|
"Цветок, его строение и значение " Тема урока: "Цветок, его строение и значение "
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии;
совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральными объектами, микроскопами;
способствовать формированию умений сравнивать изучаемые объекты, делать выводы; формировать научное мировоззрение на основе знаний связи строения и выполняемой функции;
осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.
изучить особенности строения цветка;
развивать понятия о цветке как о видоизмененном побеге;
раскрыть биологическое значение частей цветка;
развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
сформировать у учащихся понятие о соцветии;
познакомить учащихся с видами соцветий,
научить различать соцветия простые и сложные,
подвести учащихся к выводу о значении соцветий.
воспитывать бережное отношение к природе, познакомить обучающихся с редкими и исчезающими растениями своего края, с мерами их защиты.
развивать умения логически мыслить, выделять главное, работать с натуральными объектами, наблюдать, описывать и делать выводы;
Задачи:
1. Образовательные: Научить учащихся выделять основные части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки, пестик; 2. Коррекционные: развивать умения анализировать, разделять объект на части, выделять морфологические особенности каждой части; 3. Воспитательные: Формировать у учащихся любовь к природе, учить заботиться о ней, понимать ее красоту и ценность для человека. Тип урока:
- по дидактической цели – комбинированный; - изучение и первичное закрепление материала
по характеру познавательной деятельности – проблемный. Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный
- проблемный Средства обучения:
Вербально-информационные (учебник, рабочая тетрадь); Словесный – рассказ с элементами беседы. Наглядный – демонстрация таблиц, муляжей цветка, рисунок строения цветка иллюстраций учебника, раздаточного материала (гербарии цветковых растений),. Практический – лабораторная работа (натуральные цветковые растения)
Оборудование: натуральные цветковые растения, гербарии цветковых растений, лупа, разборные модели «Цветок яблони», «Цветок картофеля», «Цветок вишни», таблицы электронного учебника 1С: «Строение цветка», «Типы соцветий», интерактивный рисунок «Строение цветка», фотографии цветущих растений, видеофрагменты «Виды соцветий», «Развитие цветка», , карточки-задания, открытки с изображением редких и исчезающих растений Московской области, микроскопы, микропрепараты “Пыльца разных растений”.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель предлагает учащимся назвать органы растения и рассказать, что они знают о каждом из них. Вопросы (фронтально):
Назовите, какие растения мы называем цветковыми? Подумайте, у всех ли растений образуются цветки?
Из каких органов они состоят? Что же такое побег? (Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками). Какие почки вы знаете? Что такое видоизмененные побеги? Какие видоизмененные побеги вы знаете?
Какое они имеют значение?
III. Изучение нового материала.
Строение цветка.
У растений существует еще один видоизмененный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш глаз. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите? (Демонстрация слайда). Наш урок посвящен цветам – прекрасным творениям природы. Кто из нас не глядел в голубые глаза незабудок, с трепетом не прикасался к пылающим щекам тюльпанов, кто не любовался золотым и лучистым солнцем ромашки, не останавливался в изумлении перед благородством розы? Ни один праздник, ни одно торжество не обходится без цветов. Все любят цветы. (дети читают стихи о цветах)
Цветы, как люди, на любовь щедры, И щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.
Всю жизнь цветы не оставляют нас Прекрасные наследники природы. Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
| Светлеет грусть, когда цветут цветы, Когда брожу я первоцветным лугом! Один или с хорошим давним другом, Который сам не любит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты – Все улеглось! Одно осталось ясно, Что мир устроен грозно и прекрасно, Что легче там, где поле и цветы.
(Н. Рубцов)
|
Мы прослушали стихи о цветах, о цветах можно говорить бесконечно. Их красота вызывает только восхищение. Но мы должны помнить, что цветок - это не только красивый дар природы - это еще и орган размножения растений и необходимо бережно к нему относиться. Привычка людей собирать букеты приводит к бессмысленной гибели цветов и нужно знать меру.
Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад. Согласно дошедшим до нас историческим данным, первыми декоративными растениями были роза и лотос. Изображения лотоса украшали колонны храмов и дворцов, были выбиты на египетских монетах. Цветок лотоса раскрывается 4 дня, постепенно изменяя свою форму и окраску лепестков. И в настоящее время лотос ценится как съедобное и пищевое растение. В течение нескольких тысячелетий его разводят в водоемах и даже на рисовых полях в Индии, Китае и Японии. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же такое цветок и зачем он нужен растению?
(Видеофрагмент «Развитие цветка»)Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями. (при объяснении учителя учащиеся заполняют задание 1) В центре цветка хорошо заметен пестик.(интерактивная таблица «Строение цветка») Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки – главные части цветка. Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок. Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков, в которых образуется пыльца, и тычиночной нити, по которой подводятся питательные вещества и вода. (демонстрация интерактивного рисунка и разборной модели цветка). Женский половой орган –гинецей (пестик). Он состоит из рыльца, на которое должна попадать пыльца, из столбика, выполняющего опорные функции и завязи, содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена. Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники, которые выделяют сахаристый нектар.
Закрепление материала. Учащиеся отвечают на вопросы: Что такое пестик? Что такое тычинка? Из каких частей они состоят? (Пестик ♀ – женская часть цветка. Пестик имеет рыльце, столбики и завязь Завязь – часть пестика, из которого образуется плод. Тычинка ♂ – мужская часть цветка. Тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.)
Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Цветки чаще всего находятся на верхушке стебля на цветоножке.
Дальше следует введение и отработка понятий: “простой и двойной околоцветник”, “обоеполые и раздельнополые цветки”, “правильные и неправильные цветки”, “формула цветка” (интерактивная таблица) .
1) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется двойным. 2) Околоцветник, у которого все листочки около цветника более или менее одинаковы, называется простым. 3) Цветки, у которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми. 4) Цветки, у которых есть только пестики или только тычинки, называются пестичными или тычиночными, или раздельнополыми. 5) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то эти растения однодомные. 6) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на разных растениях, то эти растения двудомные. 7) Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются правильными. 8) Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются неправильными 9) Формула цветка: Л – лепестки, Ч – чашечка, Т – тычинка П – пестик(и), - неправильный цветок,
- правильный цветок, ♀ - пестичные (женские цветки), ♂ - тычиночные (мужские цветки), ♂♀ - обоеполые цветки, ( ) – сросшиеся части цветка, Цифры – количество частей цветка ∞ - число частей цветка больше 12.
IV Промежуточное закрепление:
Вопросы (фронтально):
Назовите части цветка, покажите на муляже (цветоножка, чашелистики, лепестки, тычинка, пестик)
Какая часть цветка окрашена в разные цвета? (лепестки)
Какие части цветка главные? (тычинки и пестики)
Что образуется в утолщенной части тычинок? (созревает пыльца)
Что образуется из нижней части пестика? (образуется плод с семенами)
Физкультминутка. звучит мелодия, на экране – распускающиеся цветы. Учащиеся представляют себя цветами.
Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать яблочко с дерева.
Вот так яблоко (встали) Оно (руки в сторону) Соку сладкого полно (руки на пояс) Руку протяните (протянули руки вперед) Яблоко сорвите (руки вверх) Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками) Трудно яблоко достать (подтянулись) Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули) И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой) Вот так яблоко (встали) Оно (руки в сторону) Соку сладкого полно(руки на пояс)
- Садитесь, отдохнули? Давайте продолжим нашу работу.
Практическая работа. Строение цветка
Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами.
Оборудование: живые цветки тюльпана, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.
Ход работы
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Рассмотрите цветок тюльпана. Найдите околоцветник. Как он называется? Подсчитайте листочки околоцветника. Как они расположены?
Найдите главные части цветка. Сколько их? Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки и пестика, найдите их части.
Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части. Составьте формулу цветка.
Обсуждение результатов лабораторной работы.
Соцветия.
Сегодня у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.
А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?
- Что за царство-государство? (Царство растений.)
- Кто его жители? (Цветковые растения.)
- Кто гости заморские? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.) Что же такое – соцветие? Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие).
У сложного соцветия кроме главной оси есть боковые, цветки располагаются только на боковых осях.
Знакомимся с видами простых и сложных соцветий, используя таблицы на доске и схемы на столе.
Закрепление знаний, используя набор открыток (учитель показывает изображение растения и просит сказать простое или сложное соцветие? Название. Например, изображение одуванчика – соцветие простое, корзинка).
Теперь, когда мы знакомы с видами соцветий, выполним следующие задания:
У вас на столах лежат гербарии разных растений, пользуясь таблицей и схемой,
- разложите все гербарии на 3 группы: (одиночные цветки, простые соцветия, сложные соцветия;
- определите вид соцветия. Результаты занесите в тетрадь.
(одиночные цветки – тюльпан;
простые соцветия – ландыш, клевер, нивяник;
сложные соцветия – рябина, спирея, мятлик. Виды соцветий: кисть, головка, корзинка, сложный щиток, метелка, сложный колос соответственно.)
4) Охрана растений.
Какой вред природе причиняет массовый сбор дикорастущих растений? На этом и последующих уроках необходимо подчеркивать, что любое вырванное растение не оставит после себя потомства.
В начале урока вы услышали прекрасные стихи о самом прекрасном на земле. Через эти стихи красной нитью проходит обращение ко всем нам не рвать цветы, а оставлять красу, созданную природой в первозданном виде.
Скажите, а почему не следует рвать цветы, какие меры по охране растений необходимо соблюдать.
Ученик.
- Люди, собирающие букеты из дикорастущих растений, наносят природе большой вред, т. к. растения с оборванными цветками не образуют плоды и семена, а значит и не оставляют потомства.
- При сборе букетов растения часто вырываются из почвы с корнями, от чего они могут погибнуть. Так, в нашей области стали редкими такие растения, как венерин башмачок, ландыш майский, купальница европейская, прострел луговой, иссоп меловой, левкой душистый, тюльпан Биберштена и другие.
- Массовые посещения лесов и лугов приводят к вытаптыванию дикорастущих растений, к уплотнению почвы, в результате чего затрудняется рост растений, прорастание семян, нарушается естественный процесс ежегодного возобновления растений.
Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвем цветы ...
Меры по охране растений.
Создание законов об охране растительного мира.
Изучение охраняемых и исчезающих видов растений и занесение их в Красную книгу.
Создание охраняемых территорий (заповедников, заказников, национальных парков и т. д.)
Создание центров разведения исчезающих растений.
Соблюдение правил поведения в лесу.
IV Закрепление.
УЧИТЕЛЬ: -Что же вы узнали сегодня на уроке? - Давайте повторим.
Учитель диктует: 1. цветоножка; 2. пыльник; 3. тычиночная нить; 4. рыльце; 5. столбик; 6. завязь; 7. цветоложе; 8. чашелистик; 9. лепесток. V. Повторная проверка знаний и закрепление материала.
Самостоятельная работа:
1) учащийся с использованием электронной доски выполняет тестовое задание строение цветка. (индивидуальная проверка) 2) тест для всего класса. V. Домашнее задание.
Изучить § 22, 23, рабочая тетрадь, страница47, №2, покажите роль цветка, как в жизни растения, так и в жизни человека в прозе, в стихах, рисунках.
Подведение итогов, выставление оценок. |
|
|