Главная страница


Духовно-нравственное развитие обучающихся как главный фактор педагогического взаимодействия школы и семьи



Скачать 54.13 Kb.
НазваниеДуховно-нравственное развитие обучающихся как главный фактор педагогического взаимодействия школы и семьи
Дата06.04.2016
Размер54.13 Kb.
ТипСтатья

"ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат № 23»

https://school-int23.ucoz.org

Ларченко Наталья Александровна

Анисенко Наталья Александровна

Статья на тему:

«Духовно-нравственное развитие обучающихся как главный фактор педагогического взаимодействия школы и семьи»
Школа и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети своевременно получали образование и профессиональную подготовку.

Актуальность проблемы взаимодействия семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха, и специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушениями слуха обуславливается такими обстоятельствами, как:

- единый объект образовательного процесса и семейного воспитания- ребенок –инвалид по слуху;

- общие цели и задачи его реабилитации и социализации;

- обоюдная заинтересованность во всестороннем изучении особенностей его развития, и раскрытия в нем лучших качеств и свойств;

- объединение усилий и координация действий в решении проблем по его обучению, воспитанию и развитию;

- обеспечение благоприятной атмосферы для адаптивной жизнедеятельности;

взаимное обогащение всех участников взаимодействия.

Помимо понимания и уважения к себе, каждый ребенок должен видеть перед своими глазами образец любви; на основе которого впоследствии может строить свои чувства по отношению к окружающим его людям. Если он не научится любви в семье своих родителей, то где же ему этому научиться?

Однако именно в семьях, где рождается ребенок с тем или иным нарушением в развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личностной трагедии родителей. Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей. Создает психологическое противоречие между созреванием новых семейных отношений и невозможностью их осуществления, которое может усугубляться, если это единственный ребенок в семье. В большей степени это касается слышащих родителей.

Большое значение во внутрисемейных отношениях имеет факт наличия или отсутствия нарушений слуха у родителей. В исследованиях В. Петшака установлено, что в семьях, где растут дети, имеющие неслышащих родителей, выявляются примерно равные положительные эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерны для семей слышащих.

Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными и проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е. И. Исенина, Д. Льютеман): 1 стадия – шок, 2 стадия – понимание, 3 стадия – «защитное отрицание», 4 стадия – «принятие глухоты», 5 стадия – конструктивные действия. Стадия шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь.

Вопрос взаимоотношения семьи и школы во все времена был актуальным, но новизна современной ситуации в том, что значительная часть современных родителей пытается разобраться в сущности подходов к обучению, в особенностях образовательных программ школы, в учебниках по которым работает педагог. Работа с родителями всегда трудна, в ней много непростых ситуаций, которые школа не всегда может решить самостоятельно. Проблемы, которые школа и семья должны решать вместе - это мотивация учения, формирование жизненных планов ребенка, выбор профессии; выявление причин отставания ребенка в учении и его пассивности в делах класса, достижение учеником благоприятного статуса в коллективе; выявление одаренности и развитие способностей ребенка, его познавательного отношения к миру. Очень важными аспектами являются также совместная забота о здоровье детей, а значит, выбор образовательной программы для ребенка и индивидуальный подход; совместная деятельность в трудные периоды развития детей и в период кризисов взросления, предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками и взрослыми, предупреждение асоциального поведения; формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, дальнейшей самостоятельной деятельности.

Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализация детей была и есть единственная специфическая функция семьи, а другие функции являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития. В детстве закладываются традиции семейного воспитания.

Для решения этой проблемы необходимо вооружить семьи педагогическими знаниями и умениями. В работу должны быть вовлечены не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. Способы организации занятий могут быть разными: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы.

Несмотря на то, что родители юридически не входят в школьный коллектив, они не менее педагогов заинтересованы в эффективной и успешной работе школы поэтому правильным будет вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Кроме того, родителям всегда необходима информация о видах и формах дополнительного образования, которая включает в себя: расписание работы кружков и факультативов (в школе); внешкольные формы углубленного освоения знаний (перечень рекомендуемых организаций и учреждений, в которых ребенок может развивать свои интересы и способности по предмету или образовательной области).

Создание единого пространства – школа и семья – оказывает непосредственное влияние на подготовку воспитанников с проблемами слуха к самостоятельной жизни и труду в обществе после окончания школы.

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагогов, стилем и тоном его отношений.

Сотрудничество семьи и школы в вопросах воспитания и обучения неслышащих детей всегда приносит положительные результаты.

Объединяя свои усилия в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития, они достигают согласованной реализации целей и содержания образовательно-воспитательной деятельности, развития социально значимых качеств личности (интересов, ценностных ориентаций и творческих способностей), координации взаимосвязанных действий в формировании речи и слухового восприятия как средств общения, в совершенствовании произносительных умений и познавательной деятельности.

Сотрудничество образовательного учреждения с семьями своих воспитанников должно быть организовано на принципах систематичности, научности, связи с реальной жизнью. Основная цель совместной деятельности школы и семьи – включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.

Связь школы и родителей должна иметь двусторонний характер – это важное условие эффективности осуществляемой работы с родителями. Только такое сотрудничество станет эффективным в достижении общей для родителей и педагогов цели – формирование полноценного члена общества

Используемая литература:

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/ Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: ООО»Аспект», 2005. – 448с.

2. Куликов В.Н. Совместная работа школы и семьи в обучении неслышащих детей//Совместная работа семьи и школы в обучении и воспитании глухих детей: Сб. материалов из опыта работы школы-интерната № 26 для глухих детей города Белгорода. – Белгород, 2002. – с.

3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклоненеиями в развитии. М., 2003

4. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (корец.) образоват. Учреждений 1 и 2 вида/ [Д.Ю. Алексеевских и др].; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 295с.