|
«взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по изобразительной деятельности» МДОУ города Кургана «Детский сад компенсирующего вида № 13»
Выступление на педагогическом совете «ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Учитель-логопед: Бахарева П.С.
2010 год
Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями, педагогом-психологом, специалистами ДОУ, младшими воспитателями, родителями. Центральная фигура единого коррекционного процесса – ребёнок.
Для создания единого речевого пространства в детском саду необходим «Единый логопедический режим» - строго очерченный круг требований к общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых. Основные требования логопедического режима:
Правильная, выразительная речь всех членов педагогического коллектива должна быть образцом для дошкольника.
Каждому педагогу группы необходимо знать речевые возможности ребёнка в конкретный период, познакомить с ним сотрудников должен учитель-логопед.
Всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного произношения слов, терминов. Вводить их в активных словарь можно только руководствуясь рекомендациями учителя-логопеда.
Каждый педагог обязан всегда и везде обязательно исправлять ошибки в речи детей, но делать это нужно спокойно. В играх не целесообразно привлекать всех детей к исправлению речевых недостатков конкретного ребёнка. На занятиях, напротив, стоит фиксировать внимание на ошибках, предлагать детям найти ошибку и исправить её.
В исправлении недостатков речи должны участвовать все специалисты.
Необходимо следить, чтобы ребёнок без пропусков посещал занятия в логопедической группе. Необоснованные пропуски занятий прерывают коррекцию, и зачастую приходится начинать работу сначала.
В присутствии ребёнка никогда не следует высказывать сомнений по поводу реальности исправления его речи. Всегда нужно внушать веру в успех.
От детей надо требовать, чтобы они говорили так, как учит учитель-логопед.
Каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребёнка надо поощрять.
Воспитателю, специалистам, родителям необходимо обязательно посещать индивидуальные и групповые логопедические занятия, консультироваться с учителем-логопедом по вопросам исправления речи детей.
Речь дошкольников должна быть литературно правильной, без вульгаризмов. Нужно следить, чтобы ребёнок говорил по правилам орфоэпии.
На вопросы педагогов дети должны научиться давать полные, развёрнутые ответы. Нужно помогать детям оформлять собственные высказывания, задавая точные вопросы, побуждать дошкольников к речи.
Одним из важнейших вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распределение задач.
Важно, чтобы воспитатель по изодеятельности и учитель-логопед одновременно, каждый на своём занятии, решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.
Задачи субъектов коррекционно-развивающей работы
Учитель-логопед
| Воспитатель по изобразительной деятельности
| Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа.
Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков.
Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
Обучение умению связно выражать свои мысли.
Обучение грамоте, профилактика дисграфии, дислексии.
Развитие психологической базы речи.
Совершенствование мелкой моторики.
Логопедизация режимных моментов.
| Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания.
Развитие сенсорных представлений: знание цветов и оттенков, холодных и тёплых тонов, формы, величины, пространственного расположения предметов.
Закрепление вышеперечисленных понятий в речи детей.
Формирование понимания и употребления в активной речи предлогов.
Закрепление умения строить фразы и связно излагать свои мысли в зависимости от периода обучения.
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование навыков правильной осанки и умения держать карандаш.
Формирование графических способностей, умения штриховать и закрашивать разными способами.
|
Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя по изодеятельности возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определения порядка занятий и их задач.
При включении в план любой из выбранных тем все субъекты педагогического процесса в детском саду должны предусматривать актуализацию у детей двух форм речи: активной и пассивной.
Правильным будет такой план работы, который составлен в соответствии с этапом обучения, с уровнем психического, и в частности речевого, развития детей, а также с учётом выявленных при обследовании индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Данные о группе в целом и о каждом ребёнке позволяют наметить как общий план работы со всеми детьми, так и пути оказания индивидуальной помощи.
Для успешного преодоления речевого недоразвития у детей все специалисты ДОУ (группы) должны работать по единому тематическому планированию. ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ Занятия по рисованию, лепке, аппликации объединяются под названием изобразительная деятельность или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребёнком определённого продукта: рисунка, аппликации, лепки.
Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях изобразительной деятельностью можно успешно осуществлять и развитие речи детей.
Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется её связь с коррекционным обучением. ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребёнка теснейшим образом связано с развитием речи.
На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребёнок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребёнку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаш, ребёнок вынужден просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности.
Все предметы, с которыми действует ребёнок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причём в данном случае наглядность представлена наглядными предметами, а не иллюстративным материалом. Для младших дошкольников это обстоятельство имеет огромное значение.
Важно и то обстоятельство, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.
В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаком действия.
При специальном обучении дети хорошо усваивают определённую цепь последовательных действий, характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений.
Важно отметить, что действия детей, оречевлённые в изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми. Ускоряется процесс усвоения изобразительных навыков.
На занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в неё игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Дети придают нарисованному предмету движение (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог.
Выполняя повторяющиеся движения в дорисовывании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ-топ («следы»), кап-кап-кап («дождик идёт»), туда-сюда, прижала-оторвала и т.д.: «оживляют» свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.
В группах с общим недоразвитием речи необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребёнок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль взрослого в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки. Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия, воображения.
У детей ещё нет собственного замысла, они не умеют намечать тему. На занятиях следует чаще обращать их внимание на выразительность полученного изображения. Задание по изобразительной деятельности должно строиться так, чтобы ввести ребёнка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный рисунок, лепку, аппликацию. Следует также привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.
Изобразительная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.
Большое значение имеет воспитание у детей стремления сделать работу понятнее и интереснее для других. Дети испытывают удовлетворение от того, что лепка, рисунок понравились, что их товарищи выразили своё удовлетворение, отметили их работы. Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям.
Таким образом, все перечисленные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон при аномальном её развитии.
Чему учить детей
Занятия изобразительной деятельностью используются для решения следующих коррекционных задач: развитие восприятия речи детьми, развитие речевых средств и речевой коммуникации.
Развивая восприятие речи, необходимо учить детей соотносить содержание речи взрослых с собственными действиями или с действиями других детей.
На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения слов, их грамматические формы, например согласование прилагательного с вопросительным словом или с определяемым, различение (а затем и правильное употребление) слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме и т.д.
На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений (и даже рассказов) для использования их детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно, т.е. на каждом занятии предусматриваются для развития восприятия обе формы речи, как простая, так и более сложная.
Простые образцы речи взрослого используются в процессе выполнения деятельности детьми. Более сложные – в конце занятия, по завершении работы.
На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать коммуникативные навыки. Ответ на вопрос одним словом или словосочетанием сменяется построением предложения разных конструкций.
Кроме общеразвивающих и коррекционных задач на этих занятиях можно одновременно решать и коррекционно-воспитательные, регулировать деятельность детей речью. Как учить детей
Для развития речи детей на занятиях изобразительной деятельностью применяются различные приёмы: показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приёмов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т.д.
Следует отметить большую эффективность одновременного использования на занятии несколько приёмов, например сочетание словесного объяснения с показом приёмов изображения или с воспроизведением их изображения детьми (движение карандашом в воздухе, кистью без краски или без клея – на бумаге).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд особенностей, которые обнаруживаются в деятельности. Некоторые индивидуальные особенности проявляются у разных детей прямо противоположным образом. Так, дети различаются по темпу деятельности: одни работают быстро, другие – медленно. Имеются различия и во включении детей в деятельность: одни дети сильно спешат, часто начинают выполнять работу, не дослушав объяснение, что приводит к ошибкам; другие отстают с включением – им требуется дополнительное побуждение к деятельности.
Индивидуальный подход к детям осуществляется с учётом их особенностей. Регулируя с помощью речи действия детей, можно решать одновременно изобразительные, коррекционные и коррекционно-воспитательные задачи.
Решение этих задач обеспечивает большое количество повторений простых образцов речи, что создаёт благоприятные условия и для развития речи детей, и для овладения изобразительными навыками.
Учитывая индивидуальные особенности детей, на занятиях изобразительной деятельностью речь взрослого можно использовать как средство побуждения к деятельности одних детей и средство торможения по отношению к другим.
Развивая регулирующую функцию речи, можно воспитывать отсроченность включения в деятельность у импульсивных детей.
В ходе занятия изобразительной деятельностью с помощью комментирующей речи можно регулировать и темп деятельности: у одних детей ускорять, у других замедлять его.
Индивидуальный подход предусматривает также особую форму и последовательность обращения взрослого к детям.
Сначала в обращении следует называть детей, которые правильно выполняют движение. Способность к подражанию побуждает к правильному выполнению и тех, кто ещё не овладел действием. Речь взрослого показывает, к чему надо стремиться.
Затем следует назвать тех, кто ещё недостаточно уверенно выполняет требуемое движение. Но это нельзя делать в форме замечания: иначе подражание может привести к противоположному результату.
Индивидуальный подход осуществляется также с учётом речевых возможностей детей, уровня их изобразительных навыков, с учётом особенностей деятельности детей и их общительности. В группе с общим недоразвитием речи могут быть смелые, находчивые дети и робкие, застенчивые – к ним нужен разный подход. В связи с этим необходимо предусматривать, кого из детей для какой цели надо привлечь первым, а кого – последним.
Индивидуальный подход строится с учётом ещё одной особенности детей данного возраста. Ребёнок обращение взрослого ко всем детям не относит к себе лично, поэтому надо постепенно развивать это умение. С этой целью в процессе занятия изобразительной деятельностью у детей нужно развивать восприятие как общих обращений, так и индивидуальных (персональное обращение к конкретному ребёнку с называнием его имени). Осуществлять это целесообразно в такой последовательности: сначала использовать обращение ко всем детям – это приучает их прислушиваться к речи взрослых; затем выделить персонально каждого ребёнка (или несколько детей) и закончить обращением снова ко всем детям.
Реакции детей на комментирующую речь взрослого
В начале обучения почти все дети не реагируют на речь взрослых, не прислушиваются к речи, комментирующей их действия. Поэтому с первых дней пребывания в специальной группе необходимо формировать у ребёнка умение вслушиваться в речь взрослых.
Это умение развивается постепенно. Сначала ребёнок выделяет в потоке речи своё имя, затем – то, что относится именно к нему, и, наконец, начинает руководствоваться обращением взрослого ко всем детям.
Для развития реакций детей на речь взрослого очень важно положительно оценить действия каждого ребёнка, поддержать его внимание подходящей репликой, сказать именно о нём, упомянув при этом его имя. Надо поощрять каждого ребёнка, не пропустив никого.
Т.о., исходя из вышесказанного, взаимосвязь в работе педагогов группы компенсирующего назначения, а именно учителя-логопеда и воспитателя по изобразительной деятельности, позволяет значительно быстрее исправить речевые недостатки.
Список использованной литературы 1. Бачина О.В., Левашева Г.Ф., Попова Т.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. - № 1. – с.12-17.
2. Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения // Логопед. – 2008. - № 1. – с.108-120.
3. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал / авт.-сост. С.Ю.Шерстобитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. - М.: Т.Ц.Сфера, 2007.
5. Овчинникова Т.В. Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей // Логопед. – 2008. - № 3. – с.100-103.
6. Рыжова Н.В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР. – М.: Т.Ц.Сфера, 2009.
7. Холмогорова Л.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками // Логопед. – 2007. - № 6. – с. 4-22.
8. Шмакова Н.Н., Краснова О.А. Комплексные занятия по развитию речи и изобразительной деятельности для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Логопед. – 2006. - № 5. – с.33-37. |
|
|