№ урока
| Тема урока
| Цели и задачи
| К-во
часов
| план
| факт
|
| Искусство слова. Отличие художественной литературы от литературы научной. Художественный образ
| Углубить представление о литературе как виде искусства, ввести понятие о художественном образе.
| 1
|
|
|
| Отличие художественной литературы от других видов искусства. Условность искусства
| Дать понятие о месте художественной литературы среди других видов искусств, об условности художественной литературы как вида искусства.
| 1
|
|
|
| Устное народное творчество. Народные песни. Исторические песни
| Активизировать знание жанров устного народного творчества. Дать учащимся представление о народной песне и ее жаровых разновидностях: эпические песни (былины и исторические песни), лирические песни (о любовных переживаниях, о личных радостях и горестях человека, солдатские, ямщицкие, разбойничьи, песни тюремной неволи), лироэпические песни (обрядовые), лирико-драматические (разыгрываются в виде небольших сценок, сопровождаемых хороводом). Познакомить школьников с историческими народными песнями, их художественными особенностями: масштабностью героев, отсутствием рифмы, речитативностью стиха, использованием устоявшихся поэтических формул.
| 1
|
|
|
| Народные песни. Лирические песни
| Закрепить знание видов народных песен, художественных особенностей исторических песен; показать значение лирических песен в народной жизни, их поэтические особенности, характер исполнения народной лирической песни.
| 1
|
|
|
| Авторы и собиратели народных песен. К. Г. Паустовский «Колотый сахар». Народная песня и литературное творчество
| Закрепить и проверить знания, полученные на уроках по народной песне; дать представление о том, как создаются народные песни, об их исполнителях и собирателях.
| 1
|
|
|
| Русская старина. А. Толстой «Земля «оттич и дедич»». Люди древней Руси. Житийный жанр древнерусской литературы
| Вспоминая знакомые учащимся произведения искусства, обобщить их представления о людях Древней Руси, их идеалах и стремлениях. Охарактеризовать житие как жанр литературы средневековья.
| 1
|
|
|
| «Житие преподобного Сергия Радонежского» Написано Епифанием Премудрым (Отрывки. Перевод на современный русский язык)
| Дать сведения о Епифании Премудром, авторе жития. Охарактеризовать Сергия Радонежского, который своей жизнью являл современникам пример христианского благочестия, неприхотливости, скромности, трудолюбия и любви к людям; рассказать о событиях его жизни, разъяснить понятие пустынник. Познакомить с текстом «Жития…».
| 2
|
|
|
| . «Житие Аввакума, им самим написанное» (отрывки)
| Дать краткую справку о расколе в русской православной церкви в XVII веке, о церковной реформе Никона, его жестокости по отношению к старообрядцам; познакомить с первым автобиографическим произведением древнерусской литературы, показать его художественные достоинства; раскрыть характер Аввакума – фанатизм проповедника, жизнестойкость, нетерпимость, готовность страдать за веру, человечное отношение к близким.
| 2
|
|
|
| «Житие Аввакума, им самим написанное» (отрывки). Для любознательных.
Русские писатели о сочинениях Аввакума. Отрывок из романа Д. Л. Мордовцева «Казнь»
| Познакомить с оценками личности и произведений протопопа Аввакума деятелями русской культуры, с его изображением в художественной литературе; включить учащихся в диалог о личности Аввакума, его жизненной позиции, отношении к людям; обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по изученной теме.
| 1
|
|
|
| А. С. Пушкин. О писателе. Пушкин в работе над материалами о Пугачевском восстании. Пушкин-прозаик. «Капитанская дочка»
| Восстановить в памяти содержание повести «Капитанская дочка», представить события повести в их взаимосвязи. Осмыслить тематику, жанровые особенности произведения. Познакомить учащихся с историей создания повести.
| 1
|
|
|
| «Капитанская дочка». Главы I–II. «Крушение иллюзий. На пути к познанию жизни»
| Познание прошлого, увиденного глазами великого поэта, возбуждение раздумий школьников о вопросах чести, долга, любви, развитие их умения видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов. Постижение особенностей Пушкина-прозаика, языка его произведения. Создать представление о колорите эпохи, быта дворянской усадьбы XVIII века. Особенности построения повести: Гринев – участник событий и рассказчик.
| 1
|
|
|
| «Капитанская дочка». Главы III–V. «Крушение иллюзий. На пути к познанию жизни»
| Возбуждение раздумий школьников о вопросах чести, долга, любви, развитие их умения видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов. Анализ глав о жизни Гринева в Белогорской крепости.
| 1
|
|
|
| «Капитанская дочка». Главы III-V. «Крушение иллюзий. На пути к познанию жизни»
| Выяснить изменение взглядов рассказчика на жизнь и окружающих людей. Установить, какие его оценки верны, какие ошибочны, о чем он умалчивает. Анализ образа Пугачева, увиденного глазами Гринева.
|
|
|
|
| «Капитанская дочка». Главы VI-XII. «Сильное и благое потрясение»
| Образ Пугачева в повести. Портретные зарисовки героя, особенности его речи и поведения.
Образ Пугачева в повести как предводителя крестьянского восстания. Портретные зарисовки героя, особенности его речи и поведения. Проблема жестокости в поведении Пугачева и вообще в отношениях между людьми.
|
|
|
|
| . «Капитанская дочка». Главы XIII-XIV. «В конце восстания. Финал»
| Наблюдение за изменением темпа повествования. Анализ сцены встречи Марьи Ивановны с Императрицей. Значение этой сцены в повести. Анализ образа Маши Мироновой.
|
|
|
|
| . «Капитанская дочка». Вопросы и задания ко всей повести. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Русские писатели о творчестве Пушкина. Подготовка к сочинению
| Итоговое осмысление идейно-художественной структуры повести. Форма «семейных мемуаров», история, изложенная «домашним образом». Фигура повествователя в повести: взгляды рассказчика и позиция автора. Роль эпиграфов в постижении авторской позиции. Закрепление и проверка знаний школьников
|
|
|
|
| . Внеклассное чтение. Другие страницы прозы Пушкина. «Метель»
| Наблюдение над построением повести, её прерывистым сюжетом. Сопоставление отдельных мотивов повести с музыкальными (Музыка Свиридова к кинофильму «Метель»). Выявление роли обстоятельств в жизни человека и их соотнесенности с его волей.
|
|
|
|
| . Внеклассное чтение. Пушкин «Метель». М. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»
| Наблюдение над художественными особенностями повести: лаконизмом пушкинских описаний; тонкой иронией автора в повествовании о героях, благодаря которой преодолевается романтическая традиция изображения героев и событий в исключительных обстоятельствах. Поэтизация защитников отечества 1812 года.
|
|
|
|
| . М. Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы. Лирика. «Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь»
| Активизация знаний о биографии и стихотворениях поэта; представление о личности Лермонтова, выразившейся в его лирике; подготовка к восприятию поэмы «Мцыри» через осмысление мотивов его стихотворений: Кавказ как символ величия и свободы («Кавказ», «Синие горы Кавказа…»), узничество («Сосед», «Пленный рыцарь»).
| 2
|
|
|
| . М. Ю. Лермонтов. Лирика. «Завещание». Художественный образ в лирике
| Представление о личности Лермонтова, выразившейся в его лирике; подготовка к восприятию поэмы «Мцыри» через осмысление мотивов его стихотворений: узничество; одиночество умирающего человека («Завещание»).
| 1
|
|
|
| . М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
| Знакомство с историей создания поэмы. Чтение поэмы. Выявление первых впечатлений о прочитанном. Наблюдение над композицией поэмы. Размышление над мотивами поступков Мцыри. Его исповедь как спор с монахом.
| 2
|
|
|
| . М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
| Рассказ о «трех блаженных днях», проведенных на воле. Наблюдение над композицией поэмы, особенностями ее языка, пейзажем. Размышление над мотивами поступков Мцыри.
| 2
|
|
|
| . «Мцыри» и устное творчество грузинского народа. Тема и идея художественного произведения
| Углубить знания учащихся о теме и идее произведения, о воплощении идеи в художественных образах; обучение работе с критическими источниками, наблюдение над особенностями ритмики и характером стиха в поэме; проблемы отношения к монастырской жизни в поэме и ранее изученных произведениях. Проверка знаний по теме.
| 1
|
|
|
| . Н. В. Гоголь. Великий сатирик о себе. Гоголь о театре. Гоголь читает «Ревизора». «Ревизор». Предварительные замечания. Чтение комедии
| Подготовить учащихся к восприятию комедии. Познакомить с историей ее создания. Активизировать и углубить представления о драматическом роде литературы, в частности, о комедии и элементах ее построения. Прокомментировать перечень действующих лиц, сведения об их характерах и костюмах.
| 1
|
|
|
| . «Ревизор». Действие первое. «Порядки в уездном городе»
| Комментированное чтение Действия первого. Обнаружение двух завязок (письмо Чмыхова; известие Добчинского и Бобчинского). Сбор материала для сообщения на тему «Порядки в уездном городе».
| 2
|
|
|
| . «Ревизор». Анализ Действия второго
| Проследить характерные черты в поведении героев (Хлестакова, городничего, Осипа): наглость по отношению к низшим, зависимым и трусость, ложь перед вышестоящими. Проследить за изменениями в мыслях и чувствах Хлестакова и городничего в VIII явлении второго действия, объяснить эти изменения, выявить кульминационный момент этой сцены. Охарактеризовать Хлестакова на основе его монолога в V явлении и монолога Осипа в I явлении этого действия.
| 1
|
|
|
| . «Ревизор». Действие третье
| Показать убожество фантазии Хлестакова и чиновников в IV явлении Действия третьего. Мотивировать, почему истинное лицо Хлестакова принимается чиновниками за искусную маску, а вымышленный вздор – за действительность.
| 2
|
|
|
| . «Ревизор». Действие четвертое
| Проследить, как все более смелеет Хлестаков в своих запросах и замашках (градация просьб о деньгах «взаймы», в отличие от чернового варианта), равнодушие Хлестакова к просьбам посетителей. Характеристика Хлестакова на основе «романтической истории» с женой и дочерью городничего. Анализ хлестаковщины как общественного явления.
| 2
|
|
|
| . «Ревизор» Действие пятое
| Рассмотреть поведение городничего в сцене с купцами (явление II пятого действия), мотивировать изменение его поведения по ходу развития действия в комедии. Охарактеризовать хлестаковщину как жизненный идеал персонажей комедии. Раскрыть значение немой сцены в комедии, познакомить с ее театральными интерпретациями.
| 1
|
|
|
| . «Ревизор». Конфликт и сюжет художественного произведения
| Определить кульминационное событие комедии и ее развязку.
| 1
|
|
|
| . Персонажи комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Образы городничего и Хлестакова
| Обобщение наблюдений над комедией. Итоги работы над образами ее героев. Обучающая характеристика Хлестакова и городничего. Хлестаковщина как общественное явление. Тема, конфликт произведения.
| 1
|
|
|
| . Тема и идея комедии. Правда жизни и художественный вымысел в комедии. Общественное и литературное значение комедии. Язык комедии. Подготовка к сочинению по комедии «Ревизор»
| Дать представление об историческом времени, отраженном в комедии, о правде жизни как источнике художественного вымысла; познакомить с реакцией современников Гоголя на постановку пьесы. Показать ее значение для своего времени, причины непреходящего интереса к комедии. Тема и идея комедии. Пронаблюдать за мастерством речевой характеристики персонажей в пьесе, языком как средством создания комического эффекта. Проверить знания учащихся по теме.
| 1
|
|
|
| . И. С. Тургенев. Поборник идей доброты и гуманности. К истории создания повести «Ася». Чтение начальных глав повести «Ася»
| Познакомить учащихся с историей создания повести «Ася», произведения о любви. Расширить представление школьников о биографии писателя. В процессе комментированного чтения I и начала II главы обратить внимание учащихся на элегический тон повести-воспоминания, роль пейзажа в ней.
| 2
|
|
|
| . «Ася». Образ Аси. «Тайный психологизм» Тургенева
| Анализ образа Аси в рассказе: романтической недоговоренности образа героини, двуплановости ее портретных зарисовок. Комментирование примеров «тайного психологизма» писателя. Заострение внимания учащихся на «косвенных» средствах передачи переживаний героини, её мыслей: портретных зарисовках; интонациях, паузах, намеках в речи.
| 1
|
|
|
| . «Ася». Образ господина Н. Н. в повести
| Анализ образа господина Н.Н. – созерцателя, а не человека активного действия. Проследить эволюцию его любовного чувства. Рассмотреть исповедь рассказчика как прием раскрытия его внутреннего мира. Выявить сходство и различие характеров Гагина и господина Н.Н.
| 1
|
|
|
| . «Ася» Итоги изучения повести. Высказывания критиков о ней
| Анализ композиции повести, проверка знаний по теме. Знакомство с высказываниями критиков о характере господина Н.Н., причинах их интереса к повести, раскрытие смысла любовного сюжета повести.
| 1
|
|
|
| Подготовка к творческой работе (сочинению) по произведению.Тема сочинения: «А счастье было так возможно…»
|
|
|
|
|
| . Л. Н. Толстой – художник, мыслитель, человек. Рассказ «После бала». История создания рассказа
| Дать школьникам представление о чертах живого Толстого, познакомить их с духовными исканиями писателя, его протестом против зла и неправды. Подготовить учащихся к восприятию рассказа. Прочитать рассказ. Выявить впечатления о прочитанном. Познакомить с историей создания рассказа.
|
|
|
|
| . Анализ рассказа «После бала». Роль композиции художественного произведения в раскрытии его идейно-художественного смысла. Л. Н. Толстой о смысле жизни
| Анализ рассказа «После бала»: показать перекличку двух эпох в рассказе (времени Николая I и современной автору эпохи), обусловливающую постановку философских, нравственных, социальных проблем; углубить понятие о композиции художественного произведения, антитезе как способе его построения. Обратить внимание на форму «рассказа в рассказе» как художественную особенность «После бала». Формировать у учащихся умение определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристик персонажей произведения для постижения его идейно-художественного смысла.
|
|
|
|
| Подготовка к творческой работе по произведению(эссе) на тему:
«
|
|
|
|
|
| . В. Г. Короленко. Человек с большим и сильным сердцем. Очерк «Парадокс»
| Дать представление о личности писателя, основных фактах его биографии. Углубить понятие об очерке, его типах, об отличии очерка от рассказа. Раскрыть пафос любви к людям, веры в светлые начала жизни в очерке «Парадокс». Вовлечь учащихся в размышление над смыслом названия рассказа и афоризма – идейного центра очерка.
| 1
|
|
|
| . Очерки «Парадокс», «Огоньки», «Мгновение». Русские писатели о Короленко. Приглашаем в библиотеку
| Вовлечь учащихся в размышления над тем, как понимается счастье знакомыми им литературными героями. Расширить представление учащихся о произведениях Короленко, их гуманистическом содержании. Познакомить с очерками «Мгновение», «Огоньки».
|
|
|
|
| . Повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант». (Урок внеклассного чтения)
| Показать, что проблема смысла жизни (для чего, в сущности, создан человек?) – проходит через многие произведения писателя. Осветить жизненный путь Петра Попельского как борьбу за свое самоутверждение, за ощущение полноты жизни, как поиск и реализацию своего предназначения. Проверить знания учащихся по изученным произведениям В. Г. Короленко
|
|
|
|
| . И. А. Бунин. О писателе. Лирика
| Познакомить учащихся с основными событиями жизни писателя – страстного жизнелюба, «нежнейшей любовью» которого была Россия. Представить лирику Бунина как выражение его чувства Родины, любви к русскому языку, русской речи. Обратить внимание учащихся на особенности пейзажной лирики И. А. Бунина.
|
|
|
|
| . И. А. Бунин. Лирика. Рассказ «Сверчок»
| Расширить представление школьников о лирике И. А. Бунина. Развивать умение самостоятельно анализировать текст стихотворения. Познакомить учащихся с рассказом «Сверчок», определить его проблематику
|
|
|
|
| . И. А. Бунин – прозаик. Анализ рассказа «Сверчок». Образ главного героя рассказа
| Показать особенности композиции рассказа «Сверчок», раскрыть роль построения рассказа в раскрытии характера, внутренней красоты главного героя; привлечь внимание к деталям в изображении внешности, поведения Сверчка, к авторским ремаркам, сопровождающим рассказ о главном герое. Расширить представление учащихся о прозаическом творчестве Бунина. Познакомить их с темами, содержанием, художественными особенностями рассказов, выбранных учащимися или рекомендованных учителем.
|
|
|
|
| . М. Горький. Певец света. «Песня о Соколе»
| Расширить представления учащихся о жизни и творчестве писателя. Чтение «Песни о Соколе» и выявление первых впечатлений об этом произведении. Аналитический разбор «Песни…»: антитеза как художественный прием в ней. Роль пейзажа в «Песне…»; противопоставление и столкновение носителей противоположных взглядов.
|
|
|
|
| . Анализ «Песни о Соколе»
| Анализ «Песни»: образы Ужа и Сокола, жизненные позиции персонажей; обобщение наблюдений над композицией произведения, особенностями ее языка, ритмики. Подвиг Сокола – в активном неприятии обывательского покоя, в стремлении к свободе
|
|
|
|
| . М. Горький. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии». (Урок внеклассного чтения)
| Дать представление о «Сказках об Италии», познакомить с содержанием, проблематикой избранных сказок. Анализ сказки «Заветы отца»: изображение пейзажа в произведении; силы отцовской любви. Сопоставление рассказов Бунина «Сверчок» и Горького «Заветы отца» (идейно-художественный смысл и жанровые особенности этих произведений). Проверка изученного по теме «М. Горький».
|
|
|
|
| . А. Грин. О писателе. «Голос и глаз». «Победитель»
| Познакомить учащихся с фактами биографии А. Грина, дать представление о личности писателя. Раскрыть благородство, красоту характеров персонажей рассказов Грина «Голос и глаз», «Победитель», силу их переживаний, мотивы поступков
|
|
|
|
| Урок внеклассного чтенияА.Грин «Бегущая по волнам»
| Углубить представление учащихся об особенностях художественного мира Грина. Познакомить с содержанием, раскрыть идейно-художественный смысл произведенияОбобщить представления о чертах характера любимых героев писателя, показать их противостояние миру пошлости, приземлённой привязанности к быту. Углубить понятие об условности в искусстве. Показать особенности условности в произведениях А. Грина.
| 1
|
|
|
| . Н. А. Заболоцкий. О поэте. Лирика. «Я воспитан природой суровой…», «Журавли»
| Кратко познакомить учащихся с событиями жизни поэта. Анализ стихотворений «Я воспитан природой суровой…», «Журавли». Философское восприятие природы, соответствие картин жизни природы состоянию внутреннего мира поэта в стихотворении «Я воспитан природой суровой…». Прямой и переносный смысл стихотворения «Журавли». Подготовка к выразительному чтению стихов. Н. Заболоцкого
|
|
|
|
| . Лирика. «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц»
| Познакомить учащихся со стихотворениями Н. А. Заболоцкого, характеризующими разные грани его таланта. Проанализировать стихотворения «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться!..», помещённые в учебнике-хрестоматии. Раскрыть метафорический смысл стихотворения «Одинокий дуб», роль стиховых переносов в нём (энжамбе), закрепить понятие о стихотворных размерах, стихотворной речи. «Птичий двор» как юмореска. Роль аллитерации в этом стихотворении. Развернутая метафора в стихотворении «Не позволяй душе лениться!..»: уподобление души человеку. Пополнить «поэтические антологии» школьников.
|
|
|
|
| . К. Г. Паустовский. Мастер слова. Рассказ «Телеграмма»
| Расширить представление учащихся о жизни и творчестве писателя. Выявить, как восприняли рассказ «Телеграмма» и осмыслили его идейно-художественное содержание при самостоятельном чтении.
|
|
|
|
| . Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Тема матери в литературе
| Продолжение аналитического разбора рассказа «Телеграмма»: жизненная основа рассказа и художественный вымысел в нем. Проблема взаимоотношений взрослых детей и родителей. Наблюдение над художественными особенностями рассказа: его композицией, лирической тональностью, изобразительно-выразительной силой деталей в нем. Знакомство с произведениями, воспевающими материнскую любовь, выражающими чувство благодарности и неоплатного долга по отношению к матери
| 2
|
|
|
| . А. Т. Твардовский. Поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Глава «Переправа»
| Познакомить учащихся с важнейшими фактами жизни А. Т. Твардовского. Сообщить сведения об истории создания поэмы «Василий Теркин», подготовить школьников к её восприятию: обратить внимание на народную основу произведения; голос автора в лироэпическом произведении; особенности композиции поэмы. Чтение и анализ главы «Переправа».
|
|
|
|
| . «Василий Теркин» (главы из поэмы). «О награде». «Гармонь». «Два солдата»
| Показать Теркина и его друзей в редкие минуты отдыха, в часы вынужденного бездействия (по дороге к месту боев), раскрыть новые стороны их характера. Обратить внимание учащихся на слитность судьбы «малой родины» с судьбой всей страны в главе «О награде». Раскрыть психологизм диалога В. Теркина с танкистами в главе «Гармонь», чуткость, деликатность Теркина. Выявить близость главы «Два солдата» к бытовой сказке о ловком, смекалистом солдате.
| 2
|
|
|
| . «Василий Теркин» (главы из поэмы). «Кто стрелял?». «Смерть и воин»
| Обратить внимание на контраст картин в главе «Кто стрелял?»: мотивы мирной жизни, рисующейся солдатам в идиллических тонах, и суровой военной прозы. Самообладание, мужество, активность Теркина.
|
|
|
|
| . «Василий Теркин» (главы из поэмы). «От автора». Современники о поэме Твардовского
| Анализ главы «От автора». Итоги изучения поэмы. Обобщение представлений учащихся о поэме и образе Василия Теркина в ней. Знакомство с отзывами современников о поэме А. Т. Твардовского. Проверка знаний по теме. Рекомендации произведений А. Т. Твардовского для самостоятельного чтения.
|
|
|
|
| . В. М. Шукшин. О писателе. «Дядя Ермолай». «Солнце, старик и девушка»
| Познакомить с биографией В. М. Шукшина, дать представление об уникальной личности талантливого писателя, сценариста, выдающегося кинорежиссера и актера. Чтение и анализ рассказов «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка».
Дать представление об особом типе рассказа Шукшина – сценке, выхваченной из жизни; построенном на диалоге, отличающегося выразительными деталями, метким народным языком, сочетанием юмора и трагических ситуаций.
|
|
|
|
| . Рассказ «Микроскоп». Особенности героев и рассказов В. М. Шукшина
| Анализ рассказа «Микроскоп»: раскрыть противопоставление души человека, жаждущего праздника, радостной наполненной жизни, бездуховному мещанскому сознанию. Показать юмор писателя в передаче психологии Андрея, его увлеченности неведомой стороной жизни и страха перед женой. Пронаблюдать ориентированность на устное слово как особенность рассказов Шукшина. Рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь, рассказ-анекдот в творчестве писателя. «Чудики» как тип шукшинского героя.
|
|
|
|
| Урок внеклассного чтения по рассказам Шукшина «Чудик» и «Миль, пардон!»
|
|
|
|
|
| . Н. М. Рубцов. Лирика. «Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога»
| Вспомнить факты биографии, стихотворения Н. М. Рубцова, с которыми учащиеся познакомились в 6 классе. Обогатить представления школьников о личности поэта. Чтение и анализ стихотворений «Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога».
|
|
|
|
| . Н. М. Рубцов. Лирика. «Журавли», «Посвящение другу». «До конца…». Стихотворения поэта по выбору учащихся
| Расширить представление о темах и мотивах лирики Рубцова, вызвать к ней интерес. Обобщение изученного: выражение больших, масштабных тем и идей в лирике Н. М. Рубцова через личное, частное. Образ родины в поэзии Рубцова.
|
|
|
|
| . Уильям Шекспир. О драматурге. О театре времен Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта»
| Восстановить в памяти учащихся страницы учебников по МКХ и истории, рассказывающие о культуре Возрождения. Познакомить школьников с основными сведениями о биографии Шекспира и о его творчестве. Подготовить их к восприятию трагедии «Ромео и Джульетта», сделав предварительные комментарии об эпохе, отраженной в ней, об особенностях театра времён Шекспира и его пьесы. Знакомство с перечнем действующих лиц, чтение Пролога и сцены второй II действия.
Проверка знания содержания трагедии, анализ конфликта, характеров персонажей в ней. Выборочное чтение и анализ эпизодов трагедии.
|
|
|
|
| . «Ромео и Джульетта». Для любознательных. Из высказываний о Шекспире
| Анализ сцен из V действия трагедии. Подведение итогов изучения трагедии, выявление её идейно-художественного смысла. Проверка знаний учащихся по теме.
|
|
|
|
| . Художественная литература, ее особенности и значение. Урок обобщающего повторения. Произведение художественной литературы как художественное единство
| Вспомнить и в аспекте теории литературы рассмотреть произведения, изученные в 8 классе.
|
|
|
|
| Урок в игровой форме «Своя игра» по произведениям литературы, изученным в 8 классе
|
| 2
|
|
|
| . Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Художественная речь
| Закрепление знаний о родо-жанровой специфике изученных произведений. Проверка знаний о родах и жанрах литературы, умения определять функциональную роль основных средств эпического изображения.
|
|
|
|
| . Изобразительно- выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь
| Закрепление знаний о художественной и стихотворной речи, изобразительно-выразительных средствах художественной речи. Проверка знаний учащихся по теории литературы.
|
|
|
|