Главная страница


Наталья Мирославовна Щепкова Югорск 2012 Содержание I. пояснительная записка



НазваниеНаталья Мирославовна Щепкова Югорск 2012 Содержание I. пояснительная записка
страница1/6
Дата18.04.2016
Размер1.18 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР



628 260 ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО-ЮГРА, г. ЮГОРСК ,УЛ. САДОВАЯ 13, ТЕЛ.(34675) 7-46-99


Программа рассмотрена Утверждаю

на методическом совете директор МБОУ ДОД

ДЮЦ «Прометей»

«___»___________2012г. _______________ Н.А.Антонова Протокол № ____ «___»__________________2012г.

Приказ №____




Рабочая программа

творческого объединения

«Улыбка»


художественно-эстетической направленности

для детей 6 - 18 лет,

рассчитана на пять лет обучения.


Педагог дополнительного образования



Наталья Мирославовна Щепкова

Югорск - 2012



Содержание

I. Пояснительная записка 3

II. Учебно-тематическое планирование 37


III. Содержание программы 47

IV. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса 29

V. Учебно-методическое и информационное обеспечение

образовательного процесса 30

Список используемой литературы 31

Словарь специальных терминов 32

I. Пояснительная записка

Общая характеристика программы
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Эстрадный вокал – эстрадное пение, которое сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывает с легкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторские песни, и элементы рок музыки. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим и

народным вокалом. Основное отличие академического и народного вокала заключается в целях и задачах вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона, регламентированного звучания, для них откланяться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя – поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.

В эстрадном вокале в отличие от академического и народного, важна внятная дикция, поскольку слова являются одной из значимых составляющих хорошей песни. По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные места для выпевания, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку. В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала, народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных для эстрады.

В наше время, чтобы добиться конкурентоспособности, требуется владение достаточно широким диапазоном технических приемов. Каждая «краска» голоса требует методичной тренировки.

Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитанием детей. Наполненное глубоким духовным содержанием, оно расширяет кругозор учащихся, развивает музыкальные способности и художественный вкус, способствует формированию личностных качеств.

Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъёму общей музыкальной культуры учащихся.

Пение в ансамбле объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Концептуальной основой программы вокально-эстрадной группы является общее развитие всех детей, независимо от природных задатков и постепенное выявление, и развитие музыкальных данных с обязательным вовлечением каждого ребёнка в насыщенную творческую деятельность коллектива. Идея эта не нова, однако, в условиях учреждения дополнительного образования детей, именно вовлечение ребёнка в творческий процесс ради изоляции от вредного влияния улицы приобретает особый социальный смысл.

Рабочая программа творческого объединения «Улыбка» отвечает конкретным образовательным потребностям участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей), учитывает кадровый состав и материально-техническое обеспечение учреждения.

Данная программа направлена на обучение эстрадному пению и рассчитана на дошкольный, младший, средний и старший школьный возраст, и составлена в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации;

- Конвенцией о правах ребенка;

- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 -1 «О защите прав потребителей»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251- 03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;

- Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844)

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 11 ноября 2005 № 107 – оз «Об образовании в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре»;

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 – оз «О государственно- общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты –Мансийского автономного округа- Югры».

Теоретико-методологической основой разработки программы являются основы педагогической практики таких авторов как:

  • А.В. Хуторский (основы компетентностного и личностно-оринтированного подхода в обучении; создание индивидуальной образовательной траектории обучающихся);

  • В.А. Сластенин (формирование социальной активности младшего школьника);

  • И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый, Ю.А. Конаржевский (общепедагогические технологии подготовки к занятию, рекомендации по анализу занятий);

  • В. И. Андреев (взаимодействие воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека).

Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Данная рабочая программа способствует освоению обучающимися универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности.

Содержание рабочей программы соответствует:

- уровню образования;

- педагогическим методам и формам работы;

- современным образовательным технологиям;

- направленности дополнительных образовательных программ (художественно-эстетической).

И направлено на:

  • формирование духовной культуры;

  • развитие творческих способностей;

  • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.

Программа позволяет развивать обучающихся в следующих универсальных учебных действиях:

Личностных - направлены на овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, а также освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, формирование знаний о собственном здоровье, экологической культуре, об основах безопасности жизнедеятельности обучающихся.

Регулятивных - способствуют развитию действий, обеспечивающих организацию собственной образовательной деятельности в рамках художественно-эстетического творчества через способность:

- постановки цели с учетом уже изученного материала;

- планирования с ориентацией, как на промежуточный, так и конечный результат;

- прогнозирование с учетом индивидуальных образовательных и физиологических возможностей;

- коррекция собственной деятельности с учетом ранее поставленных целей и запланированных результатов;

- оценка качества усвоенных знаний и приобретенных умений.

Познавательных - представляют совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включают элементы логической, методологической, проектной деятельности в области вокального искусства. Формируются знания и умения организации, анализа, рефлексии и самооценки собственной учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативных - формируются как в процессе образовательного процесса, так и вне его посредством реальных объектов коммуникации. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся направлено на развитие:

- навыков работы в группе, коллективе;

- навыков овладение различными социальными ролями;

- навыков активной позиции в коллективе.

Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность образовательно – воспитательного процесса как в основной школе так и в дополнительном образовании.

Цель: выявление и развитие творческих способностей обучающихся средствами вокального пения.

Задачи по формированию и развитию следующих качеств обучающихся:

личностных:

  • развитие личностного творческого потенциала ребёнка;

  • привить ощущение собственной значимости в обществе,

проявление творческой инициативы, осознание своих

возможностей и развитие целеустремлённости;

  • заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения;

  • приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;

  • сформировать гражданскую позицию, патриотизм;

  • сориентировать одарённых детей на выбор профессии в области

искусства;

  • привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через эстрадное пение;

  • осуществление художественного познания мира через собственную созидательную деятельность;

  • заложить в подростке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения;

  • формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • расширение и углубление знаний обучающихся о вокальном искусстве.

метапредметных:

  • постепенное накопление опыта творческого осмысления ис­кусства эстрадного пения на основе личных экспериментов;

  • приобщение ребят к современной музыке, формирование основ современного музыкального мышления.

предметных:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

  • освоить технику эстрадного пения;

  • сформировать навыки как сольного, так и ансамблевого исполнения;

  • научить первоначальным основам актёрского мастерства;

  • научить элементам эстрадного танца;

  • научить свободному ориентированию в работе с техническими

атрибутами (микрофон, фонограмма, музыкальная аппаратура).

ценностных ориентаций

  • иметь представления о возможных вариантах дальнейшей профессиональной деятельности.

Задачи 1 года обучения:

личностные:

● адаптация и психологическая поддержка детей;

● научить общению друг с другом;

● научить детей организовывать себя и своё время.

метапредметные:

● Знакомство с удивительным миром музыки

● развить артистические способности.

предметные:

● освоить правила певческой установки при пении;

● научить правильному дыханию и звукообразованию;

● освоить нотную грамоту и познакомиться с музыкальными терминами;

● усвоить правила пения и соблюдать правила охраны детского голоса;

● развить чувство ритма, музыкальный слух и память;

● развить чёткую дикцию;

● научить контролировать чистоту интонации при пении.

Задачи 2 года обучения:

личностные:

● сформировать партнёрские отношения в группе;

● сформировать устойчивый интерес к эстрадной песне.

метапредметные:

● развить единую манеру исполнения в ансамбле;

● развить вокальный диапазон;

● развить исполнительские навыки.

предметные:

● усовершенствовать певческое дыхание и ощущение опоры звука;

● расширить певческий диапазон;

● обучить технике владения микрофоном.

Задачи 3 года обучения:

личностные:

● воспитать устойчивый интерес к песенному творчеству;

● воспитать общий уровень культуры через концертную деятельность.

метапредметные:

● развить навыки самоконтроля;

● развить умение сочетать пение с танцевальными движениями,

сохраняя качество звука;

● развить чувство образа посредством костюма.

предметные:

● закрепить вокально-технические навыки;

● научить микстовать регистры при пении;

● освоить навыки записи голоса в студии;

● научить эпизодическому двухголосию;

● научить передавать в песнях эмоциональное состояние текста радости,

печали, восторга, удивления и т. д.

Задачи 4 года обучения:

личностные:

● воспитать слушательскую и исполнительскую культуру общения;

● воспитать чувство личной ответственности и коллективизма.

метапредметные:

● развить артистические и эмоциональные качества, творческое

воображение;

● совершенствовать навыки работы с техническими атрибутами

(микрофон, фонограмма, музыкальная аппаратура).

предметные:

● знать основные стили и направления эстрадной и джазовой музыки;

● освоить навыки пения на придыхании;

освоить понятие бэк-вокал;

● научить работать над текстом на иностранном языке в песне.

Задачи 5 года обучения:

личностные:

● воспитать вокальную культуру исполнения;

● формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

метапредметные:

● развить личную инициативу и творческую фантазию у детей

в трактовке песен;

● развить навыки самоанализа.

предметные:

● обучить джазовым элементам в пении;

● обучить анализу интонационного исполнения песенного репертуара.

2. Отличительные особенности программы:

Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим

искусством, ритмикой и раскрывает содержание занятий, объединенных в

тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Музыкальную основу программы составляют разнообразные песни для детей и юношества современных композиторов и исполнителей.

Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной

выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и

мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной

возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Песенный

материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Имеет место варьирование.

Этапы реализации программы

Технологически образовательный процесс реализуется на 3 уровнях:

Репродуктивный – (1 год обучения) знакомит детей с певческой установкой, единым звукообразованием в эстрадной манере, простейшими детскими песнями.

Основной – (2, 3 год обучения) основательно и углублённо изучается манера эстрадного исполнения, прививаются навыки сценического мастерства, даются уроки эстрадного танца.

Период творческой деятельности – (4, 5 год обучения) совершенствование вокально-технических навыков, как в ансамбле, так и индивидуально. Итогом завершающего этапа является концертная деятельность на городском, окружном, всероссийском уровнях.

Особенности возрастной группы

Программа по усвоению эстрадного пения рассчитана на 5 лет обучения и ориентирована на детей в возрасте от 6до 18 лет.

Набор детей в объединение проходит без какого-либо специального отбора и осуществляется в начале учебного года по желанию ребёнка и личному заявлению от родителей. Однако в коллектив принимаются желающие обучаться и среди учебного года. В сентябре для привлечения детей в центре организуется День открытых дверей. Педагоги рассказывают гостям о работе объединения, демонстрируют своё творчество.

Творческое объединение «Улыбка» имеет постоянный состав. Количество детей в каждой группе не более 10 человек. Небольшой количественный состав групп связан с особенностями обучения детей. Для качественного обучения детей эстрадному пению требуются индивидуальные занятия для каждого ребёнка в течение всего курса обучения, которые способствуют формированию голоса, тембра, правильного дыхания.

В связи с ограниченным количеством часов (нагрузка составляет 18 часов)

не каждый обучающийся творческого объединения «Улыбка» имеет индивидуальные занятия, а также кабинет, в котором занимаются дети по санитарно-гигиеническим требованиям и нормам предназначен только для малого состава групп.

Основная форма занятий – групповая и индивидуальная, что позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующим возрастным особенностям; добиться лёгкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребёнка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.

Режим занятий:

индивидуальные занятия – 1 час, 1 раз в неделю;

групповые – 2 часа в неделю, с перерывом 15 минут через каждые 45 минут.

таблица 1

Общее распределение времени обучения:

Группа

обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

групповые

индивидуальные

групповые

индивидуальные

групповые

индивидуальные

групповые

индивидуальные

групповые

индивидуальные

Часов в неделю

2ч.

1ч.

2ч.

1ч.

3ч.

1ч.

3ч.

1ч.

3ч.

1ч.

Часов в год

68ч.

34ч.

68ч.

34ч.

102ч

34ч.

102ч.

34ч.

102ч

34ч.

Общее количество часов в год: 612 ч.



Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

Последовательное освоение рабочей программы предполагает достижение следующих основных результатов:

  • развитие и поддержка устойчивого интереса у детей к вокально-

эстрадному творчеству;

  • освоение техники эстрадного пения;

  • формирование навыков как сольного, так и ансамблевого исполнения;

  • приобретение навыков умения свободному ориентированию в работе с техническими атрибутами (микрофон, фонограмма, музыкальная аппаратура).

  • развитие артистических способностей в процессе обучения.

  • воспитать любовь к песенному творчеству;

  • формирование гражданской позиции, патриотизма, любви к родному краю;

  • ориентирование одарённых детей на выбор профессии в области

искусства.

Одним из важных элементов работы является отслеживание результатов. Для этого педагогом разрабатываются критерии оценивания, и дети настраиваются на анализ собственных результатов. Завершив работу или ее этап, ребенок сам дает оценку, эту же работу оценивает педагог, затем сравниваем эти оценки, обсуждаем и обосновываем их.

Целью обучения детей по данной программе ставится не просто организация досуга, а формирование у них культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания. В этой связи существует необходимость контроля за результатами обучения. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на изучение степени развития творческих способностей и личностных качеств каждого ребенка.

Для проверки качества ключевых компетенций у детей, периодически проводятся контрольные занятия, в самых разнообразных формах:

  • беседы в форме «вопрос – ответ»;

  • тестирование, опросы;

  • самоанализ выполненной работы;

  • мастер-класс для родителей;

  • участие в конкурсах;

  • участие в открытых занятиях;

  • выступление на концертах и др.

Особое внимание при освоении программы уделяется работе с семьей, в связи, с чем предусмотрены следующие мероприятия: знакомство с родителями, индивидуальные беседы, посещение занятий для качественной работы с детьми дома, участие родителей в праздниках.

4. Программа содержит:

4.1. перечень планируемых результатов освоения программы первого года обучения:

личностных:

  • иметь правильную певческую установку корпуса при пении;

  • иметь дикционные навыки;

  • иметь первоначальные певческие навыки;

  • иметь навык сольного исполнения песенного репертуара;

  • иметь навык коллективного исполнения в унисон песенного репертуара.

метапредметных:

  • уметь правильно пользоваться певческим дыханием;

  • правильно формировать гласные в сочетании с согласными;

  • владеть четкой дикцией и орфоэпией;

  • интерпретировать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало и снятие фраз);

● работать с техническими средствами – микрофоном, фонограммой.

предметных:

  • вокально-технические навыки и умения;

  • правильное звукообразование;

  • расширенный диапазон;

  • навык работы с техническими атрибутами;

  • навык концертной деятельности в Центре.

планируемые результаты второго года обучения:

личностные:

  • петь в эстрадной манере песенный репертуар;

  • разбираться в куплетной форме;

  • изменять динамику в процессе пения;

  • выравнивать звучность гласных и добиваться правильного чёткого

произношения согласных;

  • чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию песни, ритмическую пульсацию;

  • красиво и ритмично двигаться при исполнении песен.

метапредметные:

Знать:

  • основные приёмы звуковедения;

  • типы певческого дыхания;

  • средства музыкальной выразительности;

  • понятие и применение цепного дыхания;

  • основные танцевально-ритмические движения;

  • положение звука в эстрадной манере;

  • песенный репертуар 2 года обучения (6-8 песен).

предметные:

Иметь:

  • вокально-технические навыки и умения;

  • правильное звукообразование;

  • расширенный диапазон;

  • навык работы с техническими атрибутами;

  • навык концертной деятельности в Центре.

планируемые результаты третьего года обучения:

личностные:

Знать;

  • нахождение грудного и головного резонатора;

  • виды атаки при пении: мягкая, твёрдая и придыхательная;

  • понятие микст;

  • понятие синкопа;

  • основные типы голосов;

  • песенный репертуар 3 года обучения (6-8 песен);

  • танцевальные движения соответственно жанру песен;

  • культуру поведения на сцене.

метапредметные:

Иметь;

  • иметь представление о регистрах: грудной и головной;

  • подвижность голоса;

  • высокую певческую позицию;

  • тембр голоса;

  • плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры –

с мягкой атакой;

  • навык поведения на сцене и за кулисами;

  • навык нанесения концертного макияжа.

предметные:

Уметь;

  • замикстовывать средний регистр;

  • ощущать ритмический рисунок синкопы;

  • самостоятельно работать над изучением песни;

  • эмоционально и выразительно петь во время выступлений;

  • двигаться на сцене согласно идее музыкальной композиции;

  • пользоваться техническими атрибутами;

  • бережно относиться к концертному костюму.

планируемые результаты четвёртого года обучения;

личностные:

Иметь:

  • иметь собственную манеру исполнения;

  • силу воли, дисциплинированность, инициативу, самостоятельность

в процессе выполнения задания;

  • артистические и эмоциональные качества, творческое воображение;

  • навык гастрольной деятельности.

метапредметные:

Знать;

  • знать основные стили и направления эстрадной и джазовой музыки;

  • отличительные особенности эстрадного пения от академического и народного пения;

  • жанры вокальной музыки;

  • исполнительско-певческие средства выразительности;

  • способы микстования голоса;

  • песенный репертуар 4 года обучения;

  • известных эстрадных исполнителей России.

предметные:

Уметь;

  • применять эстрадно-джазовые форшлаги, группетто, пассажи;

  • объективно оценивать своё пение и пение сверстников;

  • работать с иностранным текстом песни;

  • исполнять бэк-вокал;

  • записывать голос в студии;

  • владеть голосом при исполнении песенного репертуара;

  • эмоционально выражать своё отношение к содержанию песни;

  • в совершенстве владеть техническими атрибутами.

планируемые результаты пятого года обучения:

личностные:

Иметь:

  • сольный и ансамблевый репертуар;

  • артистические и эмоциональные качества, творческое воображение;

  • навык гастрольной деятельности.

метапредметные:

Знать;

  • историю эстрадной музыки 20 века;

  • основные правила пения и охрана голоса в период мутации;

  • о тембровых изменениях голоса в связи с мутацией;

  • культуру поведения при работе на сцене;

● песенный репертуар 5 года обучения.

предметные:

Уметь;

  • пользоваться вокальными навыками, усвоенными за 5 лет учёбы;

  • сольно и коллективно импровизировать;

  • в совершенстве владеть техническими атрибутами.



4.2. уровень результатов работы по программе:

Результаты обучения могут быть представлены на разных уровнях - концертная деятельность, конкурс, фестиваль. Формой итогового контроля является открытый урок в форме концерта обучающихся по каждому году обучения.

5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

программы

С целью выявления уровня развития творческой активности у каждого ребенка, педагогом, в течение года заполняются индивидуальные диагностические карты.

Для определения качества результативности и анализа уровня развития обучающихся составлены таблицы мониторинга (см. табл. 3), в которых разработаны критерии оценки и методы диагностики. Диагностирование проводится в течение учебного года (в начале, середине и конце) и оценивается по 3-х бальной системе (от 1 до 3-х баллов). Результаты заносятся в таблицы диагностики (см. таб. 4). Используемые методы: наблюдение, тестирование, опрос, выступление.

В соответствии с целями и задачами программы проводится мониторинг оценки качества и результативности усвоения образовательной программы.

Для осуществления данного мониторинга в объединении «Улыбка» проводится диагностика «Уровня развития ключевых компетенций воспитанников» (согласно классификации А.В. Хуторского) по критериям:

  • учебно-познавательная компетенция;

  • общекультурная компетенция;

  • коммуникативная компетенция;

  • компетенция личностного самосовершенствования.

Используя диагностические методики, можно выявить уровень обучения и личностного развития, сформированности ключевых компетенций, воспитанности.

В течение учебного года проводятся диагностика знаний, умений и навыков воспитанников, в соответствии с уровнями освоения программы по годам обучения (см. таб. 5).

На основе наблюдения организации и проведении итоговых занятий, концертов, конкурсов, фестивалей – анализируется уровень усвоения материала рабочей программы, поведение детей в социуме, их творческая активность, отношения с товарищами, результаты наблюдений заносятся в сводные таблицы в соответствии с уровнями:

3 балла – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

1 балл – низкий уровень.

Проведенная диагностика позволяет увидеть и проанализировать динамику уровня развития ключевых компетенций и уровня воспитанности обучающихся в творческом объединении.

Для характеристики показателей работы каждого обучающегося в группе определяется итоговый уровень обучения, развития и воспитания детей по каждой диагностической таблице, путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых параметров.

Завершающим этапом диагностики является анализ уровней воспитанности, обучения и личностного развития, ключевых компетенций и группы в целом.

Исходя из полученных данных, можно спланировать работу на следующий учебный год: корректировать формы, методы, критерии, распределения количества часов по отдельным темам, разделам образовательной программы.

Особенности организации занятий:

Основная цель всего курса обучения – научить детей петь технологически грамотно, эмоционально и образно. Важно научить детей петь профессионально и артистично.

Основным средством и способом реализации программы является четкое планирование каждого занятия за счет сбалансированности поставленной конкретной цели и ожидаемого результата. Руководствуясь основным педагогическим принципом доступности, необходимо избегать постановки нереальных, заведомо сложных задач. Та или иная цель как результат, в данном случае, для каждого ребенка ставиться индивидуально. Такой подход обеспечивает постоянное, пошаговое приобретение всех знаний, умений и навыков в необходимом ритме для каждого ребенка. Организация учебной деятельности осуществляется в соответствии с возрастными психологическими особенностями. Для младшего возраста детей характерны любознательность, восприимчивость, эмоциональность. Дети стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания.

Кроме того, учение — первый вид социальной деятельности, с которым сталкивается ребёнок. Поэтому активность в обучении представляет собой одновременно и условия, и результат, и средство формирования личности младшего возраста.

Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу и обеспечить общий жизнерадостный настрой всех участников учебного процесса, вводится установка на здоровую конкуренцию и коллективизм.

Для того чтобы занятия не были утомительными, для детей проводятся игровые и тематические перемены, на которых дети могут лучше познакомиться друг с другом, со своими сверстниками из других творческих объединений, поделиться своими впечатлениями и просто заняться подвижными играми.

Особенности организации образовательного процесса

Общая направленность процесса предполагает реализацию следующих дидактических принципов:

● индивидуальность подходов к детям; активизация их восприятия, образного мышления и творческой инициативы.

● комплексное освоение эстрадно-песенного материала, последовательности в освоении.

Основная задача педагога – дать возможность детям почувствовать себя спокойно и непринужденно, осознать, что каждого ребенка направленно благожелательное и требовательное внимание.

Основные задачи занятий:

● сформировать навыки сольного исполнения с наиболее эффективным и

правильным использованием приобретенных вокальных и слуховых навыков.

● научить детей работать индивидуально и в ансамбле.

● научить свободному ориентированию в работе с техникой (микрофон,

фонограмма).

● исполнение песенного репертуара.

В ходе индивидуальных и групповых занятий дети овладевают вокальными навыками и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя все это до максимально приближенного к профессиональному.

Учебные занятия строятся по одному плану:

1. Разогрев вокального аппарата:

● несколько дыхательных упражнений;

● небольшие попевки в пределах квинты закрытым ртом или на гласных – «о», «а», «е».

2. Работа над правильным вокальным формированием звука:

●пение на одной ноте различных слогов: «ми», «мэ», «ма», «мо», «му» - для сглаживания.

3. Работа над дикцией.

4. Работа над песней.

Вокальные упражнения имеют первостепенное значение в работе над исполнительской техникой, так как именно этот вид инструктивного материала даёт наибольший эффект, особенно на начальном этапе. Варианты упражнений, попевок могут быть разнообразными.

На начальном этапе вокальные занятия должны содержать в себе некоторые ограничения:

● нельзя перегружать голосовой аппарат ребенка;

● не целесообразно на начальном этапе ставить перед ребенком серьезные вокальные задачи.

Работа над совершенствованием вокально-певческих навыков (дыханием, тембром, формированием звука, дикцией), как уже отмечалось, проходит на протяжении всего курса вокальной подготовки.

При обучении эстрадному пению предусмотрено использование взаимодополняющих, ориентированных на единую цель методов.

С целью активизации учебного процесса выделю следующие

методы работы по программе:

Для успешного и результативного обучения детей по рабочей программе я применяю следующие методы и формы, описанные в общепедагогической теории авторами: И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый, Ю.А. Конаржевский:

  • словесный (устное изложение теории, беседа, анализ текста, структуры песни);

  • репродуктивный - (объяснение правильности выполнения вокальных упражнений, элементов певческой посадки с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и воспроизвести; показ видеоматериалов, слушание видеозаписей, показ педагогом, наблюдение);

  • практический (основой является практическая деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской вокальной техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, элементы эстрадного танца);

  • самостоятельная работа (формирует развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирует навыки учебного труда;

  • проблемно-поисковый, т.е. создание и решение проблемной ситуации, например, при создании хореографического образа вокальной композиции.

  • контроля и самоанализа (диагностика; самооценка; участие в концертах, конкурсах города, округа и России);

Также в своей практике я опираюсь на авторские методики Н.З. Андриановой и С. Риггса. В качестве основных методов этих авторов применяю:

  • метод стилевого подхода нацелен на постепенное формирование у детей

осознанного стилевого восприятия вокального произведения;

  • метод системного подхода направлен на достижение целостности и

единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы);

  • метод импровизации и сценического движения нацелен на формирование умения держаться и двигаться на сцене, умело исполнять вокальные произведения, быть раскрепощенными перед зрителями и слушателями.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Большое значение имеет непринужденная обстановка на занятиях, обеспечивающая проявление индивидуальных возможностей каждого ребенка. Доброжелательные отношения создают в объединении атмосферу дружбы, доверия и открытости. Необходимо создать коллектив, в котором царит дух взаимопомощи, дружелюбного и искреннего отношения друг к другу.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

  • сводная.

Формы проведения занятий:

    • репетиция;

    • открытые занятия;

    • контрольные занятия;

    • презентация;

    • концерт, конкурс, фестиваль.


Формы подведения итогов реализации

образовательной программы и критерии оценивания
Одним из важных элементов работы является отслеживание результатов. Для этого педагогом разрабатываются критерии оценивания, и дети настраиваются на анализ собственных результатов. Завершив работу или ее этап, ребенок сам дает оценку, эту же работу оценивает педагог, затем сравниваем эти оценки, обсуждаем и обосновываем их.

Целью обучения детей по данной программе ставится не просто организация досуга, а формирование у них культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания. В этой связи существует необходимость контроля за результатами обучения. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на изучение степени развития творческих способностей и личностных качеств каждого ребенка.

Для проверки качества ключевых компетенций у детей, периодически проводятся контрольные занятия, в самых разнообразных формах:

  • беседы в форме «вопрос – ответ»;

  • тестирование, опросы;

  • самоанализ выполненной работы;

  • мастер-класс для родителей;

  • участие в конкурсах;

  • участие в открытых занятиях;

  • выступление на концертах и др.

С целью выявления уровня развития творческой активности у каждого ребенка, педагогом, в течение года заполняются индивидуальные диагностические карты.

Для определения качества результативности и анализа уровня развития обучающихся составлены таблицы мониторинга (см. табл. 3), в которых разработаны критерии оценки и методы диагностики. Диагностирование проводится в течение учебного года (в начале, середине и конце) и оценивается по 3-х бальной системе (от 1 до 3-х баллов). Результаты заносятся в таблицы диагностики (см. таб. 4). Используемые методы: наблюдение, тестирование, опрос, выступление.

В соответствии с целями и задачами программы проводится мониторинг оценки качества и результативности усвоения образовательной программы.

Для осуществления данного мониторинга в объединении «Улыбка» проводится диагностика «Уровня развития ключевых компетенций воспитанников» (согласно классификации А.В. Хуторского) по критериям:

  • учебно-познавательная компетенция;

  • общекультурная компетенция;

  • коммуникативная компетенция;

  • компетенция личностного самосовершенствования.

Используя диагностические методики, можно выявить уровень обучения и личностного развития, сформированности ключевых компетенций, воспитанности.

В течение учебного года проводятся диагностика знаний, умений и навыков воспитанников, в соответствии с уровнями освоения программы по годам обучения (см. таб. 5).

На основе наблюдения организации и проведении итоговых занятий, концертов, конкурсов, фестивалей – анализируется уровень усвоения материала образовательной программы, поведение детей в социуме, их творческая активность, отношения с товарищами, результаты наблюдений заносятся в сводные таблицы в соответствии с уровнями:

3 балла – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

1 балл – низкий уровень.

Проведенная диагностика позволяет увидеть и проанализировать динамику уровня развития ключевых компетенций и уровня воспитанности обучающихся в творческом объединении.

Для характеристики показателей работы каждого обучающегося в группе определяется итоговый уровень обучения, развития и воспитания детей по каждой диагностической таблице, путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых параметров.

Завершающим этапом диагностики является анализ уровней воспитанности, обучения и личностного развития, ключевых компетенций и группы в целом.

По определению О.Е. Лебедева, компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. В качестве критериев диагностики в программе применена классификация образовательных компетенций по А.В.Хуторскому.

Учебные компетенции. Это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях.

Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций их влияние на мир.

Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Исходя из полученных данных, можно спланировать работу на следующий учебный год: корректировать формы, методы, критерии, распределения количества часов по отдельным темам, разделам образовательной программы.

таблица 3

Мониторинг уровня обучения и личностного развития

обучающихся творческого объединения «Улыбка»

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

I.Теоретическая подготовка воспитанника:

1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

1.2 Владение специальной терминологией

Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям


Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

-минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

-максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);
-минимальный уровень (ребенок, как правило избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

-максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

2

3


1

2


3




Наблюдение, тестирование, контрольный опрос


II. Практическая подготовка ребенка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно – тематического плана программы)
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки


Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

- минимальный уровень

( ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более1/2);

-Максимальный уровень

(ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.)
-Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

- Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

-Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);
-Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога);

-Репродуктивный уровень (Выполняет в основном задания на основе образца);

-Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)


1


2


3


1

2


3

1

2


3



Контрольное задание

Контрольное задание


Контрольное задание



III. Обще учебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно – интеллектуальные умения:



Самостоятельность в подборе и анализе литературы

-Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

-Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей);

- Максимальный уровень (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2


3


Анализ



Мониторинг воспитанности обучающихся в творческом объединении

«Улыбка»


Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное к-во баллов

Методы диагностики

1.Профессиональная воспитанность

    1. Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов.


    1. Культура организации своей деятельности



    1. Уважительное отношение к профессиональной деятельности других.



    1. Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов


Завершение работы, использование необходимых дополнений

Аккуратность в выполнении практической работы, терпение и работоспособность


Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы


Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога

Минимальный уровень (в редких случаях доводит выполнение работы до конца);

Средний уровень (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения);

Максимальный уровень (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения)
Минимальный уровень (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы небрежные);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность);

Максимальный уровень (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен).
Минимальный уровень (ребенок не объективен при оценивании работы сверстников);

Средний уровень (ребенок старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты);

Максимальный уровень (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты)
Минимальный уровень (не прислушивается к советам педагога, в редких случаях исправляет ошибки);

Средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога);

Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога).


1


2
3

1

2
3

1


2


3
1

2

3



Наблюдение


Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

  1. Практическая подготовка ребенка:

    1. Коллективная ответственность



    1. Умение взаимодействовать с другими членами коллектива




    1. Стремление к самореализации социально адекватными способами



    1. Соблюдение нравственно-этических норм


Аккуратность выполнения части коллективной работы

Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность

Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы

Выполняет правила поведения на занятиях




Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы);

Максимальный уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы)


Минимальный уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен);

Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Максимальный уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен)
Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков);

Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы)

Высокий уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы)
Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях);

Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях).

Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях).


1

2


3

1
2
3

1

2


3

1

2


3



Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
  1   2   3   4   5   6