|
Автор учебника : Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина «Природоведение 5 класс», Москва «Просвещение», 2012. Тема урока : «Органы дыхания» Место в общей теме : урок 4 в теме «Человек и его здоровье» Технологическая карта урока
Предмет Природоведение
Класс 5
Учитель: Некрасова Е.С.
Автор учебника: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение 5 класс», Москва «Просвещение», 2012.
Тема урока: «Органы дыхания»
Место в общей теме: урок 4 в теме «Человек и его здоровье»
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление
Блок целеполагания
Общедидактическая цель
| Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
| Цели по содержанию:
|
| Воспитательные
| Воспитывать готовность к сотрудничеству с учителем, друг с другом через организацию коммуникативной деятельности; воспитывать негативное отношение к курению, ответственность за свою жизнь
| Коррекционно-развивающие
| Корригировать зрительное восприятие учащихся через наглядные средства обучения;
развивать монологическую речь обучающихся через рассказы по опорным словам, рисункам; продолжать обучение интеллектуальным приемам познавательной деятельности (сравнение, анализ, выделение главного, оформление выводов).
| Образовательные
| Создать условия для формирования представлений о дыхательной системе человеческого организма, роли органов дыхания.
| Предполагаемые результаты
| Личностные
| Метапредметные (жизненная компетентность)
| Предметные
| познавательные
| Регулятивные
(Обеспечивают организацию и управление своей учебной деятельности)
| коммуникативные
| Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
Самоопределение:
формирование активной позиции ребенка.
| Выполнение мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, выделение существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач)
Поиск и выделение необходимой информации, решение задач, с помощью источников информации.
| Способность к мобилизации сил; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации и к преодолению препятствий.
| Формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками
проявление интереса и потребности в общении с учителем и детьми.
произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
| Различение состояний воды по их отличительным признакам
|
Инструментальный блок.
Основные понятия:
| - предметные: лёгкие, живой организм
- метапредметные: здоровый образ жизни
| Межпредметные связи
| русский язык, математика
| Формы организации познавательной деятельности
| Фронтальная, парная, индивидуальная.
| Технология
| На этапах актуализации знаний, осознании и осмыслении блока новой учебной информации, первичном закреплении, итоге используется «Технология сотрудничества»
| Ресурсы
| - для учителя: интерактивный комплекс, учебник природоведения; воздушные шары; измерительная лента - для обучающихся: дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников, учебник природоведения.
|
Организационно - деятельностный блок.
№
п/п
| Этапы урока
| Цели этапа
| Методы и
приёмы
| Содержание заданий
| Формируемые УУД
| 1.
| Орг. момент (мотивация к учебной деятельности)
| Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
| Психологический настрой.
| Прием – внушение «Учиться успешно!».
| Регулятивные:
Организация своей учебной деятельности
Личностные: самоопределение – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к учебным занятиям
| 2.
| Актуализация знаний
(Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия)
| Воспроизведение в памяти опорных знаний.
| Динамическая схема (инд.раб)
Работа с немыми таблицами
Докажи…
| Фронтальная работа - интервьюирование. Дети дают краткие ответы на вопросы учителя, при необходимости учитель уточняет ответы, задает дополнительные вопросы, требующие работы с картой, более полные доказательные ответы.
- Подведение под общее понятие (растения, грибы, животные)
- Признаки живых организмов (доказательства)
- Внешнее строение тела человека.
| Познавательные: выделение необходимой информации, выявление причинно-следственных связей.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные: умение строить высказывание по различным опорам
| 3.
| Целеполагание и мотивация
| Вызов интереса. Определение темы урока.
| Проблемный вопрос.
Сравнение, связь с жизнью.
| - Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней. А без чего человек не сможет прожить и несколько минут? (без воздуха, без дыхания).
Запись темы урока в тетрадь.
- Предположите, сколько времени вы сможете продержаться без воздуха?
- Неужели вы верите, что человек без воздуха не сможет прожить и 4-5 минут?
- Как это можно проверить? Предлагайте! (секундомер)
Дети делают глубокий вдох и задерживают свое дыхание.
- Как вы себя чувствуете? (недостаточно воздуха, кружится голова, слабость…)
- Почему вы стали себя так чувствовать? (потому что не дышали, не хватало воздуха).
- Сделаем вывод. (Для того, чтобы жить, нам надо постоянно дышать. Без дыхания нам не прожить и двух минут).
| Познавательные: высказывание суждений, подтверждая фактами; выявление причинно-следственных связей.
Прогнозирование результатов.
Коммуникативные: формулирование ответов на проблемный вопрос, опора на жизненный опыт, доказательство.
| 4
| Осознание и осмысление блока новой учебной информации
| Способствовать осознанию основного фактического материала
| Сравнение,
Анализ,
Обобщение,
Чтение с маркировкой текста.
| - Какие органы помогают нам дышать?
Один ученик работает по интерактивной доске, остальные работают с текстом учебника и схемой в тетради.
Оформляется вывод в виде связного рассказа об органах дыхания.
- Ребята, мне очень интересно знать, сколько воздуха мы способны вдохнуть за один раз?
Работа с воздушными шарами.
- Тишина…
Давайте послушаем свое дыхание. Вдох, выдох…
Подсчитываем, количество вдохов за 1 минуту.
Делаем 10 приседаний, бег на месте. Подсчитываем количество вдохов. Сравниваем дыхание в спокойном состоянии и после физической нагрузки. Делаем вывод.
- Что происходит с грудной клеткой при вдохе и при выдохе?
Работа с измерительной лентой.
Легкие здорового человека и курильщика (сравнение и оформление вывода).
| Познавательные: выявление причинно-следственных связей, составление цепочки рассуждений (перевод информации из одного вида в другой); анализ, синтез
Коммуникативные: умение слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, умение договариваться, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать с учителем.
Умение выступать перед аудиторией.
| 5.
| Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
| Применение нового знания в типовых заданиях
| «Проблемный вопрос»
|
Обсуждение в группах:
Чем полезнее дышать в мороз носом или ртом?
Почему в закрытом помещении, где находится много народу, тяжело дышать?
Почему важно проветривать помещение?
| Коммуникативные: находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения
Регулятивные: участвовать в совместной деятельности
| 6.
| Итог урока
(знаниевая рефлексия учебной деятельности)
| Соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке
| Возвращение к проблемному вопросу
Синквейн
|
| Познавательные: умение структурировать знания
Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
| 7.
| Домашнее задание
|
|
|
|
|
|
|
|