Главная страница

Актуальность опыта



НазваниеАктуальность опыта
Дата18.04.2016
Размер92.1 Kb.
ТипДокументы


Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования.

Актуальность опыта.

В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиболее простым и доступным средством работы в этом направлении, на наш взгляд, является использование картографического материала.

До постановки заявленного опыта мы отмечали слабое пространственное мышление большинства учащихся, что затрудняло их адаптации в новых социально – экономических условиях. Для скорейшей ликвидации отмеченных проблем нами был сформулирован новый подход в обучении географии: путем использования различных форм научить школьников работе с географической картой.

Знание карты, умение с ней работать всегда актуально: без этих знаний человеку просто невозможно следить за событиями в стране и мире, общаться, путешествовать. «Карта – то удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения» - писал Ю.М. Шокальский.

Отрадно видеть детей, уверенно стоящих перед картой и выполняющих задания. В мире все так взаимосвязано в пространстве, без карты мы просто теряем себя и свою малую родину. Чтобы рассказать о работе по карте, нужно принять во внимание непременное условие: географическая карта всегда нова. Она никогда не представляется статичной. На карте отслеживается сама жизнь. Сегодня ученик, работая по определенной теме, воспринимает карту в соответствии со своими знаниями; обогатив себя новыми знаниями, он мысленно раздвигает границы карты. Мы, всегда прикладываем максимум усилий, готовясь к уроку, чтобы ученик постоянно видел на карте что-то новое, идя следом за мыслью учителя, моделируя собственное восприятие мира.

В настоящее время очень востребованными оказываются мысли историка В. Ключевского. В центре его педагогических исследований способный ученик. В результате его педагогических исследований констатировано, что тема может быть усвоена в результате двадцатикратного обращения к ней. К карте это имеет самое непосредственное отношение. Ни один урок не может проходить без обращения к карте. Карта – это и поле деятельности, и самое эффективное средство для достижения определенных педагогических целей. Аргументируя какую – нибудь мысль, мы подтверждаем ее данными картографическими. Высказывая гипотезу, мы даем ориентиры возможных картографических исследований. И можно смело высказать суждение – интеллектуальный уровень познания человека в географии полностью адекватен знанию карты.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Необходимость изучения географической карты очевидна, но в центре нашего опыта стоит вопрос практического применения СУН в работе по карте. Воспитывая внимание к карте, мы развиваем исследовательский потенциал работы с картой. Дети начинают вдумываться в карту, у них формируется географическая зоркость, пространственное мышление и аналитическая потребность.

Центральной мыслью обобщения опыта работы с картой является создание такой системы приемов и методов, с помощью которой удалось бы разрушить стереотип постоянно присутствующего бесспорно недостаточного пространственного мышления школьников.

Бесчисленны варианты умных, полезных заданий, которые может предложить учитель (и они по достоинству будут оценены учащимися), решая данную проблему: развитие пространственного мышления школьников.

Реализация этой мысли – это апробация вариативных форм работы с картой: превалирование творческих форм работы, исключающих автоматизированные действия ученика, вдумчивое чтение карты как безальтернативная основа творческого подхода в работе с картой.

Собственный стиль работы предусматривает ненавязчивое постоянное обращение к карте, желание мысленно представить ее определенные фрагменты даже при отсутствии карты.

Развитое пространственное мышление в перспективе поможет познанию социального мира и – поможет сделать правильный выбор жизненного пути, то есть активно развивать социализацию личности школьника.

Длительность работы над опытом.

Время работы над данной темой три года. Самоанализ уроков дает картину положительного результата формирования специальных умений и навыков в работе с географической картой.

Первый этап работы включает проведение диагностирования знаний, умений и навыков в работе с картой.

Второй этап – практическая деятельность по формированию СУН в работе с географической картой, выбор направления работы с одаренными детьми. Работа с одарёнными детьми требует индивидуального подхода. В работу включается не столько больший объём знаний, сколько познавательный интерес к географии, желание выполнять сложные задания, способность мыслить творчески, логически, стремится к успеху.

Третий этап – отслеживание результативности опыта, диагностика.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта очень широк. Это обязательная, практически на каждом уроке, специально выбранная педагогическая ситуация, которая предусматривает контролирование степени сформированности СУН в работе с картой. В поурочных планах эту пятиминутную педагогическую ситуацию отмечаем знаком «NB». Требования, предъявляемые к этим пятиминуткам: материал должен быть очень компактным с нестандартным подходом. Заинтересованность в правильном показе географического объекта вызовет предшествующая показу мини – легенда об этом объекте. Так, при изучении озера Байкал (8 класс) невозможно обойтись без легенды о нем: «О Байкале есть древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад…» (7, 74). Когда речь идет об уроке, нельзя не отметить огромное значение географической разминки, проводимой в начале урока. Благодатной почвой для формирования СУН в работе с картой являются практические работы. Разноуровневые задания позволяют осуществлять личностно ориентированный подход в обучении.

Во внеклассной работе желательно отдать предпочтение тем формам, которые пользуются у детей популярностью: КВН с целевой установкой ориентирования по карте, конкурсы «Знатоки географии», «Тебе слово эрудит!». Внеклассная работа является занимательным продолжением урока, где азарт и интерес помогают закрепить приобретенные знания и навыки.

Теоретическая база опыта.

В основе обобщения опыта лежат идеи Баранского Н.Н., Бариновой И.И., Герасимовой Г.П., Даринского А.В., Матрусова И.С., Сиротина В.А., Саушкина Ю.Г. и другие. Человечество открыло науку картографию. Она все более совершенствовалась. Настоящую революцию испытала картография после Великих географических открытий с появлением Нового Света.

Известные в нашей стране методисты И.С. Матрусов и А.В. Даринский, занимавшиеся изучением истории становления географии как учебного предмета, отмечают роль географической карты в изучении природы Земли.

Уместно вспомнить слова Баранского о том, что «карта есть альфа и омега (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое

исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается.

Карта способствует выявлению географических закономерностей, т. е. закономерностей в пространственном размещении и взаимодействии явлений на поверхности земного шара». (1, 76).

География, по выражению И. Канта – наука особая, её нельзя относить к естественным или общественным дисциплинам, - это наука пространственная. Этим она отличается от всех других дисциплин.

Следовательно, формирование у учащихся пространственного представления о природных, экономических и социальных системах ведущая цель географического образования.

Достижение этой цели возможно при овладении СУН в работе с картами разного содержания.

Образно говоря, карта – это второй язык географии. Он должен быть понятен каждому.

Но учебный труд должен быть превращен в процесс творческого познания учеником географического пространства.
Степень новизны.

Научная новизна обобщения опыта заключается в разработке собственного творческого подхода к использованию географических карт на уроках.

Данный подход выражается в поэтапном овладении учащимися специальными умениями и навыками в работе с картографическим материалом.

Реализация данной идеи представляет собой апробацию вариативных форм работы с картой; превалирование творческих форм работы, исключающих автоматизированные действия ученика, вдумчивое чтение карты как безальтернативная основа творческого подхода в работе с картой.

В числе этих форм автором используется изучение по карте географических объектов, связанных с конкретными историческими событиями, с литературными произведениями, где приводятся красочные описания тех или иных мест, а так же личное восприятие природы разных географических поясов самими учащимися.

Кроме того, автором применяются такие методы изучения, как исследовательский, поисковый и сравнительно-географический.

В процессе обучения осуществляется личностно-ориентированный подход, проявляющийся в использовании разноуровневых заданий.

Проводятся нетрадиционные уроки, такие как: урок – путешествие, урок – деловая игра, уроки – практикумы.

Предпочтение отдается деятельностным видам обучения: практическим заданиям, презентациям, отчету о проделанной работе, исследовательским выводам, а также творческим работам учащихся практической направленности (создать собственное сообщение, используя личные наблюдения, фотографии географических объектов).

Технология опыта

Определение цели.

Целью работы является формирование практических компетенций учащихся с помощью географической карты

Постановка задач.

Указанная цель предопределяет решение следующих педагогических задач:

  1. Формирование способностей и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни.

  2. Развитие, подбор и систематизация тех приемов и методов, которые дают наилучший результат.

  3. Развитие самостоятельности учащихся.

  4. Воспитание победителей конкурсов, олимпиад, а в перспективе – реальность использования приобретенных навыков в жизненных ситуациях.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Учащиеся включаются в учебную деятельность, если мы имеем на вооружении большой запас вариантов практических заданий, оригинальных начал уроков, обилие дополнительного материала, большой спектр вариантов оценки деятельности учащихся, начиная от самоанализа и не завершая рейтинговой системой (познание в любой области бесконечно).

Общеизвестные истины учитель должен уметь преподнести так, как если бы в них содержалась тайна: ребенок именно так познает мир, все для него разгадывается. А радость удивления – стимул к успеху.

Отдельная педагогическая ситуация на уроке в 6 классе при изучении темы «Рельеф дна Мирового океана». Урок сразу войдет в нужное русло, если учитель заранее запланирует, не посвящая класс и не создавая видимой подготовки с непосредственного острого вопроса: Что такое «бездна»? Эффект неожиданного вопроса, на который учитель намеренно не сразу дает ответ, вызывая мыслительную реакцию всего класса – и вот первая маленькая победа учителя, мысленно себе сказавшего: есть контакт! И скажем откровенно: есть учебный процесс, когда деятельность детей и учителя неотделимы друг от друга.

Каждый урок имеет свой алгоритм учебной деятельности школьников, свои поэтапные действия учителя. В итоге создаётся, выражаясь художественным стилем речи, свой композиционный рисунок урока.

Проанализируем алгоритм учебной деятельности школьников, а также поэтапные действия учителя на уроке «Географические координаты» (6 класс) с использованием элементов технологии разноуровневого обучения.

1. Яркое вступительное слово учителя, дающего направления учебной деятельности школьников.

Школьники осмысливают правила обобщённого приёма определения географических координат.

2.Учитель корректирует формирование обобщённого приёма определения географических координат.

Школьники отрабатывают основные действия, составляющие этот приём, до такой степени, чтобы он стал приёмом самостоятельной работы.

3.Учитель стремится довести определённые действия обобщённого приёма определения географических координат до автоматизма (автоматическое обращение детей к обозначению градусов на карте).

Учащиеся выполняют разноуровневые задания, предложенные учителем, по определению координат в следующей последовательности: от простого к сложному.

4.Учитель фиксирует, корректирует и оценивает работу. Школьники исправляют ошибки, совершенствуют навыки.

5. Задания повышенной трудности – эрудитам. (Приложение №5).

Приёмы стимулирования и контроля очень разнообразны. Личностно ориентированный подход в обучении предусматривает широкий спектр разноуровневых карточек – заданий. Они дают возможность проверить знания, умения и навыки учащихся (Приложение № 9).

Для стимулирования учебной деятельности очень важно практиковать

взаимоконтроль, дающий многое в плане утверждения личности в коллективе.

Разнообразны формы самоконтроля. Совершенная его форма – это умение производить самоанализ деятельности. Всё начинается с детства. В 6 классе достаточен набор оценок, который ребёнок в течение урока вложит в свой конверт, непосредственно, без мотивировки. Для 7 класса предпочтительны элементы мотивировки: сравнение, какую оценку
я сам себе ставлю и какую оценку за эту работу мне поставит учитель? 8 – 9 классы вполне способны заполнить листки самоконтроля, в перспективе намечая пути преодоления своих недочётов. Для старшеклассников очень важно общественное признание своей деятельности. Необходимо поддержать стремление ученика «быть первым», происходит становление личности. Участие в олимпиадах – прекрасная возможность самоутвердиться!
Результаты используемых методик диагностики по теме опыта.

Результаты диагностики по формированию СУН отслежены на примере одного класса параллели за три года работы. Нами была составлена диагностическая карта, которая позволила провести анализ уровня сформированности следующих СУН:

  • Умение работать с географической номенклатурой по карте;

  • Использование методов анализа, сравнения и обобщения в работе с тематическими картами;

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи на основе данных географических карт.