Главная страница

Введение Сведения об авторе: Смерчинская Ирина Николаевна, воспитатель мадоу «Центр развития ребёнка – детский сад №2»



НазваниеВведение Сведения об авторе: Смерчинская Ирина Николаевна, воспитатель мадоу «Центр развития ребёнка – детский сад №2»
страница7/8
Дата14.04.2016
Размер1.27 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8

Задачи:

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы;

- формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Этот опыт наглядно показывает, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду. А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Материал:

- Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)

- Широкая миска с водой

- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды

- Синяя пищевая краска

- 2 ватных шарика, бумажное полотенце, пинцет.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о водоплавающих птицах, и проведем небольшой опыт. Но сначала давайте вспомним, каких птиц относят к водоплавающим? Ребята, отгадывают загадки и появляются иллюстрации с названными птицами.

Отгадайте загадки:

Я люблю непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный, серый... (Гусь)

Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку;

Сама себе удочка, сама себе лодочка….(Уточка)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту….(Аист)

За лягушками к болоту.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаёте? Это... (Цапля)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Вспомним вместе с вами пальчиковую гимнастику про птиц.

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

На волнах качаясь, уточка плывет:

То нырнет, то вынырнет

- Лапками гребет

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

Сравнение двух птиц по плану:

Давайте с вами сравним двух птиц ворону и чайку.

Большая или маленькая?

Какое оперенье?

Какой клюв?

Лапы.

Хвост.

Какие крылья?

Как передвигается (летает, ходит, прыгает)?

Водоплавающая.

Певчая или нет? Как кричит?

Чем питается?

Где живет?

Делается вывод, что чайка – это водоплавающая птица. А теперь, подумайте, вспомните и скажите, почему этих птиц называют «водоплавающими»? Что им помогает плавать? Как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.

Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой

И тогда придешь домой.

Снова – правою ногой,

Снова левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

Молодцы, ребята. Садитесь. Спинки у всех прямые, ножки стоят на полу.

Ребята, я знаю, вы все с родителями гуляли в парках. Вам там понравилось? А видели вы водоплавающих птиц? Каких? Верно, в парках много уток. А вы не заметили, в какой воде они плавали, она была чистой или загрязненной? Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как уточкам плавают в наших парках. Для этого нам понадобится миска с вводом. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Теперь добавим в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.

Что произошло с нашими перьями? Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось? Что это может означать?

Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике увидим голубой цвет.

Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Здесь раздаем детям увеличительные стекла, лупы. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

Зарисовка опыта.

Ребята, что нового вы узнали? Понравилось вы вам занятие?

Программное содержание :

Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и животных, необходимость охраны утих животных и среды их обитания, о необходимости экономно использовать воду в быту .

Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе.

Словарная работа: активизировать слова круговорот воды в природе, жидкость.

Материал и оборудование: цветик-семицветик, посылка, плакат «круговорот воды в природе», картинки с изображением водных животных и растений, природоохранные знаки; стол, оборудование под лабораторию; силуэты капелек для

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, на иолу у нас какие-то мокрые следы, кто к нам приходил. Пойдём по этим следам и увидим (дети находят посылку). Нам прислали посылку, а кто не понятно. Что же здесь написано «Прежде чем распаковать посылку, отгадайте загадку и узнаете от кого посылка»

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

Я летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!

Верно от Волшебницы воды, достаю из посылки записку, зачитываю «Здравствуйте, ребята! совсем заскучала я в своем водяном царстве. Так хочется повеселиться, поговорить. Вот и решила пригласить вас со мной в путешествие. Посылаю вам в подарок чудесный цветок с волшебными лепестками. Он вам поможет, и я нас увижу и услышу». Ребята, вам знаком кисой цветок, как он называется. Но чтобы начать наше путешествие нужно сорвать лепесток и сказать заветные слова (повторяют стихи). Дети срывают лепесток.

1. Отравляемся в космос, какой нашу планету видят космонавты из иллюминатора корабля(отве1Ы). А вы знаете почему голубая. Мною волы, но для чего же она нужна. Вы верно ответили на этот вопрос, без воды не было бы жизни на земле, наша планета была бы без жизненной пустыней.

2. Срываем следующий лепесток и оказываемся в лаборатории у капельки. А это значит что вам нужно рассказать о свойствах воды, какие знаете и доказать на опытах. Молодцы вы знаете какие свойства таит в себе вода, что вам поможет разгадать многие секреты природы.

3. Пора отправляться дальше. Срывайте лепесток, включаю музыку с записью дождя. Слышите, разве зимой бываем дождь, да это волшебница вода. Разговаривает с нами дождем. Вы уже наверное соскучились по дождю, вы его не только услышите, но и увидите. Показываю опыт «Дождик». Для этого совсем немного надо, губку и воду. Сбрызгиваю губку водой и спрашиваю, пьется вода из губки? Даю потрогать. Куда делать вода губка её впитала, них капелек для неё слишком мало. Повторяю. Затем опускаю губку в противень с водой, переворачиваю и поднимаю. Вот и пошёл дождь. Губка вся промокла, не смогла уже больше запасать - держать в себе воду, вот она и начала капать из неё. Так же и в природе, маленькая тучка как губка запасает в себе воду, впитывает, растёт, темнеет. Крошечные капельки в туче сливаются, тяжелеют. Туча держать их уже не может и они падают в низ проливаются дождём.

А где же еще вода встречается в природе, где бывает, где путешествует.

Дети отвечают, читают стихи.

Подвожу итог.

Вот по этому ее и называют волшебницей. Она то дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лед или горячий пар. Вот какая она разная.

4. Что-то сыро стало, промокли мы подождем, срываем еще одни лепесток и летим к солнышку, оно нас согреет, обсушит, приласкает. Прилетели стало так тепло и весело, чувствуете. Но куда же это вода делась, стала невидимой. легкой. Улетит, исчезнет и останемся мы без волы. Так ли это? Объясните почему вода в природе не исчезнет навсегда. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует по кругу. Давайте поиграем, вы все будете капельками, дождинками и отправитесь в весёлое путешествие. Где же собираются капельки дождинки? (в тучке). Вот матушка-тучка (выставляю её на фланелеграф). Собрались капельки вместе и отправились из тучки в путь на землю веселым дождиком. Напоили землю, цветы, траву, попрыгали, поиграли. По скучно нм стало играть по одиночки, собрались они вместе и потекли сначала маленьким ручейком, а потом большой рекой в моря, в океаны. Но тут пришло солнышко (выставляю солнышко). Стали капельки от солнечною луча маленькими- маленькими, лёгкими-лёгкими потянулись они вверх и опять вернулись к маме - тучке.

А теперь, капельки, расскажите мне как вы путешествовали, что делали.

Как называются такие движения капелек воды по кругу?

В доме «природа» мы нашли воду, как бы она нами в прятки не играла.

5. Сорвём следующий лепесток и поищем воду в наших домах, есть ли она у нас. Откуда она берется? Как с ней поступать? За чем открывать и закрывать краны? Верно, это только кажется, что вода сама течет из крана. Для этого затрачено много труда. Поэтому ее нужно беречь. Но как же быть, нам ведь могут некоторые люди возразить, ведь вся планета Земля покрыта водой, зачем её беречь, что бы вы сказали таким людям?

6. Сорвем еще один волшебный лепесток, и мы с вами оказались па берегу удивительно красивой речки нашего города. К ней мы очень часто приходили. А вы то превратились в обитателей нашей речки(дети рассказывают в кого они превратились, показывают мимикой и движениями). Нырнули и поплыли, подходят к фланелеграф) Что-то не очень весело здесь, чего-то не хватает в нашем доме - река. Дети рассказывают и помешают на фланелеграф водные растения. Можно ли эти растения встретить на лугу, на полянке? Почему?

Как стало уютно и красиво в этом доме, можно поселятся, где же жители.

Дети помешают на фланелеграф картинки, изображение водных жителей. Какие все интересные, необычные.

А они могут жить где-нибудь на суше? Почему? Дети рассказывают, применяя схему приспособления.

Ребята, а ученые говорят, что все они нужны друг другу. Правда ли это?

Дети рассказывают. Зачем на речке комар? Он такой надоедливый, кусается? Представьте, что на нашей речке исчезли все комары. Что будет? Убираем щуку(рассуждения детей). Можно ли Кого-нибудь убирать? Верно нет, река это сообщество, все здесь живут сообща, все друг другу нужны.

Выставляю фигурку человека на фланелеграф. спрашиваю, а человек этому сообществу нужен? (нет, река может жить без человека). Может ли человек прожить без реки? Что даёт человеку река, как ему помогает?

Посмотрите, к нам гостья(на фланелеграф помешаю грязную капельку).

Только она почему-то грустная, надо спросить. Говорит, что вода в реке стала грязная, мутная, капелька даже не видела своих ручек и ножек, раньше она была чистой и прозрачной, а стала грязной. Почему?

Как сделать реку чистой?

Чистая вода это замечательный подарок. К сожалению на земле её становить все меньше и меньше. Мы люди должны быть благодарны рекам за чистую волу, которую они нам дают и платить речкам хорошим и бережным отношением. Поможем капельке из нашей реки, покажем азбуку природы(дети показывают природоохранные знаки и рассказывают их содержание)

7. Ну вот и остался на нашем цветке один - единственный лепесток, что же нам пожелать, куда бы вы еще отправились в путешествие?

Как вы думаете, кто же больше нуждается в этом лепестке, наверное река и её жители. Оторву лепесток и скажем свои добрые пожелания реке и они обязательно сбудутся.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Демонстрационный и раздаточный материал.

  1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

  2. сундучок ощущений.

  3. Набор схем – рисунков.

  4. Шапка ученого.

  5. Набор камней на каждого ребенка.

  6. Лупы.

  7. Стакан с водой, ложка.

  8. Большие подносы.

  9. Салфетки маленькие.

  10. Салфетки большие.

  11. Коробка с ячейками.

Предварительная работа. Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия

Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит сундучок ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри сундука? – Камень.

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель напоминает предназначение каждого органа))

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Задачи:

1. Формировать представление о снеге и его свойствах.

2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

4. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Материалы и оборудование:

  • одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег;

  • лупы по количеству детей;

  • по половине разрезанного яблочка на салфетке;

  • ложка одноразовая;

  • три емкости воды;

  • кружочки разного цвета;

  • наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

  • салфетки и полотенце;

  • медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка;

  • аудиозапись.

Предварительная работа:

Наблюдения за снегом на прогулках - характеристики снега: сухой (мокрый), рыхлый (плотный), холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый.

Ход занятия:

Ведущий: Ребята посмотрите, а что это у нас там на потолке. (Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки, свисающие с потолка). Настоящие ли они? А когда и где можно увидеть настоящие снежинки? (ответы детей) Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге.

Игра "Хорошо - плохо".

Ведущий: Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что же с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (на полу стоит дуга). Ребята проходя через дугу, нужно ответить на вопрос

Где живет снежинка? (дети отвечают на вопрос и пролезают под дугой). Теперь мы с вами ученые-исследователи. А скажите мне кто такие ученые – исследователи? Понятно, сейчас мы с вами будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).

Дети проходят за столы, на столах стоят одноразовые тарелочки с растаявшим снегом.

Ведущий: Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (дети отвечают) (на доску крепится снежинка с изображением 1-ого свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? А давайте попросим младшего воспитателя принести нам немного снега, и не забудем сказать волшебное слово, «пожалуйста». Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным.).

Ведущий: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг, на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2-ая снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз). Молодцы ребята, вы настоящие исследователи.

Ведущий: Ребята, а давайте сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (дети отвечают). (крепится 3-яя снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).

Ведущий: Ну вот какие мы умницы и узнали много интересного о снеге. Подумайте и скажите, а как узнать, снег пахнет или нет? (надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4-ая снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

Физкультминутка под музыку:

Снег пушистый все летает,

(поднимают руки вверх и медленно опускают)

А метель все завывает.

Сколько снегу намело,

(показывают сугробы)

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем

(имитируют действия)

И в снежки играть пойдем.

(шагают)

Снег сегодня белый, белый,

(поднимают руки вверх и опускают)

От него кругом светло.

Рукавички мы наденем,

(надевают рукавички)

и перчатки мы наденем,

(надевают каждый пальчик)

Каждый пальчик мы оденем,

Будет в шубах нам тепло.

Ведущий: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам тоже показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды). Какая там вода? (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную? (холодную, затем горячую). Почему? (потому что баночка может лопнуть). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды). (крепится 5-ая снежинка: на ней изображен градусник)

Ведущий: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег - это замерзшая вода.
1   2   3   4   5   6   7   8