Главная страница


«Звук и буква «Ф»



Скачать 34.87 Kb.
Название«Звук и буква «Ф»
Дата14.04.2016
Размер34.87 Kb.
ТипДокументы

Ноябрь (2 неделя)
Тема: «Звук и буква «Ф».

Цели:

Образовательная: Закреплять понятия согласные – гласные звуки. Закрепить звуки «ф, ф'», особенности их артикуляции и букву, которая их обозначает. Учить выделять «ф, ф'» в потоке речи, в начале и в конце слова. Закрепить понятие «глухой согласный звук».

Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, учить дифференцировать твёрдый – мягкий, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.

Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), схемы «звук», «буква», образ буквы Ф, картинки: фиалка, фотоаппарат; картинки с предметами для дифференциации, прописи.
Ход занятия:

1. Повторение.

- Давайте повторим, что такое «звук» и «буква» (по схемам, со зрительной опорой).

- Какие звуки мы выучили с вами? (Звуки «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э», «Ы», «М», «Н»).

- Назовите гласные звуки. Назовите согласные.
2. Артикуляционная гимнастика.

«Расчёска» - причесать нижними зубами верхнюю губу, а верхними зубами – нижнюю губу.

3. Представление звука, анализ артикуляции звука

У нас сегодня в гостях два помощника, угадайте по загадке, кто первый помощник:
- Наведет

Стеклянный глаз,

Щелкнул раз –

И помнит нас.

. (фотоаппарат)
- Какой первый звук?

Характеристика звука «Ф», положение органов артикуляции.

(Нижняя губа прижимается к верхним зубам и не пропускает воздух, но он прорывается сквозь преграду и фыркает, звоночек не звенит)

Звук, при произнесении которого звоночек в горле не звенит, называется глухим.
Ф – согласный глухой звук
Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью).

В слове фотоаппарат он твердый.

Давайте поделим слово на слоги, где «прячется» звук (Ф), в начале, середине, конце.
4. Выделение звука среди других (изолированно, в слоге)

- Услышите звук (Ф) хлопните в ладоши: Ф,И,О,Ш,В,М,П,..

- Услышите слог со звуком (Ф) – повторите: аф, ип, уф. Фу, да. Мо, су, жу, фо, оф.
5.Игра «Составь предложение».

Дети составляют предложения по двум словам: ваза— фрукты; футбол—

гол; шкаф— шарф; лес— филин; телевизор— фильм.
6. Представление звука, анализ артикуляции звука

Угадайте по загадке, кто второй помощник:
- Просит у меня дружок

Фиолетовый цветок.

Мне отдать его не жалко,

Подарю дружку ... (фиалку)
- Какой первый звук?

Характеристика звука «Ф», положение органов артикуляции.

(Нижняя губа прижимается к верхним зубам и не пропускает воздух, но он прорывается сквозь преграду и фыркает, звоночек не звенит)

Звук, при произнесении которого звоночек в горле не звенит, называется глухим.

Ф – согласный глухой звук

Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью).

В слове фиалка он мягкий.

Давайте поделим слово на слоги, где «прячется» звук (Ф), в начале, середине, конце.
7. Повторение и закрепление слогов

Фи, фя. Фю, фи, фу, фё.
8. Физминутка

Аф-аф-аф – тащим шкаф.

Уф-уф-уф – сядь на пуф.

Оф-оф-оф – поймали сов.

Аф, аф, аф – прыгни не упав.

Оф. Оф, оф – руки вверх поднять готов.

Иф, ИФ, ИФ – заниматься не ленив.
9. Дифференциация «Твердый - мягкий».

Дети должны положить в подарки картинки с предметами в соответствии с

тем, какой звук в слове твердый или мягкий, если [ф'] — фиалке,

если [ф]— фотоаппарату : фиалка, кофта, фартук, конфеты, светофор, кофе, филин,

телефон.

10. «Загадки».

Отгадайте загадки и скажите, в каком слове звук твердый, в каком мягкий.

Когда светло, прячусь в дупло.

Ночью летаю, мышей пугаю.

(филин)
***

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

(фонарь)
9. Знакомство с буквой «Ф»
Ф надула важно щёчки.
Приосанясь шла по строчке
Всех подружек растолкала —
Ей сегодня места мало.

Слов на Ф я много знаю.
Слушайте, я называю:
Филин, финики, фонтан,
Флаг, факир, фонарь, фазан...
Тот, кто учится читать,
Всё на свете будет знать
На что похожа буква Ф, сколько элементов. Изобразите сами эту букву.
10. Чтение и печатание слогов. (если после согласного звука стоит гласный звук «и», то читаем согласный звук мягко). Графические схемы.
10. Работа в прописях.
11. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «Ф» (вырезать, нарисовать).