Главная страница


«Звук и буква «Ж»



Скачать 35.83 Kb.
Название«Звук и буква «Ж»
Дата14.04.2016
Размер35.83 Kb.
ТипДокументы

Март (4 неделя)
Тема: «Звук и буква «Ж».

Цели:

Образовательная: Закрепить звук «ж», особенности его артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «ж» в потоке речи, определять место звука в слове, подбирать слова с заданной позицией звука в слове. Закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов.

Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.

Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:

1. Организационный момент

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно
Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
2. Сообщение темы

Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу

Жу-жу-жу

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

Букву ж все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.
- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.(картинка жук)
- Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
2. Артикуляционная гимнастика.

«Рупор» - вытянуть губы вперёд в форме рупоры, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв боковые края и кончик языка.

«Сладкое варенье» - улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз.

3. Представление звука, анализ артикуляции звука (колокольчики)

Построить звук «Ж» (по схеме).

(язык не хотел пропускать воздух, он поднялся вверх, к зубам и поставил воздуху преграду, зубы тоже закрыли выход воздуху. Но воздух прорвал преграду и зажужжал от радости, да так сильно, что губы вытянулись вперёд «рупором», звоночек в горле зазвенел).

Ж – согласный звонкий звук

Он может быть только твёрдым.
4. Игра “Поймай звук”

(хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

*Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

*Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

*Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….


5. «Распредели картинки под схемы»

:Ж_____________ _____________Ж__________

(в начале слова) ( в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.
На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.
Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

6. «Третий лишний».

Дети должны назвать слово, в котором нет звука [ж):

жук, жакет, малина

ружье, ежик, яблоко

ковер, ножи, жираф

пирожок, самолет, желудь
7. Физминутка «ЖУК»
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке. — (имитировать полет)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (круговые движения руками)
Я с ромашками дружу,
Тихо на ветру качаюсь, (наклоны влево-вправо)
Низко-низко наклоняюсь (наклоны вперед)
8. Изменить предложения по образцу
Я жду Женю. Мы ждем Женю.
Вы ждете Женю. Они ждут Женю.
Ты ждешь Женю. Он ждет Женю.

Я лежу на пляже. Я жалею животных.
9. Скороговорка
У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Ужата - у ужа, ежата - у ежа.

10 Знакомство с буквой «Ж».

1. Теперь мы наш звук «Ж» обозначим буквой «Ж».

Эта буква широка и похожа на жука.

И , к тому же , как и жук издает жужжащий звук.
«Жила-была буква «Ж». Была она сварливой и вредной. И кто бы не приходил к ней, на всех она жужжала. Придет к ней А, попросить чаю – она ей «ЖЖЖЖЖЖЖЖ», придет к ней О: «Сыграем в мячик!» - она ей «ЖЖЖЖЖЖ». И решила она, что проживет одна. Надоели ей другие буквы. Пошла в лес. Идет, идет, и Жужжжжжит. Увидела паука да как закричит на него «ЖЖЖЖЖЖ!» А паук-то оказался глухой, доделал он свою паутину да убежал, а Ж, пока на паука Жужжжжала, в этой паутине вся и запуталась. Сидит она в паутине и Жужжжжит себе потихоньку (страшно ей стало), заплакала (самое время задать вопрос: «Как «Ж» плачет?» - этот вопрос дети просто обожали, изображать, как кто-то там плачет . Вот только Ж плачет не «хны, хны, хны!» и даже не «иииииии», а «жжжж-жжжж-жжжж», потому как она же все таки Ж). Вот только буквы друг друга в беде не бросают. Пошли они в лес Ж искать, услышали, как она жужжжит, да и помогли ей из паутины выбраться. Буква Ж, так обрадовалась, что Жужжжать стала не сварливо и грозно «ЖЖЖЖЖ», а радостно и благодарно «Жжж! Жжжж!».
На прямую палочку сели уже две галочки:

Одна – справа, другая – слева.

2. Выложить из палочек.

3. Написать в воздухе.

4. Чтение и печатание слогов и слов. Графические схемы.
11. Работа в прописях.

12. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «Ж» (вырезать, нарисовать).