|
Духовно-нравственное воспитание личности учащихся Духовно-нравственное воспитание личности учащихся.
Нравственный облик личности
зависит, в конечном счете, от
того, из каких источников черпал
человек свои радости в годы детства. В.А. Сухомлинский
Одной из важнейших задач школы является развитие духовно-нравственной личности школьника. На учителя и классного руководителя родителями и обществом в целом возлагаются большие надежды, связанные, прежде всего, с воспитанием Человека. Становление личности учащегося происходит на протяжении всего периода обучения в школе. Духовно-нравственные качества ученика формируются на уроках литературы, истории, русского языка, изобразительного искусства, музыки и, конечно же, во внеурочное время. Классные часы, диспуты, посещение музеев, библиотек, совместные поездки занимают свое достойное место в системе духовно-нравственного воспитания учащихся. Эти мероприятия, потребность в которых всегда была велика, являются уроками воспитания души, одним из источников, из которых человек должен черпать те нравственные ценности, с которыми он будет идти дальше: чувство патриотизма, уважения к историческому наследию нашей Родины, уважение культуры других народов, любовь к родителям, к семейным ценностям, чувство сострадания, любовь к ближнему. Благодаря умелой организации воспитательного процесса, у учащихся формируется ценностное отношение к природе, животным, миру прекрасного, формируются представления об эстетических идеалах и ценностях, воспитывается чувство товарищества.
Опыт работы, преподавание курса «Основы православной культуры», личный опыт позволили мне создать собственную систему воспитания учащихся, которая включает:
программу духовно-нравственного воспитания личности учащихся на уроках внеклассного чтения;
программу духовно-нравственного воспитания личности учащихся в период летней оздоровительной кампании;
программу духовно-нравственного воспитания личности учащихся во внеклассной деятельности.
Цель программ – развитие духовно-нравственной личности школьников
Задачи:
воспитание чувства патриотизма, уважения к историческому наследию нашей Родины,
уважение культуры других народов, формирование навыков общения и толерантности;
воспитание уважения к родителям, к семейным ценностям;
воспитание чувства сострадания, сопереживания;
воспитание ценностного отношения к природе, животным (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
воспитание чувства товарищества, коллективизма;
развитие творческих способностей.
Подпрограмма.
Роль внеклассной деятельности в системе духовно-нравственного воспитания учащихся. (Из опыта работы)
Внеклассная деятельность - это непрерывный процесс совместной работы учителя, ученического коллектива, родителей, представленный разнообразными формами.
Моя программа внеклассной работы состоит из 7 разделов, каждый из которых предваряется краткой характеристикой возраста. В разделах указаны формы работы, темы мероприятий, возможные сроки их проведения.
Особенностью моей программы является обязательное включение бесед о религии, потому что именно религия дает нам ответы на многие вопросы, в частности, чему учить ребенка. Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» своевременно и необходимо, но недостаточно. Очень важно продолжить беседы о религии в средних и старших классах.
Вот что об этом писал академик Д. С. Лихачёв (один из немногих крупнейших учёных и деятелей русской культуры, провозгласивший необходимость возврата к религиозным ценностям): «Воспитывая детей в заветах определённой религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры, чем тогда, когда даём им безрелигиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняет человека, а от богатства легче отказаться, чем его приобрести. Религия же – именно богатство. Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, объединяет людей в выполнении обычаев, обрядов, таинств, составляет самую убедительную основу нравственности. Без религии всегда есть соблазн эгоизма, соблазн замкнутости в своих личных интересах».
5 класс.
Наблюдения за пятиклассниками показывают, что дети в этом возрасте очень подвижны, зачастую трудно управляемы, у них кипучая энергия, которую классному руководителю необходимо правильно использовать. Ученики в этом возрасте очень чутки к миру животных, миру природы. У детей четко разграничены понятия добра и зла. Школьники ревностно отстаивают свою правоту, не молчат о проступках одноклассников. Дети в этом возрасте наблюдательны. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что учащиеся откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела. Но долго сосредотачивать внимание на каких-нибудь предметах, действиях ученики еще не могут, поэтому классному руководителю, учитывая эти особенности, надо чаще менять вид деятельности, проводить как можно больше подвижных игр. Мероприятия, проводимые в 5 классе.
Направление
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Нравственность
| «Кто я? Какой я?» Игра.
Поздравление с Днем учителя ветерана педагогического труда.
| «Дверь в детство» Путешествие детей в детство их родителей.
| «Я через 5 лет». Экскурсия в портретную галерею класса.
| Классный час «Архив 5А класса» – праздничное представление, посвященное итогам совместного общения за год
| Духовность
| Посещение православного храма. Беседа со священником о необходимости посещать храм Божий.
| Храм и его устройство
| Храм и его устройство Правила поведения молящихся
| Таинства церковные
| Общение
| Классный час
«Вот и стали мы на год взрослей»
| Классный час «Мир моих интересов»
Театрализованное представление
повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
| Классный час «Памятные даты моей семьи»
Классный час «Братья наши меньшие»
| Классный час «Обычаи и традиции народов мира»
| Досуг
| День осеннего и летнего именинника
| Праздник «Новый год»
| День зимнего и весеннего именинника
| Поездка в город Элисту
| Гражданин
| Экскурсия по памятным местам родного села.
| Классный час, посвященный Дню Конституции.
| Посещение музея РОВД, сельского музея.
Конкурс, посвященный Дню Защитника Отечества «А ну-ка, мальчики»
| Участие в конкурсе патриотической песни.
Участие в смотре песни и строя
| Семья
| Праздничное мероприятие, посвященное Дню пожилого человека «Бабушкины руки»
| Праздничное мероприятие, посвященное Дню Матери «Моя мама лучшая на свете»
| Конкурс для мам «А ну-ка, мамочки»
| Спортивные семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»
|
6 класс
В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.
Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.
Значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых.
Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям.
Мероприятия, проводимые в 6 классе.
Направление
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Нравственность
| «Мои интересы, мои увлечения». Аукцион увлечений и интересов учащихся.
Поздравление с Днем Учителя ветерана педагогического труда.
| «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей» Интерактивная игра.
| «Окна моего дома. Что они для меня значат?» Час общения.
Участие в акции «Посади дерево»
| «Иметь свое мнение – это важно?!» Беседа.
Участие в конкурсе «Многоликая Россия»
| Духовность
| «Святые невинно убиенные Борис и Глеб». Просмотр видеофильма
| Святой Александр Невский
| Святая Ксения Петербургская.
Святая Иулиания Муромская
| Путешествие по Святым местам г.Кисловодска, г.Минводы, г.Ессентуки
| Общение
| Час общения. «Мир моих способностей»
| Час общения.
«Профессии милосердия и добра»
| Классный час. «Цели моей жизни»
| «Цвета эмоций»
Психологический тренинг
Час общения
«Люди спасают животных»
| Досуг
| Праздник рождения класса
| Обычаи и традиции моей страны.
| Святочные гадания.
Конкурс «А ну-ка, девочки»
| «Ода книге»
Праздник
| Гражданин
| Посещение сельского музея. «Улицы села, названные именами партизан».
| Посещение сельского музея.
Классный час «Памятные даты моей страны»
| Посещение сельского музея. «Битва за Кавказ»
| Участие в конкурсе патриотической песни.
Участие в смотре песни и строя
| Семья
| Глаза в глаза.
Встреча с родителями
| День Матери. Праздничный концерт.
| Конкурсы для мам «А ну-ка, мамочки»
| Письмо родителям
|
7 класс.
7 класс – это период бурного взросления. В седьмом классе у подростков в концентрированном виде проявляются проблемы переходного возраста; в этот период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим эмоциональным состоянием. В этот период активно развивается словесно-логическое мышление, подростки с радостью воспринимают задания, для выполнения которых нужно размышлять, поспорить, придумать различные варианты решения проблемы. Кроме того, подростки начинают мыслить быстрее.
Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. Мероприятия, проводимые в 7 классе.
Направление
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Нравственность
| «Мои хочу и мои могу». Диспут
| «Скажи, кто твой друг и…» Интерактивная игра
| «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности. Беседа
| Участие в конкурсе «Многоликая Россия»
| Духовность
| Что дает современному человеку религиозность?
Беседа
| Православное чудо.
Просмотр видеофильма
| Заповеди Божии
| Моральные основы жизни
| Общение
| «Как развить свой талант?» Час общения
| «Люди, на которых хотелось бы быть похожим»
Классный час
| «Компьютер в жизни человека»
Час общения
| Азбука вежливости
| Досуг
| Психологическая игра «Цвета эмоций»
Час общения
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
| Психологический тренинг
«Всеобщее внимание»
| Рассмеши комика.
Игра
| Поездка в г.Ставрополь.
Посещение краеведческого музея
| Гражданин
| Посещение сельского музея.
| Классный час «День народного единства»
Классный час «День Конституции»
| Классный час «Символы России»
| Участие в конкурсе патриотической песни.
Участие в смотре песни и строя
| Семья
| «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»
Беседа
| Роль семьи в жизни человека.
Беседа
| Доверяю ли я родителям?
Беседа
| Понимают ли меня мои родители?
Беседа
|
8 класс.
В 13-14 лет то, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом, т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки — мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и
мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты
и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами
того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится
жестокостью, независимость — подлостью, любовь к себе — насилием над другими.
Девочки—подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним
взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования
показывают заметное смещение акцентов с традиционно — положительных моральных
ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки
считают идеальным тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую
жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты: - формирование нравственных качеств личности
-знакомство с примерами положительных идеалов.
Мероприятия, проводимые в 8 классе.
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Нравственность
| «Умею ли я любить?» Аукцион мнений.
| «Люди, без которых мне одиноко». Этическая беседа
| «Ответственность и безответственность»
Классный час
| «Страна, в которой мне бы хотелось жить». Защита фантастических проектов.
Участие в конкурсе «Многоликая Россия»
| Духовность
| Церковные праздники, отмечаемые осенью
| Церковные праздники, отмечаемые зимой
| Церковные праздники, отмечаемые весной
| Церковные праздники, отмечаемые летом
| Общение
| «Портрет друга, которого я хотел бы иметь»
Час общения
| «Герб моей семьи. Каким он может быть?»
Классный час
| «О вкусах не спорят?»
Диспут
| «Профессионал. Кто он?»
Классный час
| Досуг
| Психологическая игра «За что нам нравятся люди?»
| «Ода дневнику»
Юморина
| Викторина о животных и природе
| Поездка в горы
Час общения
«Благодарная природа и неблагодарный человек»
| Гражданин
| День Героев Отечества
Классный час
| Флаги Советской эпохи
Классный час
| Жизнь замечательных людей
Классный час
| Участие в конкурсе патриотической песни.
| Семья
| «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»
Беседа
| День Матери.
Праздничное мероприятие
| Семейная игра «Счастливый случай»
| Понимаю ли я своих родителей?
Беседа
|
9 класс
Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту–
это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.
Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста:
1. Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.
С одной стороны, девятиклассники стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков. Претендующие на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют.
С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.
Девятиклассники все чаще обращают взгляд на собственный внутренний мир и соотносят его с миром внешним: «Кто я? Какой я? Каково мое место среди других». Именно «Я» – сам по себе и как субъект взаимодействия с «Другими» – становится доминантой мироощущения старшего подростка.
Стремление подростка углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, что побуждает интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми, и если учитель делает замечания об отрицательных чертах его характера – возникает аффективная вспышка и конфликт.
2.Отсюда - интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интерес одноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии.
3. Расширяется потребность в общении и его «география». «Старшие подростки в отличие от предыдущих возрастов оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию». С одной стороны, неплохо, что одноклассникам хочется общаться и после школы, но с другой – совершенно понятно, что этому общению могут сопутствовать и всякого рода антисоциальные деяния: выпивка, примыкание к сомнительным группировкам «ближних взрослых».
Проконтролировать такой «досуг» невозможно, запрещать – по меньшей мере глупо. Выход из ситуации – так называемый «закон садовника»: если старшие подростки будут иметь возможность проводить хотя бы часть свободного времени в своем классе с интересом и пользой для себя, тяга к улице в той или иной степени ослабеет. К тому же окультуренные нормы и ценности общения, приобретенные в классе, помогут ребятам устоять против неизбежных соблазнов за стенами школы.
Межличностное общение девятиклассников может осложняться и другими проблемами, если класс находится на низкой ступени коллективного развития: старшие подростки в этом случае бывают более нетерпимы и даже агрессивны по отношению друг к другу, чем школьники других возрастов. Этому может способствовать тревожность по поводу предстоящих жизненных перемен и волнующих ребят вопросов: кого возьмут или не возьмут в старшие классы; что ждет тех, кто уйдет из школы? Но эти настроения могут не только разъединять, но и объединять ребят, если в классе создана атмосфера общей заботы и поддержки.
4.Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия («лишь бы не мешал») до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.
5. Ярко выражена у девятиклассников и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками.
6.Значимой деятельностью для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если старший подросток собирается продолжать образование. Однако учение далеко не всегда становится учебной деятельностью старшего подростка. Этому мешают две основные причины.
Во-первых, девятиклассники далеко не всегда имеют возможность проявить собственную субъектность на уроке в индивидуальных и групповых проектах, в коллективных формах работы, в самостоятельной деятельности, т.к. форма обучения, как правило, остается по-прежнему фронтальной. С девятиклассниками, как правило, работают теми же способами, что и с младшими подростками: в глазах учителей они по-прежнему в первую очередь школьники и объекты их непререкаемых требований.
Во-вторых, растущие с каждым днем проблемы социализации старшего подростка нередко сводятся учителями только к проблеме успеваемости. В то время как, по мнению психологов, «нельзя, “вытаскивая” успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка, а можно сделать лишь наоборот».
Некоторые подростки к девятому классу действительно окончательно теряют всякую ориентацию в изучаемых предметах, превращаясь в неких «иностранцев», давно уже не понимающих, о чем говорят и чего от них требуют учителя. Естественное стремление избежать очередного «избиения младенцев» перед лицом класса заставляет их прогуливать уроки и конфликтовать с учителями.
Еще более значимой становится коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы, в которых можно уже не казаться, а быть взрослыми в необычных, порой экстраординарных условиях; всевозможные формы «деятельности-общения» – дискуссии, тренинги, темой которых является раскрытие их «Я» и взаимоотношения с другими.
Окончание девятого класса – это не только завершение этапа общего образования, не только первые серьезные экзамены и получение первого официального документа об образовании. Это прощание с детством и отрочеством, для многих – прощание со своим классом и грядущая первая серьезная встреча со взрослой жизнью.
Поэтому велика для девятиклассника значимость мудрого и понимающего классного руководителя. Настоящий воспитатель видит все возрастающие проблемы социализации, с которыми сталкиваются его воспитанники, но осознает, что не всегда и не во всем может оказать им реальную помощь: компенсацией этому пусть будет искреннее внимание и понимание трудностей каждого подростка и всего класса, доверительный диалог с ними и добрый совет значимого старшего товарища. Мероприятия, проводимые в 9 классе.
Направление
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Нравственность
| «Я имею право на…» - разговор на заданную тему.
| «Всему начало – любовь» - праздник
| «Счастливый билет моей судьбы». Нравственный экзамен.
| «Прекрасное и безобразное в моей жизни».
Дискуссия
| Духовность
| Милосердие
| Подвиг
| Добро и зло
| О сквернословии
| Общение
| Час общения.
Простые истории человеческой дружбы.
| Час общения.
Улицы, от названия которых становится теплей.
| Час общения.
Мои профессиональные приоритеты
| Час общения.
Как научиться говорить «нет»
| Досуг
| Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение?
| Безвредного табака не бывает.
| Всего одна рюмка
| Поездка в
г.Волгоград
Беседа
«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить»
| Гражданин
| «Права и обязанности гражданина РФ»
Классный час
| «Россия – родина моя»
Сочинение-миниатюра
| «Патриотизм без экстремизма»
Классный час
| «Правонарушения»
Беседа с инспектором по делам несовершеннолетних
| Семья
| «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое»Беседа
| «Любовь в семье»
Беседа
| «Любовь к родителям – основа всех добродетелей»
Беседа
| «Спор поколений: вместе и врозь»
Ток-шоу
| 10 – 11 класс
Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников.
В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, поэтому требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» - неуспевающим. Особенно часто это случается тогда, когда ребенок по настоянию взрослых поступает в престижное учебное заведение с усложненной программой, где критерии оценки его знаний и способностей иные, чем в «родной» школе. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, то есть более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.
Возраст любви и... отдыха от трудов
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема - ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом. Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» ребенка примерно так: «Опять ты валяешься на диване! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничто не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону до одури!..». Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, — ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребенка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают свою дорогу удачной, надежной и, к сожалению, единственно правильной. Если же не все в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении. Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).
Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе. Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований. Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
Мероприятия, проводимые в 10 классе
Направление
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Нравственность
| «А если не получилось?.. Что дальше»
Диспут
| «Я среди людей, люди вокруг меня. Деловая игра
| «Чувство взрослости. Что это такое?
Этическая беседа
| Моя будущая профессия. Какой я ее вижу?
Экскурсия в мир профессий
| Духовность
| Совесть и раскаяние
| Клевета
| Прощение
| Молитва
| Общение
| Час общения.
Как бороться с вредными привычками?
| Час общения.
Моя страна на карте мира
| Час общения.
Я имею право, я обязан…
| Час общения.
Дом, в котором я живу
| Досуг
| Как научиться властвовать собой?
| Недостатки человека и их влияние на его судьбу
| Разговор с самим собой по душам
| Гении, таланты и я среди них!
Заседание психологического клуба
| Гражданин
| «Мошенничество. Защити себя сам»
Классный час
| «Ответственность несовершеннолетних»
Беседа
| «Сила России – в единстве народов»
Классный час
| «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…»
Классный час
| Семья
| «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких»
Беседа
| Понятия брак и семья.
Диспут
| Генеалогическое древо моей семьи
| Приоритеты воспитания в моей семье
Диспут
|
Мероприятия, проводимые в 11 классе.
Направление
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Нравственность
| Какие воспоминания оставлю я о себе в школе?
Классное собрание - разговор
| «Есть только миг между прошлым и будущим…»
Дебаты
| «Мой профессиональный выбор. Прав я или нет?
Презентация
| «Моя миссия в мире»
Конференция
| Духовность
| Заповеди блаженства
| Венчание
| Соборование
| У святой Чаши
| Общение
| Час общения
Любовь в жизни человека
| Час общения
Вступая во взрослую жизнь
| Час общения.
Все работы хороши, выбирай на вкус
| Час общения.
Оформление плакатов о классе
| Досуг
| «Искусство моего края»
Огонек
| Песня в жизни человека.
| Поэзия в жизни человека
| Юмор в жизни человека.
| Гражданин
| «Твое право выбора»
Классный час
| «Культура межнациональных отношений»
Классный час
| Современные субкультуры.
| «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца»
Классный час
| Семья
| «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»
Беседа
| Проблемы современных детей
Дискуссия
| Традиции моей будущей семьи
| Последний звонок
|
Заключение.
Воспитание школьника – процесс многолетний. Результаты нельзя увидеть сразу, они обнаруживаются по окончании школы в отношениях к ближним, к природе, животным. И если наши ученики будут оставлять о себе только положительные отзывы, если они не будут равнодушными и черствыми, не пройдут мимо чужого горя, значит, наши беседы и классные часы были не напрасны.
|
|
|