|
«Звук и буква «Х» Декабрь 4 неделя
Тема: «Звук и буква «Х».
Цели:
Образовательная: Закрепить звуки «х, х'», особенности их артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «х, х'», в потоке речи, определять место звука в слове. Учить дифференцировать оппозиционные согласные звуки по звонкости – глухости, анализировать и синтезировать прямые и обратные слоги.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:
1. Повторение.
- Давайте повторим, что такое «звук» и «буква» (по схемам, со зрительной опорой).
- Какие звуки мы выучили с вами?
- Назовите гласные звуки. Назовите согласные.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Горка» - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
«Бантик» - прикусить «горку» зубами.
«Храпение.»
«Хомяк» - надуть щеки.
3. Представление звука, анализ артикуляции звука
Чтение чистоговорки
Ха-ха-ха нам купили петуха
Ух-ух-ух машет крыльями петух
-Какой звук часто встречался?
С какой буквой мы сегодня познакомимся?
Характеристика звука «Х», положение органов артикуляции.
(язык не хочет пускать воздух, он выгнулся горкой, отодвинулся в глубь рта, прижался к нёбу. Но воздух прорывается сквозь преграду и хмыкает от радости, звоночек не звенит).
Х – согласный глухой звук
Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью).
4. Игра «Мягкий – твердый»
Определение наличия твёрдого и мягкого звуков в слогах, словах: хо, ху, хи, ах, ух, хе;
духи, художник, хорошо, хурма, плохо, хищный, мох, (показ сигнальных карточек)
5. Игра «Закончи предложение».
Логопед начинает предложение, а дети заканчивают его, подбирая нужное
слово среди картинок на доске:
— Рано утром в деревне поют ... петухи.
— В чай мы кладем ... сахар.
— Белка в дупло прячет ... орехи.
— Врач надел белый ... халат.
— В магазине мы купили ... хлеб.
6. Игра «Буква потерялась»
_алва, _леб, _итрец, _олод, _ризантемы, …ост, ..алат.
7. Физминутка
Хомка - хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт, шейку моет, Шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
8. Деление на слоги.
Деление на слоги, указание ударения.
Хохот, смех, хлопушка, хоккей, шорох, хомяк.
9. Знакомство с буквой «Х».
1. Теперь мы наш звук «Х» обозначим буквой «Х».
«Х» - забавная игрушка,
деревянная вертушка.
Сверху вниз наискосок,
Сверху вниз наискосок.
Хохотушка буква Х
Хохотала: «ха-ха-ха!»
* Написать в воздухе.
* Чтение и печатание слогов. (если после согласного звука стоит гласный звук «и», то читаем согласный звук мягко). Графические схемы.
10. Дидактическое упражнение «Где звук «Х»? (определить позицию звука по карточкам)
Халат, петух, уха, муха, хвоя, кухня, лопух, яхта, хвост, хор, уха. Н –р, Х_______
11. Работа в прописях.
12. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «Х» (вырезать, нарисовать).
халат
петух
уха
муха
хвоя
кухня
лопух
яхта
хвост
хор
уха |
|
|