Главная страница

Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях



Скачать 54.73 Kb.
НазваниеАнтичные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях
Дата16.04.2016
Размер54.73 Kb.
ТипМетодическая разработка

Методическая разработка урока в 5-6- х классах по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга: Гуляева Елена Михайловна
Тема: Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях

Пояснительная записка

Использование ИКТ на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. Применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информацион ный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;

  • оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;

  • сэкономить много времени на уроке.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.

Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используется компьютерная презентация, составленная по материалам урока. Презентация позволила повысить интерес учащихся к изучаемому материалу.

Описание технической стороны презентации

Тема моей презентации: «Античные боги, герои мифов на Петербургских улицах и площадях». Данная презентация подготовлена для урока по истории и культуре Санкт-Петербурга или внеклассного мероприятия по истории города. В презентации представлен иллюстративный материал скульптурных памятников Петербурга. В презентации не представлены звуковые и видео файлы, так как в данном уроке считаю это не уместным, рассказ по теме осуществляет учитель или учащиеся. Переход от слайда к слайду осуществляется «наплывом влево -вверх».
На все элементы настроена анимация «бумеранг».
Цели урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.
Задачи

Развивать языковые и речевые умения

Формировать навыки учебной работы

Развивать умения обобщать и систематизировать учебный материал

Развивать логическое мышление

Развивать умения «видеть» в конкретных объектах памятники наследия

Развивать умение работать с картой

Содействовать развитию познавательного интереса к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через объекты культурного наследия Санкт-Петербурга

Воспитывать ответственность, дисциплинированность, взаимопомощь
Оборудование:

Мультимедийная презентация, учебное пособие « Санкт -Петербург- город музей. Петербургская тетрадь», ч.2

Ход урока



  1. Актуализация знаний по теме : «Архитектура - «музыка, застывшая в камне»

Беседа по вопросам:

Что такое: база, ствол, капитель, архитрав, фриз, антаблемент, скульптура

Постройте здание по его архитектурным элементам, давая им определения.

Слайд №1


  1. Изучение новой темы


На прошлом уроке мы с вами говорили об античном наследии архитектуры в нашем городе. Как создавались петербургские здания, узнали что такое ордер. Познакомились с архитекторами, которые придумали и сотворили эти прекрасные произведения искусства.

Город Санкт- Петербург по архитектуре является одним из самых красивых городов в

Европе. В нём много различных памятников, но есть и такие которые изображают

Богов и героев античных мифов. И в Санкт -Петербурге их так много, что по праву можно считать жителями города. Петербург называют Северной столицей, но кто бы мог подумать, что в городе на берегу Невы будет обитать так много греческих и римских персонажей и каждый из них имеет свой адрес.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с античным наследием, а вот тему урока я попрошу назвать вас. Еще раз посмотрите внимательно на термины, к которым вы дали определения, все ли они относятся к архитектуре? Какое здесь лишнее?

Слайд №1

На наших уроках мы с вами уже встречались с этим видом искусства

Слайд №2

Залы, какого музея распахнули нам двери? Посмотрите внимательно и ответьте

Какие здесь экспонаты встречаются чаще всего? (Ученики называют: Новый Эрмитаж, находится на Миллионной улице. Главный вход в здание украшен портиком с атлантами. Экспонаты - скульптура) Где еще можно встретиться с героями античных мифов в скульптурном убранстве нашего города? Ученики называют: улицы, площади.

А теперь попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока:
«Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях»

3 этап Постановка проблемы

Каждый памятник в нашем городе неповторим, имеет свою историю.

Вопрос учителя: Как вы думаете какую функцию выполняют атланты у Нового Эрмитажа? Ответ: для красоты, опора, это античные герои, они раскрывают назначение данного здания.

Попробуйте сами сформулировать цель нашего урока. Если затрудняются подвести учителю самому к значимости скульптурных объектов Петербурга.
4 этап Открытие нового знания. Работа с ПРТ, с.44

Самостоятельно записывают определение к слову скульптура. Отвечают на вопрос откуда пришло к нам это слово.

Слайд №3 Самопроверка

Вопрос: Что нового они узнали о скульптуре сегодня? Что такое подлинные античные и стилизованные памятники? Где их можно увидеть в нашем городе?

Как мы можем узнать античных богов и героев, поселившихся на петербургских улицах?

Слайд №4 Рассмотрите рисунки, на них одна и та же античная богиня. Чем отличаются эти изображения? Называют атрибуты.

Учитель обобщает. Несмотря на разницу в изображении античных богов, вы их узнаете по

атрибутам.

5 этап Закрепление изученного на уроке

Самостоятельная работа. Закрепление материала. Проверь себя. ПРТ с.45

Укажите стрелочкой какому античному богу или герою мифа принадлежат следующие атрибуты:
Крылатые сандалии, Зевс

Золотой жезл Афина

Шит, скипетр, орел, Ника

Змея,сова, щит с головой медузы Горгоны, копье Гермес
Слайд№5Самопрверка(Поставить стрелки)

Запиши в тетрадь по каким атрибутам ты узнаешь

Посейдона -…

Аполлона -…

Афродиту - …

Диониса - …

Геркулеса - …

Не все справляются с поставленной задачей сразу, в конце изученной темы вновь возвращаемся к этому вопросу

Слайд №6 По изображению на слайде определите: Когда и где появилось первое античное убранство в нашем городе. Кто вспомнит, какие боги и герои мифов поселились здесь? Где находится? Как нам быстрее всего до него добраться?

Правильный ответ: При Петре Первом. В Летнем саду. Чаще всего называют Флора, Фауна, Артемида, Полдень, Ночь.

Работа в тетради с комментированием ПРТ с.46, зад.3.2

Вспомните, какие виды скульптур вы знаете? Ответ: горельеф, барельеф, статуи, бюсты

Под предложенными вам рисунками определите вид скульптуры, назовите здание, как скульптура раскрывает назначение здания?

Слайд №7 Самопроверка

Слайд №8 Внимательно рассмотрите фото. Что можно сказать по виду этих скульптур? Найдите городские объекты на карте. Какой из памятников находится вблизи Выборгского района?

Ученики: предполагают, размышляют, делают вывод, что и в современном городе сохранилась традиция украшать скульптурой античных героев. В этом мы видим связь времен, уникальность, неповторимость, значимость скульптурного убранства для нашего города.

Какое впечатление у вас сложилось от молодых обитателей «петербургского Олимпа»?

5.Закрепление изученного на уроке
Работа в учебном пособии « Санкт-Петербург- город музей. Петербургская тетрадь», ч.2

Слайд №13
7 Рефлексия

Выразите цветом свое впечатление от каждого памятника с которым мы познакомились.

В чем значимость скульптурного античного убранства нашего города? Смогли ли мы с вами решить эту проблему сегодня?

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал

Домашнее задание: ПРТ, параграф 16, зад.3.3 (п.), сообщение об античном боге, герое - п/ж.