Главная страница

Доклад по теме: «Организация работы по ознакомлению детей с зимними видами спорта»



Скачать 138.54 Kb.
НазваниеДоклад по теме: «Организация работы по ознакомлению детей с зимними видами спорта»
Дата14.04.2016
Размер138.54 Kb.
ТипДоклад

безимени-1

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей №14


(МБДОУ № 14)

Доклад по теме:

«Организация работы по ознакомлению детей с зимними видами спорта»

Выполнила:

инструктор по физической культуре

МБДОУ № 14

Клушина О.Ф.

Г.Н.Новгород, 2013г

Здравствуйте, дорогие коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи: Организация работы по ознакомлению детей с зимними видами спорта. Но прежде, чем рассматривать вопрос организация работы по ознакомлению детей с зимними видами спорта, давайте вспомним, что такое спорт, а так же историю его возникновения. А поможет нам в этом интересная викторина. Приглашаю всех вас в ней поучаствовать.

Вопрос №1 Где зародились Олимпийские игры? (Греции)

Вопрос №2 В каком году прошли I Зимние Олимпийские игры (1924году)

В каком городе? (Франции)

Вопрос №3 Где начинается эстафета Олимпийского огня? (От развалин храма бога Зевса в Олимпии).

Вопрос №4 Когда и где состоятся следующие Олимпийские игры?

Вопрос №5 Что представляет собой олимпийский флаг? (Белое полотнище с пятью переплетёнными кольцами 5 континентов. Синий - Европа, чёрный - Африка, красный-Америка, жёлтый - Азия, зелёный- Австралия).

Вопрос №6 Девиз Олимпийских игр? (Быстрее, выше, сильнее).

Вопрос №7 Кто выступил с предложением возродить Олимпийские игры? (Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен.)

Вопрос №8 Назовите талисманы предстоящих Олимпийских игр? (мишка, зайка, леопард)

На сегодняшней день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.
По статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника.
В настоящее время в Нижнем Новгороде значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки и т.д. Все чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты.


Наше дошкольное учреждение находится в экологически-неблагоприятной зоне, Горьковский Автомобильный Завод, Нижегородский Молочный Завод, Автотранспортное предприятия. В связи с низкой пропускной способностью автомобильных дорог атмосфера содержит высокую концентрацию выхлопных газов автомобилей. Да есть и свои плюсы. Рядом находится парк, спортивный комплекс «Северная звезда». Но родители работают в городе, возвращаются поздно и не имеют возможности водить детей в спортивный комплекс.

Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач, видеофильмов, компьютеров. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети – это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.
Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что « несмотря ни на какие трудности, мы будем наращивать усилия по развитию спорта в стране. Для этого нам нужно вырастить комплексную систему, которая бы, прежде всего, способствовала развитию спортивных навыков у детей, позволяла с раннего возраста выявлять среди них талантливых и перспективных спортсменов, с дошкольных учреждений»

Я выбрала данную тему потому, как считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом нужно с дошкольного возраста. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию

Поэтому перед собой поставила цель:

 формирование осознанного отношения детей и взрослых к своему здоровью через приобщение их к большому спорту.

Исходя из этого, в своей работе решала следующие задачи:

- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей и формировать потребность к занятиям, приобщения их к большому спорту;

- Способствовать развитию интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством организованной деятельности. Вести активную пропаганду здорового образа жизни

- Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, основные на сотрудничестве и взаимопомощи; выдержку, решительность, смелость.

В ДОУ созданы оптимальные условия для зимних видов спорта. Есть спортивный зал, физкультурная площадка. Как на физкультурной площадке, так и на участках групп имеются : снежная дорожка для катания на лыжах, каток, дорожка для скольжения, снежные валы, горки и т.д. А также представлена микросреда групп. Спортивные уголки оснащены: клюшками и шайбами, мини лыжами (с чехлами). Широко используется бросовый материал ( пластиковые бутылки, линолеум, дерево и т.д) .Свою работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с зимними видами спорта, я провожу в организованной учебной деятельности в рамках образовательной области «Физическая культура» «Познание» «Здоровья» «Музыка» «Художественное творчество» «Чтением художественной литературы» «Безопасность» Работа направлена на детей формирующих следующие интегративные качества.

Интегративные качества:

  1. Физически развитый,  овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Владеет соответственно возрасту основными видами движения при ходьбе на лыжах, катание на коньках, катание на санках и спортивной игре хоккей, наблюдается потребность в двигательной активности, владеют культурно - гигиеническими навыками ( умеет правильно подобрать соответствующую погоде одежду, лыжные ботинки подходящие по размеру своей ноги, различает правое и левое крепление, знает способы ухода за инвентарём).

  1. Любознательный, активный.

Проявляет активность при участии в подвижных играх и при обучении основным видам движения с зимними видами спорта.

  1. Эмоционально отзывчивый.

Проявляет эмоциональные переживания за товарищей во время занятий и подвижных игр, испытывает чувства радости (огорчения) по поводу победы (поражения) своей команды. Откликается на просьбы друзей и воспитателя.

  1. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

  1. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает установленные правила поведения во время занятий.

  1. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Ребёнок имеет представление и способен подобрать лыжи по росту, умеет правильно подобрать соответствующую погоде одежду, лыжные ботинки коньки соответствующие размеру своей ноги, различает правое и левое крепление.

  1.  Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшемсоциуме), государстве (стране), мире и природе.

Ребёнок имеет первичное представление о себе и своей семье, имеет представление о зимних видах спорта, о пользе сохранения своего здоровья и здоровья своих близких . Имеет представление о событиях происходящих в нашем государстве , связанных с подготовкой и проведением зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

  1. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.



Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  1. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

1. Владеет чувством ритмичной ходьбы на лыжах.

2. Владеет навыком равновесия.

3 .Имеет навык спуска с гор в средней стойке и подъему.

4. Владеет навыком подъема «лесенкой».

5. Имеет навык скользящего шага, правильной посадки лыжника

6. Имеет навык поворотов переступанием на месте и в движении.

7. Посадка конькобежца

8.Отталкивание ногами.

9. Повороты

10. Торможение

11. Ведение санок

12. Сидение на санках

Результат проводимой работы помогает отследить мониторинг. На данный момент мы имеем следующие результаты освоение детьми образовательной области «Физическая культура»:

Уровень усвоение детьми образовательной области «Физическая культура»

Группы

Количество детей




Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

II младшая

25

5%

45%

50%

Средняя

24

15%

75%

10%

старшая

22

15%

80%

5%

подготовительная

18

75%

25%%

0%

Структура внутреннего взаимодействия и формы работы, представлена в трех направлениях: работа с детьми, родителями, педагогами.

Рассмотрим методику ознакомление детей с зимними видами спорта.

Свою работу по обучению детей катания на коньках, я начинала с ознакомления с этим видом спорта и правилами поведения на катке. Далее знакомила детей с коньками, учила надевать ботинки, шнуровать их. Еще осенью, до выхода на лед, проводила подготовительные упражнения. На асфальтированной дорожке детей учила стоять, ходить на коньках, знакомила посадкой (упражнения: «Посадка конькобежца», «Отталкивание ногами», «Повороты», «Торможение»). Эти упражнения очень эффективно способствовали освоению детьми техники передвижения на льду, совершенствовали функцию равновесия. В конце ноября проводила групповые занятия на снежной утрамбованной площадке. Учила приемам самостраховки, техники самопадения. Затем учила отталкиваться в процессе разбега, сохранять правильную посадку, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, соблюдать правила передвижения – кататься только в одну сторону. В ходе своей работы я использовала разнообразные упражнения на закрепление каждого вида движения, игры , забавы.

Свою работу по ознакомлению дошкольников с лыжным спортом, я начала в физкультурном зале путем демонстрации рисунков, фотографий.

Обучение детей ходьбе на лыжах проходило в ряд этапов:

Подготовительный этап

В этот период проводила упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Большое внимание уделяю тренировке вестибулярного аппарата. С этой целью в гимнастические занятия включала различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьбе по гимнастической скамье, ходьбе по качающемуся бревну, бег с высоким подниманием ног, упражнения со скакалкой и др. В этот же период детей знакомила с лыжами, лыжными креплениями, стойками для хранения лыж.

В основном этапе перед собой ставила задачу обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. В основной части занятия проводила ОРУ и специализированные упражнения. Сюда же входило обучение спусков, подъемов на склоны. Занятия проводятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. И в заключительном этапе подводила итоги - (соревнования, зимний праздник, развлечения).

Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Детям я даю лишь элементарные представления о хоккее. Поэтому при обучении детей я вношу целесообразные изменения. Игры с клюшкой и шайбой, особенно на начальном этапе обучения, провожу на снегу. Детям легче удерживать равновесие, они быстрее передвигаются, и умело действуют клюшкой. Летом и осенью мы играем в хоккей на траве с малым мячом, а зимой на снегу. Играем в хоккей мы без коньков, без вратаря, так как действия детей еще неточные, и они много шайб забить не сумеют. Каждое точное попадание в ворота доставляет ребятам много радости, повышает интерес к игре. Учу детей правильно подбирать клюшки. Обучение ведению, броскам и ударам по шайбе начинаю с подготовительных упражнений. Вначале дети имитируют действия на месте с небольшой амплитудой, силой и скоростью, потом выполняют упражнения в движении. Подготовительные упражнения с клюшкой дети выполняют без коньков, скользя ботинками по льду. Ребятам это нравится, и они более уверенно чувствуют себя.

Одна из любимых зимних забав у детей является катание на санках. Изначально, в своей работе, я приучала детей выполнению техники безопасности. Например: после спуска быстро встать и уходить в сторону, соблюдать поочередность, выполняя упражнений. Удовольствие детям приносит не только спуск с горки, но и вождение друг друга. На ровном месте широко использовала игровой и соревновательный метод. Для детей старших групп, при спуске с горы я предлагала усложнение заданий. Например; ребенку нужно не только спуститься с горы, но и попасть в цель, объехать препятствия и т.д. Так же организовывала разнообразные игры, эстафеты между отдельными детьми, парами, тройками, командами.

Для общего развития ребенка огромное значение во время проведения занятий, развлечений, соревнований, индивидуальной работы является общение со взрослым, общение детей друг с другом. Я учу детей слушать и слышать другого, принимать участие в беседе, быть внимательным к самому себе и окружающим, понимать чувства и настроение другого, осмысливать свои действия, поступки и поступки другого. Для этого в работе с детьми широко использую следующие средства:

- схемы (движения, ситуации и т.д.);

- символы (эмоциональное состояние);

- схемы маршруты;

- видео и аудио материал.

Мною разработана картотека основных видов движений для организации занятий по зимним видам спорта.

С детьми провожу работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода (учитываю половой признак, группу здоровья, особенности психического и соматического развития). Работу по обучению детей зимним видам спорта строю в тесном взаимодействии с педагогами ДОУ и родителями.

Педагоги с детьми отражают видение олимпийских игр в рисунках и скульптурах. Дети участвовали в конкурсе рисунков на лучшее изображение атрибутики и символики Олимпийских игр. По рисункам детей « Мы любим спорт», «Олимпийцы среди нас» можно определить – какие виды спорта, и какие моменты состязаний больше всего интересуют каждого ребенка. На занятиях аэробикой учим двигаться под музыку, разучиваем композиции с предметами: мячами, ракетками, клюшками, гантелями. Дети с педагогами изготавливают макеты стадионов, рассматривают современные спортивные сооружения, являемся болельщиками спортивных передач «Большие гонки». На музыкальных занятиях разучиваются песни о спорте. Занятия проводятся в разной форме и используются разные приемы: беседы, игры, викторины, игры-эстафеты, головоломки, творческие задания, домашние задания (разгадывание кроссвордов совместно с родителями). Каждое занятие содержит познавательный материал в сочетание с практическими заданиями, необходимые для развития и закрепления навыков детей. Используются загадки, пословицы, поговорки, стихи, «вредные советы».

Родители воспитанников принимают активное участие в соревнованиях: «Папа, мама, я – спортивная семья», в спортивных праздниках, викторинах, «Знатоки спорта», «Что? Где? Когда?» С олимпийским движением также знакомятся и родители через стенды и папки передвижки: «Как люди стали спортом заниматься», «Родители – дети – спорт», Советы, как стать спортивной семьей», «Спортзал на дому», заочные интеллектуальные игры.

Интересно проходят родительские собрания: «Игровая аэробика», «КВН», «Растите крепышами». Наши родители не остаются безучастными, они также принимают участие в мероприятиях, предлагают свою помощь, с детьми ходят в походы, посещают бассейн, каток. С участием родителей и тренеров спортивных секций проводят мастер – классы по футболу, теннису, лыжам, ритмической гимнастике. Для закрепления материалов в группах предлагаются детям настольные игры: «Олимпийское многоборье», Команда чемпионов», «Две эстафеты», «Спортивный инвентарь».

Планирую в скором времени создать «Музей истории хоккея».

В ДОУ собран материал по ознакомлению детей со спортом и олимпийскими играми:

- Для родителей и педагогов информационные копилки «Будьте красивыми», «Растите здоровыми», «ЗОЖ», «Здоровый человек», «Сам себе тренер».

- Альбом «Путешествие в Олимпию», «История спорта», «Современные виды спорта», «Хочу все знать»

- Словарные странички знакомят с новыми видами спорта и словами: Болельщик», «Рекорд», «тренер», «старт», «финиш».

- Собираются коллекции спортивных медалей, вымпелов, значков, Кубков.

- Уголок «Здоровячки» дает знания о себе, о своем теле и что нужно делать, чтобы быть здоровыми.

- На протяжении многих лет оформляются альбомы «Наши достижения», «Наши рекорды в спорте». Наши дети являются желанными партнерами в играх, могут организовать игры- соревнования, выстроить товарищеские взаимоотношения в команде. Выпускники детского сада находят занятие по душе в спортивных секциях спорткомплекса «Северная звезда» и добиваются хороших результатов в дзюдо, плаванье, фигурное катание, футболе. Мы создаем условия для развития спортивных талантов ребенка, стремимся прививать ему любовь к спорту, сделать все, чтобы активный образ жизни вошел в жизнь ребенка и стал органичным продолжением его досуга в последующей жизни.

Замечено, что спортивные дети всегда активны, успешны, самостоятельны, талантливы, общительны, они лидеры и просто личности. Олимпийское образование позволяет нам более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни дошкольников. Оно играет важную роль в совершенствовании физической культуры ребенка. Кто знает, может быть, через несколько лет кто-нибудь из наших воспитанников будет прославлять наш город Нижний Новгород, область, Россию на олимпийских играх.