|
Что такое готовность к школе? Первое родительское собрание «Давайте познакомимся!» 1 класс. 1. Игра «Знакомство». Предлагается всем назвать своё имя и слово, характеризующее вас,, начинающееся с этой же буквы, например: Лена - ласковая, любознательная; Виктория - веселая.... затем, когда все назовут себя, вспомнить имена.
2. Беседа на тему: Что такое готовность к школе? Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей.
Практический опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Чем лучше готов организм малыша ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее будет происходить приспособление к школе. Что же такое готовность к школе? В педагогике принято считать, что готовность к школе – это тот уровень развития ребёнка, при котором требования обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ученика. Попробуем разобраться подробнее… Доказано, что у детей, не готовых к системному обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, у них гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении. Много ли таких детей в школе?
В 5-ти летнем возрасте примерно 80%, у 6-ти летних – 51%, в 7 лет – около 13%. (из 30 человек – четверо). Ну, конечно, только возрастом нельзя определить готовность ребёнка к школе. Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года, можно организовать целенаправленно развивающие занятия с ребёнком, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Что же предполагает готовность к школьному обучению?
1.Прежде всего у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии – мотивация к обучению.
2.У него должна быть сформирована позиция школьника: умение взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение.
3.Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему трудно будет выдержать нагрузку в течение урока и всего дня.
4.И, пожалуй, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом. По данным психологов, к четырём годам интеллект складывается на ½ от взрослого человека, к шести годам – 2/3, а к 8 годам – 80% от взрослого. Именно поэтому так важно раннее развитие ребёнка. Важен не столько объём знаний, сколько их качество, чёткость представлений. Важно не столько учить ребёнка читать, сколько развивать его речь, способность различать звуки, не просто учить писать, а создавать условия для развития моторики, движений руки и пальцев.
Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите малышу реализовать и развить свои возможности, не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
☺ Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий, если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать радость от интеллектуальных занятий;
☺ Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите малышу более лёгкий вариант;
☺ Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд;
☺ Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его возможности, и слишком лёгкие, потому что ребёнку должно быть трудно, но это должно быть преодолимо, только тогда малыш почувствует успех и удовольствие от проделанной работы;
☺ В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте! Задача взрослого – определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время;
☺ дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму;
☺ Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества, коллективизма, научите малыша дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи, всё это ему пригодится в атмосфере общеобразовательной школы;
☺ Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, находчивость.
Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми! Помните, что ваш ребёнок для вас должен быть самым лучшим, но…принимайте его таким, какой он есть! Уважаемые родители, что вы бы поставили на 1, 2, 3 место в подготовке к школе? Почему? Как этого добиваетесь? Что же можно считать достаточным для успешного начала школьного обучения?
Трудно выделить качества, самые необходимые для учения – их много. И тем не менее попробуем уточнить:
1. Произвольное внимание, память;
2. Предпосылки учебной деятельности (работа по образцу, по правилу, по указанию взрослого);
3. Умение решать учебные задачи (развитие мышления, интеллекта);
4. Развитая речь;
5. Элементарные математические представления;
6. Представления об окружающем мире;
7. Подготовленность руки к письму;
8. Умение общаться;
9. Желание учиться, интерес к школе. Любая работа начинается с внимания к ней.
Однако вниманием нужно управлять, уметь его сосредоточить! В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание, хотя уже с первых уроков необходимо умение внимательно слушать учителя, следить за ответами других детей, не отвлекаться на посторонний шум.
Можно сделать вывод, что неразвитое внимание – серьёзнейший тормоз в учении.
Что можно использовать родителям для развития произвольного внимания?
Игра «Найди пару», «Найди одинаковые», Более трудный вариант для выявления произвольного внимания – сюжетная картинка
« Кто и где спрятался?».
Ещё труднее ребёнку осмыслить и запомнить. Например, предлагается послушать небольшой рассказ и пересказать его, при этом выясняется, умеет ли ребёнок внимательно слушать, что запоминает (все детально, основное содержание, отдельные несущественные детали). Что касается развития памяти, то у дошкольников проявляется та же особенность, что и во внимании, преобладает непроизвольность.
1. Игра « Что запомнил?» В начале года 6 предметов, в конце – 9-10. Например, рассмотреть игрушки, их убрать, назвать.
2. Игра «Чудесный мешочек»
3. заучивание наизусть
4. Игра «Пиктограмма» (запомнить 9 слов с помощью произвольно выполненных рисунков: дождь, солнце, доброта, ветер, смелость, взгляд, туман, вкус, радость). Предпосылки учебной деятельности.
Это важнейшая сторона готовности к школе. С первых дней пребывания в школе от ребёнка требуется умение работать по данному образцу, как показывает учитель, воспроизвести сказанное.
1 Ручная умелость. Например, срисуй фразу, как умеешь: Он ел суп.
2. Продолжи узор. Если у ребёнка нет предварительного опыта, он не справится, т.к. надо уметь анализировать принцип построения ряда, выделять элементы узора. Мышление.
У детей по-разному сформированы его отдельные стороны.
Можете предложить детям решение задач:
3 прямые
- На ветке сидели 2 птички прилетели ещё 3. Сколько стало?
- Около дома росли 6 деревьев. 3 дерева пересадили. Сколько осталось?
- У мальчика было 4 конфеты, подарили ещё 3. Сколько стало?
3 косвенные:
- На ветке сидели птички. Прилетели 2 и стало 5. Сколько было вначале?
- Около дома росли деревья. После того, как 3 дерева пересадили, осталось ещё 4. Сколько росло вначале?
- У мальчика были конфеты. Подарили ещё 3, и стало 6. Сколько было? Очень важно развивать пространственные представления:
- взаимное расположение предметов и фигур (выше, рядом, между)
-влево, вправо, вверх, вниз, внутри
- Игра «Найди игрушку» (встань спиной к двери, сделай 2 шага вперёд, повернись налево…)
- положи карандаш справа от тетради и т.д.
- сложи из кубиков (нарисуй) башню так, чтобы синий был выше красного, а красный ниже зелёного. Множество.
- Как одним словом назвать мальчиков и девочек? Птиц, летящих вместе?
- Указать свойства предметов: цвет, форму, размер, расположение в пространстве.
- упражнения на сравнение. Связная речь.
- расширение словарного запаса
- отгадывание загадок
- составление рассказа по «перепутанным» или сюжетным картинкам
- домашнее чтение Рекомендации на лето.
Такие игры и задания изобретательные родители могут придумать много. В помощь вам издаётся множество книг. (выставка литературы).
Хотелось бы вам посоветовать летом вывести детей за город, оздоровить их, закалить. Желательно выучить с детьми дорогу в школу и домой (безопасный путь), научить их закрывать и открывать входные двери, пользоваться по необходимости электрическим чайником или плитой.
И проводите как можно больше времени со своими детьми, играйте, не жалейте время, оно не будет потеряно ни для вас, ни для вашего ребёнка, вы ближе узнаете друг друга, появится больше доверия, будет развиваться логика, координация, мышление.
Будьте терпеливы и изобретательны, и вскоре вы убедитесь, что ваши труды не пропадут даром, с вашей помощью из маленьких «почемучек» вырастут способные к творчеству, к поиску и открытиям ученики. Что готовить в школу?
1. портфель (по размеру учебников)
2. одежда повседневная (деловой костюм), спортивная, парадная
3. сменная и спортивная обувь
4. сумка для обуви
5. пенал (плоский), 2 ручки, цветные карандаши, простой карандаш, резинка, точилка, линейка
6. обложки на учебники и тетради
7. закладки
8. изо – альбом (лучше отдельные листы), гуашь, акварель, набор кисточек, банка-непроливайка, клеёнка на стол, салфетка
9. труд – клей, ножницы, цв. бумага, картон цветной и белый, природный материал, пластилин, доска, игольница, ткань
10. папка для первых работ на память. |
|
|