Декабрь (2 неделя)
Тема: «Звук и буква «П».
Цели:
Образовательная: Закрепить звуки «п, п'», особенности их артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «п, п'» в потоке речи, определять место звука в слове. Учить анализировать и синтезировать прямые и обратные слоги.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Начинается занятие,
Путешествие нас с вами ждёт.
Прошу, ребята, не зевать,
А дружно, правильно отвечать.
2. Повторение.
- Давайте повторим, что такое «звук» и «буква» (по схемам, со зрительной опорой).
- Какие звуки мы выучили с вами? (Звуки «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э», «М», «Н», «Ф», «В», «Д», «Т»,).
3. Представление звука, анализ артикуляции звука
Отгадайте загадку
Чок, чок, Пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это ……..(поросёнок).
Поросенок Пятачок – наш сегодняшний гость. Скажите какие звуки он сегодня нам принес: поросенок «П», Пятачок «П*».
Характеристика звука «П», положение органов артикуляции.
(Губы не хотят пускать воздух, но он всё равно прорывается между ними, губы сердятся, тихо пыхтят, шлёпают друг о друга).
П – согласный глухой звук
Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью).
4. Артикуляционная гимнастика.
Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик).
-«Подними воздушный шарик». Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п].
«Птенчики пищат». Какой чудесный получился салют из воздушных шариков. Они поднимаются всё выше и выше, а там гнездо с птенцами. Как пищат птенчики? (пи-пи-пи)
«Пузыри» - надуть щёки и хлопнуть по ним ладошками.
«Сердитки» - губки сердятся, шлёпают друг друга, а потом и на язычок рассердились (пя – пя – пя).
Игра «Твёрдый-мягкий». (сигнальные карточки).
Пылесос, петух, петрушка, пингвин, пять, повар, пирог, поросёнок, персик, пчёлка, птицы, папа, полка, пилка.
Игра «Доскажи словечко». Определение места звука в словах:
паль.., па.., лам.., ли.., тро.., попу.., поля.., паути.., пана.., кеп.., пас.., лопа.., пуш.., тап...
Слоговая дорожка
Дети повторяют слогоряд: па-пы пупо ап-уп оп-ап, па- пу-пы, оп-ип-уп.
Физминутка.
П, П, П! – пускает пар полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает, путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет, паром пышет пароход…
П! – мы губы сложим вместе. П! – мы выдохнем порезче!
П, П, П! – пыхтим мы глухо, нету голоса у звука!
Закончи предложение ( по жестам)
Выделение звука [п'] голосом и артикуляцией:
Воду нужно... (пить). Деньги нужно... (копить). Продукты нужно... (купить). Печку нужно... (топить). Из пластилина нужно... (лепить).
Закончить фразу:
пау-пяу-па — длинная тро... (па);
пау-пяу-пы — вкусные су... (пы);
пау-пяу-ап — самолетный тр... (ап);
пау-пяу-оп — сладенький си... (роп);
пау-пяу-уп — тепленький ту... (луп).
Скороговорка:
Пилил Паша палку пилкой, и упала на пол палка.
Стихотворение (выучить):
Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю!" Отвечает ему попугай: "Попугай, попугай, попугай!"
Пальчиковая гимнастика.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
14. Знакомство с буквой «П»
Звуков два, а буква одна и зовут её буква «пэ» (показ буквы).
1. На что она вам кажется похожей? (ответы детей).
На хоккее, на футболе Буква П – ворота в поле.
Подходящие ворота, проходи кому охота.
2. Выложить из палочек.
3. Написать в воздухе.
4. Чтение и печатание слогов. (если после согласного звука стоит гласный звук «и», то читаем согласный звук мягко). Графические схемы.
15.. Работа в прописях.
16. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «П» (вырезать, нарисовать).
Тема занятия: Мягкий звук П.
Что должны усвоить:
1. Звук П - согласный, глухой, твёрдый.
Мягкий звук П - согласный, глухой, мягкий.
2. Отличие слогов ПЕ - ПИ (Разные гласные)
3. Отличие слогов ПА - ПЯ (Один звук п -твёрдый, другой -мягкий)
Что одинаково ? (Звук А)
Рекомендации:
1. Выложите слоги на карточках:
ПА ПО ПУ ПЫ ПЭ
АП ОП УП ЫП ЭП
ПИ ИП
2. Наизусть.
Подходящие ворота
Проходи, кому охота.
3. Превратите букву П в стул, стол, шкаф.
4. Прописать в тетради слог ПИ
5.Читать слоги в учебнике на стр. 31
Занятие 15 (25 октября)
Тема занятия: Звук П.
Что должны усвоить:
1. П - согласный, глухой, твёрдый. (На голове шапочка, ботиночек синего цвета). При произнесении этого звука губы плотно смыкаются.
2. Отличие слога ПА - ПЫ, ПО - ПУ. (Гласные разные)
3. Привести примеры слов, название которых начинается на ПА:
ПАРУС, ПАПА, ПАУК, ПАРАШЮТ + 5 слов
ПО
ПОЛКА, ПОВАР+ 7 слов
ПУ
ПУГОВИЦА, ПУЗЫРЁК, ПУШКА, ПУГАЛО + 5 сл.
Рекомендации:
1. Выложите слоги:
ПА ПО ПУ ПЭ ПЫ
АП ОП УП ЭП ЫП ИП
2. Загадка
В огороде, на дорожке,
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке.
(Подсолнух)
3. В Польше мужчину называют ПАН. Выложите это слово на карточках.
+ слово папа.
4. В тетради прописать букву П - 1 строчка,
Слоги ПА, ПО.
Слово ПАПА, ПАН |