|
Актуальность темы Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом.
С.Михалков.
Введение.
Актуальность темы.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагога и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны.
Вот поэтому развитие у детей патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому, именно с дошкольного возраста мы занимаемся воспитанием в детях чувств достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрываем им истинные ценности семьи, нации, Родины.
В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста я уделяю особое внимание не случайно, так как считаю, что на сегодняшний день это одно из самых важнейших направлений образовательной политики, что и подтверждает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, поэтому, начиная с 2010 года, я углублено работала над этой темой.
Изучая тему нравственно-патриотического воспитания, я отметила что, социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования в личности эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и другие изменения в стране и не только не сломаться, а обладать способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Исходя из вышеизложенного, я определяю актуальность данной работы, которая
характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования патриотического и нравственного сознания детей является их ознакомление с историей родного края культурой и традицией людей, живущих издревле на этой территории. Необходимость развития интереса дошкольников в этой области связанно с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его людях, природе, традициях, культуре, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к своему краю.
Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому разработка таких методик воспитания приобретает в современных условиях важнейшее значение.
Технология опыта
Поиск решения означенных проблем привёл к необходимости изучения всех существующих программ и технологий. Результатом этой работы стал проект по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями народов Ямала - «Ямал - мой край родной».
Цель проекта: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Сущность опыта работы заключается:
- в подборе, удачном сочетании и эффективном использовании различных средств, методов и форм организации нравственно - патриотического воспитания;
- в знакомстве детей с жизнью, бытом народов Севера и их традициями, обычаями, ремёслами;
- знакомстве с фольклором народов Севера: сказками, сказаниями, пословицами, поговорками, загадками, приметами, песнями;
-в формировании толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
-в формировании предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-в проектировании культурно образовательной среды в ДОУ;
- в ориентировании родителей на нравственно - патриотическое воспитание детей в семье.
Целью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовно - нравственное, эстетическое и патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, поймут меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления, установить взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего. В соответствии с этим был определён один из основных принципов отбора знаний для дошкольников (наглядности). Степень таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью.
Таким образом, в основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с культурой и традициями народов ЯМАЛА были положены следующие принципы:
1. Энциклопедический.
2. Краеведческий.
3. Интеграции - установление соотношения между информацией естественно - научного
характера и сведениями о человеческой деятельности (Н.Ф.Виноградова).
4. Культурологический - приобщение детей к истокам культуры.
5. Тематический -деление материала на основные темы (циклы).
6. Наглядности.
7. Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
8. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
9. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для осуществления данного проекта использовались современные методы по ознакомлению детей с культурой и традициями народов ЯМАЛА.
Анализ теоретических источников показал, что наиболее эффективным будет сочетание краеведческой работы с нравственно - патриотическим и эстетическим воспитанием.
Работа по этим направлениям была разбита на пять этапов.
- информационный.
Основная задача информационного этапа - отработать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа родного края; труд людей, традиции, общественные события. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
- технологический.
На этом этапе было разработано в соответствии с ФГТ календарно — тематическое планирование работы во всех группах ДОУ (Приложение №1 ).
- организационный.
На этом этапе было проведено проектирование предметно-развивающей среды в группе. Оформлен центр активности «Воспитываем патриотов» (Приложение №2 ).
При их создании были соблюдены следующие условия:
• Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим был подобран материал о народах ЯНАО, включающий в себя сведения о культуре, быте, фольклоре и природе. Содержание отражено фотографиями, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Ярко представлен материал о ненцах.
• Интегративность знаний. Установление взаимосвязи о природном и социальном окружении. Организация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. В соответствии с этим был подобран материал о взаимосвязи особенностей природно-климатической зоны и жизнедеятельности коренных северян.
• Удовлетворение потребности ребёнка в познании родного края. В соответствии с этим принципом собрана большая подборка материалов о природе ЯНАО. Игры, папки, альбомы, книги, которые используются на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, доступны детям и находятся в их свободном пользовании.
• Развитие ребёнка в деятельности. На этом этапе целесообразно привлечь родителей. Был оформлен альбом фотографий с видами природы окрестностей нашего города. Также с детьми выполнялись аппликации «Узоры северной одежды».
-практический. На этом этапе были разработаны игровые, тематические , комплексные , интегрированные занятия (Приложение №3 ).
При проведении занятий учитываются принципы всестороннего развития детей; воспитания у них любви к родному краю, уважения к людям, живущим рядом; научности; сознательности и творческой активности детей при руководящей роли воспитателя; связи обучения с реальной жизнью и потребностями человека как члена общества; учёта индивидуальных, возрастных, психофизиологических особенностей личности; наглядности; систематичности и доступности.
В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Свои впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с воспитателями и родителями работах (изготовление поделок из различных материалов).
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей с взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идёт легко и непринуждённо.
Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса к своей малой родине и людям, живущим на этой земле.
Цель исследования - обосновать модель формирования социально - нравственных норм у детей дошкольного возраста посредством ознакомления детей с культурой и традициями народов ЯМАЛА.
Объект исследования - процесс развития исторического сознания личности посредством изучения региональных особенностей в области окружающей природы, особенностей родного края, культуры и традиций людей, издревле живущих в этих местах.
Предмет исследования - средства, методы, формы организации нравственно-патриотического воспитания, изучение влияния средств регионального компонента на формирование и развитие исторического представления у дошкольников о родном крае.
В связи с вышеизложенным, основными задачами в рамках проводимой работы будут выступать:
• Изучить теоретике методические и организационно-практические аспекты формирования социально-нравственных норм у детей дошкольного возраста;
• Разработать и апробировать методику внедрения регионального компонента в
образовательно-воспитательный процесс посредством воспитания любви к малой Родине, изучения истории и природы родного края, формирования духовного мира ребёнка, его нравственно-эстетических и исторических идеалов;
• С учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей определить комплекс средств нравственно-патриотического воспитания;
• Охарактеризовать предметно-пространственную и социокультурную развивающую среду, ориентированную на формирование социально-нравственных норм.
Методологическая основа исследования - программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» Е.В.Котовой; программа приобщения ребёнка к социальному миру «Я — человек» С.А.Котовой; «Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду» Н.А.Ветлугиной; «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А.Алябьевой; «Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста» О.В.Солодянкиной; «Игротерапия общения» М.А.Панфиловой.
Теоретическая основа исследования - « Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Маханева М. Д.; «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» Кокуевой Л.В.; «С чего начинается Родина? Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений»; «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» Новицкой М.Ю.; «Воспитание детей на традициях народной культуры» Ватмана В.П.; «Патриотическое воспитание дошкольников» Алёшиной Н.В.; «Система патриотического воспитания в ДОУ» Александровой Е.Ю., Гордеевой Е.П., Постниковой М.П.
На первом, теоретике поисковом этапе (2009-2010 учебный год) планировалось изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике; определить проблему, цель, объект и задачи исследования, собрать необходимый для работы материал.
Для решения поставленных задач на данном этапе применялись следующие методы исследования:
* ретроспективный анализ и обобщение научно-методической литературы;
* педагогическое тестирование;
* педагогическое наблюдение;
* беседы с детьми;
* анкетирование родителей.
На втором этапе (2010-2011 учебный год) планировалось дать характеристику предметно-пространственной и социокультурной развивающей среды, ориентированной на формирование социально-нравственных норм у детей дошкольного возраста, а так же разработать модель организации работы по патриотическому воспитанию и проверить её эффективность.
На данном этапе работы применялись следующие методы исследования:
• Педагогическое тестирование;
• Педагогическое наблюдение;
• Педагогический эксперимент;
• Беседы с детьми;
• Анкетирование родителей.
На третьем, аналитическом этапе (2011-2012 учебный год) планировалось осуществить обработку, логический анализ и систематизацию полученных в ходе работы данных, их интерпретацию с формулированием выводов и практических рекомендаций.
Для решения поставленных задач на данном этапе были применены следующие методы исследования:
• Анализ научно-методической литературы;
• Методы анализа и статистики.
Одной из основных задач в своей работе считаю формирование гуманных чувств и межличностных отношений между детьми и установление позитивного микроклимата в группе, т.к. социальная психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой -это и есть составляющие развитие гармоничного человека.
Условиями патриотического воспитания являются:
• Создание благоприятного климата в коллективе. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, играми с друзьями, позитивным, познавательным общением с взрослыми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, детскому саду, родной улице, окружающей природе начинается процесс формирования того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование-чувство любви к своему Отечеству.
• Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребёнком культурных и других традиций своего народа с традициями других народов).
• Интеграция условий реализации содержания образования:
1) Технологии по патриотическому воспитанию;
2) Формы организации патриотического воспитания;
3) Интегративные средства, методы (вопросы, задания) и приёмы;
4) Предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы.
При соблюдении этих условий можно ожидать результат:
- разовьются интеллектуальные, личностные качества;
-проявятся универсальные предпосылки учебной деятельности;
-произойдёт формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.
Для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию широко применяю самые различные игры, считаю, что игра помогает решить большинство задач, стоящих перед воспитателем. В своей работе использую следующие игры:
сюжетно-ролевые игры («Путешествие по родному городу на автобусе», «Строим сказочный снежный городок», «Пойдемте в гости», «Геологи», «Буровая», «Встреча гостей города», «Чум», «Оленеводы», «Рыбаки», «Мы пришли в музей», «Ателье», «Магазин Северные ягоды», «Рыбаки», «Мастерицы» и др.);
дидактические игры («Рыбалка», «Узнай на фото», «Найди дерево», «Определи дерево по описанию», «Найди нужный флаг», « Найди место недостающим элементам герба города, округа», «Сложи картинку», «Жители Севера», «Где чей дом?», «С чей ветки эти детки?», «Букет красивых слов о Губкинском», «Узнай, где я нахожусь», «Кому что надо для работы?», «Богатства родного края», «Подбери орнамент», «Угадай, чья одежда», «Герб города», «История родного города», «Заселим реку Пяку-Пур», «Северные россыпи», «Найди флаг Ямала», «Чей костюм», «Выложи узор», «Пазлы -чум, стойбище», «Клюквоеды» и др. );
творческие и развивающие игры («Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города», «Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе», «Расскажи, каким будет Губкинский через тысячу лет», «Мечтатели», «Когда я вырасту...», «Строим город будущего», «Закончи предложение», «Всели верно, докажи», «Перестройка микрорайона», «Разбитая картина», «Мы строители», «Машина времени», «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов», «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Губкинские загадки», «Чудо-дом», «Зима на вкус, ощупь и запах», «Чем пахнет в городе в разное время года», «Установим чум», «Уложим Вако спать», «Укачай братика», «Загадай, а мы отгадаем», «Животные тундры», «Покажи и расскажи», «Назови герб», «Найди животное по следу», «Кто где обитает», «Найди похожее облако», «Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку»);
игры народов Ямала («Возвращение Солнца», «Ручейки и озера», «Набрось тынзян», «Перетягивание каната», «Ловкий оленевод», «Рыбаки», «Льдинка, ветер и мороз», «Полярная сова», «Медведь» «Ловля оленей», «Волк и олени», «Оленья упряжка», «Аргиш», «Поимка арканом», «Ловим оленей», «Прыжки через нарты», «Стрельба», «Хаерако», «Загон оленей», «Ручей», «Снежные сугробы», «Важенка и оленята», «Охота на куропаток», «На новой стойбище», «Куропатки и охотники», «Олени и пастухи», «Нарты -сани», «Полярная сова и евражка», «Отбивка оленей» и др.);
игры-драматизации («По сказке «Кукушка», «Мышонок и олененок», «Снегирь и мышонок», «Три сына», Ягодная королева»).
игры-конкурсы («Знатоки Ямала; сюжетно-ролевые игры («Путешествие по родному городу на автобусе», «Строим сказочный снежный городок», «Пойдемте в гости», «Геологи», «Буровая», «Встреча гостей города», «Чум», «Оленеводы», «Рыбаки», «Мы пришли в музей», «Ателье» , «Магазин Северные ягоды», «Рыбаки», «Мастерицы» и др.);
дидактические игры («Рыбалка», «Узнай на фото», «Найди дерево», «Определи дерево по описанию», «Найди нужный флаг», « Найди место недостающим элементам герба города, округа», «Сложи карт инку», «Жители Севера», «Где чей дом?», «С чей ветки эти детки?», «Букет красивых слов о Губкинском», «Узнай, где я нахожусь», «Кому что надо для работы?», «Богатства родного края», «Подбери орнамент», «Угадай, чья одежда», «Герб города», «История родного города», «Заселим реку Пяка-Пур», «Северные россыпи», «Найди флаг Ямала», «Чей костюм», «Выложи узор», «Пазлы -чум, стойбище», «Клюквоеды» и др. );
творческие и развивающие игры («Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города», «Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе», «Расскажи, каким будет Губкинский через тысячу лет», «Мечтатели», «Когда я вырасту...», «Строим город будущего», «Закончи предложение», «Все ли верно, докажи», «Перестройка микрорайона», «Разбитая картина», «Мы строители», «Машина времени», «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов», «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Губкинские загадки», «Чудо-дом», «Зима на вкус, ощупь и запах», «Чем пахнет в городе в разное время года», «Установим чум», «Уложим Вако спать», «Укачай братика», «Загадай, а мы отгадаем», «Животные тундры», «Покажи и расскажи», «Назови герб», «Найди животное по следу», «Кто где обитает», «Найди похожее облако», «Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку»);
игры народов Ямала («Возвращение Солнца», «Ручейки и озера», «Набрось тынзян», « Перетягивание каната», «Ловкий оленевод», «Рыбаки», «Льдинка, ветер и мороз», «Полярная сова», «Медведь» «Ловля оленей», «Волк и олени», «Оленья упряжка», «Аргиш», «Поимка арканом», «Ловим оленей», «Прыжки через нарты», «Стрельба», «Хаерако», «Загон оленей», «Ручей», «Снежные сугробы», «Важенка и оленята», «Охота на куропаток», «На новой стойбище», «Куропатки и охотники», «Олени и пастухи», «Нарты -сани», «Полярная сова и евражка», «Отбивка оленей» и др.);
игры-драматизации («По сказке «Кукушка», «Мышонок и олененок», «Снегирь и мышонок», «Три сына», Ягодная королева»).
Так же я в своей работе использую следующие методы и приёмы:
Беседа.
В ходе беседы побуждаю детей думать и говорить. Стараюсь выслушивать мнения и размышления детей, с помощью наводящих вопросов побуждаю детей обосновывать своё мнение. Стараюсь, чтобы дети использовали в своей речи, вновь изученные слова. Индивидуальная беседа помогает высказаться стеснительным и робким детям.
Чтение и анализ художественных произведений.
Невозможно переоценить значение фольклорных произведений в воспитании. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, /дружбу, взаимопомощь, трудолюбие и.д. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Произведения устного народного творчества любого народа не только формируют любовь к традициям своего народа, но и исподволь осуществляют нравственное воспитание и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Работа с родителями. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, а зачастую вызывают лишь недоумение. Считаю целесообразным периодически обсуждать (строго индивидуально) с родителями уровень нравственного развития их детей. Отмечая сдвиги, выделяя конкретные задачи для совместного их решения. Такая работа, по данной проблеме даёт хорошие результаты, способствует развитию взаимопонимания, положительного отношения друг к другу.
В результате педагогического исследования выявлено, что в группе отмечается атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. Стало меньше конфликтов, обид, раздоров. Ребята стали вежливее, дружелюбнее. Они хорошо понимают и воспринимают уроки добра и культурного поведения. Дети самостоятельно применяют на практике навыки, полученные в детском саду у себя дома.
Результатом работы, проводимой с семьёй, является убеждённость родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в поведении детей. Об этом свидетельствуют результаты анкеты, проводимой в ДОУ с родителями.
Проведённое исследование позволило сделать выводы:
• Воспитание отношения к родному краю важно для формирования морального облика дошкольника, так как закрепляет представления ребёнка о моральных ценностях, способствует их осознанию, а так же способствует формированию у детей таких нравственных качеств. Как отзывчивость. Смелость, гордость за свою маленькую родину, уважение к людям, населяющим родной край.
• Возросла активность детей в общении с взрослыми, дети чаще стали выступать в роли инициатора разговора, они стали более уверены в выражении своего мнения.
• Расширился словарный запас и активизировался словарь детей.
• Возрос интерес: к истории своего края, жизни людей других национальностей. Дети стали рассказывать о своих родителях и бабушках и дедушках, не только как их зовут, а где они живут, откуда приехали в Губкинский и т.д.
• Сотрудничество с родителями по вопросам патриотического воспитания бесспорно будет способствовать повышению их педагогической культуры в вопросах формирования у детей положительных нравственных качеств, что без сомнения скажется на социализации детей и благотворно отразится на их общении с окружающими.
• Сотрудничество с родителями по вопросам патриотического воспитания и формирования социально-нравственных норм направлено на обеспечение нравственного и психического здоровья ребёнка, что обусловлено современными требованиями личностного развития.
В дальнейшем планирую привлечь родителей к оформлению в группе дерева добрых поступков. Оно представляет собой дерево, нарисованное на листе ватмана без листьев. Листья и цветы находятся в специальном кармашке с ручками и карандашами. Дети совместно с родителем обсуждают свой день, а потом родитель записывает на листе или цветке, наиболее значимый для ребёнка добрый поступок и прикрепляет лист или цветок на дерево. В результате дети начинают более часто и тесно общаться с родителями, начинают совместно анализировать свои поступки, что не может не сказаться положительно на нравственном воспитании ребёнка, на улучшении взаимопонимания между родителями и ребёнком.
Таким образом, воспитание социально-нравственных норм у детей дошкольного возраста
посредством использования в учебно-воспитательном процессе методов ознакомления с
культурой и традициями народов Ямала - процесс сложный и в нём должны быть
задействованы и педагоги, и родители, и дети. Наша задача - вместе с родителями помочь
детям приобрести положительный опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни, и
установить душевную связь с детьми. Если это достигнуть, то ребёнку легко учиться, легко
общаться, легко жить в коллективе. |
|
|