|  | Тип урока| 
 
 
    учитель русского языка и литературы 
 2015 год
 
               | №
 
 | Тема урока
 
 | Тип урока
 
 | Элементы содержания
 
 | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
 
 | Вид контроля, вид самостоятельной деятельности
 
 | Домашнее задание
 
 | Дата проведения
 
 |   | План
 
 | Факт
 
 |   | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 ВВЕДЕНИЕ (1час)
 
 |   | 1.
 
 | Литерату-
 
 ра – искусство слова
 
 | Урок – беседа
 
 | Писатель и читатель. Задачи урока литературы. Понятия об искусстве. Виды искусств. Художественная литература как искусство слова. Понятие о сюжете. Понятие об изобразительно – выразительных средствах(тропах) (эпитеты, сравнения, метафоры). Знакомство с учебником для 5 класса. Структура учебной книги. Правила слушающего, говорящего, читающего. Беседа о прочитанных за лето книгах.
 
 | Знать: особенности художественной и учебной книги; теоретико – литературные понятия сюжет, троп, эпитет, сравнение, метафора: правила слушающего, говорящего, читающего.
 
 Понимать: чтение как сотворчество; особенности художественной литературы как искусства слова; роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.
 
 Уметь: разбираться в структуре книги; находить в тексте избирательно – выразительные средства и определять их роль
 
 | Рассказы о прочитанных за лето книгах, вопросы и задания первого уровня( стр. 6-7)
 
 | Вопросы и задания второго уровня
 
 (стр.. 7)
 
 | 
 
 1..09
 
 | 
 |   | МИФЫ (5 Час)
 
 |   | 
 
 2-1
 
 
 3-2
 
 | Мифы народов мира
 
 Календар-
 
 ные мифы
 
 | Урок изучения нового материала
 
 | Понятия о мифах и мифологии. Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов. Общие темы мифов разных народов. Устная форма существования мифов. Виды мифов (о животных, о создании Земли, о конце света, героические, календарные). Выборочное чтение мифов.
 
 Понятие о календарных мифах. Славянские календарные мифы. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, обряды, связанные с этим праздником. Описание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица»
 
 | Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология, виды мифов, календарный миф; народные обычаи обряды связанные с праздником Масленицы.
 
 Понимать: роль мифов в развитии представлений человека о мире; эстетическое значение и необходимость изучения мифов; роль календарных мифов в жизни народа, их эстетическое значение.
 
 Уметь: разбираться в классификации мифов; видеть общее и различное в мифах разных народов; рассказывать о своем участии в обрядных праздниках; описывать произведения живописи
 
 | Вопросы и задания второго уровня (стр.7), чтение мифов, попытка их классификации; Рассказать о празднике Масленицы, вопросы и задания первого уровня (стр.13)
 
 | Вопросы и задания второго уровня (стр..13-14)
 
 Составить рассказ о Масленице
 
 | 3-09
 4-09
 
 | 
 
 
 |  
 
               | 1
 
 | 2
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 | 10
 
 |   | 4-3
 
 | Мифы о сотворении мира
 
 | Урок изучения нового материала, урок - беседа
 
 | Египетский миф « сотворение мифа» .Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Древнегреческие мифы о сотворении мира.
 
 | Знать: содержание мифов о сотворении мифов.
 
 Понимать эстетическое значение мифов.
 
 Уметь: воспринимать и пересказывать мифы; сопоставлять мифы разных народов о сотворении мира
 
 | Вопросы и задания второго уровня (стр. 13-14), первого уровня(стр. 14-15)
 
 | Чтение и пересказ мифа «Золотые яблоки Гесперид»
 
 | 5-09
 
 | 
 
 
 |   | 5-4
 
 6-5
 
 
 | Древнегрече-ские мифы о
 
 Геракле
 
 Сопоставле-
 
 ние образов
 
 Геракла и Атланта.
 
 | Урок изучения нового материала, урок – беседа
 
 Урок- беседа
 
 | Героический характер греческой мифологии. Миф « Золотые яблоки Гесперид». Характеристика Геракла. . Жизнь древнегреческих мифов в мировом искусстве. Мифы как источник крылатых слов и выражений, географических и астрономических названий.
 
 | Знать: содержание героев древнегреческих мифов; различные значения понятия герой.
 
 Понимать: эстетическое значение древнегреческих мифов, их роль в развитии искусства, литературы, языка.
 
 Уметь: воспринимать и пересказывать мифы; характеризовать героя мифа – Геракла; давать сравнительную характеристику мифологических героев
 
 | Вопросы и задания второго уровня(стр.15), 1-3 уровня, 1-3 второго уровня (стр.18), выразительное чтение
 
 Выразительное чтение эпизодов из мифа
 
 | Чтение мифов о Геракле, пересказ одного из них, выполнение иллюстраций к нему
 
 Составить план
 
 (Стр.15-18)
 
 | 8 09
 
 10.09
 
 | 
 
 
 |   | ФОЛЬКЛОР всего 17 часов (13 ЧАСОВ+ 3час. Внекл. чтения . + 1час Р.р.)
 
 
 |   | 7-1
 
 8-2
 
 
 | Фольклор – устное народное творчество
 
 Былины
 
 
 | Урок изучения нового материала, урок –беседа.
 
 | Понятие о фольклоре и фольклористике. Особенности фольклорных произведений (традиционность, анонимность, устная форма бытования, вариативность, коллективность). Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре.
 
 Былины- русский народный эпос. Циклы былин. Особенности
 
 | Знать: теоретико – литературные понятия фольклор, фольклористика; особенности и жанры фольклорных произведений.
 
 Понимать: роль фольклорных произведений в жизни человека и общества, развитии литературы и искусства; эстетическое значение фольклора, необходимость его изучения; связь фольклора с народными промыслами.
 
 Уметь: приводить примеры фольклорных произведений разных жанров; видеть общее и различное в фольклорных произведениях разных народов
 
 
 | Вопросы и задания первого уровня, 2 второго уровня (стр.21)
 
 Вопросы и задания 1,3 второго уровня (стр.21),1-4 первого уровня,1-2 второго уровня (стр.24)
 
 | Вопросы и задания 1, 3 второго уровня
 
 (стр. 20-.21)
 
 Вопросы и задания 3 второго уровня
 
 (стр. 22-.24),
 
 | 11.09
 
 12.09
 
 | 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 |   | 9-3
 
 | Комменти-
 
 рованное
 
 чтение былины «Три поездки Ильи Муромца»
 
 | Урок- беседа
 
 | исполнения былин (сказания). Исполнители былин (сказатели). Герои и события былин. Особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка). Комментированное чтение былины « Три поездки Ильи Муромца»
 
 | Знать: теоретико – литературные понятия: былина, эпос, гипербола, эпитет, постоянный эпитет; особенности жанра и композиции былин; былинных героев.
 
 Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранение народных традиций, народной памяти.
 
 Уметь: воспринимать текст былины
 
 | 
 
 
 | Пересказ былины
 
 | 15.09
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 10-4
 
 11-5
 
 12-6
 
 
 | Характе-
 
 ристика
 
 Ильи Муромца
 
 .Р.р.
 
 Устное со-
 
 чинение «Мой любимый
 
 былин-
 
 ный герой»
 
 Внеклас
 
 сное чтение.
 
 .Былина
 
 «Садко»
 
 | Урок- беседа, урок- практикум, урок – внеклассного чтения
 
 
 | Былина «Три поездки Ильи Муромца». Характеристика героя: отвага, смекалка, физическая сила, доброта, щедрость, рассудительность. Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа. Художественные особенности былины (повторы, гиперболы, постоянные эпитеты). Словесное рисование. Словарная работа
 
 Чтение и обсуждение
 
 былины «Садко». Описание репродукций картины В.М. Васнецова «Богатыри» (цветная вклейка учебника)
 
 | Знать: теоретико – литературные понятия былина; содержание былины «Три поездки Ильи Муромца» , «Садко»
 
 Понимать: значение образа Ильи Муромца; патриотический пафос былины.
 
 Уметь: выразительно читать и пересказывать былину, определять её тему, особенности композиции; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации; объяснять значения устаревших слов и выражений.
 
 
 | Выразительное чтение, пересказ, характеристика героя, вопросы и задания первого уровня (стр.30), вопросы и задания второго уровня (стр.30-31)
 
 | Вопросы и задания второго уровня (стр.30-31), чтение былины «Садко»
 
 Устное сочинение
 
 Устное описание богатырей
 
 | 17.09
 
 18.09
 
 22.09
 
 | 
 
 
 |   | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 |   | 13-7
 
 14-8
 
 | Русские народные сказки
 
 Волшебная сказка «Царевна- лягушка»
 
 Характеристика героев сказки « Ца
 
 ревна – лягушка»
 
 | Урок изучения нового материала
 
 | Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетичность совершенство народных сказок. Структурные элементы сказки ( зачин, присказки, концовка). Прием троектатного повтора. Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Сюжет и герои сказки «Царевна - лягушка». Народные идеалы в сюжетах и образах сказки. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке.
 
 Истинная красота и мудрость Василисы премудрой. Доброта Ивана – царевича. Комментированное чтение.
 
 | Знать: особенности жанра сказка; виды сказок; теоретико – литературные понятия сюжет, завязка, развитие действия, кульминация , развязка. Сюжет и героев сказки «Царевна - лягушка »
 
 Понимать: нравственную взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок; значение сказок в жизни народа.
 
 Уметь: отличать сказки от былин; сказывать сказки; выделять структурные элементы сказки; выразительно читать сказки .
 
 Уметь вести беседу по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выделять структурные элементы сказки
 
 | Вопросы и задания первого уровня (стр.33)
 
 Вопросы и задания второго уровня (стр.33), выразительное чтение, вопросы и задания 1-10 первого уровня (стр.41)
 
 Пересказ, вопросы и задания 11-13 первого уровня, 1-2 второго уровня(стр.41)
 
 
 | Вопросы и задания второго уровня(стр.33), выразительное чтение сказки «Царевна - лягушка»
 
 Пересказ сказки, вопросы и задания 11-13 первого уровня (стр.41)
 
 Задания 3-4 второго уровня (стр.41-42), выполнение иллюстрации к сказке
 
 Характеристика героев сказки
 
 | 24.09
 
 25.09
 
 | 
 
 
 |   | 15-9
 
 | 
 
 Сказки народов мира
 
 | Урок – беседа, урок – практикум, урок внеклассного чтения
 
 | Интерес художников к фольклорным произведениям. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я.Билибина к сказке « Царевна - лягушка».понятие о композиции картины, рисунка.
 
 | Знать: произведения живописи на тему сказки «Царевна - лягушка». Общие черты сказок разных народов; сюжет и героев сказки «Путешествия Синдбада - морехода».
 
 Понимать: роль деталей в иллюстрациях; как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве.
 
 | Рассказы по иллюстрациям, задания 3-4 второго уровня (стр. 41-42)
 
 Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы и задания (стр.54-55)
 
 | Чтение «Рассказа о первом путешествии Синдбада – морехода» , вопросы и задания первого уровня
 
 | 26.09
 
 | 
 
 
 |   | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 |   | 16-10
 
 | Внеклас
 
 сное чтение. «Путешествие Синдбада- морехода»
 
 
 | 
 
 
 | изобретательность как главные достоинства
 
 героев сказок всех народов мира. Своеобраз
 
 ный национальный колорит сказок «Тысячи
 
 ц одной ночи». «Путешествия Синдбада-
 
 морехода». Синдбад и его приключения
 
 в стремлении познать тайны окружающего
 
 мира. Характеристика героя сказки. Исполь
 
 зование сюжетов арабских сказок в литера-
 
 турных сказках
 
 | Эстетическое совершенство сказки; отношение народа к героям сказки.
 
 Уметь: описывать репродукции картин и иллюстрации к сказке; определять связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Пересказывать сказку; использовать при сказывании характерные обороты; отмечать особенности арабских сказок, их своеобразный национальный колорит.
 
 | 
 
 
 | Выполнение иллюстраций к «Рассказам о путешествиях Синдбада- морехода». .
 
 Пересказ сказки.
 
 | 29.09
 
 | 
 
 
 |   | 17-11
 
 18-12
 
 | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
 
 Р.р
 
 Написание.сочинения по пословице
 
 | Урок изучения нового материала, урок - беседа
 
 | Разнообразие малых жанров фольклора. Детский фольклор. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественного произведения. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и завершенности.
 
 | Знать: виды малых жанров фольклора; отличительные черты пословиц и поговорок.
 
 Понимать: роль пословиц и поговорок в устной и письменной речи.
 
 Уметь: объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их темы: использовать пословицы и поговорки в речи
 
 | Вопросы и задания первого уровня, 1-2 второго уровня (стр..59)
 
 | Вопросы и задания 3-4 второго уровня (стр..59)
 
 Сочинение по пословице на черновиках
 
 Подобрать интересные загадки
 
 для отгадывания
 
 | 1.10
 
 2.10
 
 | 
 
 
 |  | 
 |  |