Главная страница

Дифференциация звуков р- л в слогах и фразах (по мотивам сказки К. Чуковского "Айболит")



Скачать 48.04 Kb.
НазваниеДифференциация звуков р- л в слогах и фразах (по мотивам сказки К. Чуковского "Айболит")
Дата14.04.2016
Размер48.04 Kb.
ТипДокументы

Тема:

Дифференциация звуков р- л в слогах и фразах (по мотивам сказки К.Чуковского "Айболит")

Задачи: Развивать артикуляционную и мелкую моторику, активизировать биологически активные зоны, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление, речевое дыхание; закреплять навык дифференциации звуков л-р в слогах, словах, и фразах, навык чтения прямых и обратных слогов, умение определять; воспитывать чувства сострадания и сопереживания.

Оборудование: предметные картинки с изображением, голубя и вороны; дидактические игры "Цветы для коровы", "Покорми птиц", "Сосчитай животных", "Слоговые вогончики", "Кому что нравится"

Ход занятия.

1. Организационный момент

- Поздоровайся с гостями и садись правильно.

- Отгадай загадку: Всех излечит, исцелит

Добрый Доктор.... (Айболит)

- Сегодня лечится к Айболиту придут особенные животные. Чем же они особенные?

- Послушай внимательно. Приходи к нему лечится.

И коРова и воЛчится

Может быть жучок - нет!

БеЛка и свеРчок - да!

Ты послушай и скажи,

Что за больные к доктору пришли

- В названии этих животных есть звук р или л. Да, сегодня к доктору Айболиту придут только те животные, в названии которых есть звук р или л. А мы будем стараться правильно произносить эти звуки в слогах и словах.

2. Основная часть

Фонематическая разминка.

Игра "Хлопни или топни"

Давай узнаем, какие животные придут к Айболиту лечится. А буду называть животных, а ты хлопать в ладоши если услышишь в название животного звук р, а если услышишь звук л топнешь ножкой

(зебра, волк, кенгуру, страус, лось, тигр, морж, белка, носорог, лама, рысь, жираф, лошадь, баран)

Артикуляционная гимнастика.

- Кто бы из животных к Айболиту не пришёл он всем улыбается Упр. "Улыбка"

- Придёт слон подудит хоботком упр. "Хоботок"

- А Доктор Айболит снова улыбнётся Упр. "Улыбка

- Прискачет к Айболиту лошадка Упр. "Лошадка"

- А индюки сегодня придут? - нет -

- А как они разговаривают, когда приходят? упр. "Индюки"

- Все будут качаться на качелях упр. Качели"

И угощаться чаем. Нам нужна чашка Упр. "Чашечка"

И кушать вкусное варенье. упр.. "Вкусное варенье"

А потом все будут убираться. Упр. "Маляр"

Первая к Айболиту пришла корова.

Дыхательное упражнение "Корова"

- Давай покажем, какие рога у коровы. Указательные пальцы приставим к голове("рога")

Делаем глубокий вдох через нос, немного задержать дыхание и на выдохе продолжительную тянуть "Му.....", стараясь чтоб звук был ровным.

Дифференциация звуков р - л в слогах

Дидактическая игра "Цветы для коровы"

- Корова жалуется что стала давать мало молока. Поможем корове, соберём для неё луговые цветы и она будет давать больше молока. Проговорим слоги на каждом лепестке

Дифференциация звуков р - л в словах. Развития фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики.

Дидактическая игра "Покормим птиц"

- Посмотри, кто прилетел к Айболиту?

- Ворона и голубь отвернулись друг от друга, что произошло

(перед картинками выкладываются зернышки, фасоль)

- Оказывается, голубь и ворона не могут поделить эти зёрна. Давай поможем

_ Я буду произносить слова, а ты за мной повторять. Если в слове услышишь звук Р, зёрнышко кладёшь вороне. А если звук Л, то голубю.

- Слушай внимательно мир - мил бал- бар

Вар-вал укор-укол

Плуг-прут игра-игла

Бурки-булки полка-порка

Свалка-сварка ложь-рожь

Блошка-брошка лама-рама

Мерко -мелко рад-лад

Жалко-жарко

Игра "Сосчитай животных"

- Кто это пришёл к Айболиту, давай сосчитаем, сколько их

1,2,3,4,5,6.............зебра, волк..

Дифференциация звуков р-л во фразах. Развитие фонематического восприятия.

Дидактическая игра "Слоговые вагончики"

- Посмотри на эту картинку, а эти животные приехали к Айболиту из далека. Они заболели. Назови их. Говорить нужно так:

Рак заболел, тигр заболел.......

- Давай сосчитаем количество слогов в словах и мы узнаем кто в каком вагоне приехал. Если в название животного один слог - он приехал в первом вагоне, если два слога - во втором, если три то в третьем

(рак, жираф, зебра, страус, баран, морж, рысь, тигр, носорог, кенгуру)

Массаж биологически активных зон "Пчёлка"

- Кто там жужжит, кто это. Прилетела пчёлка. Простыла, она не может собирать мёд. Сделаем массаж, чтобы не простывать, делаем и проговариваем:

Ра-ла -ра-ла -- на цветке сидит пчела

(провести пальцами обеих рук ль середины лба к в вискам)

Ур-ул-ур-ул------ ветерок подул

(провести по щекам сверху вниз)

Ара-ала -ара-ала----- пчёлка крыльями махала

(Кулачками провести по крыльям носа)

Ира-ила ира-ила--------- пчёлка мёд носила

(растереть лоб ладонями, приставленными к нему казырьком)

Колокольчики ! Ромашки!

Незабудки! Васильки!

(пощипать ушные раковины

Босиком и без рубашки

Ходим и плетём венки

(легко похлопать по щекам)

Работа над грамматическим строем речи

Дидактическая игра "Кому кто нравится"

-. Наступил обед. Животные проголодались, расскажи и покажи кто что ест. Рассказывать будем так: голодная ворона ест зерна, голодная корова ест траву

(корова, крот, ворона, кролик, морж, тигр, морковь, рыба, зерна, корни, мясо)

3. Итог занятия :

- Так доктор Айболит трудится целый день и помогает многим больным животным. Помогая Айболиту, какие звуки ты старался произносить правильно.

Доктор Айболит говорит тебе спасибо и приготовил для тебя гостинцы - витамины. Чтобы ты не болел.