|
Задача учителя научить школьников самостоятельно выстраивать доказательные рассуждения, при этом оценивается не механическая память учащегося, а его умения логически мыслить, быть оригинальным, самобытным, смелым Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории посредством применения активных методов в обучении
«Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти».
Л. Н. Толстой
Введение
Совершенно очевидно, что в любых условиях школа должна формировать людей мыслящих, деятельных, целеустремленных, обладающих высокой общей культурой (элементом которой, конечно же, является культура исторического мышления).
Исходя из этой давно известной истины, я пытаюсь, как можно шире использовать активные формы обучения, способствующие повышению интереса к предмету, творческому восприятию исторического материала и становлению самостоятельных взглядов на мир.
История - очень везучая наука. Интерес ребенка к ней пробуждается, как правило, гораздо раньше, чем увлечение математикой или физикой. Но, увы, немногим подросткам удается сохранить этот настрой до конца школьных лет. Мне же хочется добиться этого.
Обучение истории призвано привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов. Нужно ориентировать школьников не только на усвоение фактов, но и на постижение связей между ними, на логическое познание истории.
Задача учителя научить школьников самостоятельно выстраивать доказательные рассуждения, при этом оценивается не механическая память учащегося, а его умения логически мыслить, быть оригинальным, самобытным, смелым.
Я считаю, что урок - это совместное творчество учителя и ученика, помогающее постичь сущность исторических событий; их причины и последствия. К сожалению, в большинстве современных учебников далеко не в полной мере учитывается возможность активизировать мышление школьников. Даже хороший и периодически обновляемый учебник способствует консервации устаревших историографических концепций. Учебник дает учителю уверенность, идущую не от собственных знаний, а от авторитетного канонического текста. Авторы этого текста снимают с учителя ответственность за качество работы и берут ее на себя, ученик же привыкает к механическому воспроизведению чужих настроений.
В итоге уроки истории не слишком способствуют развитию мышления, которое формируется только в процессе самостоятельной умственной деятельности. Как же этого избежать?
Нужно стремиться к такому построению урока, которое стимулировало бы самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, формулировало у них потребность в знаниях.
Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: “ Что нужно для того, чтобы провести эффектный и эффективный, продуктивный и интересный для учащихся урок?”
Многолетний поиск ответа на поставленные вопросы привел меня к формированию собственного педагогического опыта «Деятельностные технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках истории и обществознания»
Основные идеи инновационного опыта:
1. Сочетание деятельностных технологий и личностно-ориентируемого подхода к обучению повышают учебно-познавательную мотивацию школьников.
2. Использование в практике преподавания технологии «критического мышления» показало, что эти формы обладают огромным развивающим потенциалом
3. Реализация воспитательного потенциала истории и обществознания возможна через интеграцию учебной и внеурочной деятельности
Теоретической базой опыта послужили труды К. Роджерса, Л.С.Выгодского, Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, И.С.Якиманской, Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит а так же Концепция модернизации российского образования.
Теория и технология развивающего обучения;
принципы личностно-ориентированного обучения;
технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
используемые мной соответствуют современной государственной образовательной политике, способствуют реализации компетентностного подхода.
Идеи лежащие в основе этих технологий востребованы и потребностями практики. Они помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочной литературой.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия
1– я стадия
| 2– я стадия
| 3– я стадия
| Вызов:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.
| Реализация смысла:
– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.
| Рефлексия:
– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.
|
Психологические критерии успешности урока
Учебная мотивация школьника, его интерес к предмету
Сознательность обучения, связь его с жизнью
Характер взаимоотношений в системе «учитель – ученик»
Учет индивидуальных особенностей личности учащихся
В чем же он успех обучения? Как видно из цифр, для 100% успешности в обучении необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие. Мотивация!
Мотивы учения младших школьников Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, желание получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей, страх перед наказанием )Учебно - познавательные (интерес к знаниям, любознательность)Перспективно-побуждающие (ответственность, стремление хорошо окончить школу, хорошо работать)
Мотивационный этап Создание проблемной ситуации Привлечение занимательного материала Применение наглядных средств обучения Использование неожиданной, противоречивой информации Эмоциональная насыщенность содержания Эмоциональная зарядка Соревновательные и игровые моменты Разъяснение и постановка цели деятельности Разработка плана действий
Интегрированный урок по курсу: История древнего мира и изоискусство
по теме: «Культура Древней Греции».5 класс.
Урок проведён 22 февраля 2007 г. Тема урока: Культура Древней Греции: посуда и одежда. Цели урока:
Расширить представления учащихся о древнегреческом образе прекрасного человека;
Закрепить знания, полученные на уроках истории и изобразительного искусства при изучении истории и культуры Древней Греции;
Создать условия способствующие развитию эмоциональной отзывчивости и эстетической восприимчивости культуры Древней Греции;
Способствовать более яркому восприятию материальной культуры, условий жизни, древних греков, акцентируя внимание обучающихся на таких деталях как: утварь, одежда, архитектура.
Развивать творческое воображение и ассоциативно - образное мышление.
Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, в выборе изобразительных материалов.
Учиться применять в творчестве знания мировой художественной культуры.
Оборудование урока:
Карта «Древняя Греция. V век до н.э.»
Учебник Е.В. Саплина. История древнего мира
Иллюстративный материал с изображением костюмов и ваз Древней Греции.
Музыка «Сиртаки», диск, музыкальный центр.
Художественные материалы.
Раздаточный материал: шаблоны ваз и кукла-шаблон.
Выставка детских рисунков
Репродукции с изображением скульптурных портретов Древних Греков
Ситуационные задания» применяемые мной на уроках развивают и активизируют обучающихся, создают условия для того, чтобы они могли вообразить то, чего в их опыте не было, они вооружают доступными для них способами воссоздания исторической действительности. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает более лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую эпоху. Гениальное просто!
Для работы с текстом я применяю разнообразные приёмы и методы.
В рамках реализации технологии «Развитие критического мышления» я использую прием «Перепутанные логические цепочки».
Коллеги мне нужны помощники, готовые проверить свои логические способности.
Историческое мышление на творческом уровне предполагает умение решать проблемные познавательные задачи. Решение познавательных задач может способствовать становлению различных мыслительных умений. Все зависит от того, какого рода деятельность необходима для решения конкретной задачи. Не все ученики активно участвуют в решении задач, но все-таки следят за процессом ее решения. Это уже хорошо.
Я, например, применяю такую задачу для учащихся 5 класса: «В наследство оставлена дверь».
«В Вавилонии в глубокой древности и даже позже, во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь. Подумайте, почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь»,
Эта задача будет решена в том случае, если учащиеся помнят, что в Южном Двуречье, как и в Египте, нет лесов, поэтому ремесленники использовали дорогую привозную древесину.
Решение познавательных задач на уроке воспринимается детьми как, непрерывная творческая дискуссия. Обмен репликами, вопросы, ответы, краткие учительские комментарии сменяли друг друга, делая занятие более разнообразным и интересным.
В качестве одного из средств оживить общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов.
Характерные особенности познавательно-развивающих вопросов можно свести к следующему:
- каждый вопрос - это маленькая страничка живой истории со своими действующими лицами, сюжетом, интригой;
- формулировка вопроса должна быть предельно лаконична и понятна учащемуся;
- обязательное наличие в вопросе «ниточки», потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу;
- природная русская смекалка, находчивость, сообразительность, творческое мышление выступают доминирующим фактором в поисках правильного ответа;
- отсутствие прямой зависимости изучаемого материала уравнивают шансы в поисках истины отличника и «заурядного эрудита»;
- поиск ответа призван не только, развить умственные способности школьника, но и стимулировать его дальнейшую потребность в историческом познании;
- конечный результат вопроса (ответ) должен не только укрепить положительную обратную связь между учителем и учащимся, но и продвинуть эту связь на новую, более высокую стадию, базирующуюся на взаимном удовлетворении ходом учебного процесса и желании дальнейшего совместного творчества.
Познаватель-развивающие вопросы позволяют ученикам, облачившись в одеяния исследователей, первопроходцев, следопытов, совершать краткие, но чрезвычайно увлекательные путешествия в прошлое. Во время обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умения думать, сравнивать, соотносить, анализировать, отстаивать свою собственную точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы. И во многом это происходит потому, что у них отсутствует опасение ответить неправильно, быть непонятым, не услышанным, получив в результате плохую оценку. Главным и обязательным условием этой формы работы должна стать совместная радость творчества и взаимное удовлетворение от общения с историей.
Данный метод получил название лабораторного. Этот метод можно рассмотреть и применить при работе с темой «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».
Главное внимание следует уделить знакомству с древнейшим из дошедших до нас сводом законов - с законами царя Хаммурапи. К сожалению, в учебном пособии тексты законов представлены неполно и используются только для того, чтобы проиллюстрировать тезис о социальном неравенстве. Учитель знакомит учеников с понятием «закон». Ученики делают записи в тетрадях: «Закон - это письменный документ, в котором закреплены правила, определенные государством». Затем учитель подчеркивает, что роль закона заключается в регулировании отношений в обществе.
Лабораторная работа может быть проведена в группах. Каждая группа получает свои тексты законов (фрагменты свода Хаммурапи) и вопросы для работы. Общее задание для всех: на основе сообщений представителей групп составить рассказ о жизни, обычаях и занятиях населения в Древнем Вавилонском царстве.
Дети, используя памятку для работы с историческими источниками, отвечают на поставленные вопросы.
1. Дайте характеристику историческому источнику:
а) автор;
б) время создания;
в) жанр;
г) первичный или вторичный.
2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
3. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты, определите художественные особенности текста.
4. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание событий.
5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника. После окончания самостоятельной работы с текстами документов учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, поочередно давая слово представителям каждой из четырех групп. Затем учитель обобщает ответы учащихся.
Значительный интерес представляют такие формы организации занятий, как «круглый стол», «пресс-конференция». Их педагогический потенциал состоит в том, что старшеклассники самостоятельно работают с обширным материалом. Важен также характер деятельности, общения на таких занятиях. Это уже не традиционное «учитель спрашивает - ученик отвечает». Это диалог между сверстниками, то, чего пока так мало на уроках и чему обязательно нужно учить школьников
Именно в совместных обсуждениях серьезных проблем старшеклассники проходят определенную школу социального общения. Они учатся формулировать и обосновывать свою точку зрения, аргументировано вести спор, следуя при этом этике дискуссии, уважать право соположительный результат они дают, если применяются в системе. Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности учащихся, развитие их способности объективно оценивать события и поступки людей. Понятно, что необходимо отойти от односторонних суждений об исторических деятелях. Для решения этой задачи я обычно использую такую форму урока, как диспут. Можно провести диспут о Наполеоне Бонапарте.
Тема диспута такова: «Кто он - гений или злодей?» Вот круг заданий и вопросов, обсуждавшихся во время диспута о Наполеоне Бонапарте:
1. Докажите, что в характере Наполеона Бонапарта противоречия присутствовали с юных лет.
2. Согласны ли вы с высказыванием Стендаля: «Жизнь этого человека
- гимн величию души»?
3. Какие черты характера Наполеона Бонапарта Вам нравятся, а какие
- нет? Почему?
4. Был ли Наполеон великим полководцем?
5. А. С. Пушкин писал: «Хвала! Он русскому народу
Великий жребий указал, И миру вечную свободу Из мрака ссылки завещал». Согласны ли Вы с этим утверждением?
6. Его любили и ненавидели. Его именем пугали детей и ставили в пример юным. Почему?
7. «Мы все глядим в Наполеоны...» Как вы понимаете эти слова?
На уроке-диспуте можно использовать подборки иллюстраций, высказывания о Наполеоне, творческие работы учащихся, проблемные задания. В ходе обсуждения ученики демонстрируют знание исторической эпохи, умения аргументировать и обобщать. Школьники оттачивают свою речь, мышление, учатся слушать друг друга, уважать иное мнение. Вмешательство учителя в спор должно быть тактичным. В заключение урока важно поощрять школьников, при необходимости вычленить главные итоги спора.
Еще мне хотелось бы отметить ролевую игру - это такая форма деятельности учащихся, в ходе которой ученики совершают целенаправленные игровые действия в воображаемой ситуации прошлого в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. При планировании подобной игры должны быть соблюдены два условия: следует определить игровую задачу и наметить конфликт, лежащий в основе сюжета и выстраивающий, движущий этот сюжет.
Показать такой вид работы мне хотелось бы на примере ролевой игры для девятиклассниковбеседника на иную позицию.
Реализация воспитательного потенциала истории и обществознания, личностный и метапредметный результаты обучения возможны через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость вот основная задача учителя истории и классного руководителя современной школы.
Встречи с ветеранами ВОВ и войны в Афганистане, классные часы и беседы – это традиционные, проверенные временем методы работы в данном направлении. Я использую и иные. Например – интервью с ветераном и создание учебных фильмов для пополнения копилки информационных мет Но победа учителя – это прежде всего победы его учеников!
Мои ученики активно участвуют в школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсах и как видите , добиваются успехов.
одических материалов. …………………………………
Заключение
Рассмотренные мною формы организации обучения истории, бесспорно, способствуют развитию продуктивности мышления школьников, высокой интеллектуальной активности.
Очень важно помнить следующее: необходимо выстраивать уроки так, чтобы они стимулировали активность ребенка, самостоятельную исследовательскую деятельность, позволяли каждому ученику пережить радость открытий. Для учителя очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ - наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать - одно из самых тонких качеств педагога.
Работа по развитию мышления позволяет обеспечивать эффективное усвоение больших объемов знаний и формировать творчески развитую личность.
И я полностью согласна с мнением педагога В. Ф. Шаталова, который считает, что «пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами учителями, пусть только они никогда не будут равнодушными».
Список использованной литературы:
1. Белгородская Л. В. От факта к пониманию./ Преподавание истории в школе, 1994, №3.
2. Гончарова А. И. Диспут на уроке истории./ Преподавание истории в школе, 1998, №5.
3. Горяйнов С. Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону, 1997.
4. Иванова А. Ф. Нетрадиционные формы работы на урока./ Преподавание истории в школе, 1994, № 8.
5. Клименко А. В. Лекции и семинары в преподавании истории и права./ Преподавание истории в школе, 1998, № 3.
6. Лазукова Н. Н. «Альтернативные ситуации» на уроках истории./ Преподавание истории в школе, 1993, № 1.
7. Румянцев В. Я. Работа с историческими источниками./ Преподавание истории в школе, 2003, № 3.
8. Скворцова Н. Г. Элементы смеховой культуры на уроках истории./ Преподавание истории в школе, 1998, № 5.
9. Солдатова О. Н. Развитие мышления учащихся на уроках истории./ Преподавание истории в школе, 2000, № 9.
Ю.Сухомлинский В. А. Учите ребенка мыслить./Восхождение к гармонии. Москва, 1989.
И.Тарасова Н. В. Проектная работа по истории./ Преподавание истории и об-ществознания в школе, 2004, № 3.
12.Уколова И. Е. Ролевые игры на уроках./ «История», 1997, № 1.
13.Умбрашко К. Б. Развитие творческого мышления на уроках истории./ Преподавание истории в школе, 1996, № 2.
14.Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого./ Восхождение к гармонии. Москва, 1989 |
|
|