деятельность (получение новых оттенков цветов);

-познавательные беседы с детьми (как появилась радуга, как цвет воздействует на человека и др.);

-упражнения и творческие задания на развитие восприятия цвета;

-вечера досуга, развлечения («Веселые краски», «Сделай мир цветным» и др.);

-создание выставок, фотоальбомов, коллекций;

-детский дизайн.
Самостоятельная деятельность детей
В условиях правильной организации детской деятельности самостоятельность дошкольников развивается от репродуктивной, воспроизводящего характера (самостоятельное воспроизведение образов, способов действий и пр.) к самостоятельности с элементами поисковой деятельности и творчества. Творчество выступает высшей формой проявления самостоятельности ребенка. Творческая деятельность развивает у старших дошкольников способность самостоятельно обнаруживать новое решение проблем, новые способы выражения своих замыслов, способность гибко и вариативно использовать имеющиеся знания и умения.

Создание развивающей предметной среды – путь активизации самостоятельной деятельности (см. раздел «Создание условий»).

Создание самостоятельной деятельности определяет в первую очередь эмоционально – интеллектуальный опыт детей, полученный из разных источников в условиях семьи и детского сада.
Работа с семьей
Посещение выставок, музеев, театра, прогулки по городу, в природу совместно с родителями обогащают впечатления детей, позволяют им более глубоко войти в мир искусства, дают возможность обсудить увиденное (услышанное) с родными, выслушать их точку зрения.

Организация дома уголка детского творчества, наличие необходимых материалов позволяет ребенку экспериментировать, творить самостоятельно и вместе с семьей. Нередко дети выступают в роли «учителя», знакомя родителей с новой техникой рисования, новой игрой и т. д.

Создание фотоальбомов, домашних коллекций, выставка детских работ, подготовка и проведение семейных праздников – все это обогащает жизнь не только ребенка, но и его близких, делает ее прекрасной, интересной.
Заключение
Можно сказать, что правильно организованная работа по развитию восприятия у детей цвета способствует всестороннему развитию ребенка, формированию у него целостной картины мира, гармоничному развитию личности, а также формированию у него творческих начал.

Приложение
Словарь терминов

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики.

Говоря простым языком цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным. Отсюда следует что споры "какой цвет на самом деле" бессмысленны, поскольку для каждого наблюдателя истинный цвет — тот, который
Хроматические цвета — это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: цветовой тон, насыщенность и яркость.
Оттенки серого (в диапазоне белый — черный) носят парадоксальное название ахроматических (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα — цвет, то есть бесцветных) цветов. Парадокс разрешается, когда становится ясно, что под "отсутствием цвета" здесь понимается естественно не отсутствие цвета как такового, а отсутствие цветового тона, конкретного оттенка спектра. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный.

Можно заметить, что при максимальном снижении насыщенности любого хроматического цвета тон оттенка становится неразличимым, и цвет переходит в ахроматический.

видит он сам.
Цветовой круг — способ представления непрерывности цветовых переходов. Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем пурпурный цвет связывает крайние (красный и фиолетовый) цвета.

Это своеобразное мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, создавать нужный оттенок в любой цветовой модели.

Наиболее распространён восьмисекторный цветовой круг. Он включает 7 цветов радуги и пурпурный. Основными цветами в этом круге считают красный, жёлтый, синий, и добавляют к ним пять «промежуточных» цвета (оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый и пурпурный). В цветовом круге на равном расстоянии друг от друга расположены чередующиеся первичные и вторичные цвета. Сложение двух основных цветов дает дополнительный цвет, расположенный между ними.
Цветовой тон — одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. Тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях спектра. Именно тон определяет название цвета, например «красный», «синий», «зелёный».

В обиходе этим термином могут обозначать и другие цветовые характеристики объекта. Например "светлый тон" или "тёмный тон".
Насыщенность — это интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный — приглушённым, приближённым к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого.
Светлота (lightness) — одна из основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и тоном. Степень близости цвета к белому называют светлотой.

Любой цвет при максимальном увеличении светлоты становится белым.

Другое понятие светлоты относится не к конкретному цвету, а к оттенку спектра, тону. Цвета, имеющие различные тона при прочих равных характеристиках, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон сам по себе — самый светлый, а синий или сине-фиолетовый — самый тёмный.
Яркость — характеристика восприятия. Она определяется нашей скоростью выделения одного цвета на фоне других.
Холодные цвета — это цвета, содержащие оттенки синего.
Теплые цвета – это цвета, в которых преобладает красный или желтый.
Основные цвета – те, которые не могут быть составлены из других цветов. Это красный, желтый и синий.
Составные цвета – те, которые составляют из хроматических или с добавлением ахроматических цветов. Причем каждый из этих цветов может приближаться к тому из цветов, которого больше. Например, зеленый может быть холоднее или теплее в зависимости от того, какой краски в смеси больше – синей или желтой. Также оранжевый цвет может иметь красноватый или желтоватый оттенок. Розовый может быть ближе к красному или белому и т. д.
Пастельные тона - получаются с помощью добавления белого пигмента к любому из цветов цветового круга.

Надо сказать, что гамма пастельных оттенков может варьироваться от полупрозрачных и еле заметных тонов, до весьма насыщенных, которые всего немного недотягивают до насыщенных ярких цветов.

В тонах пастельной гаммы света намного больше, чем в любых других цветах. Поэтому они с успехом могут использоваться для зрительного увеличения объёма пространства.

Принято считать, что пастельные тона лучше всего способны передавать лирические настроения и нежные чувства. Это, действительно, неоспоримый факт. Однако сочетания пастельных оттенков могут нести в себе и оживлённые, воздушные, яркие настроения.

Любой пастельный цвет получается путём сочетания насыщенного цвета с белой краской.
Контрастные цвета (дополнительные) – это пары цветов, расположенные на круге друг против друга, например: зелёный — красный, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый. Каждый цвет имеет лишь один дополнительный к нему цвет. Смешение двух дополнительных цветов дает нейтральный черно-серый тон.
Колорит - (от франц. – краска, цвет) в живописи: характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой тон.
Палитра – ( от франц. palette, из итал. paletta, от лат. pala — см. палетка) — приспособление живописца: небольшая тонкая и легкая дощечка прямоугольной или овальной формы, на которой живописец смешивает краски во время работы. Палитра имеет отверстие для большого пальца руки. Палитрой может быть и небольшой кусок бумаги, картона, доски, стекла, на котором смешивают краски во время работы.
Гармония – (от греч. – связь, созвучие, соразмерность) стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.

Примерный перечень дидактических игр, упражнений и творческих работ
Игры на листе бумаги, творческие задания
1.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА «В ГОСТЯХ У КОРОЛЯ ПАЛИТРЫ» (как из красного, синего, желтого цветов получить оранжевый, зеленый, фиолетовый).

2.ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК (упражнение в получении разных оттенков цвета на палитре).

Возьмем и наметим легкой линией на бумаге цветок. Желательно, чтобы у него 10 – 15 крупных лепестков. Пусть он будет необыкновенным по форме (если он будет высоким, лист бумаги расположим вертикально, а если наш цветок растет в ширину – горизонтально).

Приготовьте палитру и краски. Попробуем смешать на палитре каждый цвет с водой. Раскрасим лепестки волшебного цветка чистыми цветами.

А теперь будем смешивать краски с водой и другими красками. У каждого получится свой неповторимый цвет. Полюбуйтесь игрой цвета.

3.НАРИСУЕМ КРАСКИ УТРА (упражнение в составлении светлых тонов и цветов путем добавления белой краски).

На нашей палитре в этот раз хозяйкой будет белая краска. Мы выкладываем на палитру много белой краски, остальные краски будут приходить к ней в гости. Попробуйте смешать каждый цвет с белым. Получатся светлые тона. Это краски туманного утра и покоя. Эти светлые краски мы называем пастельными тонами.

У вас на палитре необыкновенной красоты светлые краски. Посмотрите вокруг, найдите предметы, окрашенные в светлые тона. Что в природе может быть окрашено в пастельные тона?

4.В ЦАРСТВЕ КОРОЛЕВЫ НЕЖНОСТИ (изображение предметов, пейзажей в пастельных тонах).

Цвет может быть тихим, мягким и нежным. Именно такой цвет преобладает в царстве Королевы Нежности. Как вы думаете, какие краски можно увидеть в этом царстве? Попробуйте с помощью цвета изобразить тихий сон (с помощью абстрактных пятен) или дворец Королевы, ее сад.

Как звучит ваша картина (громко – тихо). Какую музыку вы бы подобрали к своей картине? (лирическую, нежную, тихую)

5.ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

Раскрась воздушные шары готовыми красками. Подумай, как сделать воздушные шары более легкими (добавление белой краски), тяжелыми (добавление черной краски). Как изменилось их звучание? (краски светлые – звуки высокие, краски темные – звуки низкие).

6.КАКАЯ БЫВАЕТ НОЧЬ? (упражнение в составлении темных тонов путем добавления черной краски).

Выложим на палитру в этот раз больше черной краски, сегодня она у нас королева бала, а все остальные краски будут с ней танцевать. Палитра дает нам возможность посмотреть на этот танец. Перед нами возникает целая серия темных тонов – это краски ночи. Что можно изобразить этими красками? (грозовые облака, ночное небо, ночные цветы, ночные дома и др.)
7.КОВРИК ДЛЯ СНЕГУРОЧКИ И ВЕСНЫ (контраст теплых и холодных цветов, определение доминирующего цвета).

Сегодня на нашей палитре волшебные краски: желтая – это солнечный лучик Весны и синяя – хрустальная льдинка Снегурочки. С помощью этих красок мы можем любой цвет превратить либо в холодный, либо в теплый. Чтобы краски превратились в холодные, добавим в них маленькую синюю льдинку. Это любимые цвета Снегурочки. А чтобы краски стали теплыми, добавим в них желтый солнечный лучик. Это любимые цвета Весны, их еще называют солнечными, теплыми. Попробуем изобразить ковер для Снегурочки и Весны, используя волшебные краски.

Возьмем крупную кисть, белый лист бумаги и будем наносить большие мазки теплых и холодных тонов, стараясь располагать их рядом. Расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу быть ярче, громче звучать, становиться сочнее.

А какой цвет понравился тебе больше всего? Что он тебе напоминает? Как ты думаешь, в каком цвете больше синей льдинки, а в каком – солнечного лучика?

8.ПРОБУЕМ РАЗНЫЕ КРАСКИ НА РАЗЛИЧНОЙ БУМАГЕ (белой цветной, черной).

Рассматриваем раскрашенные листы. Какое настроение угадывается в каждом из них, преобладает? Совершенно ли случаен результат? Расскажи о своих впечатлениях.

9.ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ЦВЕТОМ?

Разложи перед собой фломастеры, карандаши или краски, набор цветной бумаги так, чтобы видеть все цвета. Лучше, если у тебя будет много разных цветов. Внимательно посмотри на каждый цвет. У каждого из нас цвет вызывает собственные образы и ощущения. Давай попробуем нарисовать предметы или явления природы, связанные для нас с каждым цветом или группой цветов. Например, что мы представляем, глядя на красное…

Расскажите друг другу о своих рисунках. Можно попробовать затем составить цвет радости и печали, цвет праздника или страха.

10.ПАЛИТРА ЧУВСТВ.

Изобрази цветом свое настроение (мне радостно или грустно) или чувство (печаль, любовь, нежность, злость, ярость, доброту и др.)

11. ДОБРАЯ И ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА. ВОИН – ЗАЩИТНИК И ВОИН - ЗАВОЕВАТЕЛЬ (сопоставления и контрасты).

Детям предлагается контурное изображение волшебниц (богатырей)

Это добрая волшебница. Покажи это цветом. А это злая колдунья. Пусть сразу будет видно. Этот воин угрожает. Покажи это, украсив шлем и щит воина. А этот воин – защитник. Укрась шлем и щит так, чтобы понятны стали его намерения.

12.ДВОРЕЦ СОЛНЦА И СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ (ДВОРЕЦ ДОБРОЙ ФЕИ И ЗЛОЙ КОЛДУНЬИ).

Придумай и нарисуй дворец для Солнца или Снежной Королевы. Какие краски ты будешь использовать? (теплые и холодные). Какие краски пригодятся для изображения доброй Феи (яркие или пастельные), злой Колдуньи (мрачные, темные).

13.ВРЕМЕНА ГОДА В ЦВЕТЕ (колорит, абстракция).

Детям предлагается четыре прямоугольника белого цвета с символами каждого времени года (снежинка, солнце, зеленый листок, осенний лист).

Выбери, какое время года ты хочешь изобразить. Закрась прямоугольник, используя сочетания разных цветов и оттенков, подходящих к выбранному тобой времени года. Это могут быть цветовые пятна, разноцветные линии, черточки круги и т. д.

14.НАРИСУЙ МУЗЫКУ (цвет и звук).

У тебя есть любимое музыкальное произведение? Это может быть песня, марш, танец. Попробуй с помощью цвета передать свои впечатления от этой музыки.

15.ВКУСНАЯ ПАЛИТРА.

Посмотри, какой разноцветный мир тебя окружает! Каждый цвет имеет множество оттенков. Названия каких цветов скрыты в этих палитрах? (фруктовая палитра, овощная и ягодная). Назови эти цвета. Попробуй на палитре получить такой цвет.

16.МОНОТИПИЯ (экспериментирование с цветом, развитие абстрактного мышления).

Нанеси на гладкую поверхность (доску, зеркало) цветовые пятна, прижми его к листу бумаги (сделай отпечаток). Что получилось?

Какую гамму цветов ты использовал? Придумай название для своей картины. Придумай сказку или рассказ.

17.ЧТО СПРЯТАЛОСЬ В ПЯТНЫШКЕ? (кляксография).

Набери на кисть понравившейся тебе цвет. Капни на лист бумаги. Что спряталось в твоем пятнышке? Что оно тебе напоминает? Придумай название, рассказ.


СЛОВО – ЗВУК – ОБРАЗ – ДВИЖЕНИЕ (игры, упражнения, творческие задания)
1.СОСТАВЛЕНИЕ ПАЛИТРЫ ТЕПЛЫХ И ХОЛОДНЫХ ЦВЕТОВ

«Палитра осени» (танец осенних листьев) – рисование, аппликация, импровизационный танец, изображение звуками шуршащей листвы.

«Палитра зимы» (тема «Вальс снежных хлопьев») – использование музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» (рисование под музыку, танец – импровизация). «В царстве Снежной Королевы» (зимние звуки: снег, метель, звон льдинок). Передать контрастное состояние зимней погоды с помощью цвета (тема «Зимнее утро» и «Вьюга») по стихотворению Пушкина «Зимнее утро». Слушание музыки Свиридова «Метель».

2.ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦВЕТОВ РАДУГИ (цветом и звуком).

Участвует 7 человек. Каждый ребенок выбирает себе цвет и инструмент, который наиболее точно может выразить этот цвет. Сначала каждый из участников изображает свой цвет, затем дети все вместе пытаются, импровизируя на своем инструменте, изобразить радугу.

3.КАКОГО ЦВЕТА НОТКИ.

Напомнить об удивительном числе 7: семь нот – семь цветов радуги. Каждая нота имеет свой неповторимый цвет. Предложить нарисовать

(или выбрать) цветные нотки в соответствии с индивидуальным восприятием, предварительно прослушав каждую из них.

4.ЦВЕТНАЯ ПЕСЕНКА.

Сыграй знакомую мелодию или придумай свою, запиши ее цветными нотками. Представь, что ты играешь на радуге, как на музыкальном инструменте.

5.РАДУЖНЫЙ ХОРОВОД (настольная игра).

В игре изображение семи девушек в сарафанах цвета радуги.

Расскажи о характере каждой из девушек (какая она, что любит делать, какие песни любит петь, какую музыку предпочитает слушать или исполнять, на каком инструменте играет, какие танцы любит и т. д.).

Какая из девушек больше похожа на тебя, как ты считаешь?

Придумай историю, сказку о том, как и откуда появились эти девушки.

Придумай сказку о том, как появилась радуга, как нашла она себе красивый наряд.

6.РАДУГА ТАНЦУЕТ.

Придумай танец или движение для любимого тобою цвета.

7.ДЕЛАЕМ КНИГУ.

«Радуга», «Мой любимый цвет».

8.ПАЛИТРА НАСТРОЕНИЙ (настольная игра).

Задание: попробуй подобрать цвет для каждой из картинок (набор карточек – пиктограмм, картинок, фотографий), изображающих различное эмоциональное состояние людей, животных, литературных героев, чтобы можно было по цвету догадаться, что герой переживает в этот момент.

9.ЦВЕТОВОЕ КРЕЩЕНДО (соотнесение цвета и звука, изменение эмоциональной выразительности цвета путем насыщения теплым, холодным или ахроматическим рядом).

Крещендо в листьях клена: выложи листочки так, чтобы чувствовалось постепенное усиление желтого цвета (от зеленого к желтому), усиление белого цвета (от красного к бледно – розовому) и т. д.

Крещендо может быть и в каплях дождя, в пламени свечи (аналогично – диминуэндо – ослабление звучания).

Используемая литература
1.Н. Альшенецкая «Путешествие в страну красок».

2.М. Дрезнина «Игры на листе бумаги. Открой в себе художника».

3.Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству».

4.Дубровская Н. В. «Игры с цветом».

5.Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников».

6.Т. С. Комарова, А. В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».

7.О.А. Куревина, Г. Е. Селезнева «Путешествие в прекрасное».

8.С. Московская «Звук и цвет. Педагогика будущего – синтез искусств».

9.Б. М. Неменский «Изобразительное творчество и художественный труд».

10.Тетрадь по изобразительному искусству «Твоя Мастерская» под редакцией Б. Н. Неменского.