Главная страница

Аллитерация — приём звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художест­венном, преимущественно поэтическом, тексте: Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны.



НазваниеАллитерация — приём звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художест­венном, преимущественно поэтическом, тексте: Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны.
страница3/5
Дата08.04.2016
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

ТЕКСТ 2

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1)Когда-то Достоевский провозгласил, что мир спа­сёт красота. (2)Век спустя наш слишком много пе­реживший современник с усмешкой и болью задал встречный вопрос: а кто спасёт красоту? (З)Наш век, в том числе и уже идущая его последняя треть, пока­зывает, что вопрос этот не праздный и не лишний. (4)Красота, способная спасти мир, к сожалению, сама очень уязвима. (5)Не только дерево — камень тоже. (5)Бронза тоже.

(6)В кинолетописи минувшей войны много страш­ных кадров. (7)В их ряду — документальная лента о гениальных ленинградских пригородах, разграбленных, развороченных, взорванных. (8)Этот фильм я смотрел давно, но освежать его в памяти не надо — первого впе­чатления вполне хватит на жизнь. (9)Благодаря опера­торам военных лет мы и сегодня можем увидеть, как худые, замёрзшие, измотанные бессонницей ленинград­цы снимают с постаментов на Аничковом мосту и увозят в укрытия знаменитых Клодтовых коней. (Ю)Благодаря этим безвестным поклонникам монументального искус­ства мы и сегодня можем увидеть этих коней на их при­вычных постаментах на Аничковом мосту. (11)А вот ат­ланты и кариатиды ни эвакуироваться, ни спрятаться не смогли — так и оставались при своих стенах, как некогда прикованный Прометей оставался при своей скале. (12)У титана, принёсшего людям огонь, ежеднев­но выклёвывал печень Зевсов-орел. (13)Каменных муж­чин и женщин всю войну ежедневно клевали пули, ми­ны, осколки. (14)С экрана, с серенькой ленты смотрят на нас изуродованные измученные лица.

(15)Любопытно, видели когда-нибудь эти кадры под­ростки, три ночи подряд разбивавшие скульптуры в мос­ковском дворике?

(16)В том же дворике, где так недолго простояли благородные каменные изваяния, расположен детский сад. (17)Целыми днями в любое время года ходят, бе­гают и возятся в свободном пространстве между до­мами совсем еще юные москвичи. (18)Растут, набираются ума-разума, понемногу осваивают окружающий мир.

(19)Давно известно: будущее ребёнка во многом за­висит от того, что встаёт перед его глазами буквально с первых минут на земле. (20)Ребятишки, о которых идёт речь, могли бы расти рядом со скромным, но все-таки парком скульптуры. (21)Теперь же глаза их будут вби­рать совсем иную картину: мусорные баки, обломки строительного камня, небольшую, но достаточно урод­ливую свалку, устроенную неизвестно когда и неизвест­но кем.

(22)Красота воспитывает. (23)Отсутствие красоты — тоже, только по-иному.

(Л. Жуховицкий)
Текст Л. Жуховицкого посвящен актуальным про­блемам спасению культурного наследия прошлого и воспитательной силе красоты. Подчеркнуть ак­туальность проблемы автору помогают_________(предложения 3, 4). Чтобы усилить впечатление читателя об ущербе, нанесённом искусству войной, автор применяет приём__________(предложения 11

13). Выразительности речи способствует использо­вание_____________ (предложения 10, 16). Смысло­вые центры текста выделяются с помощью особых синтаксических средств в_______ (предложе­ния 2, 15) и_______________(предложения 4, 5, 6;17, 18 и 22, 23).

Список терминов:

1) сравнение

2) аналогия

3) риторический вопрос

4) вопросно-ответное единство

5) перифраз

6) парцелляция

7) эпитет

8) градация

9) гипербола

10) ирония
ТЕКСТ 3

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1)Район за Невской заставой долгое время сущест­вовал для меня как символ «революционного пролетар­ского движения». ...(2)Сырой, туберкулёзный винный смрад воздуха, косенькие бараки и мрачные заводы, вы­росшие на топкой, глинистой почве вдоль Шлиссельбургского тракта, и клонированные рабочие с оружием пролетариата в руках. (З)Отсюда путь был, действитель­но, один — в революцию.

(4)3а Невской заставой родилась Ольга Фёдоровна Берггольц. (5)Это объясняет многое в её судьбе, если не всё.

(б)Деревянный домик на Палевском, где жила се­мья заводского врача Фёдора Христофоровича Берггольца, носит теперь имя первого наркома путей сооб­щения Елизарова. (7)Именем же поэта названа малень­кая улочка в том же районе. (8)Всё согласно табели о рангах.

(9)В окно этого дома маленькая Оля всегда видела «розоватое трепещущее пламя» (тревожная для детства деталь пейзажа). (Ю)Няня объяснила, что это «работает Чугунный завод». (П)Речь шла об Александровском за­воде, который теперь, как легко догадаться, носит на­звание Пролетарский. (12)Завод на месте.

(13)Одно зарево ей запомнилось особо, оно осветило всю спальню, бешено летели чёрные фыркающие голо­вешки. (14)Няня и тут успокоила: «Просто участок жгут, фабрично-заводские взбунтовались». (15)Это уже был Октябрь 17-го. (16)Оле было десять лет.

(17)Мать хотела вырастить дочерей «тургеневскими девушками», сестры же видели себя в кепке и кожаной тужурке, печалились, что не попали на Гражданскую, и мечтали принять участие в последних схватках с ми­ровой буржуазией.

(18)Революция была для них не катастрофой, но час­тью детства, средой обитания и идеалом.

(19)Первые воспоминания кодируют жизнь. (20)Если у Ахматовой это было зелёное, сырое великолепие царскосельских парков и «ипподром, где скакали ма­ленькие пёстрые лошадки», то у Берггольц: «...О, Нев­ская застава, Невская застава! Ночи, полные багровых зарев с Чугунного завода. Первая моя любовь. Первые манифестации».

(21)Механизм известен: что в детстве представляется красивым, с годами получает полномочия правды, ко­торая навсегда сопряжена к тому же с идеальным обра­зом. (22)Такой капкан.

...(23) Романтика революции была у её поколения в крови.

(Н. Крыщук)

Текст, посвященный детству известной поэтессы Ольги Берггольц, поднимает общую проблему влия­ние впечатлений детства на формирование личности человека. Воссоздать обстановку первых десятилетий XX века автору помогают __________ (предложения 1, 2, 6, 17). Особенности мировоззрения поэтессы вы­свечиваются на фоне изображения иных взглядов, чему способствует такой приём, как ____________ (пред­ложения 18, 20). Текст становится более выразитель­ным благодаря использованию ___________ (предложе­ния 3, 8, 18, 19, 22) и ____________ (предложения 2,15, 17). Собственные оценки и отношение к отдель­ным предметам и явлениям автор выражает с по­мощью ______________(2, 9, 13, 20).

Список терминов:

1) эпитет

2) перифраз

3) синекдоха

4) метафора

5) антитеза

г 6) фразеологизм

7) историзм

8) сравнение

9) инверсия

10) гипербола
ТЕКСТ 4

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1)Как-то в сочинении на тему «Портреты героев в творчестве Тургенева» я раскритиковал статичный, как мне показалось, портрет у Тургенева, противопоставляя ему динамичный портрет у Чехова. (2)Начиналось со­чинение так: «Ещё древнегреческий философ Гераклит заметил: «Никто дважды не может вступить в одну реку, через миг и он не тот, и река другая». (З)Наша учитель­ница литературы, незабвенная Анна Алексеевна Ясно-польская, написала в тетради, что решительно со мной не согласна, но ставит за сочинение «пятёрку», призна­вая за мной право думать о Тургеневе по-своему. (4)Мне захотелось узнать, в чём её несогласие со мной. (5)Она сказала, что сочинению не хватает исторической перс­пективы: вряд ли был возможен портрет в манере Че­хова, если бы Тургенев не довёл до совершенства порт­рет, характерный для предыдущего периода литерату­ры. (б)Потом, молодо сверкнув глазами, отчего её некрасивое лицо стало прекрасным, осведомилась, что именно мною читано из Гераклита. (7)Гераклита я, понятно, не читал и честно признался, что его слова об изменчивости мира взял из книги Лункевича «От Гераклита до Дарвина».

(8)— В этих случаях, — строго сказала Анна Алек­сеевна, — полагается указывать, что вы цитируете Гераклита по Лункевичу. (9)Эрудицию следует иметь на­стоящую, поверхностной щеголять не годится.

(Ю)Она была права, (Н)Ведь я не просто выразил своё отношение к портрету у Тургенева, а сильно пре­увеличил его. (12)Не просто привёл слова древнего фи­лософа, а щегольнул ими. (13)Надеялся поразить класс. (14)Подсознательно брал реванш за то, что не танцую, за то, что неуклюж, за малые успехи на уроках физ­культуры. (15)Сочинение мне Анна Алексеевна прочи­тать вслух не предложила. (16)Взять реванша не уда­лось. (17)А если бы прочитал? (18)Разве это что-нибудь изменило бы?

(19)Так я, наверное, первый раз в жизни столкнулся с проблемой: что важнее — быть или казаться?

(20)«Быть!» — требовала любимая учительница, ко­торой мы обязаны большим, чем только уроками лите­ратуры, — уроками нравственности.

(С. Львов)

Автор текста С. Львов поднимает нравственную

проблему, которая выражается в форме__________ (предложение 19). Смысловой центр текста выража­ется с помощью ____________ (предложения 1, 9),

а стилистический приём, основанный на этом, назы­вается __________. Описывая случай из собственной жизни, вызвавший размышления об истинной эруди­ции, автор прибегает к стилистическим приёмам ____________(предложения 9, 11, 14, 16) и___________

(предложения 6, 7, 8), которые делают текст более выразительным. Передать состояние и намерения автора в пору осознания собственного заблуждения помогает такое синтаксическое средство, как _________ (предложения 1014).

Список терминов:

1) оксюморон

2) антитеза

3) метафора 4)сравнение

5) антономазия

6) парцелляция

7) инверсия

8) антонимы

9) риторический вопрос

10) риторическое восклицание

11) метонимия
ТЕКСТ 5

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1)0 неформалах известно довольно много. (2)Известно, как стригутся, как одеваются, что поют и танцуют, какую музыку предпочитают и ещё всякое разное. (3)И облик их, и манеры, и танцы вызывают порой просто шок. (4)И тя­нет предположить, что у людей, одетых и стриженных до такой степени «не так», и всё прочее должно быть тоже предельно «не так». (5)И по-человечески я могу понять коллегу, который требует пресечь рок-музыку, ибо она якобы толкает молодежь к бездуховности, нар­комании и свободной любви.

(6)Но предположить наличие связи — ещё не значит её доказать.

(7)В любой из наших столиц, в городах-миллионниках, в портах, на курортах, в областных центрах моло­дёжная толпа ярка, необычна и разнолика. (8)Но даже в этой толпе выделяются необычностью группы парней и девушек, порой едва переступивших подростковый возраст, порой уже вошедших в зрелость. (9)Попробуем всмотреться в них без предвзятости, учитывая только факты и отстраняя домыслы. (10)Вот идёт парень лет двадцати, на шее у него цепочка белого металла, на куртке заклёпки, а в правом ухе серьга. (11) 0 чём это говорит? (12)Если опираться на одни лишь факты —

только о том, что на шее у него цепочка, на куртке за­клёпки, а в правом ухе серьга.

(13)Нелепость, уродство, вызов? (14)Не знаю. (15)Может быть.

(16)Но навстречу ему идёт женщина лет сорока, почтенная во всех отношениях, мать семейства, член месткома и даже председатель кассы взаимопомощи. (17)Разве придёт нам в голову шальная идея объявить её наркоманкой и жрицей свободной любви? (18)А ведь у неё на шее тоже цепочка, да еще из жёлтого металла, а на блузке крупная брошь, а в ушах даже не одна, а целых две серьги!

(19)Вот торопится к автобусу миловидная девушка, стриженная почти «под ноль». (20)3ачем? (21)С какой стати? (22)Что она хочет сказать этим?

(23)Не знаю. (24)Но вижу, как поблизости пересека­ет улицу колонна солдат, и каждый стрижен не почти, а вовсе «под ноль». (25)Понимаю, у них на то есть при­чины. (26)Но, может, и у неё есть причины?

(27)Непривычное пугает. (28)Когда почтенный граж­данин, проходя по бульвару, видит на одной скамейке шестерых или восьмерых молодых людей, у каждого из которых на запястье нитка с бисером, он Невольно убы­стряет шаг: уж не затевают ли чего? (29)Почему же его не страшат десять незнакомцев — у каждого на шее галстук! — которые закрываются на два часа в кабинете и велят никого не пускать? (ЗО)Уж эти-то точно что-то затевают!

(31)Я не оправдываю крайностей моды и не осуждаю их. (32)Я просто предлагаю на них не сосредоточиваться. (ЗЗ)Ведь, уткнувшись глазом в блестящие заклёпки или двухцветные волосы, можно проглядеть нечто более ин­тересное, странное и значительное.

(Л. Жуховицкий)

Текст, написанный Л. Жуховицким, посвящен мо­лодёжной субкультуре. Автор прибегает к описанию внешнего вида неформалов, используя__________(пред­ложения 2—5, 7, 10), что делает описание более точным и развёрнутым. При выражении отношения об­щества к неформальной моде автор использует приём______________ (предложение 3). Усиливает влияние

на читателя такой синтаксический приём, как__________(предложения 1, 2). Благодаря____________(предложения 1115, 2023) автор строит диалог с читателями. Своё отношение к моде неформалов автор выражает с помощью ____________ (предложе­ния 12, 16—18, 28—30), а вывод делает с помощью такого тропа, как__________ (предложение 33).

Список терминов:

1) парцелляция

2) гипербола

3) метонимия

4) литота

5) ряды однородных членов

6) вопросно-ответное единство

7) риторический вопрос

8) перифраз

9) ирония

10) метафора
ТЕКСТ 6

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1)Жизнь человек выбирает не сам себе, она опреде­ляется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть куда понесёт. (2)Если бы мне дано было повторить жизнь — я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями ут­рат, которые, кстати, помогают обострённей видеть мир и глубже чувствовать доброту. (3)И лишь одно я просил ы у своей судьбы — оставить со мной маму. (4)Её мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сей­час, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми по­жившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю и уми­ротворить себя и его безбрежно добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке.

(5)Берегите матерей, люди! (б)Берегите! (7)Они бы­вают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может — говорит это вам человек, kорый имеет право на доверие — он пережил свою мать на сорок уже с лишним лет.

(В. Астафьев)

Текст В. Астафьева адресован молодым людям. Ав­тор предлагает им задуматься над мнением опыт­ного, многое осмыслившего человека. Основную мысль текста автор выражает с помощью __________ (Бе­регите матерей, люди! Берегите!). Выразить собст­венную позицию автору помогают_____________ (че­ловек выбирает жизнь, возраст сравнивает меня, нет в душе метания). Описать собственную жизнь, а также отношение матери, к своему ребенку автору удалось благодаря использованию __________ (предло­жения 2, 4). Текст делается более понятным вслед­ствие использования в нём___________(просить судь­бу, доброе сердце).

Списки терминов:

1) метафора

2) сравнение

3) эпитет

4) ряды однородных членов

5) риторическое восклицание

6) умолчание 7)градация

8) устойчивые выражения

9) синтаксический параллелизм

10) анафора
ТЕКСТ 7

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1)Нынешней осенью в глухой вологодской деревне ломали начальную школу на дрова и дом по соседству с нею. (2)Я смотрел на самодельную азбуку, которую топтали сапогами наехавшие из Прикарпатья шабашни­ки, которым всё равно, что у нас ломать и что строить, на самодельные стоячие счёты, на парты, сколоченные деревенскими плотниками, на весь тот бедный и свя­щенный для нас уклад и справу той школы, где все мы наяву, в натуре, так сказать, пользовались предостав­ленным правом на образование и откуда вышли все в поди, начались как труженики, солдаты и литераторы. (З)Бывая в современных школах, я радуюсь их современному устройству, быту, обстановке, радуюсь за де­тей, которые учатся в них, но всё-таки люблю и никогда не перестану любить и быть благодарным той школе, где учился по самодельной азбуке читать и считать на палочках, сделанных из лучинок, школу, которую нын­че так играючи, с лёгким сердцем ломают на дрова чу­жие, равнодушные ко всему, люди, которым совершенно наплевать на какую-то там историю и культуру Отече­ства нашего, были бы гроши и харчи хороши!

(4)Нетипично? (5)Отстало? (б)Деревни обречены на слом и вымирание — слышу я беспрестанно и отовсюду. (7)Но они ещё не вымерли, они ещё живут и работают, и в них, как правило, доживают свой век те люди, ко­торым все мы, от мала до велика, обязаны всем, в том числе и нашим сытым благополучием и благодушием, — это бывшие организаторы деревенской жизни, участни­ка, большей частью — инвалиды воины!.. (8)Им, жевав­шим траву, мякину, кору пополам с лебедой и подняв­шим нас и государство, выдержавшим войну, всё без остатка отдавшим для Победы, мы должны не только поклониться до земли, но и обязаны работу для них де­лать так же честно, самоотверженно, как делают её они.

(В. Астафьев)

С любовью говорит В. Астафьев о своей школе. Передать её обстановку, описать уклад школьной жиз­ни автору помогают_________(предложения 2, 7). Бо­лее выразительным это описание делает___________ (бедный и священный уклад). Разговорность тексту прдаёт использование ___________ (поклониться до земли, доживать свой век, вышли в люди, с лёгким сердцем, от мала до велика), а выражению оценки происходящего и эмоций способствует ___________ (предложение 3). Автор как бы вступает в диалог с читателями, используя_________(предложения 4—6).

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) эпитет

3) поговорка

4) экспрессивная книжная лексика

5) риторическое восклицание

6) экспрессивная разговорная лексика

7) вопросно-ответное единство

8) фразеологизм

9) ирония

10) развёрнутая метафора
ТЕКСТ 8

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1)Не большая и не маленькая река Сейм, то округ­ляясь на травянистых плесах, то хлопая лопухами...,катилась в горловинки и даже пошумливала. (2)Вода в ней желтовато-серая с фиолетовыми разводами у берегов и возле ощипанной гусями осоки. (3)И эта вот осока, шириной в два пальца, кинжально-торчащая у берегов и по-ужиному шипящая, только и поражала моё вооб­ражение, да ещё гуси, которых тут бродили тысячи, если не миллионы. (4)Дерзкие, драчливые птицы, привык­шие трудом, а то и разбоем промышлять себе пищу, точ­но ведающие, что за каждую из них полагается большой штраф, если шофёр раздавит, и потому надменно, как московские пешеходы, ведут они себя на дорогах. (5)Не знаю, что такое курский соловей, — не слышал, но кур­ский гусь — это фигура!

(6)Гуси были уже тяжелы — истекал срок их жизни, или, как выражается один мои знакомый, «наступал конец пределу». (7)Сожжённый жарою и задушенный пылью, падал с кустов осенний лист; объятый клубом земного праха, как подбитый танк дымом, двигался по полю трактор с картофелекопалкой, мчались машины на спиртзавод, соря по дороге буряками и картошками; вдали виднелся перелесок, над которым висело не утом­лённое, а прямо-таки уморённое солнце; общипанные, объеденные и загаженные гусями и утками берега Сей­ма пустынны и тихи, лишь вяло гонялись над водою за мошками ласточки-береговушки, да где-то за пово­ротом реки председательским голосом орал на всю окру­гу петух.

(8)Избалованного броской, поражающей глаз и вооб­ражение красотой Сибири, меня угнетала эта наработан­ная, заезженная, искорчёванная земля, на которой и присесть-то негде, попить водицы невозможно, потому что по реке гнало тучи белого пера, а в воздухе неот­ступно висел запах гусиного помёта. (9)Всё больше и больше дивился я тому, что идущий со мной рядом друг мой говорит об этой земле растроганно, и не говорит, а прямо-таки поёт немножко носовым, неторопливым го­лосом, и так поёт, ровно уж и нет краше земель на свете, чем курская. (10)Большое и доброе лицо его как посетила блаженная улыбка, когда мы вышли из поезда, да так и не сходит.

(11)Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Любить Родину», — а может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя, а? (12)Если любовь можно при­вить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжёлую ладонь на детскую голову, и притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займётся сердчишко в частом, растроганном бое, и преж­де всего в матери, в отце ощутишь Родину свою. (13)А уж какая она, эта Родина — всё зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей. (14)В голой пустыне живут лю­ди, и в тундре живут люди и любят её так же, как люблю я свою диковатую и прекрасную Сибирь, как любит рабо­тящую, пожалуй что уж усталую от трудов и набегов пристепную Русь, мой друг, не громко, но так проникновенно поющий о ней вот уж почти двадцать лет.

(В. Астафьев)

А Известный писатель Виктор Астафьев с мас­терством художника описывает картины природы нашей Родины. Поражённый необычной картиной, ав­тор использует в предложении 3 __________, чтобы передать масштабы увиденного. ___________ (гусь персона) это выражение авторской оценки. А сде­лать описание ярким и образным писателю удалось благодаря ___________ (кинжально-торчащая и по-ужиному шипящая осока, дерзкие птицы, задушен ный пылью лист). Встречаются в описании и ___________ (предложения 4, 7). Всё это делает опи­сание природы зримым и образным.

Б. Рассуждая об истоках любви к Родине, чувства Родины, автор прибегает к ________ (предложение 12). Большое выразительное значение имеет -______(предложения 11, 12). Отношение автора к своей земле передаётся не только с помощью слово «люблю», но и посредством __________ (диковатая и прекрасная Си­бирь) . А отношение друга и попутчика писателя к своей малой родине передаётся через ____________ (гово­рит поёт, предложение 9).

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнение

3) метафора

4) гипербола

5) антитеза

6) вопросно-ответное единство 7)синекдоха

8) развёрнутая метафора

9) контекстуальные антонимы

10) градация
ТЕКСТ 9

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1)Мы привыкли к расхожим понятиям, они стано­вятся для нас не только обыденны, но и удобны. (2) Вот привыкли говорить: «Сначала было слово». (З)Однако слово-то происходит из звуков, стало быть, сперва был звук, и звук тот растворён в природе, и никому непод­властно услышать его, перенять у природы и передать людям, кроме поэта и музыканта. (4)А может быть, прежде звука было чувство? (5)Может быть, всем, что есть вокруг нас и в нас, и прежде всего мыслью, движет чувство? (б)Оно-то и есть первородство звука и самого слова и, стало быть, вытекающего из них вечно святого и светлого истока поэзии, который, набирая мощь полнозвучия, а в наше время широты и шума, вот уже много веков мчится, не иссякая, будоража человеческое серд­це, наполняя его восторгом и печалью, подымая бури страстей и услаждая тихой музыкой.

(7)Вечна загадка поэта и вечно наше желание отга­дать её, пробиться сквозь какую-то невидимую преграду или пелену и постичь то, что за строкой, то есть душу поэта, но когда это произойдёт, поэзия утратит смысл и «секрет», стихи станет возможно изготавливать каж­дому мало-мальски грамотному человеку, как сейчас учащиеся средней школы на станции юных техников с помощью простых инструментов, из обыкновенных ма­териалов могут выточить и собрать электромузыкаль­ный прибор, радиоприёмник, и даже ракету, и любые вещи, так недавно ещё поражавшие воображение и по­вергавшие нас в изумление своей непонятностью и не­доступностью.

(8)Верую, с поэзией этого не произойдёт, во всяком разе не произойдёт до тех пор, пока не отформуется че­ловеческая душа, не сделается стандартной, подобно кирпичу, хотя поползновения, и явные, к этому имеют­ся и есть люди, стремящиеся к тому, чтобы всё было одинаково — дома, леса, дороги, одежда и человеческая мысль. (9)Поэзия всегда восставала против бездушия и стандарта, она всегда стремилась возвысить человека, и в этом её непреходящее величие и, воспользуюсь быто­вым словом, — постоянная польза для всех нас, а при­вораживать человека, околдовывать его словом, точно старинным складным наговором, — это её милая игра с уставшим человеком, которая, с букваря начавшись, открыв глаза ребёнку на мир, постепенно втягивает его в серьёзный разговор, становится строгим и взыскатель­ным собеседником. (10)Как это необходимо в наш сует­ный век, когда всё «секретное» вроде бы рассекречено, когда после «прелестей» общежития человека всё чаще и чаще тянет побыть наедине с собой, предаться созер­цанию и осмыслению своей, а значит, и всей нашей,

жизни.
1   2   3   4   5