|
ТЕКСТ 2
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Когда-то Достоевский провозгласил, что мир спасёт красота. (2)Век спустя наш слишком много переживший современник с усмешкой и болью задал встречный вопрос: а кто спасёт красоту? (З)Наш век, в том числе и уже идущая его последняя треть, показывает, что вопрос этот не праздный и не лишний. (4)Красота, способная спасти мир, к сожалению, сама очень уязвима. (5)Не только дерево — камень тоже. (5)Бронза тоже.
(6)В кинолетописи минувшей войны много страшных кадров. (7)В их ряду — документальная лента о гениальных ленинградских пригородах, разграбленных, развороченных, взорванных. (8)Этот фильм я смотрел давно, но освежать его в памяти не надо — первого впечатления вполне хватит на жизнь. (9)Благодаря операторам военных лет мы и сегодня можем увидеть, как худые, замёрзшие, измотанные бессонницей ленинградцы снимают с постаментов на Аничковом мосту и увозят в укрытия знаменитых Клодтовых коней. (Ю)Благодаря этим безвестным поклонникам монументального искусства мы и сегодня можем увидеть этих коней на их привычных постаментах на Аничковом мосту. (11)А вот атланты и кариатиды ни эвакуироваться, ни спрятаться не смогли — так и оставались при своих стенах, как некогда прикованный Прометей оставался при своей скале. (12)У титана, принёсшего людям огонь, ежедневно выклёвывал печень Зевсов-орел. (13)Каменных мужчин и женщин всю войну ежедневно клевали пули, мины, осколки. (14)С экрана, с серенькой ленты смотрят на нас изуродованные измученные лица.
(15)Любопытно, видели когда-нибудь эти кадры подростки, три ночи подряд разбивавшие скульптуры в московском дворике?
(16)В том же дворике, где так недолго простояли благородные каменные изваяния, расположен детский сад. (17)Целыми днями в любое время года ходят, бегают и возятся в свободном пространстве между домами совсем еще юные москвичи. (18)Растут, набираются ума-разума, понемногу осваивают окружающий мир.
(19)Давно известно: будущее ребёнка во многом зависит от того, что встаёт перед его глазами буквально с первых минут на земле. (20)Ребятишки, о которых идёт речь, могли бы расти рядом со скромным, но все-таки парком скульптуры. (21)Теперь же глаза их будут вбирать совсем иную картину: мусорные баки, обломки строительного камня, небольшую, но достаточно уродливую свалку, устроенную неизвестно когда и неизвестно кем.
(22)Красота воспитывает. (23)Отсутствие красоты — тоже, только по-иному.
(Л. Жуховицкий) Текст Л. Жуховицкого посвящен актуальным проблемам — спасению культурного наследия прошлого и воспитательной силе красоты. Подчеркнуть актуальность проблемы автору помогают_________(предложения 3, 4). Чтобы усилить впечатление читателя об ущербе, нанесённом искусству войной, автор применяет приём__________(предложения 11—
13). Выразительности речи способствует использование_____________ (предложения 10, 16). Смысловые центры текста выделяются с помощью особых синтаксических средств — в_______ (предложения 2, 15) и_______________(предложения 4, 5, 6;17, 18 и 22, 23).
Список терминов:
1) сравнение
2) аналогия
3) риторический вопрос
4) вопросно-ответное единство
5) перифраз
6) парцелляция
7) эпитет
8) градация
9) гипербола
10) ирония ТЕКСТ 3
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Район за Невской заставой долгое время существовал для меня как символ «революционного пролетарского движения». ...(2)Сырой, туберкулёзный винный смрад воздуха, косенькие бараки и мрачные заводы, выросшие на топкой, глинистой почве вдоль Шлиссельбургского тракта, и клонированные рабочие с оружием пролетариата в руках. (З)Отсюда путь был, действительно, один — в революцию.
(4)3а Невской заставой родилась Ольга Фёдоровна Берггольц. (5)Это объясняет многое в её судьбе, если не всё.
(б)Деревянный домик на Палевском, где жила семья заводского врача Фёдора Христофоровича Берггольца, носит теперь имя первого наркома путей сообщения Елизарова. (7)Именем же поэта названа маленькая улочка в том же районе. (8)Всё согласно табели о рангах.
(9)В окно этого дома маленькая Оля всегда видела «розоватое трепещущее пламя» (тревожная для детства деталь пейзажа). (Ю)Няня объяснила, что это «работает Чугунный завод». (П)Речь шла об Александровском заводе, который теперь, как легко догадаться, носит название Пролетарский. (12)Завод на месте.
(13)Одно зарево ей запомнилось особо, оно осветило всю спальню, бешено летели чёрные фыркающие головешки. (14)Няня и тут успокоила: «Просто участок жгут, фабрично-заводские взбунтовались». (15)Это уже был Октябрь 17-го. (16)Оле было десять лет.
(17)Мать хотела вырастить дочерей «тургеневскими девушками», сестры же видели себя в кепке и кожаной тужурке, печалились, что не попали на Гражданскую, и мечтали принять участие в последних схватках с мировой буржуазией.
(18)Революция была для них не катастрофой, но частью детства, средой обитания и идеалом.
(19)Первые воспоминания кодируют жизнь. (20)Если у Ахматовой это было зелёное, сырое великолепие царскосельских парков и «ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки», то у Берггольц: «...О, Невская застава, Невская застава! Ночи, полные багровых зарев с Чугунного завода. Первая моя любовь. Первые манифестации».
(21)Механизм известен: что в детстве представляется красивым, с годами получает полномочия правды, которая навсегда сопряжена к тому же с идеальным образом. (22)Такой капкан.
...(23) Романтика революции была у её поколения в крови.
(Н. Крыщук)
Текст, посвященный детству известной поэтессы Ольги Берггольц, поднимает общую проблему — влияние впечатлений детства на формирование личности человека. Воссоздать обстановку первых десятилетий XX века автору помогают __________ (предложения 1, 2, 6, 17). Особенности мировоззрения поэтессы высвечиваются на фоне изображения иных взглядов, чему способствует такой приём, как ____________ (предложения 18, 20). Текст становится более выразительным благодаря использованию ___________ (предложения 3, 8, 18, 19, 22) и ____________ (предложения 2,15, 17). Собственные оценки и отношение к отдельным предметам и явлениям автор выражает с помощью ______________(2, 9, 13, 20).
Список терминов:
1) эпитет
2) перифраз
3) синекдоха
4) метафора
5) антитеза
г 6) фразеологизм
7) историзм
8) сравнение
9) инверсия
10) гипербола ТЕКСТ 4
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Как-то в сочинении на тему «Портреты героев в творчестве Тургенева» я раскритиковал статичный, как мне показалось, портрет у Тургенева, противопоставляя ему динамичный портрет у Чехова. (2)Начиналось сочинение так: «Ещё древнегреческий философ Гераклит заметил: «Никто дважды не может вступить в одну реку, через миг и он не тот, и река другая». (З)Наша учительница литературы, незабвенная Анна Алексеевна Ясно-польская, написала в тетради, что решительно со мной не согласна, но ставит за сочинение «пятёрку», признавая за мной право думать о Тургеневе по-своему. (4)Мне захотелось узнать, в чём её несогласие со мной. (5)Она сказала, что сочинению не хватает исторической перспективы: вряд ли был возможен портрет в манере Чехова, если бы Тургенев не довёл до совершенства портрет, характерный для предыдущего периода литературы. (б)Потом, молодо сверкнув глазами, отчего её некрасивое лицо стало прекрасным, осведомилась, что именно мною читано из Гераклита. (7)Гераклита я, понятно, не читал и честно признался, что его слова об изменчивости мира взял из книги Лункевича «От Гераклита до Дарвина».
(8)— В этих случаях, — строго сказала Анна Алексеевна, — полагается указывать, что вы цитируете Гераклита по Лункевичу. (9)Эрудицию следует иметь настоящую, поверхностной щеголять не годится.
(Ю)Она была права, (Н)Ведь я не просто выразил своё отношение к портрету у Тургенева, а сильно преувеличил его. (12)Не просто привёл слова древнего философа, а щегольнул ими. (13)Надеялся поразить класс. (14)Подсознательно брал реванш за то, что не танцую, за то, что неуклюж, за малые успехи на уроках физкультуры. (15)Сочинение мне Анна Алексеевна прочитать вслух не предложила. (16)Взять реванша не удалось. (17)А если бы прочитал? (18)Разве это что-нибудь изменило бы?
(19)Так я, наверное, первый раз в жизни столкнулся с проблемой: что важнее — быть или казаться?
(20)«Быть!» — требовала любимая учительница, которой мы обязаны большим, чем только уроками литературы, — уроками нравственности.
(С. Львов)
Автор текста С. Львов поднимает нравственную
проблему, которая выражается в форме__________ (предложение 19). Смысловой центр текста выражается с помощью ____________ (предложения 1, 9),
а стилистический приём, основанный на этом, называется __________. Описывая случай из собственной жизни, вызвавший размышления об истинной эрудиции, автор прибегает к стилистическим приёмам ____________(предложения 9, 11, 14, 16) и___________
(предложения 6, 7, 8), которые делают текст более выразительным. Передать состояние и намерения автора в пору осознания собственного заблуждения помогает такое синтаксическое средство, как _________ (предложения 10—14).
Список терминов:
1) оксюморон
2) антитеза
3) метафора 4)сравнение
5) антономазия
6) парцелляция
7) инверсия
8) антонимы
9) риторический вопрос
10) риторическое восклицание
11) метонимия ТЕКСТ 5
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)0 неформалах известно довольно много. (2)Известно, как стригутся, как одеваются, что поют и танцуют, какую музыку предпочитают и ещё всякое разное. (3)И облик их, и манеры, и танцы вызывают порой просто шок. (4)И тянет предположить, что у людей, одетых и стриженных до такой степени «не так», и всё прочее должно быть тоже предельно «не так». (5)И по-человечески я могу понять коллегу, который требует пресечь рок-музыку, ибо она якобы толкает молодежь к бездуховности, наркомании и свободной любви.
(6)Но предположить наличие связи — ещё не значит её доказать.
(7)В любой из наших столиц, в городах-миллионниках, в портах, на курортах, в областных центрах молодёжная толпа ярка, необычна и разнолика. (8)Но даже в этой толпе выделяются необычностью группы парней и девушек, порой едва переступивших подростковый возраст, порой уже вошедших в зрелость. (9)Попробуем всмотреться в них без предвзятости, учитывая только факты и отстраняя домыслы. (10)Вот идёт парень лет двадцати, на шее у него цепочка белого металла, на куртке заклёпки, а в правом ухе серьга. (11) 0 чём это говорит? (12)Если опираться на одни лишь факты —
только о том, что на шее у него цепочка, на куртке заклёпки, а в правом ухе серьга.
(13)Нелепость, уродство, вызов? (14)Не знаю. (15)Может быть.
(16)Но навстречу ему идёт женщина лет сорока, почтенная во всех отношениях, мать семейства, член месткома и даже председатель кассы взаимопомощи. (17)Разве придёт нам в голову шальная идея объявить её наркоманкой и жрицей свободной любви? (18)А ведь у неё на шее тоже цепочка, да еще из жёлтого металла, а на блузке крупная брошь, а в ушах даже не одна, а целых две серьги!
(19)Вот торопится к автобусу миловидная девушка, стриженная почти «под ноль». (20)3ачем? (21)С какой стати? (22)Что она хочет сказать этим?
(23)Не знаю. (24)Но вижу, как поблизости пересекает улицу колонна солдат, и каждый стрижен не почти, а вовсе «под ноль». (25)Понимаю, у них на то есть причины. (26)Но, может, и у неё есть причины?
(27)Непривычное пугает. (28)Когда почтенный гражданин, проходя по бульвару, видит на одной скамейке шестерых или восьмерых молодых людей, у каждого из которых на запястье нитка с бисером, он Невольно убыстряет шаг: уж не затевают ли чего? (29)Почему же его не страшат десять незнакомцев — у каждого на шее галстук! — которые закрываются на два часа в кабинете и велят никого не пускать? (ЗО)Уж эти-то точно что-то затевают!
(31)Я не оправдываю крайностей моды и не осуждаю их. (32)Я просто предлагаю на них не сосредоточиваться. (ЗЗ)Ведь, уткнувшись глазом в блестящие заклёпки или двухцветные волосы, можно проглядеть нечто более интересное, странное и значительное.
(Л. Жуховицкий)
Текст, написанный Л. Жуховицким, посвящен молодёжной субкультуре. Автор прибегает к описанию внешнего вида неформалов, используя__________(предложения 2—5, 7, 10), что делает описание более точным и развёрнутым. При выражении отношения общества к неформальной моде автор использует приём______________ (предложение 3). Усиливает влияние
на читателя такой синтаксический приём, как__________(предложения 1, 2). Благодаря____________(предложения 11—15, 20—23) автор строит диалог с читателями. Своё отношение к моде неформалов автор выражает с помощью ____________ (предложения 12, 16—18, 28—30), а вывод делает с помощью такого тропа, как__________ (предложение 33).
Список терминов:
1) парцелляция
2) гипербола
3) метонимия
4) литота
5) ряды однородных членов
6) вопросно-ответное единство
7) риторический вопрос
8) перифраз
9) ирония
10) метафора ТЕКСТ 6
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть куда понесёт. (2)Если бы мне дано было повторить жизнь — я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обострённей видеть мир и глубже чувствовать доброту. (3)И лишь одно я просил ы у своей судьбы — оставить со мной маму. (4)Её мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю и умиротворить себя и его безбрежно добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке.
(5)Берегите матерей, люди! (б)Берегите! (7)Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может — говорит это вам человек, kорый имеет право на доверие — он пережил свою мать на сорок уже с лишним лет.
(В. Астафьев)
Текст В. Астафьева адресован молодым людям. Автор предлагает им задуматься над мнением опытного, многое осмыслившего человека. Основную мысль текста автор выражает с помощью __________ (Берегите матерей, люди! Берегите!). Выразить собственную позицию автору помогают_____________ (человек выбирает жизнь, возраст сравнивает меня, нет в душе метания). Описать собственную жизнь, а также отношение матери, к своему ребенку автору удалось благодаря использованию __________ (предложения 2, 4). Текст делается более понятным вследствие использования в нём___________(просить судьбу, доброе сердце).
Списки терминов:
1) метафора
2) сравнение
3) эпитет
4) ряды однородных членов
5) риторическое восклицание
6) умолчание 7)градация
8) устойчивые выражения
9) синтаксический параллелизм
10) анафора ТЕКСТ 7
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Нынешней осенью в глухой вологодской деревне ломали начальную школу на дрова и дом по соседству с нею. (2)Я смотрел на самодельную азбуку, которую топтали сапогами наехавшие из Прикарпатья шабашники, которым всё равно, что у нас ломать и что строить, на самодельные стоячие счёты, на парты, сколоченные деревенскими плотниками, на весь тот бедный и священный для нас уклад и справу той школы, где все мы наяву, в натуре, так сказать, пользовались предоставленным правом на образование и откуда вышли все в поди, начались как труженики, солдаты и литераторы. (З)Бывая в современных школах, я радуюсь их современному устройству, быту, обстановке, радуюсь за детей, которые учатся в них, но всё-таки люблю и никогда не перестану любить и быть благодарным той школе, где учился по самодельной азбуке читать и считать на палочках, сделанных из лучинок, школу, которую нынче так играючи, с лёгким сердцем ломают на дрова чужие, равнодушные ко всему, люди, которым совершенно наплевать на какую-то там историю и культуру Отечества нашего, были бы гроши и харчи хороши!
(4)Нетипично? (5)Отстало? (б)Деревни обречены на слом и вымирание — слышу я беспрестанно и отовсюду. (7)Но они ещё не вымерли, они ещё живут и работают, и в них, как правило, доживают свой век те люди, которым все мы, от мала до велика, обязаны всем, в том числе и нашим сытым благополучием и благодушием, — это бывшие организаторы деревенской жизни, участника, большей частью — инвалиды воины!.. (8)Им, жевавшим траву, мякину, кору пополам с лебедой и поднявшим нас и государство, выдержавшим войну, всё без остатка отдавшим для Победы, мы должны не только поклониться до земли, но и обязаны работу для них делать так же честно, самоотверженно, как делают её они.
(В. Астафьев)
С любовью говорит В. Астафьев о своей школе. Передать её обстановку, описать уклад школьной жизни автору помогают_________(предложения 2, 7). Более выразительным это описание делает___________ (бедный и священный уклад). Разговорность тексту прдаёт использование ___________ (поклониться до земли, доживать свой век, вышли в люди, с лёгким сердцем, от мала до велика), а выражению оценки происходящего и эмоций способствует ___________ (предложение 3). Автор как бы вступает в диалог с читателями, используя_________(предложения 4—6).
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) эпитет
3) поговорка
4) экспрессивная книжная лексика
5) риторическое восклицание
6) экспрессивная разговорная лексика
7) вопросно-ответное единство
8) фразеологизм
9) ирония
10) развёрнутая метафора ТЕКСТ 8
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Не большая и не маленькая река Сейм, то округляясь на травянистых плесах, то хлопая лопухами...,катилась в горловинки и даже пошумливала. (2)Вода в ней желтовато-серая с фиолетовыми разводами у берегов и возле ощипанной гусями осоки. (3)И эта вот осока, шириной в два пальца, кинжально-торчащая у берегов и по-ужиному шипящая, только и поражала моё воображение, да ещё гуси, которых тут бродили тысячи, если не миллионы. (4)Дерзкие, драчливые птицы, привыкшие трудом, а то и разбоем промышлять себе пищу, точно ведающие, что за каждую из них полагается большой штраф, если шофёр раздавит, и потому надменно, как московские пешеходы, ведут они себя на дорогах. (5)Не знаю, что такое курский соловей, — не слышал, но курский гусь — это фигура!
(6)Гуси были уже тяжелы — истекал срок их жизни, или, как выражается один мои знакомый, «наступал конец пределу». (7)Сожжённый жарою и задушенный пылью, падал с кустов осенний лист; объятый клубом земного праха, как подбитый танк дымом, двигался по полю трактор с картофелекопалкой, мчались машины на спиртзавод, соря по дороге буряками и картошками; вдали виднелся перелесок, над которым висело не утомлённое, а прямо-таки уморённое солнце; общипанные, объеденные и загаженные гусями и утками берега Сейма пустынны и тихи, лишь вяло гонялись над водою за мошками ласточки-береговушки, да где-то за поворотом реки председательским голосом орал на всю округу петух.
(8)Избалованного броской, поражающей глаз и воображение красотой Сибири, меня угнетала эта наработанная, заезженная, искорчёванная земля, на которой и присесть-то негде, попить водицы невозможно, потому что по реке гнало тучи белого пера, а в воздухе неотступно висел запах гусиного помёта. (9)Всё больше и больше дивился я тому, что идущий со мной рядом друг мой говорит об этой земле растроганно, и не говорит, а прямо-таки поёт немножко носовым, неторопливым голосом, и так поёт, ровно уж и нет краше земель на свете, чем курская. (10)Большое и доброе лицо его как посетила блаженная улыбка, когда мы вышли из поезда, да так и не сходит.
(11)Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Любить Родину», — а может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя, а? (12)Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжёлую ладонь на детскую голову, и притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займётся сердчишко в частом, растроганном бое, и прежде всего в матери, в отце ощутишь Родину свою. (13)А уж какая она, эта Родина — всё зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей. (14)В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят её так же, как люблю я свою диковатую и прекрасную Сибирь, как любит работящую, пожалуй что уж усталую от трудов и набегов пристепную Русь, мой друг, не громко, но так проникновенно поющий о ней вот уж почти двадцать лет.
(В. Астафьев)
А Известный писатель Виктор Астафьев с мастерством художника описывает картины природы нашей Родины. Поражённый необычной картиной, автор использует в предложении 3 __________, чтобы передать масштабы увиденного. ___________ (гусь —персона) — это выражение авторской оценки. А сделать описание ярким и образным писателю удалось благодаря ___________ (кинжально-торчащая и по-ужиному шипящая осока, дерзкие птицы, задушен ный пылью лист). Встречаются в описании и ___________ (предложения 4, 7). Всё это делает описание природы зримым и образным.
Б. Рассуждая об истоках любви к Родине, чувства Родины, автор прибегает к ________ (предложение 12). Большое выразительное значение имеет -______(предложения 11, 12). Отношение автора к своей земле передаётся не только с помощью слово «люблю», но и посредством __________ (диковатая и прекрасная Сибирь) . А отношение друга и попутчика писателя к своей малой родине передаётся через ____________ (говорит — поёт, предложение 9).
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
4) гипербола
5) антитеза
6) вопросно-ответное единство 7)синекдоха
8) развёрнутая метафора
9) контекстуальные антонимы
10) градация ТЕКСТ 9
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Мы привыкли к расхожим понятиям, они становятся для нас не только обыденны, но и удобны. (2) Вот привыкли говорить: «Сначала было слово». (З)Однако слово-то происходит из звуков, стало быть, сперва был звук, и звук тот растворён в природе, и никому неподвластно услышать его, перенять у природы и передать людям, кроме поэта и музыканта. (4)А может быть, прежде звука было чувство? (5)Может быть, всем, что есть вокруг нас и в нас, и прежде всего мыслью, движет чувство? (б)Оно-то и есть первородство звука и самого слова и, стало быть, вытекающего из них вечно святого и светлого истока поэзии, который, набирая мощь полнозвучия, а в наше время широты и шума, вот уже много веков мчится, не иссякая, будоража человеческое сердце, наполняя его восторгом и печалью, подымая бури страстей и услаждая тихой музыкой.
(7)Вечна загадка поэта и вечно наше желание отгадать её, пробиться сквозь какую-то невидимую преграду или пелену и постичь то, что за строкой, то есть душу поэта, но когда это произойдёт, поэзия утратит смысл и «секрет», стихи станет возможно изготавливать каждому мало-мальски грамотному человеку, как сейчас учащиеся средней школы на станции юных техников с помощью простых инструментов, из обыкновенных материалов могут выточить и собрать электромузыкальный прибор, радиоприёмник, и даже ракету, и любые вещи, так недавно ещё поражавшие воображение и повергавшие нас в изумление своей непонятностью и недоступностью.
(8)Верую, с поэзией этого не произойдёт, во всяком разе не произойдёт до тех пор, пока не отформуется человеческая душа, не сделается стандартной, подобно кирпичу, хотя поползновения, и явные, к этому имеются и есть люди, стремящиеся к тому, чтобы всё было одинаково — дома, леса, дороги, одежда и человеческая мысль. (9)Поэзия всегда восставала против бездушия и стандарта, она всегда стремилась возвысить человека, и в этом её непреходящее величие и, воспользуюсь бытовым словом, — постоянная польза для всех нас, а привораживать человека, околдовывать его словом, точно старинным складным наговором, — это её милая игра с уставшим человеком, которая, с букваря начавшись, открыв глаза ребёнку на мир, постепенно втягивает его в серьёзный разговор, становится строгим и взыскательным собеседником. (10)Как это необходимо в наш суетный век, когда всё «секретное» вроде бы рассекречено, когда после «прелестей» общежития человека всё чаще и чаще тянет побыть наедине с собой, предаться созерцанию и осмыслению своей, а значит, и всей нашей,
жизни.
|
|
|