Главная страница


Тип урока



НазваниеТип урока
страница1/5
Дата13.04.2016
Размер0.86 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5



учитель русского языка и литературы

2015 год



Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Вид контроля, вид самостоятельной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9





























ВВЕДЕНИЕ (1час)

1.

Литерату-

ра – искусство слова

Урок – беседа

Писатель и читатель. Задачи урока литературы. Понятия об искусстве. Виды искусств. Художественная литература как искусство слова. Понятие о сюжете. Понятие об изобразительно – выразительных средствах(тропах) (эпитеты, сравнения, метафоры). Знакомство с учебником для 5 класса. Структура учебной книги. Правила слушающего, говорящего, читающего. Беседа о прочитанных за лето книгах.

Знать: особенности художественной и учебной книги; теоретико – литературные понятия сюжет, троп, эпитет, сравнение, метафора: правила слушающего, говорящего, читающего.

Понимать: чтение как сотворчество; особенности художественной литературы как искусства слова; роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.

Уметь: разбираться в структуре книги; находить в тексте избирательно – выразительные средства и определять их роль

Рассказы о прочитанных за лето книгах, вопросы и задания первого уровня( стр. 6-7)

Вопросы и задания второго уровня

(стр.. 7)



1..09


МИФЫ (5 Час)



2-1


3-2

Мифы народов мира

Календар-

ные мифы

Урок изучения нового материала

Понятия о мифах и мифологии. Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов. Общие темы мифов разных народов. Устная форма существования мифов. Виды мифов (о животных, о создании Земли, о конце света, героические, календарные). Выборочное чтение мифов.

Понятие о календарных мифах. Славянские календарные мифы. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, обряды, связанные с этим праздником. Описание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица»

Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология, виды мифов, календарный миф; народные обычаи обряды связанные с праздником Масленицы.

Понимать: роль мифов в развитии представлений человека о мире; эстетическое значение и необходимость изучения мифов; роль календарных мифов в жизни народа, их эстетическое значение.

Уметь: разбираться в классификации мифов; видеть общее и различное в мифах разных народов; рассказывать о своем участии в обрядных праздниках; описывать произведения живописи

Вопросы и задания второго уровня (стр.7), чтение мифов, попытка их классификации; Рассказать о празднике Масленицы, вопросы и задания первого уровня (стр.13)

Вопросы и задания второго уровня (стр..13-14)

Составить рассказ о Масленице

3-09
4-09






1

2

4

5

6

7

8

9

10

4-3

Мифы о сотворении мира

Урок изучения нового материала, урок - беседа

Египетский миф « сотворение мифа» .Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Древнегреческие мифы о сотворении мира.

Знать: содержание мифов о сотворении мифов.

Понимать эстетическое значение мифов.

Уметь: воспринимать и пересказывать мифы; сопоставлять мифы разных народов о сотворении мира

Вопросы и задания второго уровня (стр. 13-14), первого уровня(стр. 14-15)

Чтение и пересказ мифа «Золотые яблоки Гесперид»

5-09




5-4

6-5


Древнегрече-ские мифы о

Геракле

Сопоставле-

ние образов

Геракла и Атланта.

Урок изучения нового материала, урок – беседа

Урок- беседа

Героический характер греческой мифологии. Миф « Золотые яблоки Гесперид». Характеристика Геракла. . Жизнь древнегреческих мифов в мировом искусстве. Мифы как источник крылатых слов и выражений, географических и астрономических названий.

Знать: содержание героев древнегреческих мифов; различные значения понятия герой.

Понимать: эстетическое значение древнегреческих мифов, их роль в развитии искусства, литературы, языка.

Уметь: воспринимать и пересказывать мифы; характеризовать героя мифа – Геракла; давать сравнительную характеристику мифологических героев

Вопросы и задания второго уровня(стр.15), 1-3 уровня, 1-3 второго уровня (стр.18), выразительное чтение

Выразительное чтение эпизодов из мифа

Чтение мифов о Геракле, пересказ одного из них, выполнение иллюстраций к нему

Составить план

(Стр.15-18)

8 09

10.09




ФОЛЬКЛОР всего 17 часов (13 ЧАСОВ+ 3час. Внекл. чтения . + 1час Р.р.)


7-1

8-2


Фольклор – устное народное творчество

Былины


Урок изучения нового материала, урок –беседа.

Понятие о фольклоре и фольклористике. Особенности фольклорных произведений (традиционность, анонимность, устная форма бытования, вариативность, коллективность). Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре.

Былины- русский народный эпос. Циклы былин. Особенности

Знать: теоретико – литературные понятия фольклор, фольклористика; особенности и жанры фольклорных произведений.

Понимать: роль фольклорных произведений в жизни человека и общества, развитии литературы и искусства; эстетическое значение фольклора, необходимость его изучения; связь фольклора с народными промыслами.

Уметь: приводить примеры фольклорных произведений разных жанров; видеть общее и различное в фольклорных произведениях разных народов


Вопросы и задания первого уровня, 2 второго уровня (стр.21)

Вопросы и задания 1,3 второго уровня (стр.21),1-4 первого уровня,1-2 второго уровня (стр.24)

Вопросы и задания 1, 3 второго уровня

(стр. 20-.21)

Вопросы и задания 3 второго уровня

(стр. 22-.24),

11.09

12.09









1

2

3

4

5

6

7

8

9

9-3

Комменти-

рованное

чтение былины «Три поездки Ильи Муромца»

Урок- беседа

исполнения былин (сказания). Исполнители былин (сказатели). Герои и события былин. Особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка). Комментированное чтение былины « Три поездки Ильи Муромца»

Знать: теоретико – литературные понятия: былина, эпос, гипербола, эпитет, постоянный эпитет; особенности жанра и композиции былин; былинных героев.

Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранение народных традиций, народной памяти.

Уметь: воспринимать текст былины




Пересказ былины

15.09































10-4

11-5

12-6


Характе-

ристика

Ильи Муромца

.Р.р.

Устное со-

чинение «Мой любимый

былин-

ный герой»

Внеклас

сное чтение.

.Былина

«Садко»

Урок- беседа, урок- практикум, урок – внеклассного чтения


Былина «Три поездки Ильи Муромца». Характеристика героя: отвага, смекалка, физическая сила, доброта, щедрость, рассудительность. Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа. Художественные особенности былины (повторы, гиперболы, постоянные эпитеты). Словесное рисование. Словарная работа

Чтение и обсуждение

былины «Садко». Описание репродукций картины В.М. Васнецова «Богатыри» (цветная вклейка учебника)

Знать: теоретико – литературные понятия былина; содержание былины «Три поездки Ильи Муромца» , «Садко»

Понимать: значение образа Ильи Муромца; патриотический пафос былины.

Уметь: выразительно читать и пересказывать былину, определять её тему, особенности композиции; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации; объяснять значения устаревших слов и выражений.


Выразительное чтение, пересказ, характеристика героя, вопросы и задания первого уровня (стр.30), вопросы и задания второго уровня (стр.30-31)

Вопросы и задания второго уровня (стр.30-31), чтение былины «Садко»

Устное сочинение

Устное описание богатырей

17.09

18.09

22.09




1

2

3

4

5

6

7

8

9

13-7

14-8

Русские народные сказки

Волшебная сказка «Царевна- лягушка»

Характеристика героев сказки « Ца

ревна – лягушка»

Урок изучения нового материала

Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетичность совершенство народных сказок. Структурные элементы сказки ( зачин, присказки, концовка). Прием троектатного повтора. Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Сюжет и герои сказки «Царевна - лягушка». Народные идеалы в сюжетах и образах сказки. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке.

Истинная красота и мудрость Василисы премудрой. Доброта Ивана – царевича. Комментированное чтение.

Знать: особенности жанра сказка; виды сказок; теоретико – литературные понятия сюжет, завязка, развитие действия, кульминация , развязка. Сюжет и героев сказки «Царевна - лягушка »

Понимать: нравственную взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок; значение сказок в жизни народа.

Уметь: отличать сказки от былин; сказывать сказки; выделять структурные элементы сказки; выразительно читать сказки .

Уметь вести беседу по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выделять структурные элементы сказки

Вопросы и задания первого уровня (стр.33)

Вопросы и задания второго уровня (стр.33), выразительное чтение, вопросы и задания 1-10 первого уровня (стр.41)

Пересказ, вопросы и задания 11-13 первого уровня, 1-2 второго уровня(стр.41)


Вопросы и задания второго уровня(стр.33), выразительное чтение сказки «Царевна - лягушка»

Пересказ сказки, вопросы и задания 11-13 первого уровня (стр.41)

Задания 3-4 второго уровня (стр.41-42), выполнение иллюстрации к сказке

Характеристика героев сказки

24.09

25.09




15-9



Сказки народов мира

Урок – беседа, урок – практикум, урок внеклассного чтения

Интерес художников к фольклорным произведениям. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я.Билибина к сказке « Царевна - лягушка».понятие о композиции картины, рисунка.

Знать: произведения живописи на тему сказки «Царевна - лягушка». Общие черты сказок разных народов; сюжет и героев сказки «Путешествия Синдбада - морехода».

Понимать: роль деталей в иллюстрациях; как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве.

Рассказы по иллюстрациям, задания 3-4 второго уровня (стр. 41-42)

Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы и задания (стр.54-55)

Чтение «Рассказа о первом путешествии Синдбада – морехода» , вопросы и задания первого уровня

26.09




1

2

3

4

5

6

7

8

9

16-10

Внеклас

сное чтение. «Путешествие Синдбада- морехода»





изобретательность как главные достоинства

героев сказок всех народов мира. Своеобраз

ный национальный колорит сказок «Тысячи

ц одной ночи». «Путешествия Синдбада-

морехода». Синдбад и его приключения

в стремлении познать тайны окружающего

мира. Характеристика героя сказки. Исполь

зование сюжетов арабских сказок в литера-

турных сказках

Эстетическое совершенство сказки; отношение народа к героям сказки.

Уметь: описывать репродукции картин и иллюстрации к сказке; определять связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Пересказывать сказку; использовать при сказывании характерные обороты; отмечать особенности арабских сказок, их своеобразный национальный колорит.




Выполнение иллюстраций к «Рассказам о путешествиях Синдбада- морехода». .

Пересказ сказки.

29.09




17-11

18-12

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

Р.р

Написание.сочинения по пословице

Урок изучения нового материала, урок - беседа

Разнообразие малых жанров фольклора. Детский фольклор. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественного произведения. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и завершенности.

Знать: виды малых жанров фольклора; отличительные черты пословиц и поговорок.

Понимать: роль пословиц и поговорок в устной и письменной речи.

Уметь: объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их темы: использовать пословицы и поговорки в речи

Вопросы и задания первого уровня, 1-2 второго уровня (стр..59)

Вопросы и задания 3-4 второго уровня (стр..59)

Сочинение по пословице на черновиках

Подобрать интересные загадки

для отгадывания

1.10

2.10



  1   2   3   4   5