|
(В. Астафьев)
Известный писатель и публицист Виктор Астафьев, рассуждая о загадке поэзии, устанавливает иерархию «слово — звук — чувство», в основе которого лежит стилистический приём___________(предложения 2—5). Отправной точкой рассуждения становится ____________, использованное в предложении 2. Перейти к формулированию собственной позиции и одновременно привлечь внимание читателей помогает _________ (предложения 4—6). Полный, образный, выразительный комментарий позиции автора осуществляется через _____________ (предложения 7—9), причём в предложении 9 это средство перерастает в ______________. Обосновывая собственную позицию, автор прибегает к приёму _________(предложение 7),
используя его в качестве аргумента.
Список терминов:
1) сравнение
2) развёрнутая метафора
3) гипербола
4) антитеза
5) аналогия
6) крылатое слово
7) персонификация
8) развёрнутая метафора
9) вопросно-ответное единство
10) градация ТЕКСТ 10
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые, особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Одно из самых ярких воспоминаний моего детства по какому-то капризу судьбы или закономерности её связано со Львом Николаевичем Толстым. (2)В деревенской школе, куда я пришёл учиться в первый класс осенью тысяча девятьсот тридцать второго года, приезжий учитель прочёл нам, сельским детям, ещё не умеющим читать, рассказ о Жилине и Костылине. (З)Это было такое потрясение, что я долго не мог ничего более слушать и воспринимать, с криком вскакивал по ночам и всё время пытался пересказать жуткую историю о двух русских солдатах, бежавших из плена, всем, кто желал её слушать. (4)Бабушка, слушая меня, не раз плакала и повторяла: «Господи, господи!. Вот она какая, жизнь-то человеческая, чего только в ней не натерпелись и не натерпишься... — и к случаю наказывала: — Учись хорошенько, старших слушайся — старшие худому не научат...»
(5)С тех пор я не перечитывал рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» и перечитывать не буду, ибо живёт он во мне каким-то давним, отделённым от всего остального прочитанного и услышанного, ярким озарением, и мне всё ещё хочется пересказывать бесхитростную и, может быть, самую романтическую историю в нашей русской литературе. (б)Возможно, и тяга к творчеству началась с того, в детстве искоркой занявшегося желания — поведать услышанное, что-то, конечно же, добавляя и от себя.
(В. Астафьев)
Рассказ об одном из ярких впечатлений детства В. Астафьев начинает с рассуждения о причине его возникновения, используя при этом _______ (предложение 1). Передать собственное впечатление от рассказа «Кавказский пленник» автор пытается с помощью_____________ (потрясение, вскакивал по ночам, жуткую историю). Оценка рассказа выражена и в предложении 5, чему способствуют употреблённые автором_________. А чувства бабушки автор передаёт через __________ (предложение 4). Это же средство
использовано и для характеристики желания пересказатъ историю в предложении 6.
Список терминов: 1) эпитет 2)сравнение
3) аллегория
4) оценочная лексика
5) антитеза
6) вопросно-ответное единство
7) синекдоха
8) развёрнутая метафора
9) контекстуальные антонимы
10) риторическое восклицание ТЕКСТ 11
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. (2)Не видать берегов, не видать бела света — всё запеленал ось непроглядной наволочью.
...(З)Как и когда поднялось в небе солнце — я не заметил. (4)Обнаружилось оно высоко уже и сначала проступило в тумане лишь призрачным светом, а потом обозначило и себя, как в затмении, ярким ободком. (5)Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лёд на нём как будто плыл и качался.
(6)И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи, льдом я увидел парящий в воздухе храм. (7)Он, как лёгкая, сделанная из папье-маше, игрушка, колыхался и попрыгивал в солнечном мареве, а туманы подплавляли его и покачивали на своих волнах.
(8)Храм этот плыл навстречу мне, лёгкий, белый, сказочно-прекрасный. (9)Я отложил удочку, заворожённый.
(10)3а туманом острыми вершинами проступила щётка лесов. (11)Уже и дальнюю заводскую трубу сделалось видно, и крыши домишек по угорчикам. (12)А храм всё еще парил надо льдом, опускаясь всё ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, И весь он был озарён светом, и дымка стелилась под ним.
(13)Наконец храм опустился на лёд, утвердился, и тогда я молча указал пальцем на него, думая, что мне пригрезилось что-то, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.
(14)— Спас-камень, — коротко молвил товарищ мой, на мгновение оторвавши взгляд от лунки, и снова взялся за удочку.
(15)И тогда я вспомнил, как говорили мне вологодские друзья, снаряжая на рыбалку, о каком-то Спас-камне. (16)Но я думал, что Спас-камень — просто камень. (17)На родине моей, в Сибири, есть и Магнитный, и Меченый, и Караульный, — это камни либо в самом Енисее, либо на берегу его.
(18)А тут Спас-камень — храм! (19)Монастырь!
(20)В честь русского воина-князя, боровшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник-монастырь. (21)Предание гласит, что князь, спасающийся вплавь от врагов, начал тонуть в тяжёлых латах и пошёл уже ко дну, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. (22)И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега. (23)На лодках и по перекидному мосту, который каждую весну сворачивало ломающимся на озере льдом, монахи натаскали целый остров и поставили на нём монастырь. (24)Расписывал его Дионисий. (25)Однако уже в наше время, в начале тридцатых годов, надо было строить свинарники в колхозах и потребовался кирпич. (26)Хозяин Усть-Кубен-ского района велел раскайлить монастырь и попользоваться кирпичом. (27)Но монахи были строители не чета нынешним, и из кирпича сотворяли монолит. (28)Тогда Усть-Кубенский начальник приказал взорвать монастырь. (29)Рванули — и всё равно кирпича не взяли; получилась груда развалин, и только.
(ЗО)Осталась от монастыря одна башенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки...
(31)Я смотрю и смотрю на Спас-камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про всё на свете, и больно бьют меня в сердце слова товарища, который всё тем же усталым и горестным голосом извещает, что человек, который порушил древний монастырь, здравствует и поныне, живет неподалеку отсюда, в Усть-Кубенске, получает пенсию...
(В. Астафьев)
Текст В. Астафьева передаёт нам восхищение автора, увидевшего храм на озере Кубенском. Силу эмоций автор передаёт с помощью ___________ (предложения 18, 19). Описание храма — это __________(предложения 7, 12, 13), а яркость и выразительность описанию придают______ (предложения 4, 6, 8). Особый ритм речи, напоминающий древние сказания, создаётся благодаря____________(предложения 8, 10, 14,20, 30). Использование приёма_________(предложение 31) даёт читателю возможность самому делать выводы о сказанном.
Список терминов 1) эпитет 2)сравнение
3) метонимия
4) инверсия
5) антитеза
6) синтаксический параллелизм
7) умолчание
8) развёрнутая метафора
9) контекстуальные антонимы
10) риторическое восклицание ТЕКСТ 12
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Будучи в Нюрнберге, я обошёл здание, где проходил Нюрнбергский процесс. (2)Серое-пресерое, скучное, длинное, оно до сих пор занято судом. Невыразительность этих вытянутых корпусов разочаровывает: вот, значит, где происходил суд народов над фашизмом, вот где всё кончилось. (4)В этой невзрачной постройке и завершился финал безумных мечтаний, проектов невиданной мировой империи, вот где они отрекались от своих дел, замыслов, от своего фюрера — заправилы, идеологи, вершители, судеб народов, где предстали в последний раз перед миром и перед Германией ничтожность этих вождей и кошмар совершённого... (5)Я подумал, что, может, в заурядной, лишённой всякой торжественности внешности Нюрнбергского суда есть немалый смысл.
(6)Из швов сквозь толщу бетона пробивалась трава. (7)Нежные стебли раздвигали многотонные плиты. (8)Трава забвения трудилась денно и нощно. (9)Где-то под железобетонной колоннадой существовал Золотой зал. (Ю)Стоя перед трибунами, ещё можно как бы услышать крик Гитлера. (П)Освещённый снизу прожекторами, он возвышался перед микрофонами — единственный, величайший, не знающий себе равных, — вся страна изощрялась в сравнениях, в эпитетах восторга и преклонения. (12)Артисты, писатели, журналисты, поэты соперничали в кипящих парах энтузиазма. (13)Они верили в непогрешимость, в гениальность этого недоучки.(14)С плаца тысячи глаз, шеренги голубых, незамутнённых сомнениями и вопросами глаз устремлялись к нему с обожанием. (15)Что они видели в своей ослеплённости? (16)Вернее — неужели они ничего не видели?
(17)Бетон растрескался, покрошился, какую-то неприязнь источает заброшенность этих мест. (18)Хотя стадион используется американскими солдатами для игры в бейсбол и на трибунах устраивают рок-концерты и мимо трибун мчатся автогонщики, но всё равно тень кровавого прошлого витает тут. (19)Так в Берлине, на пустыре, где когда-то находилось здание гестапо, до сих пор ощущается зловещая тяжесть этого проклятого народами места, этого страшного куска земли.
(20)Архитектура — единственное из искусств, где ещё уцелел и выставлен на обозрение фашизм. (21)Муштра, отлитая в бетон, бездушные геометрические громады, которые сами собой переходят в слитные отряды человеческого мяса, орущего «хайль!». (22)Архитектура, которая требует мундира. (23)3десь можно пребывать лишь в строю. (24)Фашизм уничтожен, осталась его архитектура.
(Д. Гранин)
Размышления Д. Гранина о фашизме, представленные в тексте, вызваны посещением Нюрнберга. Тяжесть воспоминаний о прошлом, невыразительность архитектурных сооружений автор выражает с помощью _____________ (предложения 17, 18, 19,
20—23). Описание места становится ещё более тягостным вследствие использования автором__________ (предложение 2). Используя приём _________, автор показывает сходство идеологии фашизма и архитектуры периода власти нацистов. Собственное отношение к гитлеровцам автор выражает с помощью _________(ничтожность вождей, гениальность недоучки). Вызывают интерес приёмы, использованные автором для передачи массового психоза, явившегося следствием идеологии и пропаганды фашизма: ._____(предложения 11, 14), ___________ (предложения 15 и 16).
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) олицетворение
4) аналогия
5) антитеза
6) метафора
7) оксюморон
8) метонимия
9) контекстуальные антонимы
10)градация
ТЕКСТ 13
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)3а последние годы удивительно быстро возросли известность Д. Лихачёва, его аудитория, его место в духовной жизни нашей культуры. (2)Можно объяснить это тем, что увеличивается интерес к. отечественной истории. (3)А Лихачёв, как никто другой, сумел раскрыть древнерусскую литературу не как книжность, а как художественное явление, сомкнул летописи с русской литературой, выявляя черты единства, преемственности литературного процесса. (4)Для него древнерусская литература — это прежде всего способ изображения человека. (б)Литература творится на фоне истории отечественной культуры, всего древнерусского искусства. (6)Он находит в том рукописном, пергаментном средневековом живое, понятное и нужное нам, умеет увидеть улыбку, шутку, услышать песню. (7)Он перебирает цепь времён, что соединяет нас, ибо «человек часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности». (8)Его работы всё больше привлекают защитой гуманитарных наук в век НТР. (9)Он сумел показать, я бы даже сказал, доказать, необходимость поэзии, всех жанров искусства, доказать той человеческой душе, которая томится среди иссушающего мира машин и расчётов. (10)Не случайно Д.С. Лихачёв ввёл в обращение термин экология культуры. (11)Он насытил это понятие примерами заботы о сохранении культурной среды, нужной для «духовной оседлости» человека, для его нравственной самодисциплины. (12)Нарушение природной среды, бывает, ещё можно восстановить, разрушение же памятников культуры невосполнимо. (13)Оно всегда начинается с произвола, которому не нужна гласность. (14)Немудрено, что местные чиновники возмущались покушением на свою
власть и всячески выказывали своё недовольство. (15)Сейчас положение резко изменилось, и люди сменились, и авторитет Д. Лихачёва воспринимается всеми уже не только как научный, но и как моральный авторитет.
(Д. Гранин)
Текст известного писателя Даниила Гранина посвящен академику Д. С. Лихачёву. Описание заслуг великого учёного, публициста, общественного деятеля Гранин осуществляет с помощью_____ (предложения 3, 6, 9).
Для большей выразительности речи автор использует __________ (перебирает цепь времён, сомкнул летописи с литературой). Точность высказываниям автора
придаёт использование___________(предложения 3, 4,
9). Чтобы показать своё отношение к некоторым упоминаемым фактам, автор применяет такой троп, как _____________(предложение 6, 9).
Список терминов:
1) эпитет
2) ряды однородных членов
3) метафора
4) гипербола
5) антитеза
6) вопросно-ответное единство
7) термин
8) развёрнутая метафора
9) контекстуальные антонимы
10) градация
ТЕКСТ 14
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)У каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. (2)Плохие или хорошие.
(З)Одни учителя помнятся, другие нет, одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. (4)И не всегда это объяснишь степенью дружбы. (5)Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, .сложные причины. (6)То же самое происходит с нашими впечатлениями и воспоминаниями об учителях. (7)Кроме любимых или нелюбимых учителей, оседают в памяти чьи-то часто безымянные истории, притчи, фразы...
(8)Когда учитель ставит отметку ученику, то ведь и ученик одновременно как бы ставит отметку учителю. {9)3а справедливость, за объективность. (10)И вместе с отвечающим учеником отметку эту ставит и весь класс. (И)Взаимность эта хорошо известна опытным учителям. (12)Наша любовь к учителям складывалась из таких отметок. (13)Разумеется, не только из них. (14)Любовь рождалась по-разному. (15)Талантливых учителей не так уж много. (16)Талант всегда редкость. (17)Тем более талант реализованный. (18)Один инженер, теперь он уже научный работник, в минуту откровенности признался мне, что всегда мечтал быть школьным учителем. (19)«Но считалось, что это занятие не для мужчины, — объяснял он, — что я могу рассчитывать на большее, что быть инженером важнее, серьезнее и т.п.». (20)Таких людей, мечтавших учить и не решившихся стать учителями, я встречал немало.
...(21)Учитель для меня — это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник.
(22)В том-то и красота, и счастье учительской профессии, что учитель может и должен учить жить. (23)Я вкладываю в эти слова самые простейшие понятия. (24)Простые и понятные, как рассказы Л. Толстого из «Русской книги для чтения», как русские пословицы. (25)3ачем люди трудятся, к чему приводит жадность, почему нельзя врать, почему надо жалеть животных — словом, истины, казалось бы, элементарные, очевидные, но нужно, чтобы они были произнесены. (26)И вот ведь что интересно, что каждый возраст Нуждается в своих, что ли, прописях, то есть требованиях и запретах. (27)Рассказы Толстого запомнились и вошли навсегда в сознание потому, что наша учительница читала их нам в первом и втором классах (важно, когда впервые слышишь эти образные формулы), а чуть позже эти же рассказы уже не поразили бы нашего воображения.
(28)По-видимому, всё это вещи, известные педагогике, но я не стесняюсь их повторить хотя бы ради подтверждения их опытом своей жизни.
(Д. Гранин)
Известный писатель Д. Гранин рассуждает о роли и назначении учителя. Ввести читателей в тему автор пытается с помощью__________(предложения 2—5). Вычленить важные смысловые элементы помогает такой синтаксический приём, как
__________(предложения 1 и 2, 8 и 9, 16 и 17, 23
и 24, 25). Автор формулирует собственную позицию, используя______________(предложение 21). Выразительность речи придают___________(предложение 24) и ______________ (предложение 27), а уверенность автора подчёркивается с помощью________
_________ (предложения 13, 28).
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
4) гипербола
5) антитеза
6) вводное слово
7) парцелляция
8) развёрнутая метафора
9) перифраз
10) градация
ТЕКСТ 15
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные J рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. (2)Страна эта лежала у всех под носом — как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. (3)Но для литературы, для читателей была она тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землёю.
(4)Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье, этот особый мир, который, пожалуй, и представить трудновато нынешнему читателю.
(5)Глухие длинные заборы, одноэтажные домики в пять окон с густыми садами и огородами, герань на подоконниках, а в окнах — чиновник с гитарой или купец в красной рубашке, пьющий чай «до третьей тоски»... (б)Жизнь сонная, закисшая, со своими чудачествами, грубостью и предрассудками окружала Островского с той самой поры, как он начал помнить себя.
(7)3десь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, покупали годовые запасы рыбы, мёду и капусты. (8)3десь степенно беседовали о своих плутнях за стаканом «пуншика* бородатые купцы, здесь их молодые жёны и дочери выглядывали на улицу из-за коленкоровых занавесок, мечтая о «галантерейных» кавалерах. (9)3десь почта была великой редкостью, и солдата-инвалида, разносившего письма, пугались как нежданной беды. (Ю)Здесь люди добродетельные чай пили с изюмом, экономя дорогой сахар.
(11 )3десь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича». (12)3десь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. (13)3десь по праздникам спали до одиннадцати, ходили в церковь, пекли пироги, ужинали «туго-натуго», рано ложились гнать. (14)3десь одни презирали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные.
(15)На Пятницкой, на Зацепе, на Болвановке, в путанице замоскворецких переулочков, коленец и тупиков — каких только было не увидеть картин, каких разговоров не наслушаться!
(16)Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья». (17)Но значение его комедий быстро переросло рамки правдивого бытописания. (18)3а лицами возникали типы, за бытовыми картинками — социальные и психологические явления. (19)Молодой Островский стал наследником и соперником Гоголя в нарождавшейся русской драматургии...
(В. Лакшин)
Статья В. Лакшина посвящена творчеству известного писателя А. Островского. Вступление интригует читателя, благодаря тому что автор использовал _________(предложение 1). Добиваясь цели описать жизнь Замоскворечья XIX века, Лакшин
использует_________(предложения 5, 6, 7, 13, 14, 15).
Добиться правдивости в описании автору помогают __________ (купец, цирюльня, коленце, напомаженный). Это описание становится ярким и образным, поскольку автор применяет____________(жизнь сонная, ужинали «туго-натуго», закисшая, «галантерейные» кавалеры), а также___________(предложение 11). Особую выразительность, мерность описанию придаёт _______________ (предложения 7—14).
Текст становится более лёгким и доступным вследствие использования __________(лежать под носом, нетронутая земля, уходили корнями, переросло рамки).
Список терминов:
1) эпитет
2) анафора
3) метафора
4) устарелые слова
5) антитеза
6) перифраз 7)синекдоха
8) метонимия
9) ряды однородных членов
10) фразеологизм ТЕКСТ 16
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Пасхальная ночь! (2)Все уходили из дома, дети оставались одни с няней или гувернанткой. (З)Ночь была — как пещера: пустая, но полная ожиданием часа, когда прокатится над Москвой и Москвой-рекой первый удар колокола, с колокольни Ивана Великого. (4) И, кидаясь в его голос, задавшимся трепетом своих голосов все колокола Москвы и всех московских окрестностей, заголосят, заликуют неслыханным хоровым трезвоном, испуская в чёрную, как глухое сукно, ночь такое количество звуков, что, перегоняя все горелки детских игр и все симфонические концерты старших, перезванивая колокольным сияющим щебетом все колокольчики русских дорог и все весенние рощи, звуки, захлебнувшись собой, вырвутся из своего царства. (5)И тогда над Москвой-рекой полетит к ним на помощь воинство царства
соседнего — слепящее серебро, золото, олово, медь, жар мех Жар-птиц всех русских сказок, и, взлетая вверх, под тучи, обронит в холодные весенние воды, окаймлённые огоньками, перья всех цветов и красок со всех художнических палитр.
(6) По-московски это называлось — «ракеты». (7) А вокруг Царь-пушки царята всех пушек, не в силах стерпеть, выпустят на свободу из жерл ядра свои суворовским и кутузовским грохотами, — и уж ничего нельзя будет понять, ни увидеть, ни услыхать...
(По А. Цветаевой)
Текст А. Цветаевой посвящен детским воспоминаниям о праздновании Пасхи в дореволюционной Москве. Ярко и образно автор описывает необыкновенные впечатления пасхальной ночи. Начало текста
оформлено с помощью ^__________ (предложение 1), и
этот приём ёмко, но кратко вводит читателя в тему. Описания колокольного перезвона становится внушительным благодаря использованию лежащего в его основе приёма__________ (предложения 3—5), который усиливается _________ (см. подчёркнутый фрагмент предложения 4). Метафоричность речи усиливается с помощью _________. (предложения 3, 4).
Последний абзац становится образным из-за использования __________ (царята) и ___________ (суворовским и кутузовским грохотами).
Список терминов:
1) эпитет
2) именительный темы
3) метафора
4) гипербола
5) оказионализм
6) перифраз
7) олицетворение
8) литота
9) сравнение
10) фразеологизм |
|
|