Главная страница

Протокол № от мбоу нсош №8 /Герасимова Г. В./ 2011г. /Рязяпова Р. З./ Приказ № от



НазваниеПротокол № от мбоу нсош №8 /Герасимова Г. В./ 2011г. /Рязяпова Р. З./ Приказ № от
страница1/3
Дата18.04.2016
Размер0.61 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3


«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»

Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ

_______/Мазитова Л.К./ руководителя по УР НСОШ №8

Протокол №_____ от МБОУ НСОШ №8 ________/Герасимова Г.В./

«____»________2011г. ________/Рязяпова Р.З./ Приказ №_____ от

«____»__________2011г. «____»_________2011г.

Рабочая программа

по русскому языку в 8 классе

учителя

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Нурлатская средняя общеобразовательная школа № 8»

Мазитовой Лилии Камилевны,

первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________ от

«_____» ___________2011 г.

2011 – 2012 учебный го


Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс – 8

Учитель – Мазитова Л.К.

Количество часов

Всего – 102 часа; в неделю – 3 часа

Плановых уроков:


  • контрольных уроков –

  • зачётов –

  • тестов –

  • административных контрольных уроков –

  • уроков развития речи –


Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, 2010г.
Дополнительная литература:


  • Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: «Просвещение», 2005г.

  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. 8 класс. М.: «Ваке», 2006г.

  • Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8 классе. М.: «Просвещение», 2009г.


Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 102 час (3 часа в неделю).


Учебно-тематическое планирование





Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

























План

Факт

1

Функции русского языка в современном мире

1

Совершенствование ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический

Понимание значения русского языка как государственного и одного из мировых языков

Прочитать раздел «Повторение изученного»; рассмотреть таблицу упр. 4, выполнить упр.3







2

Повторение изученного в 5-7 классах. Комплексное повторение.

1

Урок систематизации и обобщения изученного материала

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм,

Объяснительный диктант

Восстановление и закрепление умения выполнять различные виды лингвистического разбора

Закончить сочинение-миниатюру, повторение раздела «Фонетика», упр. 5 (устно), упр. 9







3

Повторение изученного. Фонетика.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи

Тематический контроль

Восстановить и закрепить умение правильно выполнять фонетический разбор

Повторить раздел «Морфемика и словообразование», упр. 12-13, фонетический разбор 2-х слов

Тест №2, вариант 2,3 на с.5-6







4

Повторение изученного. Морфемика и словообразование.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов.

Восстановить и закрепить умение выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

Выполнить упр. 19, 20, 21 повторить раздел «Лексика и фразеология». Подготовить сообщение о лексических разрядах слов.

Тест №2, вариант

3-4 на с.10-11







5

Повторение изученного. Лексика и фразеология.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Беседа по вопросам, сообщение учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями, словарная работа, лингвистическая игра.

Оценка выполнения предложенных заданий

Восстановить и закрепить основные понятия лексикологии

Повторить тему «Морфология», подготовить вопросы по теме. Упр. 32, 33 устно выполнить упр. 34







6

Повторение изученного. Морфология.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные сведения.

Тематический контроль: выполнение предложенных заданий

Закрепить навыки лингвистического разбора

Упр. 40, 41; повторение темы «Строение текста. Стили речи»

Тест 3 вариант 2,3 на с.14-15







7

Повторение изученного. Строение текста. Стили речи.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Беседа по вопросам, элементы лингвистического анализа текста, словарная работа, письменная работа

Проверочная работа

Развивать навыки лингвистического анализа.

Подготовить сообщение о стилях русского языка с конкретными примерами. Упр. 53, написать сочинение-миниатюру об интересной экскурсии или составьте сложный план сочинения

Тест №4 вариант 2 на с. 19







8

Развитие речи.

Устное сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»

1

Комбинированный урок

Работа по репродукции, выполнение упражнений учебника, словарная работа

Творческая работа

Развитие письменной речи

Напишите сочинение по картине «Золотая осень в Карелии», используя слова и словосочетания из п.II

Упр. 58 устно







9

Диктант

1

Контрольный урок







Проверка ЗУН

Вспомнить всё, что вам известно о словосочетании.










Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание

























10

Словосочетания, их строение и грамматическое значение.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Повторение пройденного, работа со словарями, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Тематический контроль (оценка выполнения предложенных заданий)

Совершенствование умения выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.

Подготовиться к словарному диктанту, упр. 63, 64;составить словосочетания со словами в рамках на с.34-35

Тест №1, вариант 2,3 на с. 24-25







11

Связь слов в словосочетании

1

Урок изучения нового материала

Повторение пройденного, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Тематический контроль.

Практическая работа


Формирование умений: определять способ связи слов в словосочетании, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другими видами связи.

С. 36-37; упр. 71, 72 Составление словосочетаний по заданным схемам.

Тест 3-4 на с. 33

3-4вариант







12

Связь слов в словосочетании

Синтаксический разбор словосочетания

1

Совершенствование ЗУН

Словарная работа, работа по таблице, тренировочные упражнения

Тематический контроль

Тест

Формирование умений: определять способ связи слов в словосочетании, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другими видами связи.

Подготовка к ЕГЭ

Составить с/с со словами на с. 39

Упр. 77, 80

Вопросы для повторения на с. 43











Синтаксис и пунктуация.

Предложение


























13

Строение и грамматическое значение предложений

1

Совершенствование ЗУН

Повторение пройденного, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа

Тематический контроль (оценка выполнения предложенных заданий)


Углубление знаний учащихся о предложении

С. 45-46

Упр. 89 (на выбор любую из трёх частей)

Упр. 93 (1 часть)

Вопросы для повторения на с. 53







14

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение, работа над речевыми нормами, устное сочинение, словарная работа

Тематический контроль (оценка выполнения предложенных заданий)


Совершенствование навыков устной речи

С. 55-56, упр. 103-104, составить словосочетания со словами на с. 58-60

Тест №1, вариант №2,3,4, на с. 37-39







15

Урок развития речи. Устное сочинение-рассказ о храме Василия Блаженного

1

Урок совершенствования ЗУН

Работа по заданиям упр. 110, 111, 112, 113, 114

Сочинение

Совершенствование навыков устной речи

Повторить материал о главных членах предложения, порядок синтаксического разбора простого предложения. Закончить работу над сочинением.










Главные члены предложения

























16

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Комбинированный урок

Словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений.

Выполнение практической работы по теме урока

Расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц

С. 64-65

Упр. 118, 119

Составить 2-3 предложения, используя слова в рамках на с. 65 в качестве подлежащих.







17

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

Комбинированный урок

Беседа по вопросам, комментированное письмо.

Выполнение практической работы по теме урока

Расширить знания учащихся о сказуемом

С. 66-67

Упр. 1124, 127

Устно выполнить упр. 128







18

Составное глагольное сказуемое

1

Урок изучения нового материала

Беседа по вопросам, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений, занимательные задания. Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме.

Выполнение практической работы по теме урока

Умение находить составные глагольные сказуемые в тексте, подготовка к ЕГЭ

С. 70-71

Упр. 133, 134, 135







19

Составное именное сказуемое

1

Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа, беседа по вопросам, упражнение на развитие речи, конструирование предложений, словарная работа, занимательные задания, выполнение заданий ЕГЭ

Выполнение практической работы по теме урока

Умение находить составные именные сказуемые в тексте, подготовка к ЕГЭ

С. 74-75

Упр. 142 (часть 1), 143








20

Выражение именной части составного именного сказуемого

1

Урок изучения нового материала

Работа по таблице, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений

Выполнение практической работы по теме урока

Углубить знания учеников о способах выражения именной части сказуемого, о синонимических связях языковых единиц

С. 76-77

Составить предложения, используя слова в рамках на с. 77

Упр. 146, 150

Подготовиться к словарному диктанту







21

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок совершенствования ЗУН

Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений

Самостоятельная работа

Углубить знания учащихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым

Составить вопросы на тему «Сказуемое», упр. 155,156

уточнить значение слов «воплотить», «выразить», «осуществить» по словарю.

Тест №1, вариант 2,3, на с.42-44







22

Тире между подлежащим и сказуемым. Практикум.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Практическая работа

Уровень выполнения практической работы

Закрепление пунктуационных навыков, подготовка к ЕГЭ

Упр. 158. составить предложения на каждый пункт правила «тире между подлежащим и сказуемым»

Тест №2, вариант 3 на с.48







23-24

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения-рассуждения

2

Урок совершенствования ЗУН

Изложение с элементами сочинения

Оценка изложения с элементами сочинения

Подготовка к итоговой аттестации в новой форме

Повторить материал о второстепенных членах предложения.










Второстепенные члены предложения

























25

Дополнение.

1

Урок совершенствования ЗУН

Повторение пройденного, конструирование словосочетаний и предложений, отработка умения правильно ставить вопросы.

Оценка выполнения тренировочных упражнений

Расширить представления о дополнении и способах его выражения

С. 85-86

Упр. 166Составить словосочетания со словами в рамках на с. 87-88







26

Трудные случаи выражения дополнений

1

Комбинированный урок

Словарная работа, работа над речевыми нормами

Оценка выполнения тренировочных упражнений

Расширить представления о дополнении и способах его выражения

Упр. 169, 170

Материал справочника, составить предложения, в которых слова со стр. 88 выступали бы в роли дополнений.







27

Определение

1

Урок совершенствования ЗУН

Повторение пройденного, тренировочные упражнения, составление плана

Оценка выполнения тренировочных упражнений

Расширить представление учеников об определении о синонимии определений разного вида

С. 89

Упр. 175-176

Тест №1, вариант №4 на с. 58-59







28

Приложение

1

Изучение нового материала

Тренировочные упражнения, словарная работа

Оценка выполнения тренировочных упражнений

Расширить представления учеников о дополнении, дать представление о приложении

С. 92

Упр. 185, 186

Составить словосочетания со словами в рамках на с. 94






  1   2   3