Тема:
Дифференциация звуков р- л в слогах и фразах (по мотивам сказки К.Чуковского "Айболит")
Задачи: Развивать артикуляционную и мелкую моторику, активизировать биологически активные зоны, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление, речевое дыхание; закреплять навык дифференциации звуков л-р в слогах, словах, и фразах, навык чтения прямых и обратных слогов, умение определять; воспитывать чувства сострадания и сопереживания.
Оборудование: предметные картинки с изображением, голубя и вороны; дидактические игры "Цветы для коровы", "Покорми птиц", "Сосчитай животных", "Слоговые вогончики", "Кому что нравится"
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Поздоровайся с гостями и садись правильно.
- Отгадай загадку: Всех излечит, исцелит
Добрый Доктор.... (Айболит)
- Сегодня лечится к Айболиту придут особенные животные. Чем же они особенные?
- Послушай внимательно. Приходи к нему лечится.
И коРова и воЛчится
Может быть жучок - нет!
БеЛка и свеРчок - да!
Ты послушай и скажи,
Что за больные к доктору пришли
- В названии этих животных есть звук р или л. Да, сегодня к доктору Айболиту придут только те животные, в названии которых есть звук р или л. А мы будем стараться правильно произносить эти звуки в слогах и словах.
2. Основная часть
Фонематическая разминка.
Игра "Хлопни или топни"
Давай узнаем, какие животные придут к Айболиту лечится. А буду называть животных, а ты хлопать в ладоши если услышишь в название животного звук р, а если услышишь звук л топнешь ножкой
(зебра, волк, кенгуру, страус, лось, тигр, морж, белка, носорог, лама, рысь, жираф, лошадь, баран)
Артикуляционная гимнастика.
- Кто бы из животных к Айболиту не пришёл он всем улыбается Упр. "Улыбка"
- Придёт слон подудит хоботком упр. "Хоботок"
- А Доктор Айболит снова улыбнётся Упр. "Улыбка
- Прискачет к Айболиту лошадка Упр. "Лошадка"
- А индюки сегодня придут? - нет -
- А как они разговаривают, когда приходят? упр. "Индюки"
- Все будут качаться на качелях упр. Качели"
И угощаться чаем. Нам нужна чашка Упр. "Чашечка"
И кушать вкусное варенье. упр.. "Вкусное варенье"
А потом все будут убираться. Упр. "Маляр"
Первая к Айболиту пришла корова.
Дыхательное упражнение "Корова"
- Давай покажем, какие рога у коровы. Указательные пальцы приставим к голове("рога")
Делаем глубокий вдох через нос, немного задержать дыхание и на выдохе продолжительную тянуть "Му.....", стараясь чтоб звук был ровным.
Дифференциация звуков р - л в слогах
Дидактическая игра "Цветы для коровы"
- Корова жалуется что стала давать мало молока. Поможем корове, соберём для неё луговые цветы и она будет давать больше молока. Проговорим слоги на каждом лепестке
Дифференциация звуков р - л в словах. Развития фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики.
Дидактическая игра "Покормим птиц"
- Посмотри, кто прилетел к Айболиту?
- Ворона и голубь отвернулись друг от друга, что произошло
(перед картинками выкладываются зернышки, фасоль)
- Оказывается, голубь и ворона не могут поделить эти зёрна. Давай поможем
_ Я буду произносить слова, а ты за мной повторять. Если в слове услышишь звук Р, зёрнышко кладёшь вороне. А если звук Л, то голубю.
- Слушай внимательно мир - мил бал- бар
Вар-вал укор-укол
Плуг-прут игра-игла
Бурки-булки полка-порка
Свалка-сварка ложь-рожь
Блошка-брошка лама-рама
Мерко -мелко рад-лад
Жалко-жарко
Игра "Сосчитай животных"
- Кто это пришёл к Айболиту, давай сосчитаем, сколько их
1,2,3,4,5,6.............зебра, волк..
Дифференциация звуков р-л во фразах. Развитие фонематического восприятия.
Дидактическая игра "Слоговые вагончики"
- Посмотри на эту картинку, а эти животные приехали к Айболиту из далека. Они заболели. Назови их. Говорить нужно так:
Рак заболел, тигр заболел.......
- Давай сосчитаем количество слогов в словах и мы узнаем кто в каком вагоне приехал. Если в название животного один слог - он приехал в первом вагоне, если два слога - во втором, если три то в третьем
(рак, жираф, зебра, страус, баран, морж, рысь, тигр, носорог, кенгуру)
Массаж биологически активных зон "Пчёлка"
- Кто там жужжит, кто это. Прилетела пчёлка. Простыла, она не может собирать мёд. Сделаем массаж, чтобы не простывать, делаем и проговариваем:
Ра-ла -ра-ла -- на цветке сидит пчела
(провести пальцами обеих рук ль середины лба к в вискам)
Ур-ул-ур-ул------ ветерок подул
(провести по щекам сверху вниз)
Ара-ала -ара-ала----- пчёлка крыльями махала
(Кулачками провести по крыльям носа)
Ира-ила ира-ила--------- пчёлка мёд носила
(растереть лоб ладонями, приставленными к нему казырьком)
Колокольчики ! Ромашки!
Незабудки! Васильки!
(пощипать ушные раковины
Босиком и без рубашки
Ходим и плетём венки
(легко похлопать по щекам)
Работа над грамматическим строем речи
Дидактическая игра "Кому кто нравится"
-. Наступил обед. Животные проголодались, расскажи и покажи кто что ест. Рассказывать будем так: голодная ворона ест зерна, голодная корова ест траву
(корова, крот, ворона, кролик, морж, тигр, морковь, рыба, зерна, корни, мясо)
3. Итог занятия :
- Так доктор Айболит трудится целый день и помогает многим больным животным. Помогая Айболиту, какие звуки ты старался произносить правильно.
Доктор Айболит говорит тебе спасибо и приготовил для тебя гостинцы - витамины. Чтобы ты не болел. |