|
«Звук и буква «Ж» Март (4 неделя) Тема: «Звук и буква «Ж».
Цели:
Образовательная: Закрепить звук «ж», особенности его артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «ж» в потоке речи, определять место звука в слове, подбирать слова с заданной позицией звука в слове. Закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку. Ход занятия:
1. Организационный момент
Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях. 2. Сообщение темы
Логопед читает загадку: Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом. - Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.(картинка жук) - Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. 2. Артикуляционная гимнастика.
«Рупор» - вытянуть губы вперёд в форме рупоры, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв боковые края и кончик языка.
«Сладкое варенье» - улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз.
3. Представление звука, анализ артикуляции звука (колокольчики)
Построить звук «Ж» (по схеме).
(язык не хотел пропускать воздух, он поднялся вверх, к зубам и поставил воздуху преграду, зубы тоже закрыли выход воздуху. Но воздух прорвал преграду и зажужжал от радости, да так сильно, что губы вытянулись вперёд «рупором», звоночек в горле зазвенел).
Ж – согласный звонкий звук
Он может быть только твёрдым. 4. Игра “Поймай звук”
(хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)
*Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….
*Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…
*Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….
5. «Распредели картинки под схемы»
:Ж_____________ _____________Ж__________
(в начале слова) ( в середине слова)
Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий. На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал. Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.
6. «Третий лишний».
Дети должны назвать слово, в котором нет звука [ж):
жук, жакет, малина
ружье, ежик, яблоко
ковер, ножи, жираф
пирожок, самолет, желудь 7. Физминутка «ЖУК» На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. — (имитировать полет) Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (круговые движения руками) Я с ромашками дружу, Тихо на ветру качаюсь, (наклоны влево-вправо) Низко-низко наклоняюсь (наклоны вперед) 8. Изменить предложения по образцу Я жду Женю. Мы ждем Женю. Вы ждете Женю. Они ждут Женю. Ты ждешь Женю. Он ждет Женю.
Я лежу на пляже. Я жалею животных. 9. Скороговорка У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.
10 Знакомство с буквой «Ж».
1. Теперь мы наш звук «Ж» обозначим буквой «Ж».
Эта буква широка и похожа на жука.
И , к тому же , как и жук издает жужжащий звук. «Жила-была буква «Ж». Была она сварливой и вредной. И кто бы не приходил к ней, на всех она жужжала. Придет к ней А, попросить чаю – она ей «ЖЖЖЖЖЖЖЖ», придет к ней О: «Сыграем в мячик!» - она ей «ЖЖЖЖЖЖ». И решила она, что проживет одна. Надоели ей другие буквы. Пошла в лес. Идет, идет, и Жужжжжжит. Увидела паука да как закричит на него «ЖЖЖЖЖЖ!» А паук-то оказался глухой, доделал он свою паутину да убежал, а Ж, пока на паука Жужжжжала, в этой паутине вся и запуталась. Сидит она в паутине и Жужжжжит себе потихоньку (страшно ей стало), заплакала (самое время задать вопрос: «Как «Ж» плачет?» - этот вопрос дети просто обожали, изображать, как кто-то там плачет . Вот только Ж плачет не «хны, хны, хны!» и даже не «иииииии», а «жжжж-жжжж-жжжж», потому как она же все таки Ж). Вот только буквы друг друга в беде не бросают. Пошли они в лес Ж искать, услышали, как она жужжжит, да и помогли ей из паутины выбраться. Буква Ж, так обрадовалась, что Жужжжать стала не сварливо и грозно «ЖЖЖЖЖ», а радостно и благодарно «Жжж! Жжжж!». На прямую палочку сели уже две галочки:
Одна – справа, другая – слева.
2. Выложить из палочек.
3. Написать в воздухе.
4. Чтение и печатание слогов и слов. Графические схемы. 11. Работа в прописях.
12. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «Ж» (вырезать, нарисовать). |
|
|