|
«Звук и буква «Д». Слоги Декабрь(1 неделя) Тема: «Звук и буква «Д». Слоги.
Цели:
Образовательная: Закрепить со звуки «д, д'», особенности их артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «д, д'» в потоке речи, определять место звука в слове. Учить анализировать и синтезировать короткие слоги. закрепить понятие «слог», учить делить слова на слоги.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку. Ход занятия:
1. Повторение.
- Давайте повторим, что такое «звук» и «буква» (по схемам, со зрительной опорой).
- Какие звуки мы выучили с вами?
- Назовите гласные звуки. Назовите согласные.
- А теперь вспомните, какие бывают слова? (длинные и короткие) Как определить, какое слово длинное, а какое короткое? (нужно похлопать). Сколько раз хлопнули, из стольких частей и состоит слово. Части, из которых состоят слова называются слоги. Определите, сколько слогов в словах: шапка, туфли, крот, телёнок. (работа со слоговыми линейками). 2. Артикуляционная гимнастика.
«Друзья» - язычок тянется к носу..
«Большой дятел» - улыбнуться, открыть рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: д – д - д.
«Маленький дятел» - улыбнуться, открыть рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: д* – д* - д.*
3. Представление звука, анализ артикуляции звука
Характеристика звука «Д», положение органов артикуляции.
(язык не хочет пускать воздух, он поднялся вверх к бугоркам и устроил преграду, но воздух прорывается сквозь преграду и стучит по бугоркам, звоночек звенит). Д – согласный звонкий звук
Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью). Сравнить с «Т, Т*».
*Разгадайте ребус: первый звук смените на звук «Д». Сом, а получится… - (дом). (Логопед достаёт игрушечный домик. Тот из детей, кто угадал ставит его на доску). Ласково назовите слово дом (домик, домочек, домишко, домовой). Какой звук в слове дом, твердый или мягкий? Домик нам поможет выбрать слова с твердым звуком «д».
*Отгадайте загадку: Я по дереву стучу.
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой! Вторым нашим помощником будет дятел, ему мы отдадим слоги и слова с мягким звуком «д*» Игра "Поймай звук". [Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки. Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, домик. 4. Дидактическая игра «Звенит – не звенит»( изображение колокольчика)
Да, ти, до, ит. Ду, дю, ды, от. Ут, ту. 5. «Слоговой звукоряд».
да-ды ду-до
до-да ды-ду
ад – од – уд – ид
ди-дя-дю-дё
адь-одь-удь-идь
6. «Добавь слог».
Логопед начинает слово, а дети добавляют слог:
да— во ... да, яго ... да, пого ... да, коман ... да, пома ... да
ды— лло ... ды, еле ... ды, награ ... ды, са ... ды, секун ... ды 7. Физминутка.
Логопед: «Отдохнем, дети».
Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по группе)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками в стороны)
Справа – березка в шубке (руку отводят в указанную сторону и смотрят)
Стоит,
Слева елка на нас глядит. (отводят руку и прослеживают взглядом.).
Снежинки в небе кружатся, (движение «фонарики» и смотрят вверх,
На землю красиво ложатся. приседают).
8. Игра «Закончите предложение» ( с использованием жестов и мимики) Тут наш... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома сидит … (дед). − Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
− Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием.
− Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
9. Игра «Разгадай ребус». (первый звук по картинке)
10. Скороговорка Я ПОЙДУ КУПЛЮ ДУДУ,
Я НА УЛИЦУ ПОЙДУ.
ГРОМЧЕ, ДУДОЧКА, ДУДИ,
МЫ ИГРАЕМ, ТЫ ВОДИ! 11. Знакомство с буквой «Д»
1. Теперь мы наши звуки «Д» и «Д*» обозначим буквой «Д». БУKBА Д - СЛОВНО ДОМ,
ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ. 2. Написать в воздухе.
3. Чтение и печатание слогов (если после согласного звука стоит гласный звук «и», то читаем согласный звук мягко). Графические схемы. 12. Работа в прописях.
12. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звуков и буквы «Д» (вырезать, нарисовать). |
|
|