Главная страница


Аллитерация — приём звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художест­венном, преимущественно поэтическом, тексте: Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны.



НазваниеАллитерация — приём звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художест­венном, преимущественно поэтическом, тексте: Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны.
страница5/5
Дата08.04.2016
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

ТЕКСТ 17

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1) В материальном мире большое не уместишь в ма­лом. (2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто переста­нет существовать.

(3) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём — в самом, казалось бы, незначи­тельном. (4) Надо быть честным в незаметном и случай­ном: тогда только будешь честным и в выполнении свое­го большого долга. (5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доб­рой цели.

(6) Поговорка «цель оправдывает средства» губи­тельна и безнравственна. (7) Это хорошо показал До­стоевский в «Преступлении и наказании». (8) Главное действующее лицо этого произведения — Родион Рас­кольников думал, что, убив отвратительную старушон­ку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельст­вовать человечество, но терпит внутреннее крушение.

(9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано.

(10) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (11) Надо быть одинаково честным как в боль­шом, так и в малом.

(12) Общее правило: блюсти большое в малом — нужно, в частности, и в науке. (13) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях на­учного исследования и в жизни учёного. (14) Если же стремиться в науке к «мелким» целям — к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффектности или к любым формам самопродвижения, то учёный неизбежно терпит крах. (15) Мо­жет быть, не сразу, но в конечном счёте! (16) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука пе­рестаёт существовать, и сам учёный рано или поздно перестает быть учёным.

(17) Соблюдать большое надо во всём решительно. (18) Тогда всё легко и просто.

(Д.С. Лихачёв)

Текст академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва посвящен важной проблеме нравственных основ де­ятельности человека в целом и научной деятельности в частности. Основную мысль автор формулирует и развивает с помощью такого приёма, как____________ (предложения 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 15). Личные оценки Д.С. Лихачёв передаёт посредством__________

(великая цель, добрая цель, низкие средства, к «мелким» целям). Описывая внутреннее состояние еероя романа «Преступление и наказание» автор, применяет____________(предложение 8)._________( предложение 5, 13) усиливает впечатление чита­теля и показывает значимость проблемы для автора.-

Список терминов:

1) эпитет

2) метонимия

3) метафора

4) гипербола

5) окказионализм

6) перифраз

7) антитеза

8) литота

9) сравнение

10) фразеологизм
ТЕКСТ 18

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1) Я никогда не ездил «за материалом», «за сюже­тами». (2) Жил, зарабатывал на жизнь, познавал что-то новое. (3) Метод «приехал — увидел — спел» не за­служивает серьёзного разговора...

(4) Произведение рождается из диалога ума и серд­ца. (5) Писатель — это блуждающая фаза, обнажённый высоковольтный провод: достаточно малейшего контак­та с чем угодно — и вспыхивает дуга. (6) Есть напря­жение — годится и щепка, нет его — не поможет и железная гора, один пшик выйдет. (7) А внешние со­бытия могут послужить лишь толчком — но никогда не основой той коллизии идей и чувств, которая есть суть произведения. (8) Кроме того, при физической ра­боте в тяжёлых условиях интеллект как бы закукливается, притупляется чувствительность, размышления уходят, уступая место действиям.

(9) Вот когда идея, внутреннее построение вещи ро­дились — то ищешь адекватный материал для вопло­щения идеи в форме. (10) Тут опыт помогает: среди зна­комых реалий и находишь землю обетованную, которая становится родиной для твоего произведения.

(М. Веллер)

Известный современный писатель Михаил Веллер, анализируя собственный опыт, рассуждает о природе писательского труда. Утверждая, что «произведение рождается из диалога ума и сердца», автор приме­няет _____________ (предложение 4). Этот же троп

имеет место и в предложении 10. Роль писателя М. Веллер разъясняет с помощью____________ (предложения 5, 6, 7). Своеобразие авторскому языку при­дает использование ______________ (закукливается____________ (земля обетованная).

Список терминов:

1) эпитет

2) именительный темы

3) метафора

4) гипербола -

5) окказионализм

6) перифраз

7) олицетворение

8) развёрнутое сравнение

9)сравнение

10) фразеологизм
ТЕКСТ 19

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1) Современная ситуация такова, что научно-тех­нический прогресс является одним из главных путей социального прогресса в целом. (2) Мудрость нашей эпохи во многом выражается в удивительных, уни­кальных (да возрадуется душа могуществу человека!) достижениях науки и техники (электронной, лазерной, вычислительной и т. д.), которые, несомненно, раскры­вают новые перспективы для развития производства, поднятия жизненного уровня народа, совершенствова­ния условий работы и отдыха, воспитания и образо­вания.

(3) Появлением глобальных проблем как проблем социальных человечество во многом обязано именно техническому прогрессу. (4) Современный мир — грандиозный техноценоз, а последствия технического про­гресса, ввиду его универсальности, всеохватывающего характера, имеют значение, далеко выходящее за пре­делы сугубо технического ряда.

(5) Мы далеки от мысли во всех бедах современности винить только технику (мы так же далеки от мысли во всём на неё полагаться, уповать на неё), считая её во­площением зла. (6) Зло входит в мир только через чело-' века, его поступки, волю (как, впрочем, и добро утверж­дается в мире благодаря ему). (7) И носителем ответ­ственности может быть только человек. (8) Те, кто во всём винит технику, снимают социальную ответствен­ность с человека и способствуют его деморализации (ка­кая вина, если ты невиновен, неповинен!). (9) Более того, необходимо ясно осознать, что значительное количество проблем, которые встали перед человечеством, можно разрешить, только идя путём научно-технического про­гресса. (10) Нельзя не только отказываться, но и отка­заться. (11) Современный мир не предоставляет альтер­натив. Бегство от техники, как и от свободы, — иллю­зия, и притом очень опасная (как и бесконечное доверие ей). (12) В этом отношении у нас нет свободы выбора, но есть свобода мнимая.

(А. Рубенис)

Публицистический текст А. Рубениса посвящен актуальной проблеме научно-технического прогресса. Изложить мысли автору помогают особые синтакси­ческие модели, из которых наиболее частотны _____________ (предложения 2, 5, 6, 8, 11), причём некоторые из них (предложения 2, 8) являются од­новременно и _____________. Предложения 2, 6 отли­чаются полнотой, поскольку автор употребляет в них ______________. Среди средств лексической выра­зительности, использованных автором, можно на­звать _____________ (предложения 6, 7, 8) и _______________ (удивительных, уникальных, очень опасная, универсальность, всеохватывающий харак­тер и др.).

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) эпитет

3) вставная конструкция

4) оценочная лексика'

5) риторическое восклицание

6) экспрессивная разговорная лексика

7) вопросно-ответное единство

8) фразеологизм 9)синекдоха

10) развёрнутая метафора
ТЕКСТ 20

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены им. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1) Язык и, думается, литература — вещи более древ­ние, неизбежные, долговечные, чем любая форма обще­ственной организации. (2) Негодование, ирония или без­различие, выражаемое литературой по отношению к го­сударству, есть, по существу реакция постоянного, лучше сказать — бесконечного, по отношению к времен­ному, ограниченному. (3) По крайней мере до тех пор, пока государство позволяет себе вмешиваться в дела ли­тературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства. (4) Политическая система, форма общественного устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма прошедшего времени, пытаю­щаяся навязать себя настоящему (а зачастую и будуще­му), и человек, чья профессия — язык, последний, кто может позабыть об этом. (5) Подлинной опасностью для писателя является не только возможность (часто реаль­ность) преследований со стороны государства, сколько возможности оказаться загипнотизированным его, государства, монструозными или претерпевшими изменения к лучшему — но всегда временными — очертаниями.

(6) Философия государства, его этика, не говоря уже о его эстетике — всегда «вчера»; язык, литература — всегда «сегодня» и часто — особенно в случае орто­доксальности той или иной системы, даже и «завтра». (7) Одна из заслуг литературы и состоит в том, что она помогает человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе как предшественников, так и себе подобных, избежать тавтологии, то есть участи, извест­ной под почётным названием «жертвы истории». (8) Ис­кусство вообще и литература в частности тем и замеча­тельно, тем и отличается от жизни, что всегда бежит повторения. (9) В обыденной жизни вы можете расска­зать один и тот же анекдот трижды и трижды, вызвав смех, оказаться душою общества. (10) В искусстве по­добная форма поведения именуется «клише». (11) Ис­кусство есть орудие безоткатное, и развитие его опреде­ляется не индивидуальностью художника, но динами­кой и логикой самого материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих) вся­кий раз качественно новое эстетическое решение. (12) Обладающее собственной генеалогией, динамикой, ло­гикой и будущим, искусство не синонимично, но, в луч­шем случае, параллельно истории, и способом его су­ществования является создание всякий раз новой эсте­тической реальности. (13) Вот почему оно часто оказывается «впереди прогресса», впереди истории...

(И. Бродский)

Нобелевский лауреат Иосиф Бродский в речи на церемонии вручения премии говорит об отношениях государства и литературы. В основе рассуждения ле­жит фигура ___________ (предложение 6). Для пере­дачи собственного отношения автор мастерски при­меняет __________(вещи более древние, неизбежные,

долговечные; негодование, ирония или безразличие). Выразить собственное отношение к последствиям вмешательства государства в литературу И. Бродский пытается с помощью такого лексического средства , как __________ (предложение 5). Стилистическое своеобразие текста заключается в сочетании в ___________ (политическая система, форма об­щес твенной организации, клише, ирония, генеало­гии), __________ (ортодоксальность, монструозный,

претерпевший изменения) и ___________ (зачастую, душа общества, безоткатный, толпа).

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) разговорная лексика

3) градация

4) оценочная книжная лексика

5) термин

6) антитеза

7) вопросно-ответное единство

8) фразеологизм 9)синекдоха

10) развёрнутая метафора

ТЕКСТ 21

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на Основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка,

(1) Что я хотел пожелать молодёжи моей родины, Посвятившей себя науке?

(2) Прежде всего — последовательности. (3) Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я ни­когда не смогу говорить без волнения. (4) Последова­тельность, последовательность и последовательность. (б)С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

(6) Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти ни её вершины. (7)Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. (8) Никогда не пытайтесь при­крыть недостаток своих знаний хотя бы и самыми сме­лыми догадками и гипотезами. (9) Как бы ни треил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, — он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.

(10) Приучите себя к сдержанности и терпению. (11) Научитесь делать чёрную работу в науке. (12) Изу­чайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

(13) Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. (14) Факты — это воздух учёного. (15)Без них вы ни­когда не сможете взлететь. (16) Без них ваши теории — пустые потуги.

(17) Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, ста­райтесь не оставаться у поверхности фактов. (18) Пы­тайтесь проникнуть в тайну их возникновения. (19) На­стойчиво ищите законы, ими управляющие.

(20) Второе — это скромность. (21) Никогда не ду­майте, что вы уже всё знаете. (22) И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте смелость сказать себе: я невежда.

(23) Не давайте гордыне овладеть вами. (24) Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.

(25) В том коллективе, которым мне приходится ру­ководить, всё делает атмосфера. (26) Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. (27) У нас зачастую и не разбе­рёшь — что «моё», а что «твоё», но от этого наше общее дело только выигрывает.

(28) Третье — это страсть. (29) Помните, что наука требует от человека всей его жизни. (30) И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. (31) Большого напряжения и великой страсти требует от человека наука. (32) Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях!

(И.П. Павлов)

«Письмо к молодёжи» академика Ивана Петрови­ча Павлова это завещание великого учёного тем молодым людям, которые посвятили себя науке. Структурируя текст, автор использует при­ём________ (предложение 1). Другим средством раз­вития мысли в тексте служит __________ (предло­жения 7 и 8, 15 и 16). Особый ритм речи прида­ёт_________ (предложения 9, 25, 31) и __________(предложение 4). В качестве средства аргументации И.Л. Павлов использует__________(предложения 8 и 9, 13 и 14).

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) разговорная лексика

3) аналогия

4) оценочная книжная лексика

5) повтор

6) анафора

7) вопросно-ответное единство

8) фразеологизм

9) инверсия

10) развёрнутая метафора

ОТВЕТЫ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

А1:





ЗД



А2:

IB

2A

ЗГ



A3:





ЗД



А4:



2A

ЗБ



А5:

IB



ЗА



А6:





ЗА



А7:

IB

2A

ЗБ



А8:

IB

2A

ЗД



А9:

IB

2A

ЗГ



А10:



2A

ЗБ



А11:

IB



ЗВ



А12





ЗВ



А13





ЗБ



А14





ЗГ



А15





ЗА



А16

1В



ЗГ



А17:





ЗБ



А18:





ЗА



А19:





ЗД



А20:

IB



ЗА



А21:





ЗГ



А22:

IB



ЗБ



















АНАЛИЗ ТЕКСТОВ


Т1:

5, 4, 7, 3, 6. (5, 7, 4, 3, 6)




Т11:

10, 8, 1, 4, 7.

Т2:

7, 2, 5, 3, 6.




Т12:

6, 1, 4, 7, 8, 5

ТЗ:

7, 5, 4, 2, 1.




Т13:

2, 3, 7, 1

Т4:

9, 8, 2, 3, 11,




Т14:

5, 7, 3, 2, 9, 6.

Т5:

5, 2, 1, 6, 9,




Т15:

6,9,4,1,8,2,10.

Т6:

5, 1, 4, 8.




Т16:

2, 7, 4, 9, 5, 1.

Т7:

1, 2, 8, 3, 7.




Т17:

7, 1, 3, 4

Т8 А:

4, 3, 1, 2




Т18:

3, 8, 5, 10

Т8 Б:

5, 10, 1, 9




Т19:

3, 5, 1, 9, 4

Т9:

10, 6, 9, 8, 7




Т20:

6, 3, 10, 5, 4, 2

Т10:

9, 4, 1, 10.




Т21:

7, 6, 9, 5, 3






1   2   3   4   5