|
Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции Тема урока:
Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.
Открытый урок в 8 классе для МО учителей химии Учащиеся должны знать:
Формулировку ЗСМВ и его автора;
Признаки химических реакций;
Условия протекания хим. реакции;
Определение химической реакции;
Учащиеся должны уметь:
Определять по УХР исходные вещества и продукты реакции;
Читать УХР;
Объяснять сущность ЗСМВ на конкретных УХР.
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка темы, цели и задач урока.
Тема нашего сегодняшнего урока называется «Уравнения химических реакций». От предыдущего занятия она отличается всего одним словом, но в него вложен большой смысл по содержанию. Мы узнаем как записать в тетрадь тот процесс, что происходит в пробирке. Выучим несколько очень важных правил необходимых для записи УХР, познакомимся с историей открытия ЗПСВ.
Но, прежде чем перейти к новой теме давайте повторим материал прошлого урока.
Дать карточку на составление формул веществ.
На названия веществ.
Какие явления называются физическими?
Дайте определение химическим явлениям.
Чем отличаются между собой понятия химическая реакция и химическое явление?
Задание: на магнитной доске поместить примеры явлений в нужную колонку.
По каким признакам мы определяем, что произошла хим.р-ция?
Хим.реакции идут между веществами. На какие группы делятся вещества? Определения.
Назовите три шага необходимые для правильного составления формул веществ.( проверяем работу у доски)
Изучение нового материала.
Рассмотрим реакцию горения магния в кислороде(демонстрация эксперимента). По каким признакам определили, что произошла хим. реакция?
Запишем её на доске сначала словами, а теперь с помощью химических и математических знаков.
Mg +O2 – MgO
НО это ещё не всё! Давайте сравним левую и правую части уравнения. Мы видим, что в реакцию вступили 2 атома кислорода, а получился только один. Не уже ли в природе такое возможно, чтобы атомы исчезали?
Такой вопрос возник не только у нас, а гораздо раньше. Ответить на него пытались многие учёные, но правильный ответ нашли не все.
Английский химик Роберт Бойль прокаливал металлы в открытой ёмкости и обнаружил, что масса металлов стала больше. М.В.Ломоносов стал прокаливать металлы в закрытом сосуде , взвешивая его до и после реакции. ПО результатам экспериментов учёные пришли к абсолютно противоположным выводам. Бойль утверждал, что масса веществ в результате хим. реакции меняется, Ломоносов – что остаётся без изменения.
Кто же из них прав?
Проведём опыты с использованием их методик.
Горение свечи на весах.
Горение фосфора в закрытой колбе.
? Чей эксперимент, по вашему мнению, более точен, почему?
Вывод: записываем в тетрадь формулировку ЗСМВ. С.96
( через 41 год подтвердил Лавуазье.)
Сущность закона с точки зрения АМУ: в результате хим. реакции атомы не исчезают и не возникают из неоткуда, а переходят из одного вещества в другое.
Давайте вернёмся к нашей записи реакции горения магния. Можем ли мы остановиться на таком её варианте? Почему?
Итак, действие, позволяющее уравнять число атомов в уравнении, называется расстановкой коэффициентов.( коэффициент -это число, показывающее число молекул вещества.)
Чтобы правильно расставлять коэффициенты надо знать:
Уравнение делится на левую и правую часть.
Левая часть – исходные вещества.
Правая часть – продукты реакции.
Надо найти НОК для числа атомов данного элемента в левой и правой части уравнения.
Поставить коэффициенты перед веществами с целью уравнивания числа атомов элемента в левой и правой части..
Написать знак = между левой и правой частью.
Давайте потренируемся выполнять расстановку коэффициентов.
На магнитную доску размещаем левую и правую части уравнений.
Расставляем коэффициенты в готовых уравнениях, учимся их правильно читать.
Подводим итог урока:
Как называется условная запись хим. реакции на доске.
Какой закон нельзя нарушать при записи УХР.
Как называются вещества вступающие в реакцию
Как называются вещества, получившиеся в результате реакции
Что показывает индекс в формуле вещества, коэффициент в УХР.
Выставляем оценки.
Если осталось время, слушаем сообщение о Ломоносове. Домашнее задание:п.27 с96-98, ДДЗс.27-28 в.4,6 и 8. |
|
|