|
«Цветовосприятие как средство развития индивидуальных творческих художественных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с церебральным параличом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Кургана «Детский сад № 87»
Сообщение из опыта работы по теме: «Цветовосприятие как средство развития индивидуальных творческих художественных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
в том числе с церебральным параличом» Воспитатель по ИЗО
Корнильцева О.Н.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение………………………………………………………………............ 3
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом……………………………………………………. 4
2.1. Причины развития ДЦП.
2.2. Клиническая классификация ДЦП.
2.3. Особенности развития познавательной сферы, личности ребенка с
ДЦП.
Отношение родителей к абилитации дошкольников с ДЦП……………… 9 3.1. Позиция понимания и доверия между педагогом и родителями.
Эстетическая абилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – путь реализации творческого потенциала этих детей…………………………………………………………………… 10
Законы развития творчества……………………………………………… 10
Определение творческих способностей, творчества, воображения…… 12
Особенности развития детского художественного творчества….. 14 7.1. Методы и приемы, обеспечивающие развитие изобразительного творчества детей.
Цвет – как одна из первых характеристик окружающего мира, воспринимаемого ребенком…………………………………………….. 18 8.1. Историческое развитие цветоведения.
8.2. Основные качества цвета.
8.3. Физиологическое, физическое, психологическое воздействие цвета.
«Школа цвета» - особенности восприятия цвета детьми с ДЦП………… 23
9.1. Планирование занятий во всех возрастных группах.
9.2. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета её
объектов и явлений.
9.3. Виды и жанры искусства – путь к формированию чувства
цвета, эстетического восприятия у детей.
9.4. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми по развитию у них цветовосприятия.
9.5. Дидактические игры в обогащении представлений детей о цвете.
9.6. Эстетическое оформление среды, создание предметно-развивающей среды во всех возрастных группах.
9.7. Различные формы работы с родителями и педагогами.
Используемые источники и литература…………..……………………… 37
11. Приложения………………………………………………………………… 39
1. Введение. Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие – жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, их меньше, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и психической неполноценности человека с серьезными физическими недостатками обрекает инвалидов на полную изоляцию.
Детский церебральный паралич – это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.
Когда люди видят ребенка с легкой степенью заболевания, у них создается впечатление, что он не нуждается в каком-то особенном воспитании и обучении. Но когда люди видят ребенка с тяжелой степенью этой же патологии, у них возникают мысли о том, что учить таких детей бесполезно. И только специалисты знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременное оказание специальной педагогической помощи.
Проблема реабилитации детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – одна из серьезных проблем, стоящих перед современным обществом. Парадокс заключается в том, что именно эта категория детей, наиболее зависимая от качества специального образования, на протяжении многих лет не получает достойного отражения в специальной педагогике.
Даже в период демократических преобразований можно наблюдать значительное повышение общественного интереса к лечению детей с ДЦП, но не к их образованию. Между тем, врачи давно отмечают, что педагогическая абилитация таких детей имеет решающее значение и для улучшения их психофизического состояния, и для обеспечения жизнедеятельности в целом.
Наша страна имеет небольшой опыт педагогической абилитации детей с ДЦП в раннем и дошкольном возрасте, но этот опыт изначально создавался на хорошей научной основе с учетом современных знаний специальной психологии и педагогики мировых достижений в этой области.
Актуальность развития системы специального образования дошкольников с ДЦП определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы.
Какова распространенность ДЦП? Что такое ДЦП? По зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от одного в Англии до четырех в США на 1000 школьников. На конференции Американской Академии по изучению церебрального паралича в 1978 году отмечалось, что среди 1000 семилетних детей 5 страдают ДЦП. На 10000 родов приходилось 32 мальчика и 22 девочки с ДЦП. По данным М.Барковской, в Польше в 1989 году на 1000 детей было 2-3 ребенка с ДЦП.
По данным ЛНИИДОН им. Г.И.Турнера в Ленинграде в 1974 году было зарегистрировано 2,5 случая на 1000. В то же время, в 80-х годах говорилось о том, что заболеваемость ДЦП резко увеличивается. В 1999 году К.А. Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году – 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 году – 1,72 на 1000, в 1982 – 1989 годах 5,6 – 8,9 на 1000.
Среди причин роста статистических данных о заболеваемости ДЦП специалисты отмечают следующие:
Улучшение диагностики и учета детей с ДЦП. Действительно, трудно сказать, сколько детей с ДЦП было в то время, когда эту патологию вообще не распознавали. Кроме того, сама организация специализированной помощи во второй половине ХХ века в нашей стране претерпевала значительные изменения, и это позволило более точно диагностировать и учитывать патологию ДЦП, особенно среди сельского населения.
Успехи медицины в области акушерства. В ХХ веке значительно снизились смертность новорожденных, но возросло количество детей с врожденной патологией центральной нервной системы.
Общий рост патологии детства. Человечество расплачивается с природой за увеличение продолжительности жизни, комфорт и попытки игнорировать свою биологическую сущность. Однако женские особи оказываются более стойкими, и ДЦП в 1,3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
2.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП. Под термином «детские церебральные параличи» (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного мозга во время внутриутробного развития плода в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Примерно в 51% случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено патологическими родами, и только у 3% детей оно связано с инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимися уже после рождения.
Причины развития ДЦП многообразны. Ими могут являться как биологические, так и физические факторы. К биологическим факторам можно отнести – эндокринные заболевания матери, резус-фактор, гипоксия плода, недоношенность или преждевременные роды, внутриутробные инфекции, многоплодная беременность, асфиксия плода.
К физическим факторам относятся радиационные воздействия на женщину, облучение, острые и хронические стрессы, механические воздействия на плод, воздействие фармологических веществ.
Принято выделять три группы факторов: пренатальные (в период внутриутробного развития ребенка), натальные (в период родов) и постнатальные неблагоприятные факторы (в период первого года жизни). На практике чаще всего встречаются комбинации таких факторов, действующих на разных этапах развития.
Детские церебральные параличи – относительно частое заболевание, которое встречается в среднем у 2-х из 1000 детей. Его основная характерная черта – нарушение развития психомоторных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психо-речевого развития вплоть до глубокой дебильности и полного отсутствия речи, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями.
В основу классификации ДЦП, принятой в нашей стране, положена основная особенность этого заболевания, а именно – характер и выраженность нарушения двигательных функций, обусловленные аномальным состоянием мышечного тонуса и расстройством координации движений (К.А.Семенова). В соответствии с этой классификацией выделяется 5 форм ДЦП:
Спастическая диплегия (болезнь Литтля). Возникает при двусторонних поражениях центральных двигательных нейронов в центральных отделах (от двигательных зон коры больших полушарий до ствола головного мозга). Характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях (тетрапарез). При этой форме руки поражены меньше, чем ноги. Большинство детей с этой формой имеют благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в физическом развитии.
Гемипаретическая форма. Вызывается односторонним поражением пирамидного пути в области мозгового ствола или в области верхних шейных сегментов спинного мозга. Спастические парезы верхней и нижней конечностей наблюдаются на одной стороне тела (правосторонняя или левосторонняя гемиплегия). Прогноз также, как правило, благоприятный и в психическом, и в физическом отношении.
Гиперкинетическая форма. При поражении стриарного отдела экстрапирамидной системы отмечается гиперкинетически-гипотонический симптомокомплекс. Основными симптомами при этом являются мышечная гипотония и гиперкинезы. Гиперкинезы – насильственные движения. Помимо гиперкинезов у детей с этой формой нередко наблюдаются синкенезии – насильственные содружественные движения. Большинство детей с гиперкинетической формой успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно в моторном.
Атонически-астатическая форма. Возникает при поражении мозжечка. Характеризуется атаксией – нарушением равновесия и гиперметрией – чрезмерной размашистостью движений. Обычно поражение мозжечка сопровождается мышечной гипотонией. Если эта форма не сочетается с другими расстройствами, то дети не имеют отклонений в психическом развитии, а двигательные расстройства с возрастом компенсируются.
Двойная гимеплексия. Возникает при обширных поражениях головного мозга. Тетрапарез, при котором руки поражены не менее тяжело, чем ноги. Ходьба без посторонней помощи практически невозможна. Произвольные движения рук так же резко ограничены. Прогноз наименее благоприятный по сравнению с другими формами.
По данным английского ученого Хенинга Рая, среди детей с ДЦП наиболее часто встречаются дети со спастичностью, т.е. это дети со спастической диплегией, гемиплегией и двойной гемиплегией по классификации К.А.Семеновой. Эти дети составляют 75%, в то время как дети с гиперкинетической формой составляют 10%, с атонически-астатической – 5% и со смешанными формами – 10% из всего количества детей с ДЦП.
В нашей стране большой вклад в разработку методов лечения таких детей внесла К.А. Семенова, а в создание специальной системы их обучения и воспитания – М.В.Ипполитова. К настоящему времени накоплен большой фактический материал, характеризующий клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также вопросы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями (К.А.Семенова, Е.М.Мастюкова, И.В.Ипполитова, Н.В.Симонова, И.И.Мамайчук, И.И.Панченко, Э.С.Калижнюк и др.).
При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Первичный дефект анализатора (двигательный) ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно.
Нарушения развития отдельных психических функций тормозит психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, социальной депривации (лишение) и нарушения эмоционально-волевой сферы.
Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только при условии адекватного воспитания и обучения. В случае недостаточности коррекционно-развивающей работы возникают и нарастают явления депривации, усугубляющие двигательную, познавательную и личностную недостаточность.
Выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики – это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДЦП. Считается, что от 25 до 35% детей с ДЦП имеют потенциально сохранный интеллект, однако развитие этих детей идет в дефицитарных условиях, что сказывается на психическом развитии. Потенциально сохранный интеллект при ДЦП не означает полноценное, полностью соответствующее нормальному, развитие. Основные виды психических нарушений при ДЦП – это задержка психического развития (у 50%) и олигофрения (у 25%). Вместе с тем не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллектуальной недостаточности при ДЦП. При различных формах ДЦП может встречаться и нормальное, и задержанное психическое развитие, и умственная отсталость.
Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:
Нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания могут быть связаны: 1) не только с цереброастеническими явлениями, но и с отклонениями в функционировании зрительного анализатора – с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения, нистагмом и др., 2) нарушениями в восприятии, памяти, мышления, воображения, речи.
Повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Цереброастенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникают робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.
Повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.
Патохарактерологическое формирование личности отмечается у большинства детей с ДЦП. Отрицательные черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени по причине гиперопеки, характерной для многих семей, где воспитываются дети с патологией двигательной сферы. Такое воспитание ведет к подавлению естественной, посильной ребенку активности. Родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, неправильно оденется, лишают его самостоятельности, предпочитают все делать за него. Это и приводит к тому, что ребенок растет пассивным и безучастным, не стремится к самостоятельности, у него формируются иждивенческие настроения, эгоцентризм, ощущение постоянной зависимости от взрослых, неуверенность в своих силах, робость, ранимость, застенчивость, замкнутость, тормозные формы поведения. У части детей наблюдаются стремления к демонстративному поведению, тенденция к манипулированию окружающими.
Отклонения в развитии личности ребенка с ДЦП могут возникнуть и при другом стиле воспитания в семье. Многие родители занимают неоправданно жестокую позицию в воспитании ребенка с ДЦП. Эти родители требуют от ребенка выполнения всех требований и заданий, но при этом не учитывают специфику двигательного развития ребенка. Нередко такие родители, если ребенок не выполняет их требований, прибегают к наказаниям. Все это приводит к негативным последствиям в развитии ребенка и усугублению его психического и физического состояния.
При рациональном подходе к воспитанию, реализация личностно-ориентированных педагогических программ позволит преодолеть тенденцию к образованию специфических отклонений в развитии личности детей. Наиболее успешно личностное развитие осуществляется в детском коллективе смешанного типа, когда ребенок контактирует и с нормально развивающимися детьми, и с детьми, имеющими схожие проблемы в развитии. Муниципальное учреждение «Детский сад компенсирующего типа №87» работает над задачей интеграции детей с ДЦП в коллективе со здоровыми сверстниками. Наш многолетний труд убеждает, что контакты с нормально развивающимися детьми способствуют успешной адаптации в обществе, предотвращают формирование ощущения собственной исключительности и неполноценности.
В нашем детском саду воспитываются 140 детей, которых можно разделить на 4 основные категории (по степени тяжести двигательного дефекта):
Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов коры головного мозга. Прежде всего, это дети с церебральным параличом.
Дети, у которых нарушения опорно-двигательнго аппарата обусловлены расстройством периферической нервной системы – чаще парезом Эрба. Специальное воспитание таких детей направлено преимущественно на включение пораженной руки в различные виды деятельности.
Дети, имеющие комплексную патологию нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовой травмы. Это дети с вывихами бедер, сколиозами, остеохондрозами.
Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата без поражений нервной системы. Дети не имеют отклонений в психическом развитии, но нуждаются в систематическом ортопедическом лечении или щадящем двигательном режиме. Это дети с артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией, врожденными или приобретенными деформациями конечностей.
3. Отношение родителей к абилитации дошкольников с ДЦП. Успех абилитации детей с ДЦП во многом зависит от степени взаимопонимания и сотрудничества педагогов и родителей. П.и Н. Ботта писали: «Роль родителей слишком значительна, и мы должны подчеркнуть особо их вклад в общий план работы. В осуществлении необходимого воспитания, подготовки к будущей профессии и полного развития личности главенствующее место принадлежит родителям. Обычно недостаточно подчеркивают их роль. Мы ежедневно сталкиваемся со случаями, когда ребенок мог прекрасно приспособиться к нормальной жизни, если бы семья действительно поддерживала его и помогала ему. Поэтому советы, данные родителям, являются важнейшей частью полной учебно-воспитательной программы».
Как правило, родители детей с ДЦП в той или иной степени и в разные временные периоды проходят несколько этапов на пути к сотрудничеству со специалистами. Это – неприятие факта рождения больного ребенка, поиск причин и виновников, стремление вылечить ребенка, признание необходимости специального образования и принятие ребенка таким, какой он есть. Лишь на последнем этапе становится возможным адекватный подход к абилитации ребенка.
Большинство родителей совершенно неправильно строят отношения с аномальным ребенком. Главная их ошибка заключается в неспособности представить инвалида полноценным членом общества. Часто родители убеждены, что основная их миссия состоит в умении ограждать больного ребенка от трудностей.
Кроме того, родители, как правило, придают главное значение медицинским воздействиям, абсолютно упуская из виду социальную, психологическую и эстетическую абилитацию. Свои функции большинство родителей видят в интенсивном лечении ребенка.
Можно ли вылечить ДЦП? Строго говоря, в поздней резидуальной стадии ДЦП уже является не заболеванием, а состоянием, и вопрос заключается не в лечении, а в развитии ребенка с этим состоянием. Необходимо информировать родителей не только о комплексе лечебных и психолого-педагогических мероприятий, применяемых по отношению к их ребенку, но и о содержании образовательных программ. Нужно разъяснить родителям, с какой целью применяются те или иные программы, методы и отдельные приемы, привлекать родителей к продолжению коррекционной работы дома.
Полезно обсуждать с родителями отдаленные перспективы развития ребенка. Обсуждение отдаленных перспектив позволяет сместить акценты в сторону большего внимания к развитию навыков самообслуживания, коммуникации, самостоятельности, креативности ребенка. Профессионализм педагогов в работе с родителями проявляется в умении сделать так, чтобы родители получали максимум положительных эмоций по поводу своего ребенка.
4.Эстетическая абилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – путь реализации творческого потенциала таких детей. Педагогические технологии работы с дошкольниками с ДЦП строятся, прежде всего, с учетом возрастных потребностей, с учетом принципов мобилизации стимулирующе-компенсаторных механизмов, принципа сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы, принципа приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции
В настоящее время не существует единых педагогических программ, обязательных к применению в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В этой ситуации учреждение имеет право выбора программ из существующих и право собственного творчества. Можно выбрать программу из числа рекомендованных к применению в массовых или специальных садах и адаптировать их с учетом особенностей контингента детей. Наш детский сад компенсирующего вида №87 работает по программе «Из детства в отрочество» Т.Н.Дороновой со средним, старшим и подготовительным возрастом и по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой с ранним и младшим возрастом и учитывает физические, индивидуальные возможности детей с ДЦП.
В настоящее время в обществе востребованы личности с демократическими взглядами, максимально самостоятельные, ориентированные на достижение успехов в самых различных областях. Дети с особыми образовательными потребностями должны найти свое место в обществе и занять в нем достойное положение, что будет способствовать утверждению в нашем обществе понимания того, что барьер между здоровым человеком и инвалидом – всего лишь тонкая грань. Поэтому таким детям необходимо создавать условия для социальной, психологической, интеллектуальной и эстетической абилитации.
Эстетическая абилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата направлена на развитие творческих способностей ребенка, его фантазии с помощью изобразительных средств. Основным в программе является развитие эстетического восприятия, умения выражать свое видение мира с помощью разнообразных изобразительных средств, в том числе цветом. |
|
|