Главная страница


Дифференциация учебно-воспитательного процесса в контексте гендерного подхода



Скачать 76.84 Kb.
НазваниеДифференциация учебно-воспитательного процесса в контексте гендерного подхода
Дата13.04.2016
Размер76.84 Kb.
ТипАнализ

МКОУ «Гавриловская средняя общеобразовательная школа»


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

Подготовила:

учитель математики

Панкратова Нина Владимировна
2013

Модернизация школьного обучения, переход к личностно ориентированной модели взаимодействия заставляют преподавателей средних и высших педагогических заведений учитывать образовательные способности личности школьников. Поскольку личность является категорией половой принадлежности, то настоящие приоритеты в образовании открывают перспективы возрождения и развития на современном уровне дифференцированного подхода к организации обучения и воспитания детей разного пола. Гендерный подход в любой сфере предполагает, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. Такой конструктивистский подход предполагает изживание негативных гендерных стереотипов: раз они не врожденны, а сконструированы обществом, значит их можно изменить, меняя сознание общества. Таким образом, практически каждая научная дисциплина может учитывать гендерный подход.

Анализ общей успеваемости школьников позволяет сделать следующие выводы:



Как же складывается жизнь «неуспешных» мальчиков после школы? По данным литературы, в России от общего числа научных работников женщины составляют 40%, среди них кандидатов наук-28%, а докторов наук 13-14%. Среди руководителей научных учреждений женщин всего 12%. Чаще всего это руководители лабораторий, заместители директоров высших учебных заведений. В США среди докторов наук женщин 20% (следует иметь в виду, докторская степень на Западе соответствует кандидатской степени в России). Мужчин и в бизнесе больше. В России в 1994г. Собственную фирму имели 1,7% женщин и 3,8% мужчин. Владельцами и совладельцами частного предприятия, дела, организации женщин было 2,9%, а мужчин – 5,6%. Удельный вес женщин среди руководителей различного уровня управления значительно уступает удельному весу мужчин: в конце 1990г. Среди глав государств были 96% мужчин, а среди мирового корпуса министров - 97%. В государственную думу России в 1993 г. Избрали 13,6% женщин, а в 1995г. их стало 9,6%. А в1999 г. было выбрано еще меньше – 7% (тогда как женского населения в стране – 52%, т.е. большинство, хотя и небольшое). Среди руководителей органов государственного управления и их структурных подразделений женщины составляют 44%, а на производстве в числе первых руководителей женщины составляют 24%.

Неужели эти выдающиеся люди – мужчины были не способны хорошо обучаться в своё время за школьной партой? В чём же причина? Ответ напрашивается только один – в школах плохо учат мальчиков, ибо не знают, как их учить. Существующая методика обучения большей частью отвечает запросам девочек, у которых левополушарная мозговая презентативная особенность. Перед школой стоит проблема - как подойти к обучению мальчиков. Если в школе отсутствует практическая учебная деятельность мальчиков, то они после окончания школы достигают того, чего могли бы достичь в школьные годы, но с огромным трудом. Так получается, потому что в дошкольные и школьные годы у них не развивали то, что необходимо было развивать в течение 16 лет взросления мальчика. Поэтому они плохо учились или оставляли школу, так как школа не соответствовала развитию их организма, т.е не давала того, что им было необходимо: умения учиться и самому добывать знания. Это проблема становится актуальной в наши дни в связи с реализацией Концепции профильного обучения. При создании профильных классов волей – неволей образуются классы с явным преобладанием девочек (гуманитарные классы) или мальчиков (физико-математические, технологические классы).
Основная идея гендерного подхода в образовании – в учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно- воспитательного процесса (содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение,набор предметов и др.).

ГЕНДАРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ


Пол - первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя себя, ребёнок уже знает - мальчик он или девочка. Сравнивая себя с другими людьми – мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отцом и матерью, - он узнает, что мальчики носят брюки, а девочки – платья, что мальчики играют в машинки, а девочки в куклы.

В 3 года пол – характеристика не постоянная. Ребенок думает, что он может быть изменён. Очень характерно в этом смысле следующее высказывание: «Хорошо, когда я вырасту, я буду папой. А когда я буду мамой?»

К 5-6 годам это проходит: трехлетний мальчик пугается обещания превратит его в девочку; пятилетний смеётся над этой перспективой, не верит в возможность её осуществления. На фоне развития речи , мышления, самосознания ребёнок научается различать людей по внешности и половым признакам. У него формируется уверенность в принадлежности к определённому полу и неизменности этого пола. После 5-6 лет изменить половое самосознание человека на последующих этапах его развития практически невозможно. Случайное или целенаправленное воспитание до этого возраста, не соответствующее полу ребёнка ( рождение ребёнка не того пола, который ожидали родители, и т.д.), создает непреодолимые трудности для последующего приспособления к его половой роли, предписываемой физическим и паспортным полом.

К концу дошкольного возраста и у мальчиков, и у девочек чётко прослеживается четыре типа полоролевого поведения, а именно маскулинный, феминный, андрогинный и недифференцированный. В исследованиях приведены психологические характеристики данных гендерных полов.

Маскулинные дети ценят авторитет и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, часто не терпят возражений, отстаивают своё мнение любыми доступными для них способами. Им присущ авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками.

Феминные независимо от половой принадлежности принимают эмоционально – экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным поведением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. В совместной деятельности они являются ведомыми, их инициатива минимальна, а в случае с феминными мальчиками вообще отсутствует. Поведение последних характеризуется социальной ограниченностью, избеганием контактов и взаимодействий со сверстниками своего пола , а также маскулинными девочками, среди которых они чувствуют себя неуверенно, бояться продемонстрировать свою несостоятельность. Ожидания от сверстников критических замечаний создают у феминных мальчиков трудности в общении с другими детьми. Феминные девочки в социальных контактах остаются успешными.
Андрогинные дети относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на осознание различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам, для них характерна направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Им присуща высокая соцоальная активность. Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от пола. Андрогинные дети действительно объединяют в себе и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, берут на себя маскулинные и феминные роли. Их маскулинные качества носят конструктивный характер (защита, помощь).


Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких – либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности. Пассивность, низкие реальные достижения, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и ответное избегание контактов – таковы основные характеристики таких школьников.
Этап установления полоролевого поведения длится до 12-13 лет. На основе врожденных особенностей и под влиянием семьи и социального окружения ребенок непроизвольно выбирает для себя манеруповедения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то жн время не противоречит общественным нормам.

Следующий этап формирования психосексуальной ориентации 12-26 лет-определение сексуального поведения. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности, возникает завышенная оценка ее значения, обостряется оценка своих и чужих успехов у противоположного пола. У юношей возникает фитишизация силы и мужественности.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

С МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ



Для мальчиков

Для девочек

Высокий темп подачи материала

Неспешный, размеренный темп урока, подача нового материала

Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации

Достаточное количество повторений для лучшего усвоения

Большое количество нестандартных, логических заданий

Большое количество типовых заданий

Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, обязательной сменой лидера

Использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь

Дозированная эмоциональность подачи материала

Использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память

Игры проводить со строгими правилами

Предпочтительны игры-импровизации

Для удержания внимания требуется подумать большее число разнообразных стимулов

Эмоционально-окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспектив

При ответе с места требуется дополнительное время для выражения мыслей

Чаще хвалить, похвала для девочек-движущая сила.

Подбор творческих заданий




При похвале сделать акцент на то, что оценивается в их деятельности




Обучение и воспитание без учета особенностей личности, при выполнении ею социальных ролей, делает образование безликим. Гендерный подход – это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности.


Литература:


  1. Научно практический журнал: «Управление современной школой» 2008


Статьи

  1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий.- М.. 2004.