Главная страница


Организация проектной деятельности в предметной области Иностранный (английский) язык в контексте введения фгос



Скачать 104.51 Kb.
НазваниеОрганизация проектной деятельности в предметной области Иностранный (английский) язык в контексте введения фгос
Дата18.04.2016
Размер104.51 Kb.
ТипДокументы

ГБОУ школа 496 Московского района г. Санкт-Петербурга


Организация проектной деятельности в предметной области Иностранный (английский) язык в контексте введения ФГОС

«Русский человек обыкновенно преодолевает затруднения не путём дальновидного расчёта и по заранее выработанному плану, а посредством импровизации в последнюю минуту».

И.А. Ильин. «Сущность и своеобразие русской культуры»

Новая парадигма образования, введение ФГОС переносит акцент на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Основным видом деятельности является творческая деятельность обучающегося, где он становится субъектом. Отношения между учителем и учеником должны становиться диалогическими.

Учитель может выступать в роли организатора проектной деятельности как обучающихся, так и собственной.


проект


Ученик+учитель Учитель (+учитель/творческая/рабочая группа)

Метод проектов – это комплексный метод, который позволяет индивидуализировать процесс, дает возможность участникам проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Проект (при взаимодействии ученик+учитель) – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей - D. L. Fried-Booth "Project Work" (OUP, 1986) - в настоящее время готовится к переизданию. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания участников из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Рассмотрим метод проектов в режиме «Ученик+учитель» при обучении языку более подробно.

Необходимо говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения английскому языку. Целью обучения во всех типах школ является не система английского языка, а иноязычная речевая деятельность.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

  • наглядное представление результата.

Основные требования к использованию метода проектов в обучении иностранному языку:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day,Valentines Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; просмотр видео на английском языке; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи…);

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;

4. Структурирование содержательной части проекта;

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Выбор тематики  проектов  в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации

Результатом работы должно стать усвоение знаний и умений вырабатывать стратегию решения задач, планировать процесс решения, контролировать его правильность, обнаруживать и устранять ошибки

Классификация проектов

(по доминирующей деятельности учащихся)

1 Исследовательские проекты – этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования

2 Творческие проекты – предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома и пр.

3 Ролевые, игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце

4 Ознакомительно-ориентировочные (информационные)– этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью

5 Практико-ориентировочные (прикладные) – результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и прочего характера, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.)

Формы продуктов проектной деятельности

1 Портфолио

2 Выставка,

3 Газета,

4 Видеофильм,

5 Праздник,

6 Публикация,

7 Костюм,

8 Макет,

9 Оформление кабинета,

10 Справочник,

11 Серия иллюстраций,

12 Учебное пособие,

13 Коллекция,

14 Мультимедийный продукт,

15 Статья и т.д.

Общая циклограмма работы над проектом.

1. актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);

2. определение сферы исследования (основные вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы);

3. выбор темы проекта;

4. составление плана проекта

5. сбор и обработка информации;

6.анализ и обобщение полученных материалов;

7. выполнение практической части проекта, оформление продукта,

8 предзащита проекта, оценка проектанта руководителем проекта;

9. презентация проекта, защита проекта;

10. оценка проектанта комиссией

Этапы работы над проектом: учитель и учащийся



Этапа

Содержание работы

учащиеся

учитель

Этап 1

Выбор/формулировка темы проекта.

Определение проблемы и цели проекта.

Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы, выбор исследовательских методов, форм представления результатов

Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка

Этап2

Работа над теоретической частью проекта:

Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

Консультации/координация работы

Работа в группах

координация действий разных групп

Обработка и анализ собранной информации

Консультации/координация работы

Подготовка к мини-конференции

Самооценивание продвижения по проекту

Консультации/координация работы

Промежуточное представление результатов проектной деятельности

Консультации/координация работы

Исследования (эксперимент, социологический опрос, анализ статистических данных).

Консультации/координация работы

Анализ и обобщение результатов исследований. Подготовка материала для вики-статьи/презентации. Подготовка реферата

Консультации/координация работы

Этап 3

Конференции по проектной деятельности. Защита работ

Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности

Самооценивание итогов работы. Рефлексия

Консультации/координация работы

Доработка проектов. Представление лучших проектов на научно-практической конференции более высокого уровня

Учитель может выступать не только в роли организатора учебного проекта, но и принимать участие в собственной/коллективной проектной деятельности школы или в сетевом взаимодействии.

Значимость проектной деятельности учителя обуславливает характер развития его способности к самоорганизации, саморазвитию и саморефлексии, к изменению коммуникативного компонента индивидуальной методической системы. А.К.Маркова в связи с этим пишет: «Человек не будет способен разобраться в мотивах и чувствах другого человека, если он не сможет разобраться в себе…. Нежелание учителя анализировать свою работу, неумение учителя определить сильные и слабые ее стороны… тормозит проектирование своей будущей педагогической деятельности и ее совершенствование» (Маркова А.К. Психология труда учителя. М.:Просвещение, 1993. С.47).

В работах Н.Алексеева представлена модель проектировочной деятельности учителя, ориентированная на самоактуализацию педагога (Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень. Изд-во ТюмГУ. 1997). Нельзя не согласиться с автором в том, что качество профессиональной деятельности учителя определяется не только освоенными профессиональными компетенциями, но и жизненным опытом, стремлениями, увлечениями;для учителя характерна способность к системообразованию и стремление быть оцененным по достоинству; развитие личности учителя в первую очередь обуславливается его профессиональной деятельностью.

Как показывает практика,

  • проектировочная деятельность учителя является важным фактором профессионально-личностного развития педагога;

  • проектировочная деятельность учителя изменяема;

  • проектировочная деятельность учителя и обучающихся взаимообусловлены;

  • проектировочная деятельность непосредственно обуславливает качество иных деятельностей (конструктивной, планировочной, когнитивно-рефлексивной и др.) учителя;

  • проектировочная деятельность учителя приводит к его новым представлениям о педагогической реальности.

ФГОС общего образования рисует перед нами новый образ выпускника школы, тем самым открывая огромное поле для исследовательской и проектной деятельности учителя, продукт которой будет, несомненно, востребован педагогическим сообществом.

Литература

  1. Галиулина Т.Н. “Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

  2. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.

  3. Иоффе А.Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника. — М.: АПКиППРО, 2010. — С. 97.

  4. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.

  5. Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5.

  6. Кочетурова Н.А. “Метод проектов в обучении иностранному языку”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

  7. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.

  8. Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. - Иркутск, 2003.

  9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.

  10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  11. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/proektirovochnaya-deyatelnost-uchitelya

Учитель ГБОУ школа 496

Московского района г. СПб

Паздникова Н.М.