Главная страница


«Цветовосприятие как средство развития индивидуальных творческих художественных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с церебральным параличом»



Название«Цветовосприятие как средство развития индивидуальных творческих художественных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с церебральным параличом»
страница2/3
Дата14.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипРеферат
1   2   3

5.Законы развития творчества.
Степень тяжести двигательного дефекта у ребенка сДЦП не является основным фактором в недоразвитии сенсорно-перцептивной деятельности. Определяющую роль в формировании адекватности восприятия и отображения предметов играет уровень умственного развития ребенка. Теоретико-методологическим обоснованием организации системы компенсирующей помощи детям с ДЦП являются известные положения отечественной дефектологической науки: культурно-историческая теория развития Л.С.Выготского, его учение о дефекте и компенсации, о зоне ближайшего развития ребенка. По мысли Л.С.Выготского, нет дефективного обучения, как и воспитания; дефект не препятствие, он требует особого подхода. Необходимо помнить, что одновременно с дефектом возникают компенсаторные возможности для преодоления его последствий. Ребенок с нарушением интеллекта развивается по тем же законам, что и нормальный. Воспитателю необходимо приложить все усилия для развития его личности, проявлять заботу и уважение к ней.

Понятием развития охватываются все способы появления новообразований, происходящих в организме. Механизм получения нового базируется на дифференциации и интеграции функций, подобно тому, как устроен наш организм, где каждый орган имеет свою функцию.

По такому же принципу работает наш мозг. Появление новых качеств психических процессов связано с получением, переработкой информации и образованием новых связей между разными участками мозга, регулирующими деятельность и действия, которые лежат в основе специальных, интеллектуальных и творческих способностей.

Все виды развития имеют три основных закона, опора на которые необходимы для творчества.

Первый закон – развитие происходит только в контакте со средой. Среда является той почвой, на которой происходит развитие организмов и формирование тех качеств, которые необходимы для адаптации к конкретным ее условиям.

Второй закон развития: могут быть развиты только те качества и свойства, которые потенциально заложены в генетическом коде живого организма.

Главным «каналом» реализации потенциальных, индивидуальных возможностей человека является творчество. Поэтому развитие способностей должно происходить по всем видам творчества – художественному, исследовательскому, оперативному. И именно этот путь – развитие всех видов творчества – является главным стимулом расширения поля возможностей для формирования креативности.

Третий закон – развитие необратимо. Включение в творчество становится для человека потребностью в определенном функционировании и стиле деятельности мозга – напряженном и направленном на решение новых задач. Наличие потребности в творчестве является основным показателем креативности. Вступив на путь созидания, человек не может остановиться, не может не творить, испытывает необыкновенно сильную потребность в познании, в созидании.
6.Определение творческих способностей, творчества, воображения.
Творческие потенции как присущие всей человеческой популяции на Земле заложены у каждого человека на разной глубине подсознания и «вытащить» их в сознание можно только опираясь на свою индивидуальность, а так же на знание общих законов, как творчества, так и психики.

В основе развития художественно-творческих способностей лежат все те же знания, умения, навыки, которые являются основой всех форм обучения и образования, но только они имеют свою специфику.

Творческие способности, заложенные в каждом человеке, проявляются очень по-разному. У одних они наблюдаются в детстве, а затем остаются только в сновидениях, у других они спонтанно проявляются в одном виде деятельности или в одной из ее фаз, а у третьих, становятся личностным качеством, называемым креативность.

Природа таких индивидуальных различий связывается с нейрофизиологическими задатками, с особенностями активационных, регуляторных и информационных блоков мозга, с особенностями воспитания и обучения, т.е. процессом социализации, а так же наличием специальных способностей к творческим видам деятельности. Именно специальные способности в первую очередь дифференцируют людей, опираясь на природные задатки.

Психологический анализ творческой деятельности позволил Л.С.Выготскому сделать вывод о ее чрезвычайной сложности. Он указывал, что творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и тем самым видоизменяющим свое настоящее.

В настоящее время существует много подходов к определению творчества креативности, нестандартного мышления, творческой активности (В.Н.Бехтерев, Н.А.Ветлугина, В.Н.Дружинин и др.)

Ученые долгие годы пытались раскрыть природу творческих способностей человека к эстетическому восприятию окружающей действительности, созданию абстрактных произведений искусства и символических предметов.

Взгляды философов сводятся к тому, что творчество – это процесс, который направлен на создание новых ценностей. В нем объединены и личностное, и субъективное (Н.А.Бердяев, Э.В.Ильенков и др.). Творчество рассматривается философами как человеческая деятельность высшего условия понимания и преобразования окружающего природного и социального мира. Изменяется и сам человек – формы и способы мышления, личностные качества, он становится творческой личностью.

Творческую деятельность, основанную на комбинаторных возможностях нашего мозга, психология называет воображением. Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он уже «видит» цель своей деятельности.

«Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн,- связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». И далее: «воображение – это отлёт от прошлого опыта, преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

«Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего появляются новые впечатления».

Важным является и положение Е.Е.Кравцовой, основанное на концепции В.В.Давыдовой, которые показывают, что воображение нормально развивающегося ребенка включает три компонента: предметную среду, прошлый опыт и особую внутреннюю позицию, наличие которой позволяет им самостоятельно проявлять себя в творческой деятельности. При этом, раскрывая своеобразие развития воображения у детей с проблемами в развитии, Е.Е.Кравцова отмечает, что воображение последних имеет специфическое развитие – в нем представлен один или два его компонента и отсутствует главный компонент воображения – особая внутренняя позиция.

Впервые творческий процесс был разделен на фазы в конце ХIХ века Германом Гельмгольцем. Гельмгольц назвал первую стадию творческого процесса «насыщением» (стадия получения необходимых навыков в той или иной области), вторую стадию – «вынашиванием» (работу над проблемой), а третью – «озарением» (нахождением верного решения).

В 1908 году математик Анри Пуанкаре дополнил стадии Гельмгольца четвертой – «верификацией» (доведение работы до конца – доказательство гипотезы).

В начале 1960 года американский психолог Джейкоб Гельтцельс выделил «первый инсайт» - первое творческое погружение, предшествующее стадии «насыщения».

Стадии творческого процесса переходят одна в другую и могут занимать разные промежутки времени. Только стадия «озарения» (инсайт) подобно вспышке всегда является короткой (Эдварс Б.).

По мнению отечественных специалистов (Ермолаева-Томина Л.Б.) творческий процесс имеет три фазы: пусковую, поисковую и исполнительскую. Пусковая фаза включает в себя «первый инсайт» и «насыщение», поисковая – «вынашивание» и «озарение», а исполнительская – «верификацию».

Пусковая фаза характеризуется интеллектуальной инициативой или умением самостоятельно видеть и ставить проблемы. В этой фазе к самостоятельному творчеству, развиваются познавательные процессы, эмоциональная и рациональная способность к контакту с миром, потребность в творческой деятельности. По мнению Л.Б.Ермолаевой-Томиной, первая фаза является наиболее сложной потому, что пусковым механизмом для нее всегда является либо видение нового, мысленное открытие нового, познание нового необходимого, требующего преобразования, творческого поиска. Для этого необходимо развить познавательные и интеллектуальные процессы.

Поисковая фаза начинается и протекает в поиске средств для осуществления и кончается их нахождением, принятием решения относительно конкретных способов воплощения.

Третья фаза – исполнительская : реализация задуманного в действиях, контроль за промежуточными результатами и коррекции способов выполнения, критической оценки продукта.

Существуют различные виды творчества, как в области материального производства, науки, так и в сфере искусства. В области искусства творчество проявляется особенно ярко при создании художественных произведений: картин, скульптур, архитектурных памятников.

С позиции эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение, свое понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ – это конкретно чувственное и, в то же время, обобщенное видение и воссоздание жизни, которое обращено эмоционально-эстетической оценкой художника. У человека, воспринимающего художественный образ, эстетическая реакция может изменяться в зависимости от жизненного опыта, психологической установки, знаний специфики данного вида и жанра искусства, особенностей изобразительного «языка».

При восприятии художественного образа особая роль принадлежит воображению и образному мышлению. А.И.Буров, Б.С.Мейлах, Б.Т.Лихачев указывают, что развитие образного мышления может идти от простого образа – представления к эстетическому обобщению, от восприятия содержащихся в нем обобщений, раскрытию их внутреннего, глубинного смысла. Обобщение с произведением искусства – это «погружение» в его духовное содержание, а значит и во внутренний мир художника.

7.Особенности развития детского художественного творчества.
Проявление творчества у детей дошкольного возраста, как отмечают психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, возникает не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происходит переход от элементарных и простых форм выражения к более сложным. Каждому возрастному периоду детства свойственна своя форма творчества, поэтому необходимо своевременное и целенаправленное воздействие на ребенка с целью закрепления и обогащения приобретенного опыта.

Любой вид художественного творчества основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, что способствует обогащению изобразительной конструктивной деятельности. И наоборот, неразвитость эстетического восприятия, низкая сенсорная культура не позволяет детям творчески решать изобразительные задачи. В этом случае дети затрудняются в выборе содержания, способов изображения, когда им предлагается самим определить тему для рисования, лепки, аппликации, конструирования.

А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем, наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздает художественные образы либо в плане воображения при восприятии произведений искусства, либо участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.

По утверждению Н.Н.Поддъякова, творчество детей носит глубоко личностный характер – оно определяется неповторимостью личности ребенка, неповторимостью накопленного им опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка.

Ещё одна важная особенность творчества детей – оно всегда насыщено яркими положительными эмоциями и благодаря этому привлекает внимание детей, которые познают радость первых своих «открытий», удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д. Яркие положительные эмоции становятся основой формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества.

Как отмечают Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего дошкольного возраста, эта деятельность выступает в форме так называемого «экспериментирования», которое интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. Детское «экспериментирование» характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и сведений и выступает как основной мотив деятельности.

Поэтому такой актуальной является разработка новых современных методов обучения, при которых ребенок приобретал бы умения экспериментировать с различными предметами и явлениями, что расширит его возможности самостоятельно, творчески добывать новые знания, выходить за пределы того материала, который дает ему взрослый. Для активизации этого процесса необходимо формировать у дошкольников знания и умения в гибкой, подвижной, вариативной форме. Такое построение педагогического процесса способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок в рисунке, лепке, аппликации.

Главным условием развития творчества в процессе обучения является пробуждение адаптационного рефлекса (Л.Б.Ермолаева-Томина). Хорошо известно, что ученики невольно ориентируются на требования педагога, и если он постоянно требует самостоятельного поиска и творческого решения, то ученик подстраивается под него. Такая установка создается, когда перед детьми систематически ставится конкретная цель и задача для самостоятельного поиска в овладении профессиональных навыков или при решении изобразительных задач, а оценка её включает показатель творчества. Такие требования выдвигали все великие педагоги и формировали творческих учеников.

Следующим условием является сочетание и одновременное развитие изобразительных и творческих навыков овладения творческими операциями с отработкой выразительных средств языка изобразительного искусства. Владение языком изобразительного искусства начинается со знакомства с выразительными возможностями линий, форм, цвета. Творческие навыки больше всего тренируются на нестандартных заданиях.

Не менее важным условием формирования способностей к художественной и творческой деятельности является принцип дифференциации и интеграции. Поэтому все способности к творчеству необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств психических процессов – восприятия, памяти, мышления и воображения. Для этого на равных должны развиваться все функции интеллекта – познавательная, оперативная, созидательная и все мыслительные операции, лежащие в их основе, а также двигательные навыки.

В формировании творческих способностей обязательным является самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности детей, которые включают:

  • Скорость включения в работу;

  • Длительность работоспособности;

  • Условия, необходимые для пробуждения и протекания творчества.

А.В.Запорожец, Е.А.Флёрина считали важным принципом в обучении дошкольников изобразительной деятельности единство учебных и творческих задач, их взаимодействие.

В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе:

  1. Возникновение замысла;

  2. Процесс создания художественного образа;

  3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.

Выделим ряд основных методов и приёмов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей. На первом этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике.

На втором этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребенка.

На третьем этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учетом мнений каждого «автора»; доброжелательное отношение к замыслам детей.

Эти методы и приёмы помогают детям создавать художественные образы в рисунках, лепке, аппликации. Н.А.Ветлугина подчеркивает, что пути усвоения детьми художественного опыта идут в различных направлениях. Один из них – воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приёмов поведения и способов действий. В основе другого – творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества. Обучение и творчество специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства, но между ними устанавливаются связи, в результате которых ребенок овладевает обобщенными способами действий и может свободно переносить полученные навыки, умения в собственное изобразительное творчество.

Н.А.Ветлугина, раскрывая эти обобщенные способы, говорит о том, что они могут иметь место как при восприятии окружающего, произведений изобразительного искусства, так и в процессе создания образа и характеризуются как:

  • Способ всматриваться в предметы, явления окружающей действительности, как первая ориентировка;

  • Способы ориентировки в формах, пропорциях, цвете в процессе изобразительной деятельности;

  • Способы самостоятельных действий при выборе материалов, выразительно-изобразительных средств;

  • Способы творческих действий при создании художественного образа в рисунке, лепке, аппликации, декоративной композиции.

Обобщенные способы наиболее эффективно формируются в поисковой деятельности при выполнении детьми творческих заданий, на которых воспитатель использует методы косвенного руководства, считается с мнением каждого ребенка, предоставляя ему, как автору своего произведения, выбор материалов и способов изображения.

При анализе результатов детского творчества педагог внимание детей направляет на образность рисунка. Лепки, аппликации, специфику средств выразительности в сюжетном рисунке, лепке, декоративном узоре. Сам процесс творчества стимулирует эмоциональные проявления ребенка, его стремление к самоутверждению. Если методы обучения дают такую возможность (отсутствие шаблонов, стереотипов), то процесс творчества доставляет ребенку радость, удовольствие. Эмоциональный отклик на создаваемый образ свидетельствует о стремлении ребенка получить положительную оценку со стороны взрослого и сверстников. Среди методов обучения возрастает роль индивидуально-ориентированного подхода к каждому ребенку, так как необходим учет его индивидуальных и возрастных особенностей.

Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку её результат относится к сфере духовного, личностного самоутверждения.

Строя отношения со специалистом, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное –это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической значимой для ребенка и, возможно, необычной для всех остальных форме.

8.Цвет как одна из первых характеристик окружающего мира, воспринимаемого ребенком.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети – это цвет. Социокультурный уровень восприятия цвета связан с теми символическими значениями, которые закрепляются за цветом в определенном историко-культурном пространстве. Например, белый цвет в европейской культуре – цвет праздника, черный – цвет траура и печали. Восточные культуры вкладывают в интерпретацию этих цветов диаметрально противоположный смысл. Хотим мы того или не хотим, ребенок, воспитываясь в конкретной культурно-исторической среде, впитывает символические значения цветов, и это влияет на выбор цвета в процессе работы над образом.

Цвет – это основное выразительное средство живописи. Глядя на картину в первый момент, не вдумываясь в содержание изображения, благодаря колориту, выбранному художником, мы можем почувствовать радость или грусть, тревогу или спокойствие, которое излучает холст.

Ребенок, осваивая социальный опыт интерпретации цвета, постепенно приобретает индивидуальный опыт выражения своего отношения к миру.

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. От древности до нашей эпохи проблема систематики цвета претерпевает очень большие изменения. Историю классификации цвета можно разделить на два больших периода: первый – с доисторических времен по XVI век и второй – от XVII века до наших дней.

Ученые предполагают, что древние люди не видели всех цветов, которые видим мы. Сначала они научились различать более яркие цвета – красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но они ещё долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать позднее.

Существенное значение для развития представлений о цвете именно открытие английского ученого И.Ньютона. Ему удалось экспериментальным путем доказать, что если узкий солнечный луч пропустить через трехгранную призму, то на расположенном позади экране появится последовательный ряд удивительно красивых цветов. Это явление сходно с эффектом радуги на небе, представляющей собой спектр преломленных и отраженных солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе. В этих лучах И.Ньютон выделил семь главных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, которые получили название спектральных.

Многие ученые заметили открытие Ньютона, заинтересовались им и посредством экспериментов выяснили, что все цвета спектра могут быть созданы путём смешивания различных комбинаций красного, жёлтого и синего (Вильгельм Бецольд). Эти цвета – красный, жёлтый, синий стали называть первичными или основными цветами цветового круга.

В 1898 году художник и преподаватель Альберт А. Мюнсель привел в систему открытия Исаака Ньютона, составив таблицу цветов, которые не только позволяли различать цвета спектра, но и пользоваться ими при обдумывании картины, подборе цветовой гаммы и т.д. Поскольку теперь мы воспринимаем оттенки цвета как составляющие системы Мюнселя, процесс изучения цвета и колористики значительно упростился. Сегодня система Мюнселя – одна из самых известных в мире. Она принята на вооружение Управлением мер и весов, ею пользуются художники всего мира. Со временем появилось множество разновидностей цветовых систем, но большинство основаны на принципах системы Мюнселя.

Существуют три основных качества цвета. Они были открыты Гельмгольцем и позднее легли в основу системы Мюнселя. Первое качество цвета – яркость. Оно позволяет нам отличить один цвет от другого и дать ему название. Второе качество и самое важное – светлота. При смешивании красок мы можем добавить белила к той или иной краске и получить определенную градацию светлоты, её светотеневой тон. Точно так же мы меняем степень светлоты, когда подмешиваем черную краску. Третье качество цвета – насыщенность – просто степень, сила выражения цветового тона. Максимально интенсивный цвет имеют краски только что выдавленные из тюбика. Есть множество способов менять насыщенность цвета. Можно добавить к яркой краске черную или белую, различные оттенки серой и цвет станет менее интенсивным. Можно также смешать несколько красок разного цвета.

Как указывают исследователи (Л.Рихтер, С.С.Алексеев), в науке о цвете (цветоведении) белый, серый и черный цвета принято называть ахроматическими (бесцветными), все же остальные цвета – хроматическими (цветными). Эти термины были предложены в 1922 году американской комиссией по колориметрии с целью установления единообразной терминологии в учении о цветах.

Немецкий ученый Вильгельм Бецольд высказал в своё время мысль о том, что необходимо рассматривать «цвет» с трёх сторон. Так, в своём исследовании он говорит о том, что в учении о цветах приходится иметь дело:

– с чисто физиологическими процессами, т.е. с процессами, которые свойственны собственно организму;

– с чисто физическими фактами, т.е. с такими, которые не зависят от нашего организма;

– с деятельностью мыслительной способности, суждениями, с психологическими и эстетическими вопросами.

Объективное воздействие цвета на физиологию человека подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества, качества цвета, времени воздействия, особенности нервной системы, возраста, пола. Непосредственным физиологическим действием на весь организм объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности.

Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему (Ш.Фере, В.М.Бехтерев, И.Н.Спиртов, Ф.Стефанеску-Гоанга и др.). Оранжевый и красный цвет возбуждает попутно со зрительными и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости звуков. Не без основания эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

Рассматривая цвет как физическое явление, Н.Д.Нюберг полагает, что с точки зрения физики все предметы можно разделить на две группы. Первая –это источник света, т.е. тела лучеиспускающие (светящиеся), вторая – тела, которые отражают и пропускают свет. Эти тела не испускают собственного света, а только лишь отражают или пропускают через себя свет, который на них падает.

Ещё в 1756 году М.В.Ломоносов предложил так называемую теорию трех компонентного зрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки, одни из которых вызывают ощущения красного, другие – зелёного, третьи – синего цвета. К этому воздействию относятся иллюзии, или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы – красный и синий, так как в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зелёный цвет.

Светлые цвета, например белый, желтый, создают эффект иррадиации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Например, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви кажутся более тонкими, чем обычно. Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхности. Плоскости, окрашенные в тёмно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшают и успокаиваются к низу.

Также нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим цветом, то уже после короткой концентрации на них становится заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение и удаляется от человека. Первый круг колет глаз, во втором глаз утопает.

Одним из первых, кто начал исследование воздействия цвета был И.Гёте. Фундаментальным в теории цвета явился его труд «К учению о цвете», содержащий анализ основных цветовых оттенков. С точки зрения влияния цвета на настроение он выделил цвета: возбуждающие, оживляющие, бодряще-красные, красно-желтые, порождающие печально-беспокойное настроение сине-фиолетовые, успокаивающего умиротворения зелёные. И.Гёте опоэтизировал воздействие цвета, отмечая, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокаивать глаз и душу; синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе. Связь деления цветов на теплые и холодные тона с эмоциональным воздействием несомненна. Холодная гамма усиливает впечатления меланхолической успокоенности, а теплая – впечатления жизни, активности, радости, драматизма.

Цвет может иметь коммуникативное значение, которое предполагает различение, выделение, объединение объектов; символическое, указывающее на явление, предмет или сущность и выразительное (экспрессия), передающее определённое чувство и вызывающее соответствующие эмоции (триединство цвета). Цвет на воображение накладывается естественно, поэтому такие выразительные характеристики, как тёплый (красный), холодный (голубой), близкий (желтый), далёкий (синий), легкий (белый), тяжёлый (чёрный) со временем приобретают устойчивое значение ассоциаций. Цветовые коммуникативные (связующие) обозначения являются, по существу, вспомогательными операциями, помогающими восприятию основного содержания.

Различительная – это первичная функция цвета. Её могут выполнять не только отдельный цвет и его оттенки, но и определенное сочетание цветов – гамма, отличная от цветовой гаммы объектов другого характера. Например, по цвету различают отдельные предметы или группы предметов: овощи и фрукты, предметы одежды и т.д.

Выделительная функция означает не только факт отличия предметов по цвету, но и особый его характер, учитывающий цветовые взаимоотношения с окружающими предметами или цветовой среды. При сравнении цветовых объектов наблюдается противопоставление одних цветов другим (контраст цветов).

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах, переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета.

Красный – очень сильный цвет, который непосредственно воздействует на человека и не оставляет его равнодушным. Это тёплый цвет. Красный сигнализирует об опасности. Красный – это радость, веселье, праздник. Дети начинают различать этот цвет одним из первых, и долгое время он может быть их любимым. Под определение красного попадают розовый, бордовый, малиновый цвета.

Розовый – смесь красного и белого. Переход от цвета яркого к пастельному. Розовый – нежный, мягкий, романтический. Большинство маленьких девочек предпочитают розовый цвет всем остальным.

Оранжевый – тёплый и яркий, привлекающий внимание. Цвет радости, веселья, солнца. Пастельный оранжевый цвет близок к персиковому, который связывают со свежестью и здоровьем.

Жёлтый – привлекает внимание, но и говорит о тревоге, предупреждает быть внимательным, как сигнал светофора. Сигнализирует о чем-то новом, необычном, интересном и интригующем. Жёлтый и оранжевый – основные солнечные цвета в детских рисунках.

Зелёный – самый спокойный цвет. Глаз человека способен различать огромное множество его оттенков. При введении в зелёный желтого цвета, он оживляется, становится более активным. При добавлении синего цвета, наоборот, начинает звучать иначе – делается более серьёзным, вдумчивым. Для детей зелёный – цвет травы и ёлки.

Синий и голубой – холодные цвета. Синий воспринимается как скучный. В то же время голубой может быть связан с покоем и простором, как небо или море. В детских работах цвет облаков и неба может быть синего цвета.

Фиолетовый – привлекает детей потому, что в природе не слишком распространен. В творческой работе с этим цветом легко переборщить, она может выглядеть неестественной, безвкусной.

Белый – определяется как «некраска». Он как бы символ мира, где исчезают все краски, материальные свойства, поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Оттенков белого достаточно много: бумага для рисования, картон, обои, калька и т.д. Может быть дешевым и примитивным, как одноразовая посуда.

Чёрный – воздействует как мёртвое пятно. Цвет ночи, чёрной магии, страха. Для детей это цвет зла, «недобра». В то же время он удачно сочетается с другими цветами и может превращаться из злого цвета в добрый. Черный и красный в хохломской росписи, в окраске снегиря. Чёрный и белый цвета – в зимнем пейзаже.

Серый – нейтральный. Оттенки серого нашли широкое применение в промышленности. Особенно смотрится в сочетании с другими яркими цветами, например, красным, жёлтым, фиолетовым. При этом выглядит изысканным, красивым, благородным. Может быть простым и скучным, как серый холст. В детской работе оптимальный цвет для фона после белого.

Коричневый – естественный. Цвет дерева, песка, дома, хлеба. Внушает доверие, спокойствие, уют. Для детей это не очень привлекательный цвет. Основные варианты для фона в изображении деревянных избушек, разделочных досок, глиняных кувшинов.

Выбор предпочтительного (любимого) цвета определяется характером ребёнка и зависит также от социального фактора. Предпочтение детьми тех или иных цветов в работе по созданию изображения замечали Н.П.Сакулина, Т.Н.Доронова, Е.Г.Приходько, А.Пейпер, У.Уффельман, М.Циммерман и другие учёные и педагоги. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой, фиолетовый, белый, розовый, пурпурный, красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый, чёрный.
1   2   3