|
3. Умение решать проблемы
низкий уровень
| средний уровень
| высокий уровень
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| 10ч.
| 0ч.
| 16ч.
| 9 ч.
| 0 ч
| 17ч
| 38%
| 0%
| 62%
| 35%
| 0%
| 65%
|
4. Умение анализировать объект или явление
низкий уровень
| средний уровень
| высокий уровень
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| 14ч.
| 0ч.
| 12ч.
| 13ч.
| 0ч
| 13ч
| 54 %
| 0%
| 46%
| 50%
| 0%
| 50%
|
5.Умение выделять существенные признаки и связи
низкий уровень
| средний уровень
| высокий уровень
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| 8ч.
| 0ч.
| 18ч.
| 8ч.
| 0ч
| 18ч
| 31%
| 0%
| 69%
| 31%
| 0%
| 69%
| 6.Умение сопоставлять различные факты
низкий уровень
| средний уровень
| высокий уровень
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| 11ч.
| 0ч.
| 12ч.
| 10ч.
| 3ч
| 16ч
| 42%
| 0%
| 46%
| 38%
| 12%
| 62%
|
7. Умение выдвигать гипотезы, предположения
низкий уровень
| средний уровень
| высокий уровень
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| 20ч.
| 1ч.
| 5ч.
| 18ч.
| 1ч
| 7ч
| 77%
| 4%
| 19%
| 69%
| 4%
| 27%
|
8.Умение делать выводы
низкий уровень
| средний уровень
| высокий уровень
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| 6ч.
| 0ч.
| 18ч.
| 6ч.
| 2ч
| 20ч
| 23 %
| 0%
| 69 %
| 23%
| 8%
| 77%
|
Таблица сводных данных
низкий уровень
| средний уровень
| высокий уровень
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| н.г.
| к.г.
| 46%
| 4%
| 45 %
| 42%
| 5%
| 57%
| Приложение № 2 Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности
месяц
| 1-я неделя
| 2-я неделя
| 3-я неделя
| 4-я неделя
| сентябрь
| «Росток»
Цель.
Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
| «Песок»
Цель.
Рассмотреть форму песчинок
| «Песчаный конус»
Цель.
Установить свойства песка.
| «Рассеянный песок»
Цель.
Установить свойство рассеянного песка.
| октябрь
| «Своды и тоннели»
Цель.
Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
| «Мокрый песок» Цель.
Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
| «Свойства воды» Цель.
Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
| «Живая вода»
Цель.
Познакомить детей с животворным свойством воды.
| ноябрь
|
«Испарение» Цель.
Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
| «Агрегатные состояния воды»
Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
| «Свойства воздуха» Цель.
Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.
| «Воздух сжимается» Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
| декабрь
| «Воздух расширяется»
Цель:
Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
| Вода при замерзании расширяется»
Цель:
Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется
| «Жизненный цикл мушек»
Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек.
| «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу» Цель.
Установить, почему звезды движутся по кругу
| январь
| «Зависимость таяния снега от температуры» Цель.
Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
| «Как работает термометр» Цель.
Посмотреть, как работает термометр
| «Может ли растение дышать?»
Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
| «Есть ли у растений органы дыхания?» Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
| февраль
| «Нужен ли корешкам воздух?»
Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями
| «Что выделяет растение?»
Цель.
Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений
| «Во всех ли листьях есть питание?» Цель.
Установить наличие в листьях питания для растений.
| «На свету и в темноте»
Цель.
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений
| март
| «Кому лучше?»
Цель.
Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
| «Где лучше расти?»
Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.
| «Лабиринт»
Цель. Установить, как растение ищет свет
| «Как образуется тень»
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения
| апрель
| «Что нужно для питания растения?» Цель.
Установить, как растение ищет свет.
| «Что потом?» Цель.
Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
| «Как обнаружить воздух» Цель:
Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
| «Для чего корешки?»
Цель.
Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения
| май
|
| «Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции
| «Как влияет солнце на растение» Цель:
Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.
| Как устроены перья у птиц» Цель:
Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме
|
Приложение № 3 Картотека опытов и экспериментов
СЕНТЯБРЬ
ОПЫТ № 1
«Росток»
Цель.
Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
Материалы. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.
Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.
Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.
СЕНТЯБРЬ
ОПЫТ № 2
«Песок»
Цель.
Рассмотреть форму песчинок.
Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.
Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.
Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.
СЕНТЯБРЬ
ОПЫТ № 3
«Песчаный конус»
Цель.
Установить свойства песка.
Материалы. Сухой песок.
Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Итог. Песок может двигаться.
СЕНТЯБРЬ
ОПЫТ № 4
«Рассеянный песок»
Цель.
Установить свойство рассеянного песка.
Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.
Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.
Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.
ОКТЯБРЬ
ОПЫТ № 1
«Своды и тоннели»
Цель.
Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.
Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.
Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.
ОКТЯБРЬ
ОПЫТ № 2
«Мокрый песок»
Цель.
Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.
Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.
Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
ОКТЯБРЬ
ОПЫТ № 3
«Свойства воды»
Цель.
Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Вкус воды.
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Запах воды.
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Цвет воды.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
ОКТЯБРЬ
ОПЫТ № 4
«Живая вода»
Цель.
Познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.
НОЯБРЬ
ОПЫТ № 1
«Испарение»
Цель.
Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.
НОЯБРЬ
ОПЫТ № 2
«Агрегатные состояния воды»
Цель:
Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
Ход:
1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).
2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.
НОЯБРЬ
ОПЫТ № 3
«Свойства воздуха»
Цель.
Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.
|
|
|