|
ТЕКСТ 17
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) В материальном мире большое не уместишь в малом. (2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.
(3) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём — в самом, казалось бы, незначительном. (4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
(6) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (7) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». (8) Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение.
(9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано.
(10) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (11) Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
(12) Общее правило: блюсти большое в малом — нужно, в частности, и в науке. (13) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни учёного. (14) Если же стремиться в науке к «мелким» целям — к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффектности или к любым формам самопродвижения, то учёный неизбежно терпит крах. (15) Может быть, не сразу, но в конечном счёте! (16) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестаёт существовать, и сам учёный рано или поздно перестает быть учёным.
(17) Соблюдать большое надо во всём решительно. (18) Тогда всё легко и просто.
(Д.С. Лихачёв)
Текст академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва посвящен важной проблеме нравственных основ деятельности человека в целом и научной деятельности в частности. Основную мысль автор формулирует и развивает с помощью такого приёма, как____________ (предложения 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 15). Личные оценки Д.С. Лихачёв передаёт посредством__________
(великая цель, добрая цель, низкие средства, к «мелким» целям). Описывая внутреннее состояние еероя романа «Преступление и наказание» автор, применяет____________(предложение 8)._________( предложение 5, 13) усиливает впечатление читателя и показывает значимость проблемы для автора.-
Список терминов:
1) эпитет
2) метонимия
3) метафора
4) гипербола
5) окказионализм
6) перифраз
7) антитеза
8) литота
9) сравнение
10) фразеологизм ТЕКСТ 18
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Я никогда не ездил «за материалом», «за сюжетами». (2) Жил, зарабатывал на жизнь, познавал что-то новое. (3) Метод «приехал — увидел — спел» не заслуживает серьёзного разговора...
(4) Произведение рождается из диалога ума и сердца. (5) Писатель — это блуждающая фаза, обнажённый высоковольтный провод: достаточно малейшего контакта с чем угодно — и вспыхивает дуга. (6) Есть напряжение — годится и щепка, нет его — не поможет и железная гора, один пшик выйдет. (7) А внешние события могут послужить лишь толчком — но никогда не основой той коллизии идей и чувств, которая есть суть произведения. (8) Кроме того, при физической работе в тяжёлых условиях интеллект как бы закукливается, притупляется чувствительность, размышления уходят, уступая место действиям.
(9) Вот когда идея, внутреннее построение вещи родились — то ищешь адекватный материал для воплощения идеи в форме. (10) Тут опыт помогает: среди знакомых реалий и находишь землю обетованную, которая становится родиной для твоего произведения.
(М. Веллер)
Известный современный писатель Михаил Веллер, анализируя собственный опыт, рассуждает о природе писательского труда. Утверждая, что «произведение рождается из диалога ума и сердца», автор применяет _____________ (предложение 4). Этот же троп
имеет место и в предложении 10. Роль писателя М. Веллер разъясняет с помощью____________ (предложения 5, 6, 7). Своеобразие авторскому языку придает использование ______________ (закукливается)и ____________ (земля обетованная).
Список терминов:
1) эпитет
2) именительный темы
3) метафора
4) гипербола -
5) окказионализм
6) перифраз
7) олицетворение
8) развёрнутое сравнение
9)сравнение
10) фразеологизм ТЕКСТ 19
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Современная ситуация такова, что научно-технический прогресс является одним из главных путей социального прогресса в целом. (2) Мудрость нашей эпохи во многом выражается в удивительных, уникальных (да возрадуется душа могуществу человека!) достижениях науки и техники (электронной, лазерной, вычислительной и т. д.), которые, несомненно, раскрывают новые перспективы для развития производства, поднятия жизненного уровня народа, совершенствования условий работы и отдыха, воспитания и образования.
(3) Появлением глобальных проблем как проблем социальных человечество во многом обязано именно техническому прогрессу. (4) Современный мир — грандиозный техноценоз, а последствия технического прогресса, ввиду его универсальности, всеохватывающего характера, имеют значение, далеко выходящее за пределы сугубо технического ряда.
(5) Мы далеки от мысли во всех бедах современности винить только технику (мы так же далеки от мысли во всём на неё полагаться, уповать на неё), считая её воплощением зла. (6) Зло входит в мир только через чело-' века, его поступки, волю (как, впрочем, и добро утверждается в мире благодаря ему). (7) И носителем ответственности может быть только человек. (8) Те, кто во всём винит технику, снимают социальную ответственность с человека и способствуют его деморализации (какая вина, если ты невиновен, неповинен!). (9) Более того, необходимо ясно осознать, что значительное количество проблем, которые встали перед человечеством, можно разрешить, только идя путём научно-технического прогресса. (10) Нельзя не только отказываться, но и отказаться. (11) Современный мир не предоставляет альтернатив. Бегство от техники, как и от свободы, — иллюзия, и притом очень опасная (как и бесконечное доверие ей). (12) В этом отношении у нас нет свободы выбора, но есть свобода мнимая.
(А. Рубенис)
Публицистический текст А. Рубениса посвящен актуальной проблеме научно-технического прогресса. Изложить мысли автору помогают особые синтаксические модели, из которых наиболее частотны _____________ (предложения 2, 5, 6, 8, 11), причём некоторые из них (предложения 2, 8) являются одновременно и _____________. Предложения 2, 6 отличаются полнотой, поскольку автор употребляет в них ______________. Среди средств лексической выразительности, использованных автором, можно назвать _____________ (предложения 6, 7, 8) и _______________ (удивительных, уникальных, очень опасная, универсальность, всеохватывающий характер и др.).
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) эпитет
3) вставная конструкция
4) оценочная лексика'
5) риторическое восклицание
6) экспрессивная разговорная лексика
7) вопросно-ответное единство
8) фразеологизм 9)синекдоха
10) развёрнутая метафора ТЕКСТ 20
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены им. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Язык и, думается, литература — вещи более древние, неизбежные, долговечные, чем любая форма общественной организации. (2) Негодование, ирония или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по существу реакция постоянного, лучше сказать — бесконечного, по отношению к временному, ограниченному. (3) По крайней мере до тех пор, пока государство позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства. (4) Политическая система, форма общественного устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма прошедшего времени, пытающаяся навязать себя настоящему (а зачастую и будущему), и человек, чья профессия — язык, последний, кто может позабыть об этом. (5) Подлинной опасностью для писателя является не только возможность (часто реальность) преследований со стороны государства, сколько возможности оказаться загипнотизированным его, государства, монструозными или претерпевшими изменения к лучшему — но всегда временными — очертаниями.
(6) Философия государства, его этика, не говоря уже о его эстетике — всегда «вчера»; язык, литература — всегда «сегодня» и часто — особенно в случае ортодоксальности той или иной системы, даже и «завтра». (7) Одна из заслуг литературы и состоит в том, что она помогает человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе как предшественников, так и себе подобных, избежать тавтологии, то есть участи, известной под почётным названием «жертвы истории». (8) Искусство вообще и литература в частности тем и замечательно, тем и отличается от жизни, что всегда бежит повторения. (9) В обыденной жизни вы можете рассказать один и тот же анекдот трижды и трижды, вызвав смех, оказаться душою общества. (10) В искусстве подобная форма поведения именуется «клише». (11) Искусство есть орудие безоткатное, и развитие его определяется не индивидуальностью художника, но динамикой и логикой самого материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих) всякий раз качественно новое эстетическое решение. (12) Обладающее собственной генеалогией, динамикой, логикой и будущим, искусство не синонимично, но, в лучшем случае, параллельно истории, и способом его существования является создание всякий раз новой эстетической реальности. (13) Вот почему оно часто оказывается «впереди прогресса», впереди истории...
(И. Бродский)
Нобелевский лауреат Иосиф Бродский в речи на церемонии вручения премии говорит об отношениях государства и литературы. В основе рассуждения лежит фигура ___________ (предложение 6). Для передачи собственного отношения автор мастерски применяет __________(вещи более древние, неизбежные,
долговечные; негодование, ирония или безразличие). Выразить собственное отношение к последствиям вмешательства государства в литературу И. Бродский пытается с помощью такого лексического средства , как __________ (предложение 5). Стилистическое своеобразие текста заключается в сочетании в ___________ (политическая система, форма общес твенной организации, клише, ирония, генеалогии), __________ (ортодоксальность, монструозный,
претерпевший изменения) и ___________ (зачастую, душа общества, безоткатный, толпа).
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) разговорная лексика
3) градация
4) оценочная книжная лексика
5) термин
6) антитеза
7) вопросно-ответное единство
8) фразеологизм 9)синекдоха
10) развёрнутая метафора
ТЕКСТ 21
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на Основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка,
(1) Что я хотел пожелать молодёжи моей родины, Посвятившей себя науке?
(2) Прежде всего — последовательности. (3) Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. (4) Последовательность, последовательность и последовательность. (б)С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.
(6) Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти ни её вершины. (7)Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. (8) Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. (9) Как бы ни треил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, — он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.
(10) Приучите себя к сдержанности и терпению. (11) Научитесь делать чёрную работу в науке. (12) Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.
(13) Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. (14) Факты — это воздух учёного. (15)Без них вы никогда не сможете взлететь. (16) Без них ваши теории — пустые потуги.
(17) Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. (18) Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. (19) Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
(20) Второе — это скромность. (21) Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. (22) И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте смелость сказать себе: я невежда.
(23) Не давайте гордыне овладеть вами. (24) Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.
(25) В том коллективе, которым мне приходится руководить, всё делает атмосфера. (26) Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. (27) У нас зачастую и не разберёшь — что «моё», а что «твоё», но от этого наше общее дело только выигрывает.
(28) Третье — это страсть. (29) Помните, что наука требует от человека всей его жизни. (30) И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. (31) Большого напряжения и великой страсти требует от человека наука. (32) Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях!
(И.П. Павлов)
«Письмо к молодёжи» академика Ивана Петровича Павлова — это завещание великого учёного тем молодым людям, которые посвятили себя науке. Структурируя текст, автор использует приём________ (предложение 1). Другим средством развития мысли в тексте служит __________ (предложения 7 и 8, 15 и 16). Особый ритм речи придаёт_________ (предложения 9, 25, 31) и __________(предложение 4). В качестве средства аргументации И.Л. Павлов использует__________(предложения 8 и 9, 13 и 14).
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) разговорная лексика
3) аналогия
4) оценочная книжная лексика
5) повтор
6) анафора
7) вопросно-ответное единство
8) фразеологизм
9) инверсия
10) развёрнутая метафора
ОТВЕТЫ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
А1:
| 1В
| 2Г
| ЗД
| 4Б
| А2:
| IB
| 2A
| ЗГ
| 4Б
| A3:
| 1А
| 2Г
| ЗД
| 4Б
| А4:
| 1Д
| 2A
| ЗБ
| 4Г
| А5:
| IB
| 2Д
| ЗА
| 4Б
| А6:
| 1Д
| 2Г
| ЗА
| 4В
| А7:
| IB
| 2A
| ЗБ
| 4Д
| А8:
| IB
| 2A
| ЗД
| 4Б
| А9:
| IB
| 2A
| ЗГ
| 4Д
| А10:
| 1Г
| 2A
| ЗБ
| 4Д
| А11:
| IB
| 2Г
| ЗВ
| 4А
| А12
| 1Г
| 2А
| ЗВ
| 4Д
| А13
| 1В
| 2А
| ЗБ
| 4Д
| А14
| 1Д
| 2Б
| ЗГ
| 4А
| А15
| 1Г
| 2Д
| ЗА
| 4В
| А16
| 1В
| 2Д
| ЗГ
| 4А
| А17:
| 1Г
| 2А
| ЗБ
| 4Д
| А18:
| 1Б
| 2Г
| ЗА
| 4Д
| А19:
| 1В
| 2Г
| ЗД
| 4А
| А20:
| IB
| 2Г
| ЗА
| 4Б
| А21:
| 1Д
| 2А
| ЗГ
| 4В
| А22:
| IB
| 2А
| ЗБ
| 4Д
|
|
|
|
|
|
АНАЛИЗ ТЕКСТОВ
Т1:
| 5, 4, 7, 3, 6. (5, 7, 4, 3, 6)
|
| Т11:
| 10, 8, 1, 4, 7.
| Т2:
| 7, 2, 5, 3, 6.
|
| Т12:
| 6, 1, 4, 7, 8, 5
| ТЗ:
| 7, 5, 4, 2, 1.
|
| Т13:
| 2, 3, 7, 1
| Т4:
| 9, 8, 2, 3, 11,
|
| Т14:
| 5, 7, 3, 2, 9, 6.
| Т5:
| 5, 2, 1, 6, 9,
|
| Т15:
| 6,9,4,1,8,2,10.
| Т6:
| 5, 1, 4, 8.
|
| Т16:
| 2, 7, 4, 9, 5, 1.
| Т7:
| 1, 2, 8, 3, 7.
|
| Т17:
| 7, 1, 3, 4
| Т8 А:
| 4, 3, 1, 2
|
| Т18:
| 3, 8, 5, 10
| Т8 Б:
| 5, 10, 1, 9
|
| Т19:
| 3, 5, 1, 9, 4
| Т9:
| 10, 6, 9, 8, 7
|
| Т20:
| 6, 3, 10, 5, 4, 2
| Т10:
| 9, 4, 1, 10.
|
| Т21:
| 7, 6, 9, 5, 3
|
|
|
|