Главная страница

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального



НазваниеРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального
страница1/6
Дата12.04.2016
Размер1.05 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6

Аннотация

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования,

разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об

образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования»

Тематическое планирование рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю).

Цель изучения:

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к

самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе

осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и

творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их

места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения:

- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как

следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,

-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового

исторического процесса;

-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение

человечества от первобытности к цивилизации;

историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.

Формы организации учебной деятельности:

практикумы, сюжетноролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.

Формы контроля:

 тестирование;

 задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

 моделирование жизненных ситуаций.

Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни

в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им

ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я?

Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и

современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего

возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей

этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по

истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути

других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности

самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным

опытом человечества.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «История» составлена для 5 класса 2015-2016 учебного года в соответствии: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 Учебного плана МКОУ «Плеховская ООШ» на 2015 - 2016 учебный год. Данная программа разработана на основе авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира. 5 класс» (Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. –М.:Просвещение, 2014 г. – 144 с.).

Главная цель школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.

Задачи изучения истории в современной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Рабочая программа по истории в 5 классе ориентирована на УМК – предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: 1)История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2014. 2) Г. И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2014. 3) История Древнего мира. Атлас с комплектом контурных карт. 2014

Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:

за практическую работу;

за тестовую работу;

за устные ответы

При оценивании учитываются:

сложность материала;

самостоятельность и творческий характер применения знаний;

уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;

полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;

аккуратность выполнения письменных работ;

наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;

особенности развития учащегося.

При оценивании устного ответа учащегося оценка ставится:

за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке

за участие во внеурочных мероприятиях по предмету

за исправление ответов учащихся

за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)

за работу с историческими источниками и их анализ

за выполнение домашней работы;

за работу в группах по какой-либо теме;

за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;

за ролевую игру или викторину

за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно

за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта

за исторический диктант

за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)

за тестовую работу

за письменный реферат

Оценивание устного ответа.

Отметка «5» ставиться, если учащийся дал полное описание события, явления (названы характерные черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы; явления рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно – следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия

Отметка «4» ставиться, если учащийся назвал главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и различия раскрыты неполно; допущены неточности.

Отметка «3» ставиться, если приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей событий; в сравнении указана только одна общая черта или только единичные различия; ответ неполон, непоследователен.

Оценивание письменных ответов:

Оценка «5» - 100-86 %

Оценка «4» - 85-71 %

Оценка «3» - 70-50 %

Оценка «2» - 49-20 %

III.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 5 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

— познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

— практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

— мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообра-зие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия — человек, личность в истории.

Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5 класса рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам раз-вития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

Цивилизационный подход также реализуется в курсе всеобщей истории для 5 класса основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

— деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

— компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, над- предметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

— дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

— личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

— проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:

— принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

— принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

— принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

— принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Цель изучения курса «История Древнего мира»:

— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира» следующие:

— формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

— овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

— воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

— формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

— формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

IV. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации в целом выделяет не менее 182 ч на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы: в 5 классе – 68 ч (2 часа в неделю). Согласно образовательному плану школы в 2015 – 2016 учебном году – 35 учебных недель, в неделю – 2 часа. Соответственно, на изучение всеобщей истории в 5 классе отводится 70 часов.

V. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного раз-вития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

— научиться пользоваться информацией;

— научиться общаться;

— научиться создавать завершённый продукт деятельности.

В связи с этим технологии обучения основаны на деятельностном подходе: технология развития критического мышления через чтение и письмо, проектирование, проблемное обучение. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе, в частности:

■ Лабораторная работа - самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения материала и выполнение задания в рабочей тетради;

■ Работа в группах - самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;

■ Самостоятельная работа - самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;

■ Работа с документами - изучение новой темы под руководством учителя с опорой на предложенные исторические документы;

■ Беседа - изучение новой темы, целиком опирающееся на ранее изученный материал, коллективная работа класса;

■ Практическая работа - изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала.

На уроках применяются следующие формы обучения: индивидуальная; парная; групповая; коллективная; фронтальная. Преобладает парная и групповая формы. Применяются следующие типы уроков: урок открытия нового знания, урок рефлексии, комбинированный урок, урок-беседа, урок - лекция, урок - игра, урок - исследование, урок - практикум.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности, и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом и обеспечивает тесную связь курса с такими предметами как обществознание, а также предметами духовно-нравственного содержания: основами духовно нравственной культуры народов России.

VI. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать очевидные факты, составлять простой план );

- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни.

Предметные результаты

- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания; умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения, относящиеся к эпохе Древнего мира;

- овладение навыками соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве Древнего мира;

- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

- проявлять готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира: составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

- понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми, способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятий по поиску и охране памятников истории и культуры).

VII. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел учебного курса, кол-во часов

Элементы содержания

Формы контроля

Что изучает история (3 часа)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисления. Исторические события

Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Географические названия - свидетели прошлого

Историческая карта.

Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная

символика.




Первобытное общество (7 часов)

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения

Продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.

Зарождение искусства.

Тестирование

Древний Восток

(20 часов)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Научные познания, письменность и школа в древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава.

Палестина и Финикия: природные условия, занятие жителей, ремёсла и торговля Религиозные верования.

Возвышение Персидской державы и её завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования,

легенды и сказания.

Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные.

Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Тестирование

Древняя Греция

(21 час)

Природные условия Древней Греции. Население и его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.

Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.

Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Тестирование

Древний Рим

(19 часов)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.

Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Тестирование

  1   2   3   4   5   6