Главная страница

Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции



Скачать 37.03 Kb.
НазваниеЗакон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции
Признаки химических реакций
Дата15.03.2016
Размер37.03 Kb.
ТипУрок

Тема урока:

Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.

Открытый урок в 8 классе для МО учителей химии
Учащиеся должны знать:

  1. Формулировку ЗСМВ и его автора;

  2. Признаки химических реакций;

  3. Условия протекания хим. реакции;

  4. Определение химической реакции;

Учащиеся должны уметь:

  1. Определять по УХР исходные вещества и продукты реакции;

  2. Читать УХР;

  3. Объяснять сущность ЗСМВ на конкретных УХР.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка темы, цели и задач урока.

Тема нашего сегодняшнего урока называется «Уравнения химических реакций». От предыдущего занятия она отличается всего одним словом, но в него вложен большой смысл по содержанию. Мы узнаем как записать в тетрадь тот процесс, что происходит в пробирке. Выучим несколько очень важных правил необходимых для записи УХР, познакомимся с историей открытия ЗПСВ.

  1. Но, прежде чем перейти к новой теме давайте повторим материал прошлого урока.

  • Дать карточку на составление формул веществ.

  • На названия веществ.

  • Какие явления называются физическими?

  • Дайте определение химическим явлениям.

  • Чем отличаются между собой понятия химическая реакция и химическое явление?

  • Задание: на магнитной доске поместить примеры явлений в нужную колонку.

  • По каким признакам мы определяем, что произошла хим.р-ция?

  • Хим.реакции идут между веществами. На какие группы делятся вещества? Определения.

  • Назовите три шага необходимые для правильного составления формул веществ.( проверяем работу у доски)


  1. Изучение нового материала.

Рассмотрим реакцию горения магния в кислороде(демонстрация эксперимента). По каким признакам определили, что произошла хим. реакция?

Запишем её на доске сначала словами, а теперь с помощью химических и математических знаков.

Mg +O2 – MgO

НО это ещё не всё! Давайте сравним левую и правую части уравнения. Мы видим, что в реакцию вступили 2 атома кислорода, а получился только один. Не уже ли в природе такое возможно, чтобы атомы исчезали?

Такой вопрос возник не только у нас, а гораздо раньше. Ответить на него пытались многие учёные, но правильный ответ нашли не все.

Английский химик Роберт Бойль прокаливал металлы в открытой ёмкости и обнаружил, что масса металлов стала больше. М.В.Ломоносов стал прокаливать металлы в закрытом сосуде , взвешивая его до и после реакции. ПО результатам экспериментов учёные пришли к абсолютно противоположным выводам. Бойль утверждал, что масса веществ в результате хим. реакции меняется, Ломоносов – что остаётся без изменения.

Кто же из них прав?

Проведём опыты с использованием их методик.

  • Горение свечи на весах.

  • Горение фосфора в закрытой колбе.

? Чей эксперимент, по вашему мнению, более точен, почему?

Вывод: записываем в тетрадь формулировку ЗСМВ. С.96

( через 41 год подтвердил Лавуазье.)

Сущность закона с точки зрения АМУ: в результате хим. реакции атомы не исчезают и не возникают из неоткуда, а переходят из одного вещества в другое.

Давайте вернёмся к нашей записи реакции горения магния. Можем ли мы остановиться на таком её варианте? Почему?

Итак, действие, позволяющее уравнять число атомов в уравнении, называется расстановкой коэффициентов.( коэффициент -это число, показывающее число молекул вещества.)

Чтобы правильно расставлять коэффициенты надо знать:

  1. Уравнение делится на левую и правую часть.

  2. Левая часть – исходные вещества.

  3. Правая часть – продукты реакции.

  4. Надо найти НОК для числа атомов данного элемента в левой и правой части уравнения.

  5. Поставить коэффициенты перед веществами с целью уравнивания числа атомов элемента в левой и правой части..

  6. Написать знак = между левой и правой частью.


Давайте потренируемся выполнять расстановку коэффициентов.

  1. На магнитную доску размещаем левую и правую части уравнений.

  2. Расставляем коэффициенты в готовых уравнениях, учимся их правильно читать.

Подводим итог урока:

  1. Как называется условная запись хим. реакции на доске.

  2. Какой закон нельзя нарушать при записи УХР.

  3. Как называются вещества вступающие в реакцию

  4. Как называются вещества, получившиеся в результате реакции

  5. Что показывает индекс в формуле вещества, коэффициент в УХР.

Выставляем оценки.

Если осталось время, слушаем сообщение о Ломоносове.
Домашнее задание:п.27 с96-98, ДДЗс.27-28 в.4,6 и 8.