Особенности применения современных информационных и
коммуникативных технологий на уроках истории и обществоведения Жиганов А.В. учитель истории и обществознания
МБОУ Платовской СОШ
Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективной деятельности в обществе, является одной из важнейших задач школьного образования. История обеспечивает всей системе школьного образования, в том числе и предметам естественнонаучного, эстетического, технологического циклов необходимый гуманитарный и исторический аспекты, позволяет раскрыть связь разных областей знаний с человеком, их значение для личности и общества в динамике и взаимодействии. В школьных дисциплинах учащиеся знакомятся с методами научного познания, учатся грамотно ставить вопросы и искать на них ответы.
Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы целенаправленной самостоятельной работы учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Использование информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы по истории, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
На своих уроках, практических, лабораторных и семинарских занятиях я составляю ДМК- документально-методические комплексы. Главные принципы, которыми при этом необходимо руководствоваться: соответствие целям образования, наличие противоречия в источниках, привлечение разнотипных медиаресурсов, соответствие возрасту учащихся, возможности для освоения разных ролевых позиций (современника событий, потомка, иностранца; женщины - мужчины; ребенка – взрослого и т.д.).
Например, при изучении в 11 классе темы «Экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.» как фрагмент урока возможно проведение деловой игры «Журналисты». Учащиеся делятся на три группы, на интерактивной доске выведены материалы, посвященные проблеме освоения целины (ДМК: фотография «Комсомольско-молодежная бригада разбивает полевой стан. 1954. Целина»; выдержка из воспоминаний целинника, текст выступления Н.С. Хрущева на Пленуме ЦК КПСС в сентябре 1953 г.). Задание классу: на основании полученных материалов выпустить газету «За целину» в виде презентации. Первая группа готовит редакторскую передовицу «Освоение целины – путь решения продовольственной проблемы», вторая - очерк о комсомольцах-целинниках «Первопроходцы», третья – фельетон «Лихорадочная поспешность». Цель использования ДМК: показать, как в каждом источнике отражается какой-либо аспект рассматриваемого явления, а также как одни и те же материалы могут быть по-разному, иногда диаметрально противоположно истолковываться в зависимости от задач авторов.
Другой вариант использования медиаресурсов в ДМК заключается в том, что учащиеся получают пакет небольших по объему материалов, посвященных ключевому понятию темы, например, «холодная война» в 11 классе. (ДМК: фотография, плакат, карикатура). Задание: сравнить иллюстрации между собой, объяснить смысл изображений, провести аналитическое толкование замыслов авторов и степени субъективности изображений. Результат самостоятельной работы учащихся представляется в импровизированном споре «художников в парах», например, «художник – карикатурист» и «фотограф – художник».
В пятых-шестых классах учащиеся активно работают с фрагментами исторических карт А также с основными историческими особенностями присущими той или иной стране: Причем дети успешно самостоятельно создают задания такого типа работая в группах
Также на своих уроках я применяю киноуроки.
Готовясь к проведению киноурока, учитель должен внимательно просмотреть кинофильм. В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым учитель должен привлечь внимание учащихся. Учитель должен объяснить новые понятия. Некоторые новые слова могут предварительно не объясняться, если обозначаемые ими предметы, явления или понятия хорошо известны учащимся и о их значении легко догадаться по контексту.
В 9, 11 классах при изучении темы «Гражданская война» я использую фрагменты фильма «Тихий Дон» режиссера С. Бондарчука. Это позволяет погрузить учащихся в атмосферу эпохи. В 11 классе считаю уместным давать задания на нахождение несоответствий между реальными историческими событиями и их интерпретацией в современном кинематографе. Кроме того я на своих уроках активно применяю ресурсы сети Интернет (различные точки зрения на ту или иную проблему, например на ситуацию в Сирии, Северной Корее и т.д.) Очень удобно в процессе урока вывести на интерактивную доску какой – либо документ и работать с ним. Детям очень нравится создавать анимационные карты, отражающие то или иное событие Отечественной или Всемирной истории.
Таким образом, компьютерные технологии позволяют использовать различные виды заданий интерактивного характера по событиям, хронологии, географическим наименованиям, топонимике, терминам и понятиям, персоналиям - когда ученики сопоставляют левые и правые части колонок, расставляя стрелки; ставят номера в нужном порядке; заполняют пробелы; выполняют тестовые задания, решают кроссворды. Применение Информационно-коммуникативных технологий позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе информационно-коммуникативных технологий, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании. |