Главная страница

«Цветовосприятие как средство развития индивидуальных творческих художественных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с церебральным параличом»



Название«Цветовосприятие как средство развития индивидуальных творческих художественных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с церебральным параличом»
страница3/3
Дата14.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипРеферат
1   2   3

9. «Школа цвета» - особенности восприятия цвета детьми с ДЦП.
Каждый человек способен различать огромное количество цветов и оттенков. Это заложено природой. Однако если нет необходимости использовать этот дар, он постепенно утрачивается. Способность видеть мир в бесконечном богатстве оттенков заменяется знанием о том, как называется та или иная их группа.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку открыть для себя многоцветие мира, получит радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения. Более того, цвет способен дать чёткую эмоциональную характеристику изображаемой ситуации, и дошкольники в своих рисунках интуитивно используют эту способность, выбирая так называемый непредметный цвет. Задача взрослого научить детей использовать выразительные возможности цвета сознательно.

Как автор «Школы цвета» вижу свою цель в том, чтобы в меру сил способствовать естественному процессу освоения языка изобразительного искусства, в котором формируется целостное отношение ребёнка к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности и к индивидуальности другого. Особенно эта задача важна для детей с церебральным параличом. Такая позиция предполагает:

  • Внимание к естественным проявлениям ребенка;

  • Обеспечение возможностей для самовыражения;

  • Признание позиции ребенка в его решениях художественных задач;

  • Стремление к формированию ценностного отношения к миру, образу своего «я» и «я» другого человека, раскрывающимся в процессе создания изображения;

  • Новые знания, умения и навыки не навязываются ребенку, а ждут своего часа, когда потребуется ему для удовлетворения его собственных потребностей в необходимых средствах выразительности.

«Школа цвета» - это семь ступеней развития цветовосприятия у детей с ДЦП младшего и старшего дошкольного возраста (Приложение №1). Каждая ступень учитывает индивидуальные и возрастные особенности этих детей, особенности развития сенсорного восприятия.

Первая ступень школы – красная – ознакомление детей с системой эталонов цвета, хроматическими и ахроматическими цветами, их названиями, а именно желтый, красный, зеленый, синий, черный, белый, коричневый, оранжевый.

Вторая ступень школы – оранжевая – название и различение голубого цвета.

Третья ступень школы – желтая – знакомство с изменяемостью цветовых тонов по светлоте.

Четвертая ступень школы – зеленая – восприятие сложного цвета, который содержит элементы разных цветовых тонов, причём выраженных в разной степени.

Пятая ступень школы – голубаязнакомство детей с цветами радуги (спектра), последовательности их расположения в спектре.

Шестая ступень школы – синяя – знакомство с теплыми и холодными цветами спектра.

Седьмая ступень школы – фиолетоваяразвитие восприятия сочетаний цветов – гармонии в цвете, цветового контраста, подбора цветовой гаммы.

«Школа цвета» представляет собой систему целенаправленного формирования цветовосприятия в организованной и свободной деятельности детей.

Анализ современной практики, психолого-педагогической и программно-методической литературы, своя опытно-экспериментальная работа с детьми позволила определить необходимые условия формирования цвета у детей:

  1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды.

  2. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменений цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п.

  3. Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета, колорита произведений изобразительного искусства как классического, так и народного.

  4. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми по развитию у них цветовосприятия.

  5. Изготовление и использование дидактических игр в работе с детьми по ознакомлению с цветом, обогащению представлений о цвете на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время.

  6. Эстетическое оформление среды, использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения, создание предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности во всех возрастных группах.

  7. Обучение воспитателей и родителей различным методам по формированию у детей цветовосприятия, расширение кругозора по цветоведению.

Представим задачи по формированию основ чувства цвета у детей, определенные в программе по всем возрастным группам. (Приложение № 2)

2-я младшая группа – это первая ступень «Школы цвета». В младшей группе содержание занятий отражает цветовое богатство явлений окружающей действительности, характерные для каждого времени года, образов любимых игрушек, сказочных персонажей, изделий мастеров декоративно-прикладного искусства.

Дети, выполняя задания на занятиях по рисованию, по аппликации изображают:

Желтым цветом – листья, баранки, спелые яблоки, огоньки, солнышко, мимозу, украшают тарелочку, платочек.

Красным цветом – шары, колечки, спелые яблоки, огоньки, теплую ладошку, красивую варежку, дымковский узор, рыбку, божью коровку, бабочек.

Зеленым цветом – травку для зайчиков, елочку, красивый платочек для мамы, рыбку, морские водоросли, шары, огоньки.

Синим цветом – колечки, шары, огоньки на елочке, бабочек, дымковский узор, красивую тарелочку.

Белым цветом – первый снег, веселого снеговика, снежинку, пушистого зайчика.

Коричневым цветом – деревья, мишку косолапого.

Черным цветом – котенка полосатого, птичку-невеличку, божью коровку.

Оранжевым цветом – лисичку-сестричку, котика полосатого, рыбку, бабочку, дымковский узор, красивую варежку и тарелку.

Рисование красками (гуашью) в младшем дошкольном возрасте является приоритетным, так как яркие цвета воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, при этом быстрее возникают ассоциативные образы.

Знакомство детей с нетрадиционной техникой дает большие возможности в использовании цвета при изображении предметов – это тычкование, пальчиковая живопись, рисование ладонью, штампами, ватными палочками. Дети создают с помощью нетрадиционной техники яркие узоры («Красивая варежка», «Божья коровка», «Разноцветные листочки», «Огоньки на елочке»), силуэты предметов и животных («Пушистый заяц», «Мишка косолапый», «Мимоза», «Рыбки» и т.д.), что вызывает у ребенка эмоциональный отклик и развивает интерес к изобразительной деятельности.

На занятиях по лепке дети пользуются необходимым цветом пластилина для передачи образа. Например, на таких занятиях, как «Спелые яблоки», используется пластилин красного, желтого, зеленого цвета; «Построим дом» _ пластилин коричневого цвета; «Бусы для куклы» - пластилин двух цветов, чередуемых друг с другом и т.д.

Формирование образа и закрепление цвета в рисунке, лепке, аппликации происходит параллельно, т.е. дети имеют возможность красным цветом изобразить мячи большие и маленькие на занятиях по рисованию; красные шары наклеить на занятии по аппликации, а из пластилина вылепить красную матрешку-неваляшку.

Закрепление цвета у детей в рисунках, работах по аппликации, в лепке происходят в различных формах:

  1. Дети рисуют, лепят, делают поделки по аппликации по заданию: «Баранки», «Первый снег», «Деревья», «Елочка», «Снеговик», «Зайчик», «Мишка косолапый» и т.д.

  2. Дети рисуют, лепят, делают поделки по аппликации по выбору: «Разноцветные шары и колечки», «Огоньки на елочке», «Цветные карандаши», «Мы матрешки – вот какие крошки», «Узор на полосе», «Цветные шары» и т.д.

  3. Дети рисуют, лепят, делают поделки по аппликации по собственному замыслу: «Дымковские узоры», «Филимоновская игрушка», «Красивый платочек для мамы», «Птичка-невеличка», «Угощение», «Разноцветный коврик», «Красивые цветы на поляне» и т.д.

Это позволяет сформировать у детей навык цветоразличения, закрепить его и использовать свободно в изображении предметов и явлений.

В младшем возрасте с целью обогащения содержания и средств выразительности изобразительной деятельности необходимо создавать коллективные работы, где в процессе сотворчества педагога с детьми формируются у них положительные взаимоотношения, где общие действия детей вызывают у них радостные совместные переживания, обогащаются их художественные впечатления. Этому помогает выполнение таких заданий, как рисование на тему «Ваза с цветами», «Огоньки на елочке зажглись»; в аппликации – «Украшаем елку», «Подарок маме», «Кораблики». На занятиях по лепке детские работы целесообразно объединять в общую композицию. Например, «Ежики на лесной полянке», «Гусеницы на капустном листе», «Снеговики спешат на праздник» и т.д.

Средняя группа – 2-я ступень «Школы цвета». В среднем возрасте дети учатся различать голубой цвет. По исследованиям психолога Е.А.Арнина голубой цвет является наиболее сложным для восприятия детьми не только 4-6 лет, но и 6-8 лет. Учитывая особенности развития психических процессов у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе и С ДЦП, можно сделать вывод, что весь средний возраст необходимо посвятить задаче развития умения правильно называть и различать голубой цвет от синего, различных оттенков зеленого, белого, фиолетового.

А такие темы по рисованию и по художественному труду: «Раскрась перышки сказочной птицы», «Дымковская барышня», «Попугай», «Чашка с блюдцем», «Укрась платочек», «Клоуны веселый и грустный» - обучают детей использовать голубой цвет в сочетании с другими цветами спектра.

Очень важно, чтобы дети могли самостоятельно пользоваться голубым цветом во время изображения образов.

Различные приемы нетрадиционной техники – оттиск, набрызг, рисование восковыми мелками с акварелью, тычкование – также способствуют обогащению изобразительного опыта, повышают активность детей. Через цвет они выражают свое отношение к изображаемому, цвет служит средством оценки предметов и персонажей («Листопад», «Красивые цветы», «До свидания, лето!», «Рыжий кот», «Аквариумные рыбки», «Попугай» и др.).

В этом возрасте также необходимы коллективные работы на различные темы, где дети совместно создают яркие, красочные полотна. Например, на занятиях по рисованию: «Голубой вагон», «Сказочная птица», «Сочиняем сказку», «Портрет Весны». На занятиях по художественному труду: «Грибы в корзинке», «Паровоз с вагончиками», «Маме – с праздником весны», «Портрет Лета», «Наш город».

Старшая группа – это третья и четвертая ступень «Школы цвета». В этом возрасте дети учатся получать различные оттенки одного цвета и смешивать две или более красок для получения нового цвета. Эти задачи решаются во всех видах изобразительной деятельности.

В старшей группе дети должны оперировать такими понятиями, как «самый темный», «самый светлый», «светлее», «темнее»; уметь ранжировать то в порядке уменьшения, то в порядке увеличения светлоты красок. Показать детям, что светлота оттенка любого цвета в краске зависит от количества добавленных в нее белил. А с акварельными красками оттенки зависят от количества добавленной воды. Такие темы занятий, как: «Гроздь винограда», «Зимняя одежда», «Ельник», «На свете нет некрасивых деревьев», «Мой любимый комнатный цветок», «Желтая загадка», «Морские водоросли» и другие помогают детям освоить и закрепить эти умения. А на занятиях по художественному труду дети изготовляют цветы из многих оттенков красного, синего, желтого цветов; корзинку для цветов, используя для переплетения оттенки одного из выбранных цветов («Ваза с цветами», «Тюльпаны», «Букет из цветов», «Корзинка для цветов»). Очень важно показать детям передачу оттенков цвета при рисовании цветными карандашами, восковыми карандашами путем регуляции силы нажима на карандаш («Дети делают зарядку», «Графика зимы», «Пассажирский транспорт»).

В старшей группе детей учат получать розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, зеленый из двух, трех других цветовых тонов. Закреплению этого навыка способствуют следующие занятия по рисованию: «Дымковская барышня», «Золотая хохлома», «Городецкие узоры», где причудливые цветы, розаны, купавки и многие другие узоры расцветают на детских рисунках. А рыжего кота и лисичку-сестричку, серого волка и зайца-русака, медведя, стройную елочку и многое другое дети изображают в своих рисунках, пользуясь полученными знаниями и умениями.

В старшем возрасте дети самостоятельно могут подготовить фон для своих работ. Наносить краску на бумагу можно различными способами:

  • рисование на мокром фоне

  • с использованием соли

  • тональная и цветовая растяжка

  • набрызг

  • рисование на мокрой и мятой бумаге

Эти фоны можно использовать в работах при изображении лета, осени, весны, зимы, морской воды для рыбок, праздничного неба и для различных работ в технике коллаж («Осенний лес», «Натюрморт из фруктов», «Палитра настроения», «Волшебный мир ночи», «Волшебные краски весны», «Старая фреска», «Ваза с цветами», «Букет цветов» и др.).

Расширяются технические возможности нетрадиционного рисования _ гроттаж, монотипия, пуантилизм, кляксография. Дети создают яркие, необычные, волшебные рисунки, что способствует развитию фантазии, воображения, самостоятельности и творчества. Для развития воображения проводятся упражнения и занятия по рисованию такие, как: «На что похожа моя буква», «Сказочная птица», «Чудо – дерево», «Господин и госпожа обувь», «Что за клякса», «Рисуем ладонью», «Необычные узоры из пуговиц», «Подсолнух». На занятиях по рисованию, по художественному труду дети создают коллективные работы, где объединяют несколько предметов, фигур в смысловой узел, выделяют главное в сюжете, композиционно располагают всех героев, предметы, что способствует развитию творческих способностей детей («Грибы в корзинке», «Снегири», «Аквариумные рыбки», «Ваза с цветами», «Новогодние поздравительные открытки», «Красивые цветы», «Насекомые»). Все виды изобразительной деятельности, взаимосвязанные по тематике, дополняют друг друга, что способствует развитию у детей самостоятельности, умению использовать разные приемы изображения при создании художественного образа.

Подготовительная к школе группа – это пятая, шестая и седьмая ступени «Школы цвета». Изобразительное творчество детей этого возраста богаче по средствам изображения и содержанию, чем в предшествующих возрастах, поскольку богаче полученные ими впечатления, знания об окружающей действительности, художественный и жизненный опыт. Любознательность, интерес ко всему, что они видят вокруг, проявляется в желании как можно полнее передать все в рисунке, лепке, аппликации. В этом возрасте у детей особенно ярко проявляется тенденция к самовыражению, самоутверждению, желание выразить свое отношение к окружающему. В этом возрасте совершенствуются знания детей о цветах радуги и последовательности их расположения, о постепенном переходе спектральных цветов от красного к фиолетовому. Эта задача отражается в такой теме по рисованию, как «Радуга» с использованием мокрого фона, в умении рисовать радугу в сюжетном рисовании, рисовании пейзажей. На занятиях по художественному труду дети изготовляют радугу из смятых комочков бумаги, используют семь цветов радуги в изготовлении поздравительных открыток к Новому году, 8 Марта, пригласительных билетов на выпускной бал и т.д. Яркая радуга может служить необычным фоном для коллажей, рисунков.

Детей седьмого года жизни знакомят с теплыми и холодными цветами спектра. Дети изображают теплыми тонами «Осенние листья», «Цветочный город», «Портрет Лета», «Деревья в жаркой стране». А в холодной гамме дети рисуют «Платье Снежной Королевы», «Дворец для Снежной Королевы», «Деревья в стране Снежной Королевы».

Умения детей передавать чувства, ощущения, настроение с помощью тона цвета раскрывают их внутренний мир, их отношение к окружающим, помогает создать колорит рисунка («Натюрморт», «Портрет Осени», «Поздняя осень», «Море», «Зимний пейзаж», «Ледоход», «Портрет Лета»). Дети учатся различать реальный и фантазийный мир, учатся создавать сказочные образы на основе фантазийного преобразования образов реальных («Сказочный город», «В шахматном царстве», «Изумрудный город», «Цветочный город», «Портрет Лета» и т.д.). Развивают детскую фантазию, воображение и такие занятия по рисованию, как «Кем я хочу быть», «Клоуны на арене», «Цирк», «Космос», «Избушка на курьих ножках», «Терем-теремок» и т.д.

Седьмая ступень «Школы цвета» учит детей гармоничному сочетанию цветов в рисунке, аппликации. Дети знакомятся с контрастом, нюансом, со светлотным контрастом, где на светлом фоне цвет фигуры кажется более темным, а на темном – более светлым («Натюрморт», «В шахматном царстве», «Сказки дремучего леса», «Зимний пейзаж в ночное время», «Веселые матрешки», «Мозаика», «Мой Курган вечером» ит.д.). Детям даются знания о сильном, среднем и слабом цветовом контрастах, чему способствуют методические пособия в виде цветового круга, волчков, цветовых шаблонов.

Использование в изобразительной деятельности различных форм нетрадиционного рисования способствует созданию детьми оригинальных по содержанию и композиции полотен. Расширяется спектр используемых нетрадиционных материалов: пуговиц, овощей, мятой бумаги, шаблонов, трафаретов, напыления («Листья разных пород деревьев», «Обойная бумага», «Поздравительная открытка», «Первые цветы», «Рисуем камушками, пуговицами», «Насекомые»).

Педагог способствует сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, поощряет их стремление использовать разные материалы и техники, расширяет формы коллективных работ – парами, группами, по соглашению и т.д. Создаются не только традиционные детские коллективные работы к Новому году, к 8 Марта, ко Дню Защитника Отечества, сезонные изображения природы, но и новые коллективные работы – газета «Чему учат в школе», плакат «Полезные продукты», афиша «Цирковое представление», рекламный ролик «Кем я буду, когда стану взрослым» (к выпускному балу), собрания персональных полотен талантливых детей.

Итак, программа «Школа цвета» реализует потенциальные возможности ребенка в отражении мира через художественное творчество, обогащает мировосприятие ребенка путем формирования цветоощущений, что способствует развитию возможностей создания ребенком нового продукта в результате художественной творческой деятельности.

При анализе детских работ выявляются различные художественные творческие способности. Художественная деятельность, как и любая другая деятельность, предъявляет к ребенку необходимые требования, которые обеспечивают высокие достижения в ней:

  1. интеллектуальные (творческое мышление, воображение, внимание, память, восприятие);

  2. волевые (целеустремленность, настойчивость, решительность, самостоятельность);

  3. трудолюбие, работоспособность;

  4. сенсомоторные умения и навыки;

  5. увлеченность, интерес, положительное эмоциональное отношение к деятельности.

«Программа…» предлагает критерии оценок рисунков детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Приложение №3).

Как успешно усваиваются детьми знания, умения, навыки по формированию цветовосприятия, насколько эффективны методы и приемы, технологии, пособия покажет сравнительный анализ контрольного тестирования (обследования) на начало и конец учебного года. Анализ работы показывает стабильные позитивные результаты развития детей в изобразительной деятельности, динамику успеваемости. (Приложение №4).

4 группа – с 81,3% до 93,8% на 12,5%

8 группа – с 82,4% до 88,2% на 5,8%

6 группа – с 88,2% до 94,1% на 5,9%

7 группа – с 88,1% до 94% на 5.9%

Улучшились показатели детей с низкими уровнями усвоения программных задач:

4 группа – с 18,8% до 6,25% на 12,5%

8 группа – с 11,8% до 5,8% на 6%

6 группа – с 11,8% до 5,8% на 6%

7 группа – с 11,8% до 5,8% на 6%

Сравнительный анализ двух учебных годов 2004 – 2005 и 2005 – 2006 годов группы №: и 7 показывают стабильность усвоения детьми знаний, умений и навыков:

6 группа – 94 – 94,1%

7 группа – 94,1 – 94,0%

В седьмой группе видна положительная динамика развития высоких темпов усвоения «Программы…» в 2004 – 05 гг. и удержание этих позиций в 2005 – 06 гг. : 7 группа – от 23,5% до 41,1% высокого уровня показателей.

Сравнительный анализ успеваемости детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста показывает стабильность и позитивную динамику во всех видах изобразительной деятельности. Положительное влияние на этот процесс оказывают:

  • систематичность воспитательных воздействий;

  • согласованность в деятельности воспитателей, специалистов, родителей;

  • знание особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный подход к нему в процессе обучения и воспитания;

  • соблюдение преемственности и последовательности в процессе обучения и воспитания;

  • нацеленность на положительный конечный результат.

Не только занятия по изобразительной деятельности развивает чувство цвета, эстетические чувства детей, но и наблюдения, прогулки, экскурсии, различные виды и жанры искусства, поэзия, произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у нее. Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно связан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. Цвета окружающих предметов воздействуют друг на друга.

Формирование чувства цвета связано в первую очередь с воспитанием способности наблюдать. Необходимо учить детей наблюдать, как постепенно меняется цвет облаков во время выхода и захода солнца, или какая красивая и стройная березка, как ярко выделяется ее белый ствол на фоне зелени, как выразительны черные пятна на ее коре. Специально организованные воспитателями наблюдения природы, явлений окружающей действительности помогают детям отразить свои впечатления в рисунке. Так, наблюдения пейзажа в разное время дня, при различной погоде зимой, весной, осенью, летом открывают перед детьми возможности в рисунке отобразить колорит каждого времени года: осенний – золотистой гаммой, весенний – нежно-голубой, светло-зеленой и т.д.

Повторные наблюдения природных явлений позволяют накапливать впечатления, воспитывают у детей культуру образного видения, способствуют формированию художественного образа в рисунках.

На занятиях по изобразительной деятельности мы рассматриваем репродукции русских, советских художников, некоторые произведения мирового искусства. Дети учатся наблюдать, чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, передавать свое отношение к изображаемому. Я предлагаю рассматривание пейзажа, натюрморта, сюжетной картины для обогащения эстетического восприятия детей: А.Саврасова, И.Левитана, А.Куинджи, Ф.Васильева, И.Шишкина, В.Полякова, И.Грабаря, А.Пластова, К.Юдна, А.Грицая, И.Хруцкого, И.Машкова, П.Кончаловского, К.Петра-Водкина, В.Сурикова, К.Маковского, В. и А.Васнецовых, М.Врубеля, К.Брюллова, К.Кипренского и др.; иллюстрации И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Конашевича, Е.Чарушина, В.Сутеева, А.Лебедева, А.Пахомова и др. Это способствует приобретению необходимых для детского творчества художественных впечатлений, знаний о выразительно-изобразительных средств, с помощью которых мастер создает художественный образ.

В эстетическом развитии дошкольников большую роль играют различные виды искусства – графика, декоративно-прикладное искусство.

Книжная графика – наиболее доступное для восприятия вид искусства, так как с книгой, иллюстрациями в ней, дети начинают знакомиться в повседневной жизни с раннего возраста.

На примере художников-иллюстраторов Е.Чарушина и Е.М.Рачева, которые по-разному изображают животных, передают их характерные и выразительные черты облика, мы создаем изображения животных разными стилями рисунка: живописным и графическим.

Значительное место в работе с детьми по формированию эстетического восприятия занимают беседы, выставки, праздники, занятия о декоративно-прикладном искусстве. Я учу детей видеть:

  1. видеть красоту изделий, цветовую гамму, построение узора хохломской, дымковской, филимоновской, городецкой, гжельской росписи;

  2. узнавать и определять форму предметов, материал, характерный для каждого промысла (хохломская деревянная посуда, дымковская глиняная игрушка, расписные деревянные Городецкие изделия и т.п.)

Большое значение в работе с детьми по формированию эстетического чувства имеет художественное слово. На своих занятиях я использую сравнения, эпитеты, образные определения, произведения русских, советских поэтов и писателей, русское народное творчество (потешки, загадки, пословицы и др.). Они вызывают в памяти детей знакомый образ, ярко его характеризуют, что способствует установлению ассоциативных связей с ранее имевшимся опытом, облегчает осознание видимого, проявление эмоционального отношения к нему. Художественное слово помогает выделить в наблюдаемом основное, причем не навязчиво, не сухо, дидактично, и это помогает запоминанию. Художественный образ заставляет работать эмоциональную память, а это, в свою очередь, способствует созданию выразительных рисунков, работ по аппликации, лепке. (Приложение №5).

Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, пособий, дидактических игрушек. Использование наглядно-демонстрационного материала по формированию у детей чувства цвета является необходимым условием. Большую роль используемым пособиям придавали Ф.Фребель, М.Монтессори, Л.А. и Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др. Прежде чем использовать те или иные пособия, я провела целенаправленный отбор их для занятий и для самостоятельной деятельности детей. Мною разработаны демонстрационные материалы, знакомящие и закрепляющие основные качества цвета:

  1. спектральный круг;

  2. теплые и холодные тона;

  3. цветовой контраст;

  4. изменение цвета по светлоте (веер);

  5. дерево;

  6. радуга;

  7. волшебные краски (полотенце);

  8. волчки.

Многие из демонстрационного материала являются и дидактическими, такие как: «Теплые и холодные тона», «Радуга», «Волшебные краски» (у них имеется клеящаяся поверхность, используемая для уточнения, закрепления полученных знаний и умений, более глубокому их усвоению).

Дидактические игры способствуют совершенствованию психических познавательных процессов. Они используются как средство опережающего занятия и как закрепляющего. С помощью дидактических игр ребенок осваивает:

  • систему перцептивных (обследовательских) действий, дающих возможность открывать в предметах новые свойства и качества.

  • Систему эталонов и научаются ими пользоваться как мерками качества для анализа воспринимаемой окружающей действительности и систематизации.

Овладение системами перцептивных действий и системами эталонов проходит в тесном единстве и взаимосвязи. С одной стороны, перцептивные действия обеспечивают выделение различных свойств, которые затем обобщаются и приобретают эталонное значение. С другой стороны, овладение эталонами перестраивает перцептивные действия, делает их более обобщенными, свернутыми и целенаправленными.

Можно перечислить такие дидактические игры, как «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Цыплята», «Составь букет», «Подбери вторую половинку бабочки», «Выложи радугу», «Пирамидки», «Кто лишний», «Сказочный город» и др.

Отечественные педагоги и деятели культуры видели в создании эстетической благоприятной для детей среды большие возможности в развитии художественных способностей и творческой одаренности у детей (А.Ф.Лазурский, С.Т.Шацкий, Е.А.Флерина, В.А.Сухомлинский и др.). Все они подчеркивали не только важность организации эстетической среды, но и необходимость ее вариативности, периодической изменчивости.

В нашем детском саду существуют выставки детских работ:

  1. Краткосрочные выставки (в группах, в приемных).

  2. Постоянные выставки (периодичность сменяемости 1 раз в квартал), расположенные в коридорах и переходах помещения детского сада.

  3. Тематические выставки, посвященные Дню 8 Марта, Новому году, выпускному балу, игры-драматизации, вечера поэзии, вернисажи, выставки коллективных работ и т.д.

  4. Персональные выставки талантливых детей и детей с ДЦП.

  5. Выставки изделий, изготовленные воспитателем ИЗО или совместные работы педагога и детей, родителей и детей.

Исследователи предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении подчеркивают ее значение в формировании личности ребенка, его всестороннего развития для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в детском саду (Е.А Екжакова, Г.С.Комарова, О.В.Цаплина, О.Ю.Филлипс, Е.А.Пелих и др.). Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует у него представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На этой основе у детей формируется эстетическая оценка и такое важное качество личности, как эстетическое отношение.

Тщательно продумываются и организуются мною совместно с воспитателями предметно-развивающая зона (материалы для изобразительной деятельности) для каждой возрастной группы. (Приложение №6). Это способствует развитию индивидуальных художественных творческих способностей ребенка, закреплению полученных умений и навыков.

Роль родителей в успешной эстетической абилитации детей очень велика. Для оказания комплексной специализированной помощи семьям, воспитывающим детей с ДЦП, с нарушениями опорно-двигательного аппарата в нашем детском саду организуются «Школы для родителей», МОСТы (методика оздоровления семейным трудом), в которых принимают участие специалисты детского сада. Главная цель родительской школы – дать родителям опережающие теоретические знания и практические умения, навыки, которые родители смогут применять самостоятельно. Проводимые мною «Школы для родителей» совместно с логопедом Петровой О.В. «Мой букварик» и с психологом Пермяковой М.В. «Сенсорное воспитание детей 3-4 лет» являются традиционными для данных возрастов. Целью одной из «Школ для родителей» детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к подготовке своего ребенка к обучению грамоте, даются рекомендации, как с помощью различных материалов можно сделать буквы, развивается воображение у родителей. Структура этой «Школы…» включает в себя:

  1. Работа по развитию фонематического слуха у детей (логопед).

  2. Работа по закреплению образа буквы (логопед)

  3. Развитие творческого воображения при выполнении задания «Украшаем, наряжаем букву (воспитатель ИЗО)

  4. Практическое Задание для родителей «Собери букву из элементов» (логопед).

  5. Практическое задание «Оживи букву» (воспитатель ИЗО)

  6. Анализ детских работ и работ родителей.

  7. Отзывы родителей о значимости этого мероприятия.

Еще одна традиционная «Школа для родителей»: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет». Ее цель – дать родителям понятие сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста на примере знакомства с сенсорными эталонами формы, цвета, величины и со способами обследования. Структура данной «Школы…» включает в себя:

  1. Игра «Приветствие» (психолог).

  2. Игра «Сложи картинку» (психолог).

  3. Значение восприятия для сенсорного развития детей 3-4 лет (психолог).

  4. Задачи сенсорного воспитания детей 3-4 лет (воспитатель ИЗО).

  5. Обзор игр по сенсорике (совместно).

  6. Физкультминутка с мячом: «С каким цветом у вас ассоциируется слово» (психолог).

  7. Изготовление игры «Спрячь мышку» (воспитатель ИЗО).

  8. Анкетирование родителей.

С логопедом Пещерских Мариной Васильевной подготовили «Школу для родителей» старшего дошкольного возраста на тему: «Развитие воображения при обучении детей творческому рассказыванию». Целью этой «Школы…» является обучение родителей технологиям творческого рассказывания, приемам творческого конструирования. Структура этой «Школы…» включает в себя:

  1. Значение воображения в жизни ребенка (воспитатель ИЗО).

  2. Примеры творческого конструирования (воспитатель ИЗО).

  3. Сочиняем вместе сказку (воспитатель ИЗО).

  4. Развиваем творчество детей на занятиях (рассматривание кляксографии детей) (воспитатель ИЗО).

  5. Значение сюжетного рассказывания для речевой активности детей (логопед).

  6. Методы и приемы развития творческого рассказывания (логопед).

  7. Практическое задание «Последовательность»: начало, середина, конец сказки (логопед).

  8. Анкетирование родителей.

Анализируя анкеты родителей, где они оценивают значимость данной темы, предлагаемых знаний и практических навыков, мы можем сделать вывод, что у родителей формируется потребность в сотрудничестве с детским садом, его сотрудниками; он становится проводником и исполнителем педагогической коррекции, осуществляемой педагогическим составом учреждения по отношению к обучаемому ребенку. Менее активные родители могут быть охвачены другими формами:

– открытые мероприятия («Вот и стали мы на год взрослей», «На морском дне»)

– праздники и развлечения («Праздник шляп», «Ярмарка», «В гостях у Марьи-искусницы», «Здравствуй, лето красное!»)

– вернисажи

– выставки и конкурсы («Дары осени», «Наш город», «Куклы из конусов»)

– письменные консультации и папки-раскладушки: «Цвет и восприятие», «Оригами», «Аппликация как средство коррекции формирования представлений о форме и цвете», «Мы веселые матрешки», «Декоративно-прикладное искусство», «Букварик», «Дидактические игры по формированию чувства цвета» и т.д. (Приложение №7).

Налаживание связей, установление доверительных отношений с родителями, знание ситуации в семье является базой для работы педагогов детского сада с родителями своих воспитанников. Мое кредо заключается в формуле: «Родители моего воспитанника – мои помощники и соратники».

Мною проводится работа и с педагогами детского сада по расширению знаний о роли цвета, о значимости цветоведения, об этапах развития детского рисунка и т.д. Углубленная работа по данной проблеме улучшает качество детских работ, осуществляется преемственность в формировании и активизации цветового словаря детей. Например: семинар «Развитие цветовосприятия», «Этапы естественного развития детского рисунка и т.д.
Заключение: Изобразительная деятельность не только выражает сложившиеся формы восприятия ребенка, но и ставит перед ним новые задачи и способствует формированию новых, более совершенных способов взаимодействия с миром природы и человеческой культуры. На сложном пути включения в культуру каждому ребенку необходим проводник, помощник, советчик, человек, способный так включить ребенка в диалог, чтобы тот не просто чему-то научился, а эмоционально пережил ситуацию.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе и с ДЦП, воспитатель по изодеятельности помогает раскрыть их способности, развить задатки, воображение для более успешной адаптации в жизни, успешной интеграции в среду здоровых сверстников, развития личности ребенка, ее креативности. И цвет, как наиболее яркое. Эмоциональное проявление детской жизни способствует развитию индивидуальных художественных творческих способностей.


10. Используемые источники и литература.


  1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества – М.,1995.

  2. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая абилитация аномальных детей / Дефектология – 1998г. - № 3.

  3. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование – как метод развития творческих способностей у детей с проблемами в развитии / Коррекционная педагогика – 2006г. - № 5-6.

  4. Венгер Л.А., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.

  5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.

  6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

  7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1977.

  8. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. – М., Педагогическое общество России, 2005.

  9. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста / Дошкольная педагогика – Санкт-Петербург – 2003 - № 5.

  10. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М., 1999.

  11. Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М.,1988.

  12. Иванова О.Л., Васильева И.И. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий, красный. – СПБ. Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

  13. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1980.

  14. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М., Карапуз – Дидактика, 2006.

  15. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников – М., Педагогическое общество России, 2005.

  16. Миронова Л.Н. Цветоведение. – Минск, Вышэйшая школа, 1984.

  17. Максимова З.Н. Дидактические упражнения и игры по ознакомлению детей с цветом. – М., 1973.

  18. Основы специальной психологии / под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.,2002.

  19. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением движений. Под ред. Л.М. Шипициной. СПБ, 1995.

  20. Пилюгина Э.Г. Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом. – М. 1971.

  21. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5-6 лет. Методика – М., Школьная пресса. 2005

  22. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003.

  23. Специальная педагогика. Под ред. Назаровой – М., 2000

  24. Флерина Н.Б. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956.

  25. Якобсон П.М. Психология художественного творчества – М., 1971.





1   2   3