|
Дисграфия это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии Радостное событие для всей семьи – ребенок пошел в школу. Но вдруг через месяц-другой родители слышат от учителя странные слова: «Мне кажется, у вашего ребенка дисграфия.» Вы в недоумении: «А что это такое?»
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:
1. Искаженное написание букв ( часто встречается так называемое «зеркальное» написание букв)
2.Замены рукописных букв:
графически сходных, например
обозначающих фонетически сходные звуки (т.е. сходные по звучанию):
3.Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления слогов, пропуск слогообразующих гласных или добавление лишней гласной буквы, например: ВЕСЕНА – вместо ВЕСНА, СТАНА – вместо СТРАНА, КУЛБОК – вместо КЛУБОК, ПРОСЁНОК – вместо ПОРОСЁНОК).
4.Искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов (т.е. объединение в одно слово слогов, относящихся к различным словам), например: ТРАШЕТ – вместо ТРАКТОР ПАШЕТ( контаминация), ИСТЕПЛЫХ СТРАНЛЕТЯ ГРАЧИ – вместо ИЗ ТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ).
5.Аграмматизмы на письме (например, МНОГО КАРАНДЕШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ, НА ВЕТКОВ).
Основываясь на современных представлениях о сущности дисграфии, наиболее существенным критерием классификаци дисграфии является несформированность той или иной психической функции, несформированность определенных операций процесса письма. С учетом этого критерия можно выделить следующие виды дисграфии:
Артикуляторно-акустическая дисграфия – проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам , отсутствию звуков в устной речи. Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит (т.к. на начальных этапах овладения письмом ребенок часто проговаривает слова, которые он записывает). Но недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, если они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений. В ряде случаев замены букв на письме сохраняются и после того, как замены звуков в устной речи устранены. Причиной этого является несформированность кинестетических образов звуков (т.е. при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию).
Акустическая дисграфия – проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (звук состоит из звуков Ть и Щ, Ц – из звуков Т и С). Чаще всего смешиваются буквы: Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-ТЬ, Ц-С-, С-Ш, З-Ж, Б-П, Д-Т, Г-К, гласные О-У, Е-И.
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и
синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и
синтеза. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в
слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов,
особенно приставок и корня. Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ
(Летом по реке идут пароходы), ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА
ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).
Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются
искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием
фонематического (звукового) анализа, который является наиболее сложной
формой языкового анализа. Наиболее распространены следующие ошибки:
*Пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ,
СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ).
*Пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА –
ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ – РАСКАЧИВАЕТ).
*Перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА).
*Добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА)
*Пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).
Аграмматическая дисграфия – проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаютс на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Чаще всего у детей с дисграфией обнаруживаются морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы, нарушения согласования, управления. Например: ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ. ВАСЯ И КОЛЯ ПИШЛИ РОЩУ (Вася и Коля пришли в рощу). БЫЛ ЖАРКИ ДЕНЬ (Был жаркий день).
Оптическая дисграфия – обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса (восприятия), зрительного мнезиса (запоминания)и синтеза пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
*Искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы)
*Замены и смешения графически сходных букв (т.е. сходных по написанию)
Чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом (
), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно
расположенных в пространстве ( ).
Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо (зеркальное
написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей). В процессе коррекционной работы по устранению или профилактики дисграфии основной задачей является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма. Так, коррекцией оптической дисграфии является развитие зрительно-пространственных функций, что позволяет в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения графически сходных букв. При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза осуществляется формирование навыка анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. В процессе устранения аграмматической дисграфии необходимо развитие грамматического строя речи, формирование морфологических и синтаксических обобщений, что служит основой грамматически правильного письма. В процессе устранения акустической и артикуляторно-акустической дисграфий основная работа ведется над развитием фонематического восприятия.
Основные задачи по профилактике дисграфии у детей.
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п. 6.Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений. 7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
8. Развитие тактильных ощущений: необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.
9. Расширение "поля зрения " ребенка.
10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д. Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями. |
|
|