Главная страница

Аллитерация — приём звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художест­венном, преимущественно поэтическом, тексте: Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны.



НазваниеАллитерация — приём звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художест­венном, преимущественно поэтическом, тексте: Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны.
страница2/5
Дата08.04.2016
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

Перифраз (перифраза) — это замена конкретного по­нятия описательным образным оборотом:

Но, шумом бала утомленный-И утро в полночь обратя, Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя.

(А. Пушкин)

В этом четверостишье поэт применяет перифраз: заменяет конкретное наименование своего героя — Онегин — описательным оборотом — «забав и роскоши дитя».

В перифразах внимание адресата привлекается к ка­кому-то одному признаку предмета и явления, а все дру­гие как бы затушёвываются, поэтому перифразы дают возможность писателю выделить те черты, которые для него особенно важны в художественном отношении. «Это было, когда улыбался только мёртвый», — так пишет А. Ахматова о страшном времени сталинских репрессий, не привлекая внимания к прочим характе­ристикам времени, а сосредоточиваясь на мироощуще­нии тех, кого коснулись репрессии.

К тропам относятся образные перифразы: муза пла­ча и печали, шальное исчадие ночи белой, Царско­сельская Муза — так М. Цветаева назвала А. Ахматову, а наименования своего родного города — Москвы — поэтесса заменила образными перифразами: певучий град, нерукотворный град, город, отвергнутый Пет­ром, огромный странноприимный дом. Есть перифра­зы, которые сохраняют прямое значение входящих в них слов: город на Неве, работники прилавка. Такие перифразы представляют собой лишь переименования предметов. В отличие от образных перифразы необраз­ные выполняют в речи не эстетическую, а смысловую функцию, помогая автору точнее выразить мысль и по­ясняя мало известные читателю слова: Должно быть, в третьем [этаже] был наш дортуар две высокие, большие, под углом друг к другу комнаты (А. Цве­таева).

Индивидуально-авторские перифразы отличаются новизной, яркостью; они передают самые разные экс­прессивные оттенки: Унылая пора! очей очарованье! (А. Пушкин); страна берёзового ситца (С. Есенин); пе­вец площадных чудес (о Маяковском) (М. Цветаева). Пе­рифразы, получившие устойчивый характер, называют­ся общеязыковыми: страна восходящего солнца, зелё­ный змий, солнце русской поэзии.

Использование перифразов в тексте позволяет избе­жать повторений.

Ирония — иносказание, в котором буквальный смысл приобретает обратное значение: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов). В этом обращении к Ослу, который, как известно, символизирует глупость, определение «умная» употребляется в обратном смысле. Ирония обычно содержит отрицание и осмеяние под ма­ской одобрения, это тонкая насмешка, прикрытая учти­востью: Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей (А. Грибоедов).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Антитеза — оборот, в котором резко противопостав­ляются противоположные понятия:

Они сошлись.

Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

Как стилистическая фигура, антитеза основана на сравнении признаков, присущих разным предметам и выраженных антонимами: Ненавижу всяческую мерт­вечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. Маяковский). В отличие от оксюморона, в антитезе не происходит слияния двух противоположных понятий в одно: Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль (М. Лермонтов). Противопоставление, подчёркнутое в антитезе, позволяет высветить оба из его компонентов, привлечь к ним внимание, сделать ярче: Не видать мне, что ли, ни денёчков светлых, ни ночей безлунных (В. Высоцкий).

Антитеза может быть многочленной, если она вклю­чает несколько антонимичных пар:

Полюбил богатый бедную, Полюбил учёный глупую, Полюбил румяный бледную, Полюбил хороший вредную: Золотой полушку медную. (М. Цветаева)

Антитеза часто используется в пословицах и пого­ворках: Ученье свет, а неученье тьма; Лето припасиха, зима прибериха, в заглавиях художест­венных произведений: «Война и мир», «Толстый и тон­кий» и др.

На антитезе могут быть построены значительные фрагменты текста:

В доме два лифта. Один слабенький, барахлит, часто ломается. Другой работал надёжно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадёжно. Перегорел мотор. Все ста­ли пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему тоже не выжить... Но он мало-помалу обрёл уверенность в себе и заработал бесперебойно.

Закон жизни, оказывается, распространяется и на тех нику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность и хилое создание, ощу­тив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать...

(А. Яхонтов)

В основе этого текста лежит антитеза: противопо­ставляются слабое и сильное, ненадёжное и надёжное, неуверенность и уверенность.
Инверсия (лат. inversion — перемещение, переста­новка) — это стилистическая фигура, состоящая в на­меренном изменении порядка слов. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение — определяемому слову, мо­жет служить художественным приёмом, прибегая к ко­торому автор достигает интонационной и стилистиче­ской выразительности: ...буду долго, буду просто разго­варивать стихами я (В. Маяковский); Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин). Как видно, перестановка частей фразы придаёт ей свое­образный выразительный оттенок.

Как правило, авторы прибегают к изменению обыч­ного порядка слов в предложении с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо слова, стилистиче­ской окрашенности или придания особого ритма фразе: Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей (С. Есенин). В данном примере стоящие после су­ществительных определения явно выделяются, помогая описанию неуютной сумеречной картины, а сама фраза становится более напевной, напоминающей народную

поэтику (сравним: Грозные волки воют с тощих полей в долгие зимние сумерки — прямой порядок слов).

Чтобы привлечь внимание слушателя, читателя ав­торы прибегают к самым различным перестановкам, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего — в конец, например: Выбегу, тело в улицу брошу я (В. Маяковский).

Градация — это фигура, заключающаяся в нанизыва­нии однотипных синтаксических единиц (например, од­нородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантиче­ская или эмоциональная значимость возрастает (восходя­щая градация) или убывает (нисходящая градация). То есть при градации элементы перечисления так располо­жены, что каждое последующее усиливает (реже ослабля­ет) значение предыдущего, благодаря чему создаётся на­растание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой (М. Цветаева).

Градация сочетает в себе сопоставление по сходству и по контрасту, поскольку входящие в неё компоненты име­ют общее в значении, но в то же время противопоставля­ются по степени интенсивности, мере выраженного смысла: На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция... я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их неуступным, обрывистым, обмёрзлым (А. Солженицын).
Зевгма — такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечислительный ряд однородных членов предложе­ния включают логически неоднородные компоненты: Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три боро­давки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цве­тами (Н. Гоголь). Как видно, синтаксическая конст­рукция в данном случае включает ряд однородных чле­нов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, вследствие чего создаётся комический эффект: Читал, выписывал, справлялся. И в книгах рылся, и в грядах... (И. А. Крылов); ...для власти, для ливреи не гнут ни совести, ни помыслов, ни шеи (А. С. Пушкин). В зевгме просматривается наложение смыслов: здесь происходит игра со значениями, когда в одном слове совмещаются два значения, причём каждое находит свою сочетаемость с логически разнородными эле­ментами перечисления: Одним ожесточеньем воли вы брали сердце и скалу (М. Цветаева). В этом примере про­являются два значения слова «брать»: в сочетании со сло­вом «сердце» оно обозначает «очаровывать», а в сочетании со словом «скала» — побеждать, завоёвывать, покорять.

Повтор — это общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности. Повторы могут обозначать длительность, интенсивность действия, большое количество или массу предметов, подчёркивать или уточнять признаки, усиливать эмоциональность речи: И звенят-звенят, звенят-звенят запястья... (М. Цвета­ева). Одно из назначений повторов — углубление смысло­вой стороны речи, выделение идеи, основного понятия. Повтор может служить основой в развитии мысли.

Анафора (единоначатие) — это повторение одинаковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой но­вой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон). Выдвигая наи­более важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нём внимание:

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами.

(М. Цветаева)

Анафора может вступать во взаимодействие с други­ми стилистическими приёмами, например с синтакси­ческим параллелизмом:

И снится Разину сон: Словно плачет болотная цапля. И снится Разину звон: Ровно капельки серебряные каплют.

(М. Цветаева)

Анафора способствует ритмизации речи:

Это утро, радость эта. Эта мощь и дня и света.

Этот синий свод. Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы.

Этот говор вод.

(А. Фет)

Эпифора (единоокончание) — повторение последних слов фразы:

О, не медли на соседней

Колокольне!

Выть хочу твоей последней

Колокольней!

(М. Цветаева)

Эпифора усиливает эмоциональность, интонацион­ную выразительность текста, выделяет главное, подчёр­кивает эмоциональное тождество следующих друг за другом отрезков речи: Досталась им буханка светлого хлеба радость! Сегодня фильм хороший в клубе радость! Двухтомник Паустовского в книжный ма­газин привезли радость! (А. Солженицын)

Симплока — это соединение в тексте анафоры и эпи­форы:

Привычные к степям глаза, Привычные к слезам глаза. (М. Цветаева)

Анадиплозис — это фигура стыка — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего эле­мента в начале следующей фразы:

Память о Вас тихим домком. Тихий домок — Ваш —- под замок. (М. Цветаева)

Многосоюзие (полисиндетон) — это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соедини­тельные союзы;

И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени.

(Н. Гумилёв)

Особенно выразительно многосоюзие в ряду одно­родных членов: И для него воскресли вновь и боже­ство,, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь (А. С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стре­мительность, создаёт эффект увеличения темпа:

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

(А.С. Пушкин)

При помощи бессоюзного соединения элементов пе­речисления поэт рисует быструю смену картин. Комби­нация бессоюзия и многосоюзия передаёт динамику:

Швед, русский — колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, гомон, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон... (А.С. Пушкин)

Эллипсис — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро закат, скоро —. назад: тебе в детскую, мне письма чи­тать дерзкие... (М. Цветаева). Синтаксическая непол­нота предложения не ведёт к его смысловой недостаточ-

ности, так как ситуация, контекст, фоновые знания по­зволяют восполнить мысленно пропуск: Мне же вольный сон, колокольный звон, зори ранние на Вагань-кове (М. Цветаева). Наиболее часто встречаются пред­ложения с пропуском сказуемого — глагола движения, перемещения в пространстве, глаголов речи, мысли. Пропуск сказуемого придаёт речи особый динамизм и экспрессию, создаёт ощущение стремительности, неожи­данности действия, быстрой смены событий, напряжён­ности психического состояния: Радостно книгу возьми­те ив класс! (В. Маяковский)

Умолчание — это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно пре­рывает мысль, предоставляя право слушателю (читате­лю) догадаться, какие слова не произнесены, и творче­ски завершить мысль:

Я сама не из таких, Кто чужим подвластен чарам, Я сама... Но, впрочем, даром Тайн не выдаю своих.

(А. Ахматова)

За многоточием скрывается неожиданная пауза, от­ражающая раздумье говорящего. Автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю право самому догадаться о недосказанном. Умолчание может предполагать пропуск того, что очень важно и значимо; недосказанное приобретает большую значимость, чем сказанное в открытую.

Риторическое восклицание — это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или син­таксическими средствами, а с помощью интонации: Ка­кое лето! Что за лето\ (Ф. Тютчев); Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Блок); Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н. Гоголь); О верю,.верю, счастье есть! (С. Есенин)

Риторический вопрос — одна из самых распростра­нённых стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде воп­роса, не требующего ответа: Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А. Солженицын). Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отличаются яркой восклицательной интонацией, эмо­циональностью:

Чья злоба надвое землю сломала?

Кто вздыбил дым над заревом боен?

Или солнца

одного

на всех мало?!

Или небо над нами мало голубое?!

(В. Маяковский)

Риторический вопрос используется не только в поэ­тической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах.

Риторическое обращение — это обращение к неоду­шевлённым предметам, отсутствующим, умершим, от­влечённым понятиям. Эта фигура служит не для назы­вания адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С. Есенин); Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А. Пушкин)

Вопросно-ответное единство — стилистический при­ём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук). Этот приём привлекает внимание слушателя и читателя, является средством диалогизации монологической речи.

Синтаксический параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

Мы любим всё и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

(А Блок)

Полный синтаксический параллелизм характеризу­ется тем, что в его составе есть две или более одинаковые синтаксические единицы, в них имеется одинаковое ко­личество одинаково расположенных компонентов:

В лоб целовать заботу стереть. В лоб целую.

В глаза целовать бессонницу снять. В глаза целую.

(М. Цветаева)

Синтаксический параллелизм может быть непол­ным: В огромном городе моём ночь. Из дома сонного иду прочь (М. Цветаева). В этом примере неполноту синтаксического параллелизма обеспечивает то, что в конструкциях элементы имеют частично разную струк­туру, например, в первом предложении определение предшествует определяемому слову, а во втором стоит в постпозиции.

Парцелляция — это приём, заключающийся в на­меренном расчленении предложения на несколько час­тей и оформлении этих частей как самостоятельных не­полных предложений. Такое деление позволяет выде­лить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя: Слова отзвучивают и утекают как вода без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын). При парцелляции появляется специфическая интона­ция, то есть такое ритмомелодическое оформление вы­сказывания, которое способствует не только смысловой, но и экспрессивной актуализации некоторых слов:

И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва... (А. Солженицын).

Именительный представления (именительный те­мы) — это изолированное имя существительное в име­нительном падеже, называющее тему последующей фра­зы и призванное вызвать особый интерес к предмету вы­сказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось (А. Пушкин); Зима!.. Крестьянин, тор­жествуя, на дровнях обновляет путь... (А. Пушкин).

Период — это такая гармоническая по форме слож­ная синтаксическая конструкция, которая характеризу­ется особой ритмичностью и упорядоченностью, а также исключительной полнотой и завершённостью содержа­ния. Период характеризуется особой интонацией: вна­чале голос плавно поднимается, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции. Компози­ционно период распадается на две части: первая харак­теризуется повышением интонации, вторая — пониже­нием, что определяет гармоничность и интонационную завершённость периода: Как ни старались люди, со­бравшись в одно небольшое место несколько сот ты­сяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы не росло на ней, как ни счищали всякую пробившуюся травку, как ни дымили казённым углём и нефтью, как ни обрезы­вали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).

Период музыкален и ритмичен, что достигается его структурой; однотипностью, соразмерностью синтакси­ческих единиц, часто имеющих сходное грамматическое построение, приблизительно одинаковый размер. Повто­рение их создаёт ритмический рисунок речи.

Чаще всего период строится как сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


А1


Определите, какое изоб-выразит. средство использовано в примере


1

2.

3.
4.



Заря молитвенником красным пророчит благостную весть (Есенин)

Роз алеет алый рот. (М. Кузьмин)

Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н. Гоголь)

Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо... (Н. Гу­милёв)


А. метонимия

Б. эпитет

В. метафора

Г. сравнение

Д. синекдоха



А2.

1.
2.
3.


4.


Вчера с утра напудрил крыши пер­вый иней. (М. Кузмин)

Эй, борода! а как проехать к Плюшкину? (Н. Гоголь)

Не было б также, согласен и я, Жалких писак и педантов —

Только бы не было также, друзья,

Скоттов, Шекспиров и Дантов!

(Н. Некрасов)

Это — диск пламезарного солнца. (А. Белый)

А. синекдоха

Б. окказионализм

В. метафора

Г. антономазия

Д. сравнение

A3

Определите, какое изобразительно-выразительное;

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

Прости, Кавказ, что я о них Тебе промолвил ненароком, Ты научи мой русский стих Кизиловым струиться соком. (С. Есенин)

А. аллегория

2.

В поддёвке молодец бежит, Затылки в скобку, всюду бороды. (М. Кузмин)

Б. оксюморон

3.

В самом деле, три дома на вечер зо­вут. (А. Пушкин)

В. перифраз

4.

Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад. (А. Ах­матова)

Г. синекдоха







Д. метонимия

А4

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

Неуютная жидкая лунность... (С. Есенин)

А. антонома­зия

2.

Узрю ли русской Терпсихоры ду­шой исполненный полёт? (А. Пуш­кин)

В. гипербола

3.

Перед этим горем гнутся горы, не течёт река...(А. Ахматова)

В. синекдоха

4.

Ты бродила по опушке леса — де­вушка без крови и без веса. (И. Се­верянин)

Г. литота







Д. окказиона­лизм

А5

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

Снова заученно-смелой походкой я приближаюсь к заветным дверям... (Н. Гумилёв)

А. гипербола

2.

Проплясал, проплакал дождь ве­сенний, замерла гроза. (С. Есенин)

Б. метонимия

3.

Невозвратно, неостановимо, невосста­новимо хлещет стих. (М. Цветаева)

В. эпитет

4.

...торгует Лондон щепетильный... (А. Пушкин)

Г. антономазия







Д. олицетворе­ние

А6

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

Певец Пиров и грусти томной,

Когда б ещё ты был со мной...

(А. Пушкин)

А. эпитет

2.

Оба мы ещё не понимали, как зем­ля для двух людей мала... (А. Ах­матова)

Б. антонома­зия

3.

Как в страшный год, возвышенны

Бедою, Ты — маленькой была, я —

молодою. (М. Цветаева)

В. антитеза


4.

Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. (М. Лер­монтов)

Г. литота







Д. перифраз




А7

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие




1.

Голова до прелести пуста, оттого что сердце — слишком полно! (М. Цветаева)

А. литота




2.

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пуш­кин)

Б. синекдоха




3.

С деревьев ржавый лист валится. (Ф. Тютчев)

В. антитеза




4.

Тогда и свой голос подаст оттуда ближняя наша церковка. (А. Цве­таева)

Г. гипербола










Д. олицетворе­ние




J

А8

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие




1.

Осенней неги поцелуй горел в ле­сах... (Н. Гумилёв)

А. оксюморон




2.

Боюсь, я завтра утром — мёртвой встану. (М. Цветаева)

Б. метонимия




3.

Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом.

(С. Есенин)

В. метафора




4.

Так и мы, держа в руках Искус­ство, самоуверенно почитаем се­бя хозяевами его... (А. Солжени­цын)

Г. гипербола










Д. эпитет




А9

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

В братствах бродячих Мрут, а не плачут, Жгут, а не плачут.

(М. Цветаева)

А. симплока

2.

Во поле берёзка стояла, Во поле кудрявая стояла...

Б. градация

3.

В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь сканда­лить. (С. Есенин)

В. эпифора

4.

Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. (С. Есенин)

Г. анафора







Д. анадиплозис (стык)

А10

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

Белилами румяню бледность. (М. Цветаева)

А. сравнение

2.

Глаза, как отблеск чистой серой стали, изящный лоб, белей восточ­ных лилий... (Н. Гумилёв)

Б. перифраз

3.

Ещё в предутренних сумерках че­ловечества мы получили его [ис­кусство]... (А. Солженицын)

В. аллегория

4.

Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилии! (В. Маяковский)

Г.оксюморон







Д. гипербола



All

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие




1.

Не жалею, не зову, не плачу... (С. Есенин)

А. эпифора




2.

Я слёзы кротости пролью, Я сердце к счастью приневолю. Я земно кланяюсь ручью, И бедной хижине, и полю.

(Н, Гумилёв)

Б. градация




3.

Я памятник себе воздвиг нерукот­ворный... (А. Пушкин)

В. инверсия




4

Над городом — туман, туман. Любви старинные туманы.

(М. Цветаева)

Г. анафора










Д. эллипсис




j A12

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие




1

... сражён булатом, он спит в земле сырой. (М. Лермонтов)

А. эпитет




2.

\

В степи мирской, печальной

и безбрежной, Таинственно пробились три

ключа... (А. Пушкин)

Б. литота




3

Я сразу смазал карту будня... (В. Маяковский)

В. перифраз




4.

Тут лосю хорошо: у него страшная сила в длинной ноге... (М. При­швин)

Г. метонимия










Д. синекдоха




А13

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

Не самозванка — я пришла до­мой... (М. Цветаева)

А. синекдоха

2.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)

Б. сравнение

3.

...вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский)

В. антитеза

4.

При адском грохоте и треске До слёз Чайковский потрясал Судьбой Паоло и Франчески. (Б. Пастернак)

Г. перифраз







Д. метонимия

А14

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

Если нас вояка тот или иной захо­чет спровоцировать войной, — наш ответ: нет! (В. Маяковский)

А. олицетворе­ние

2.

В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили. (В. Маяков­ский)

Б. сравнение

3.

Годами когда-нибудь в зале

концертной Мне Брамса сыграют, — тоской

изойду. (Б. Пастернак)

В. ирония

4.

Вечор, ты помнишь, вьюга зли­лась... (А. Пушкин)

Г. метонимия







Д. синекдоха

А15

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие




1.

Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный.

(М. Лермонтов)

А. риториче­ский вопрос




2.

Весна! Не отлучайтесь Сегодня в город. Стаями По городу, как чайки, Льды раскричались, таючи. (Б. Пастернак)

Б. эллипсис




3.

Но любовь разве пламень малый, что её легко погасить? (Н. Гуми­лёв)

В. риториче­ское восклица­ние




4.

О слёзы на глазах! Плач гнева и любви! О Чехия в слезах! Испания в крови!

(М. Цветаева)

Г. риториче­ское обраще­ние










Д. именитель­ный темы




А16

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие




1.

Люблю тебя, Петра творенье... (А. Пушкин)

А. метафора




2.

Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль... (М. Лер­монтов)

Б. метонимия




3.

Сердцу — ад и алтарь, Сердцу — рай и позор. (М. Цветаева)

В.перифраз




4.

Фиалки волн и гиацинты пены Цветут на взморье около камней. (М. Волошин)

Г. антитеза










Д. оксюморон




А17

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

Плачь, Юность! Плачь, Любовь! Плачь, Мир! Рыдай, Эллада!

(М. Цветаева)

А. риториче­ское восклица­ние

2.

Слава, слава небу в тучах чёрных! (Н. Гумилёв)

Б. именитель­ный темы

3.

Февраль. Достать чернил

и плакать! Писать о феврале навзрыд...

(Б. Пастернак)

В. градация

4.

Чёрный человек, Чёрный, чёрный, Чёрный человек На кровать ко мне садится... (С. Есенин)

Г. риториче­ское обраще­ние







Д. экспрессив­ный повтор

А18

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере , и установите соответствие

1.

Солнце — моё. Я его никому не от­дам. Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. (М. Цветаева)

А. асиндетон (бессоюзие)

2.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси

великой, И назовёт меня всяк сущий в ней

язык, И гордый внук славян, и финн,

и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

(А. Пушкин)

Б. парцелля­ция




А18

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

3.

Раскат импровизаций нёс Ночь, пламя, гром пожарных бочек, Бульвар под ливнем, стук колёс, Жизнь улиц, участь одиночек.

(Б. Пастернак)

В. синтаксиче­ский паралле­лизм

4.

Тебе обывательское

— о, будь ты проклята трижды! — и моё,

поэтово

— о, четырежды славься,

благословенная! (В. Маяковский)

Г. полисинде-тон (многосою-зие)







Д. антитеза

А19

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1

У капель — тяжесть запонок... (Б. Пастернак)

А. эпифора

2

Как у молодой змеи — да старый уж, Как у молодой жены —

да старый муж. (М. Цветаева)

Б. градация

3

Плащ, шаловливый, как руно,

Плащ, преклоняющий колено.

(М. Цветаева)

В. эллипсис

4.

Слышу твой кошачий шаг,

признак измены!

Вновь темнит глаза твой мрак,

признак измены! (М. Кузьмин)

Г. симплока







Д. анафора




А20

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

Доля ты! — русская долюшка жен­ская! (Н. Некрасов)

А. полисинде-тон

2.

Кого не утомят угрозы, Моленья, клятвы, мнимый страх, Записки на шести листах, Обманы, сплетни, кольца, слёзы... (А. Пушкин)

Б. риториче­ский вопрос

3.

Люблю я бешеную младость, и тес­ноту, и блеск, и радость, и дам об­думанный наряд.

(А. Пушкин)

В. риториче­ское восклица­ние

4.

Неужель на такие страдания не от­кликнется наша душа?

Г. асиндетон







Д. аназиплозис (стык)

А21

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

Улицы — наши кисти! Площади — наши палитры. (В. Маяковский)

А. зевгма

2.

Вооружась бубликом и Фетом, Я сел на скате у Гремячей башни.

(Л. Лосев)

Б. анафора

3.

Придёт ли час моей свободы? (А. Пушкин)

В. градация

4.

Он не траурный, он не мрачный, он почти как сквозной дымок...

(А. Ахматова)

Г. риториче­ский вопрос







Д.синтаксиче­ский паралле­лизм




А22

Определите, какое изобразительно-выразительное

средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

1.

Но и в блаженстве дороги — тём­ные пятна. (А. Цветаева)

А. симплока

2.

Поэт — издалека завидит речь. Поэта — далеко заводит речь. (М. Цветаева)

Б. антитеза

3.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная... (Н. Некрасов)

В. эллипсис

4.

Как ни гнетёт рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины И сердце как ни полно ран, Каким бы строгим испытаньям Вы ни были подчинены, — Что устоит перед дыханьем И первой встречею весны!

(Ф.И. Тютчев)

Г. градация







Д. период

АНАЛИЗ ТЕКСТА

ТЕКСТ 1

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1)Что показал XX век? (2)Он начался с мировой вой­ны, которая потрясла всех гуманистов и одним махом перечеркнула гуманистические идеалы. (3)Но все дикос­ти этой войны превратились в «детские игрушки» по сравнению с ужасами следующей — второй мировой вой­ны, которая началась всего через 20 лет после окончания первой и заставила думать о зловещей, апокалипсиче­ской закономерности исторического развития. (4) Конец второй мировой войны — применение атомного оружия — стал началом новой конфронтации различных систем, гонки вооружений и выходом на такой её виток, когда человечество зримо обнаружило возможности самоунич­тожения.

(5)До XX столетия человечество жило и развивалось, осознавая себя бессмертным. (6)В столкновениях, конф­ликтах и войнах могли исчезнуть государства, погиб­нуть отдельные народы и культуры, но всё человечество оставалось и продолжало свою историю. (7)Теперь же возникла парадоксальная ситуация: наращивание силы, технологической мощи человечества привели его к та­кому состоянию, когда оно не только не может реали­зовать изначальные претензии всестороннего господства над обстоятельствами, а, напротив, окончательно попа­дает во власть обстоятельств, становится заложником орудий массового уничтожения, которые оно само же

изобретает. (8)Так во второй половине XX в. возникла проблема выживания человечества в условиях, когда на­учно-технический прогресс создаёт всё более широкое поле возможностей для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения.

(В. Стёпин)

В статье автор поднимает проблему, актуальную в век научно-технического прогресса и важную для каждого из нас. Чтобы подтолкнуть нас к совмест­ным раздумьям, В. Стёпин начинает рассуждение с_____________. Выразить масштаб двух мировых войн XX века автору помогают противоположные стилис­тические приёмы —____________и____________(пред­ложения 2 и 3). Оценка катастрофических последствий

Второй мировой войны усиливается за счёт__________, применённых автором в предложении 3. Стиль текс­та публицистический, о чём свидетельствует ис­пользование____________ (предложения 4, 7, 8).

Список терминов:

11) риторический вопрос

12) метафора

13) эпитет

14) гипербола

15) вопросно-ответное единство

16) устойчивые сочетания слов

17) литота

18) ряды однородных членов

19) книжная лексика

20) парцелляция
1   2   3   4   5